Урок ОБЖ Автономное существование человека в природе

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономное существование человека в природе

Цель урока: Последовательно систематизировать первоначальные знания и умения, необходимые человеку для выживания в экстремальной ситуации, возникающей в условиях природы.

Задачи:
1) Развивающие:

  • создание положительной мотивации на уроке;

  • вовлечение класса в активный процесс познания;

  • обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

  • развитие воображения.

2) Обучающая:

- обобщение и закрепление знаний, умений и навыков учащихся о способах выживания в экстремальной ситуации природного характера;

- учить находить решение в экстремальной ситуации, связанной с природными условиями; развивать мыслительные операции, умение анализировать событие, обстановку и давать им оценку;

3) Воспитательная:

- развивать навыки самоконтроля при работе в группе;

- воспитание интереса к предмету.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point, , карточки с заданием.




Ход урока

Организационный момент.

На отдельном столе разложены бумажные кораблики различного цвета. Дети при входе в класс, выбирают себе один парашют (тем самым они делятся на группы).

«Собраться вместе - это начало.

Держаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех»

Генри Форд «О сотрудничестве»

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Давайте мысленно подарим друг другу добрые слова, улыбнемся и пожелаем доброго дня. А я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. Садитесь!

Сегодня мы совершим с вами путешествие на нашем маленьком корабле (на доске прикреплен корабль). Но для того, чтобы пройти на наш корабль необходимо не забыть свою спасательную лодку. Представьте, что неожиданно наш корабль сел на мель.. Но у нас с вами есть лодки, и мы благополучно причалили к берегу, однако оказались в экстремальной ситуации вынужденной автономии. Итак, давайте начнем наше путешествие.

II. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися:

Формулирование темы и целей урока.

-Посмотрите небольшой фрагмент мультфильма, сделанный по заказу МЧС, и скажите, чему будет посвящен наш урок.

(Просмотр фрагмента м\ф «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе» (1мин 07 сек)

Беседа по фрагменту м\ф

- О чем будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

-Тему урока можно сформулировать так: «или автономное существование человека в природе».

А как назвать вас, оказавшихся на острове? Робинзоны

А девиз урока: «Предвидеть. Знать. Уметь» (запись на доске)

-Предвидеть что? Опасность

Знать что? Правила поведения в экстремальной ситуации

Уметь что? Правильно действовать в сложной ситуации.

- Для чего нам необходимы эти знания?

И так, цель урока:

Систематизация знаний и умений, необходимых человеку для выживания в экстремальной ситуации, возникающей в условиях природы.

Задачи:

Будем учиться действовать в группе, согласовывая свои действия;

Будем учиться находить решение в экстремальной ситуации.

За работу! Результатом нашей работы станет памятка

«Действия человека по выживанию в природе» (заготовки лежат на партах).

Работа с понятием.

-Что такое «автономное существование»? (Это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой).

-Каким образом человек может оказаться в автономном существовании?

(Добровольно или вынужденно)

- Приведите примеры вынужденного существования?

(Авария транспортных средств, потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи, нефтяники), потеря ориентировки на местности (блуждание).

Работа в парах

Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

-На прошлых уроках мы рассмотрели некоторые вопросы выживания в природных условиях.

Сегодня мы обратимся к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и найдем отрывки, иллюстрирующие способы выживания человека, оказавшегося в условиях автономного существования.

Ребята, хочется отметить, что история Васютки - это реально произошедший случай с самим В.П. Астафьевым в детстве.

-И так, ваша задача озвучить отрывок и дать анализ действий героя в условиях автономного существования, опираясь на полученные знания.

(Приложение №1, отрывки 1-4).

Приложение №1.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:

- Ты от затесей далеко не отходи - сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

- Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

- Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес - бери еду, бери спички.

Приложение №2

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди… и получится тропинка.

Приложение №3

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило.

Вдруг он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть.

Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим…

- Ффу-ты, чёрт! Где же затеси? - Сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина. - Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти, - заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх. - Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели - значит, в ту сторону север, а где ветвей больше - юг. Та-ак…

После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой - новые…

Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:

- Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! - хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: - Шагом арш! Эть, два!

Но бодрости хватило ненадолго. Затесей всё не было и не было. Порой мальчику казалось, что он ясно видит их на тёмном стволе. С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал…

Приложение №4

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

4. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» - вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

Перво - наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул - вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров - веселее с ними.

Итак, вы прочли текст и сделали выводы. Давайте послушаем каждую пару.

Выводы:

1 гр. При подготовке к походу собирают необходимое снаряжение, продукты питания, одежду по сезону.

2 гр При передвижении по незнакомой местности необходимо ориентироваться относительно окружающих предметов и рельефа, которые необходимо использовать как маяки, указывающие на ваше местоположение.

3 гр Стороны горизонта можно определить по признакам некоторых местных предметов. Не подумав, не делай ни одного шага. Не паникуй.

4 гр. При автономном существовании в природных условиях умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.



  1. Открытие новых знаний.

Спасибо, мы продолжим работать над произведением немного позже. А сейчас остановимся.

Физкультминутка

У вас на партах текст номер 5.

Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Приложение №5

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку - охотничье блюдо!

Вывод из прочитанного текста: Надо развести костер и добыть пищу.

Решение жизненных ситуаций.

Огонь был и будет символом жизни. Во все времена он помогал человеку в различных ситуациях: спасал от зверей, обогревал в холода, на нем готовили пищу. А сейчас он нам нужен как никогда.

Подготовьте советы от каждой группы

1 Где правильно расположить костер?

2 группа - Как подготовить площадку для костра? Где нельзя разводить костер?

3 группа - Как развести костер в сырую погоду?

4 группа - Как подготовить растопку для костра?

Отчет групп по самостоятельной работе.

Практическая часть: изобразить костры при помощи брусков.

-Выберите сами необходимые виды костров, которые помогут обсушиться и обогреться. Дайте пояснение: почему именно эти виды костров вы выбрали.

Приложение: «Виды костров».

КОЛОДЕЦ ШАЛАШ ЗВЕЗДА НОДЬЯ

К сожалению, в лесу не всегда с собой могут быть спички. А как добыть огонь без спичек?

Сейчас мы попробуем добыть огонь, используя те предметы, которые могут быть у нас с собой. Как можно добыть огонь в лесу?

Давайте проведем с вами опыт.

Я беру марганцовку, глицерин и немного воды. Все это смешиваю, заворачиваю в бумагу и оставляю на несколько секунд.

Учитель :

Спасти себя мы можем только сами.

- Что необходимо сделать для выживания в условиях автономного существования?

- Суметь сориентироваться в пространстве. Как? (Приметы, компас, часы)

А давайте сейчас сделаем с вами компас из подручного материала: скрепки, листочка, тарелочки с водой. Все это у вас есть на столах.

Изготавливают компас. (Сверяем с компасом)

Вода - источник жизни в лесу. Как можно добыть воду в лесу? А если вода мутная, что можно использовать для очистки воды?

Учитель

Молодцы! С этим заданием вы отлично справились. Но чтоб вернуться домой, вам необходимо выполнить задание самостоятельно.

Проверка знаний. Работа по составлению памятки.

- И так, давайте вспомним, над чем мы сегодня работали?

- Какие цели перед собой ставили?

- Какой продукт коллективной деятельности должны были создать?

(Памятка «Действия человека по выживанию в природе»)

- Предлагаю в течение 3 минут поработать над памяткой, используя те знания, которые вы получили из рассказа замечательного сибиряка Виктора Петровича Астафьева. И с уроков Азбука безопасности. А далее мы вместе ее подкорректируем.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Групповая работа.

Фронтальная проверка.

Составление памятки:

  1. Преодоление страха и возможного стрессового состояния.

  2. Оказание помощи и самопомощи в случае травмы или ранения.

  3. Спасение имущества и запасов продовольствия.

  4. Добыча огня и построение временного укрытия.

  5. Добыча воды и пищи.

  6. Установление связи и подача сигналов бедствия.

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Настроение у меня от путешествия бодрое, веселое, все остались живы и здоровы.

Выберите для себя фразу и продолжите её:

Сегодня на уроке мы узнали…

Теперь мы умеем…

Было интересно…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

А закончить наш урок мне бы хотелось притчей: Всем большое спасибо за активную работу на уроке. Желаю удачи.

© 2010-2022