• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Выступление на РМО «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ»

Выступление на РМО «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ.»

П.В.Кузьмин, учитель ОБЖ МКОУ Пугачёвской СОШ.

Уроки ОБЖ как никакие другие, призваны исполнять заказ государства формировать в детях гражданско-патриотическую позицию в отношении своей страны и общества. Рабочие программы особенно в 10 и 11 классах содержат темы, непосредственно касающиеся патриотического воспитания подрастающего поколения. Большой блок тем служит задачам подготовки юношей к достойному исполнению долга - прохождению срочной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Преподавателям ОБЖ необходимо не только наделить учащихся теоретическими знаниями о службе в армии, но воспитать в детях духовную стойкость, святую веру в необходимость защиты своего Отечества. Делать это не так просто потому, что кардинальные преобразования в нашей стране конца XX- начала XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической, духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, спорта, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Особенно ярко это прослеживается на территории некоторых бывших советских республик, а ныне независимых государств. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам семьи. Еще совсем недавно проявлялась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Очень жаль, что множество людей, живущих на постсоветском пространстве, по разным причинам, а в большинстве случаев в силу своего невежества и нежелания глубоко вдумываться в суть потока противоречивой информации, забывают уроки прошлого и легко меняют мировоззренческие устои. Но все они должны помнить о том, что повторяя слова руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области О. Н. Мосолова, «история остается строгой и точной наукой, и никому не удастся переписать историю страны по собственному желанию». Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Жалкий народ, для которого не существует прошедшего. Уважение к минувшему - вот та черта, которая отличает образованность от дикости». В этом плане трудно переоценить слова писателя Валентина Пикуля: «Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и сильнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости».

История нашей Родины изобилует примерами героических подвигов наших людей и в мирное и в военное время, на примерах которых мы обязаны воспитывать в подрастающем поколении высокие гражданско-патриотические чувства. Генерал-майор в отставке С.В. Тимашевской говорил: «Героизм и подвиги, как высшее проявление патриотических чувств, всегда были и остаются национальным достоянием нашего Отечества».

Приводя примеры героических военных подвигов необходимо говорить учащимся, что все они были совершены либо вовремя освободительных войн, либо во время выполнения нашей страной условий военных договоров с дружественными странами, что не противоречит нормам международного законодательного права. Русский патриотизм формировался в течение многих сот лет борьбы с многочисленными агрессорами, но в постперестроечное время это чувство в наших людях притупилось. Отрадно отметить, что благодаря реформам в устройстве Российской армии последних лет, престиж службы в армии постепенно повышается, увеличивается количество молодых людей, изъявляющих осознанное желание выполнить свой конституционный долг - отслужить срочную службу в ВС РФ или полностью связать свою жизнь со службой в армии в качестве военных командиров.

Очень жаль, что все меньше и меньше в живых остается ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, от которых обучающиеся могли бы из первых рук услышать правду о войне. Но есть ветераны военных действий в Афганистане и Чечне, которые тоже своими рассказами могут способствовать формированию патриотических чувств в наших детях. Не нужно забывать об этом и приглашать бывших военных в гости в школу. Значительно пополнят копилку знаний и просто ребята, прошедшие срочную службу в армии. Из фотографий со службы можно сделать компьютерные презентации и использовать их в качестве «подлинного» учебного материала.

Главными задачами гражданско-патриотического воспитания в школе являются:

  • привитие любви к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре;

  • формирование запаса знаний об исторических фактах и явлениях;

  • формирование способности объективной оценки исторических фактов и явлений;

  • формирование представления о социальных явлениях;

  • формирование привычки поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам;

  • формирование умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;

  • стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию;

  • развитие способности определять собственную гражданскую позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Формы реализации системы гражданско-патриотического воспитания:

  • лекции;

  • симпозиумы-дискуссии;

  • работа по изучению материалов исторических журналов;

  • конференции;

  • круглые столы (в том числе с приглашением ветеранов и бывших военнослужащих);

  • концерты;

  • уроки-рассуждения;

  • уроки-версии;

  • семинары;

  • уроки-мужества;

  • общешкольные линейки;

  • военно-учебные сборы;

  • участие в декадах и месячниках военно-патриотического воспитания и посвященных Дню Защитника Отечества;

  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике различного уровня.

Цитируя генерал-майора в отставке С.В.Тимашевского: «Главное и сегодня - повернуться лицом к коренным отечественным ценностям и традициям: верность отцу и матери, роду и Отечеству. Воспитывать у молодежи доброту и милосердие, правдивость и бескорыстие, честь и достоинство, готовность к защите родного Отечества».













Использованная литература:

  1. «Ратная слава России. Воинская слава Воронежа». С.В. Томашевский, А.Н. Юрасов. ГУП ВО «Воронежская областная типография». Воронеж. 2012 год.

  2. «Дни воинской славы России». - Москва: Издательство «Патриот», 2006 год.

  3. «Русская армия в русской истории». И. Волкова. Москва. Эксмо. Яуза. 2005 год.

5


© 2010-2022