• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Доклад на тему Работа с одарёнными детьми на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

Доклад на тему Работа с одарёнными детьми на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами. Актуальность данной работы подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Работа с одарёнными детьми на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"






Секция 2

"Выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей среднего и старшего школьного возраста в образовательном учреждении"



Игнашина Альбина Вячеславовна

учитель ОБЖ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2»





































2012 год

"Работа с одарёнными детьми на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности" proshkolu.ru/lib/id/15809/

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Актуальность данной работы подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа" и Регионального уровня: концепция «Одаренные дети Красноярья»,

долгосрочная целевая программа «Одарённые дети Красноярья».

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием. Нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Цель работы с одарёнными детьми - создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей в интересах личности, общества, государства.

Задачи:

  1. Познакомиться с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и методических приемах работы с ними.

  2. Создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического, творческого развития одаренных детей.

  3. Познакомиться с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

  4. Провести отбор тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

  5. Предоставить возможность учащимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.

  6. Привлекать учащихся к участию в различных внеурочных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  • Изучение индивидуальных особенностей учащихся - и физических (здоровье), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности и даже условий жизни в семье.

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, тестирование, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями.

  • Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

  • Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

  • Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, брейн-ринги, викторины. Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям.

  1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках ОБЖ.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Так, направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению ОБЖ предоставляет дифференциация домашнего задания.

Прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней.

- первый уровень - обязательный минимум,

- второй уровень - тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу.

- третий уровень - это творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, составить презентацию и др.

  1. Метод проектов.

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

Творческие проекты по ОБЖ выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная презентация. ПРИМЕРЫ

  1. Применение инновационных технологий в преподавании ОБЖ.

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках ОБЖ текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков ОБЖ. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет мне, как учителю ОБЖ, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Ребята стараются самостоятельно применять проектор.

Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Мне, как учителю ОБЖ, очень удобно использовать на уроках сеть Интернет. Поисковые системы позволяют по одному слову найти нужную информацию. Например, по слову «стихийные бедствия» можно найти характеристику всех стихийных бедствий. Правда, при этом приходится обрабатывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных, порой неожиданных сведений.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на три группы:

  • Уроки демонстрационного типа.

Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

  • Уроки компьютерного тестирования.

Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

  • Интегрированные уроки.

Такой урок провожу совместно с психологом школы, медицинским работником. При объяснении нового материала я использую схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

Мною разработано более 40 компьютерных презентаций, которые успешно применяются в процессе обучения ОБЖ школьников с 5 по 11 класс, а также для внеклассных мероприятий.

На уроках ОБЖ используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении ОБЖ. Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Применение опорных конспектов на уроках ОБЖ, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.

  1. Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметные олимпиады, конкурсы, акции)

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по ОБЖ. Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения брейн-рингов и викторин, предметных недель. Учащиеся с удовольствием участвуют в городских соревнованиях: «Школа безопасности», конкурсах по стрельбе и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: ищу олимпиадные задания, решаю их сама, потом совместно с учащимися проверяем.

В итоге мои ученики в 2011-2012гг. имеют призовые места в школьной олимпиаде (Толстикова А., Михайлова И., Рузметова В., Колмогоров И., Гильдеева К, Шилова М., Дьяченко А.) и муниципальной олимпиаде (Толстикова А., Михайлова И.) Также мои учащиеся заняли 2 место в конкурсе «Школа безопасности» в 2011-2012 уч.году среди команд школ города, 1 место в городском конкурсе «Мой город». Регулярно с учащимися выступаем в городских и краевых акциях, конкурсах по ПДД и ЗОЖ. Многие учащиеся приняли участие в городском конкурсе рисунков по ПБ и получили почетные грамоты.

При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удастся увеличить интерес к познаваемому предмету.

При умелом сочетании темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, имеющего стойкий интерес к познаваемому материалу, учитель помогает ему стать успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации. При вовлечении ученика в процесс управления коллективом неизбежен переход к обучению учащимися друг друга.




© 2010-2022