«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ

В данной статье определены основные направления проектной деятельности по изучению основ здорового образа жизни: ·        выявление отношения учащихся к здоровому образу жизни, к вредным привычкам в ходе социологических исследований; ·        создание исследовательских проектов с целью исследования влияния вредных веществ и факторов на живой организм;       подготовка информационных проектов с целью информирования о влиянии вредных веществ и факторов на живой организм, а также о компонентах здорового обр ·        формирование положительной мотивации человека на здоровье и стремление к укреплению здоровья через творчество посредством привлечения учащихся к творческим, приключенческим (игровым) проектам; ·        вовлечение в социально-значимую деятельность через проведение акций, участие в волонтерской деятельности.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федотенкова Н.В.,

учитель ОБЖ ГОУ школы №571

с углубленным изучением английского языка

Невского района СПб



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ

Единственный путь, ведущий к знаниям -

это деятельность...

Бернард Шоу

С 1 сентября 1991 года в общеобразовательных учебных заведениях России был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), который предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасной жизнедеятельности человека. Трагические последствия опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и экологического характера показывают, что причиной их возникновения чаще всего является сам человек. Трагедии, связанные с гибелью людей, происходят из-за пренебрежительного отношения к соблюдению элементарных норм здорового образа жизни и установленных норм и правил безопасного поведения в повседневной жизни.

Проблема XXI века - выживание. Произошло снижение общекультурного уровня населения, т.е. понижение духовных, моральных, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для выживания. В связи с этим особенно актуальной стала задача формирования культуры безопасности прежде всего в детской среде. Таким образом, каждый школьник должен овладеть проектировочной деятельностью как средством, необходимым для осуществления безопасной жизнедеятельности, каждый должен быть компетентен в области основ безопасности жизнедеятельности.

Значительная роль в деле подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности и выработки у них навыков здорового образа жизни принадлежит школе. Содержание курса ОБЖ выходит за рамки урока, важно не только дать теоретические знания, необходимо научить применять их на практике. К сожалению, учебник предлагает только научно-теоретическую основу, где просматриваются связи с другими предметами, а практическая составляющая, в основном, остается на творчество учителя. Учащиеся предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, а некоторые считают его необязательным для изучения. Как повысить заинтересованность ребят в изучении ОБЖ и, соответственно, их познавательную активность на уроках?

Введение такой педагогической технологии, как исследовательская деятельность учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Метод проектов может широко и эффективно использоваться на уроках ОБЖ.

Одним из объектов проектной деятельности школьников является здоровье человека и здоровый образ жизни.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение понятия «здоровье человека»: «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». С целью профилактики болезней и укрепления здоровья каждому человеку необходимо вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровье - важнейшая ценность. Оно определяет качество жизни человека и благополучие общества. Высокое качество образования также не может быть достигнуто без учета потенциала здоровья всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, работников школы, родителей.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Поднимая проблему воспитания здорового поколения, мы чаще говорим об охране здоровья детей в образовательном учреждении, в семье, то есть о создании здоровой среды обитания. Социальное пространство должно быть безопасным - это важная гуманитарная задача, но она не решает главной актуальной проблемы - формирования у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

Мотивация здоровья и здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранении здоровья каждого человека. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны. Например, если человек сам не осознаёт, что курение вредно, не убедится в его пагубности, малоэффективными окажутся любые мероприятия по борьбе с курением. Однако наличие мотивации у человека плюс борьба с ним обеспечивают практически 100% успех.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.
Традиционный информационный подход к изучению норм и правил ЗОЖ позволяет предоставить подросткам лишь необходимую информацию о своем здоровье, но не даёт ему возможности сделать свой выбор варианта сохранения здоровья. Современная педагогическая наука позволяет организовывать систематическую научно-исследовательскую работу. Проведение учащимися самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В ходе выполнения научно-исследовательского проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка - его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы подпроекта, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость.

Обучающиеся ГОУ школы №571 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга на уроках ОБЖ работают над созданием проектов по направлению «Здоровый образ жизни».

Определены основные направления проектной деятельности по изучению основ здорового образа жизни:

  • выявление отношения учащихся к здоровому образу жизни, к вредным привычкам в ходе социологических исследований;

  • создание исследовательских проектов с целью исследования влияния вредных веществ и факторов на живой организм;

  • подготовка информационных проектов с целью информирования о влиянии вредных веществ и факторов на живой организм, а также о компонентах здорового образа жизни;

  • формирование положительной мотивации человека на здоровье и стремление к укреплению здоровья через творчество посредством привлечения учащихся к творческим, приключенческим (игровым) проектам;

  • вовлечение в социально-значимую деятельность через проведение акций, участие в волонтерской деятельности.

Приводим образец паспорта исследовательского проекта «Выявление влияния вредных факторов на здоровье и развитие личности человека».

Описание проблемы. Многие молодые люди считают, что алкоголь, никотин, наркотики не очень опасны и не смогут причинить существенного вреда. Начинается с малого - изредка выкуриваемой сигареты, выпитой по праздникам рюмки. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультатны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия. Данная работа призвана показать пагубное влияние вредных факторов (алкоголя и электромагнитного излучения) на живой организм (семена овса и головки лука).

Цель: способствовать формированию здорового образа жизни, показав на практическом опыте отрицательное влияние вредных факторов на живой организм.

Задачи:

- изучить литературу о влиянии вредных факторов на организм человека;

- провести экспериментальную работу;

- сделать выводы;

- создать презентацию продукта на основании полученных результатов.

Учебный предмет: ОБЖ.

Возраст учащихся: 9 класс.

Продолжительность проекта: 2 учебные недели.

Тип проекта - исследовательский, способ исследования - опытная работа.

Основные этапы проекта:

I этап - погружение в проект. Педагог формирует проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи (совместно с обучающимися). Деятельность детей: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие цели и задач проекта, дополнение задач проекта.

II этап - организация деятельности: объединение в рабочие группы, определение и принятие роли в группе, участие в планировании деятельности по решению задач проекта.

III этап - осуществление деятельности: формирование необходимых знаний, умений и навыков, развитие надпредметных компетентностей, подготовка продукта к презентации.

Опыт №1. Часть семян овса кладем в смоченную водой тряпочку, другую часть семян - в тряпочку, смоченную водой, разведенной со спиртом (1 чайная ложка спирта на стакан воды.). Кладем завернутые семена на два блюдца и в течение недели смачиваем: одну часть семян - водой, другую - водой со спиртом.

Опыт №2. Два стакана: в одном - вода, в другом - вода с добавлением чайной ложки спирта. Кладем в каждый стакан луковицу для проращивания. В течение недели подливаем в один стакан воду, в другой - воду со спиртом.

Опыт №3. Берем два кактуса в разной стадии развития (взрослое цветущее растение и молодое). В течение недели поливаем кактусы водой со спиртом (1 чайная ложка спирта на стакан воды).

Опыт №4. Два контейнера с рассадой овса. Овес прорастал у окна под прямыми солнечными лучами в течение недели, но один из контейнеров стоял прямо на лицевой стороне мобильного телефона, а второй стоял в 2-х метрах от него. Ежедневно через каждые 2 часа на телефон пускался двухминутный дозвон. Количество семян, солнца и воды должно быть одинаковым.

IV этап - представление результатов. Представление портфолио проекта, защита проекта, рефлексия проектной деятельности.

Выводы:

Опыты №1, №2 показали, что если семена положить в чистую воду, то они прорастут. Однако если в стакан воды добавить чайную ложку спирта, то ростки этого растения будут слабыми, неспособными к жизни. Если же в стакан добавить еще 2 ложки спирта, растения вовсе погибнут. Таким образом, спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.

Опыт №3 показал, что спирт по-разному действует на живые организмы, находящиеся в разной стадии развития. Молодое растение погибает быстрее, чем взрослое.

В опыте №4 оба образца, контрольный и облучаемый, имели одинаковые условия существования (количество семян, солнца и воды), но уже через 5 дней было явно видно, что намного меньше прорастают семена, стоявшие на мобильном телефоне, нежели семена из контрольного контейнера.

Рефлексия. Учащиеся с интересом выполняли экспериментальную работу, результаты их деятельности увлекли не только их самих, но членов их семей. Знакомясь с литературой по проблеме проекта, учащимися были выдвинуты идеи возможности проведения аналогичных опытов над насекомыми и животными.

При проведении опыта № 2 возникла проблема: лук очень долго не прорастал. Были выдвинуты гипотезы: первая - луковицы обработаны специальным раствором, предназначенным для длительного хранения продукта; вторая - растения имеют свои собственные циклы развития и луковицы находятся в стадии покоя (опыт проводился в январе).

Процент всхожести опытного образца №4 был меньше, чем контрольного, растения прорастали медленнее и были слабыми. Влияние электромагнитного облучения на растения заметны, но не столь эффектны. Вопрос влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов на человека еще мало изучен, хотя производители мобильных телефонов заявляют о практически полной безопасности современных аппаратов и отсутствии каких-либо нарушений даже после длительного использования популярного в наше время сервиса. Результатом дискуссии стал информационный проект учащихся «Электромагнитное поле мобильного телефона», в котором были рассмотрены следующие вопросы: влияние электромагнитных волн на окружающую среду, потенциальный вред электромагнитного излучения для мозга, сердца (несовместимость с кардиостимуляторами), возможное лекарство от болезни Альцгеймера, рекомендации для пользователей мобильными телефонами.



Список литературы

  1. Алексеев С.В. и др. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: Учебно-методическое пособие/С.В. Алексеев, Э.В. Гущина, С.А. Шаров: Под ред. Э.В. Гущиной. - СПб.: СПбАППО, 2008-(Постдипломное образование педагога) - с.104.

  2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студ. пед. бакалавриата, педагогов-практиков. - СПб.: Просвещение, 1995.

  3. Методика обучения технологии./Под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск-Ишим: Издательство ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-с.64-102.

  6. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология».- М.: АПКиПРО, 2004.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Исследовательский проект

«Выявление влияния вредных факторов на здоровье и

развитие личности человека»

Опыт №1.

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ

Опыт №2.

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ















Опыт №3.


«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ

Опыт №4.

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В КУРСЕ ОБЖ


11

© 2010-2022