Пояснительная записка к рабочей программе

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11












I.Пояснительная записка

Программа по ОБЖ разработана в соответствии:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;

приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 г. N 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"(постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 с изменениями от 29 июня 2011 года N 85, от 25 декабря 2013 года N 72);

- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

- федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- уставом лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД»;

- основной образовательной программой лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД» (протокол заседания педсовета №10 от 10.06.2015 г., приказ по лицею-интернату №5 ОАО «РЖД» №172 от 10.06.2015 г.);

- учебным планом лицея-интерната №5 ОАО «РЖД» на текущий учебный год (приказ по лицею-интернату № 5 ОАО «РЖД» № __ от «__»___20_ г.)

- авторской комплексной учебной программой для 8-9-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы:

С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, Издательский центр «ДРОФА» 2014 г.

Кому адресована программа

Частному общеобразовательному учреждению «Лицей-интернат №5 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», 8 «А» классу, 8 «Б» (базовый уровень)

Частное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД» является частью образовательной системы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", оказывает помощь семьям железнодорожников в воспитании и обучении детей, реализует систему корпоративного воспитания. Большая часть обучающихся - дети железнодорожников - проживают в течение рабочей недели в общежитии. Лицей-интернат №5является школой полной занятости и предоставляет все возможности для раскрытия интеллектуальных и творческих способностей учащихся и воспитанников.

Специфика контингента обучающихся 8 «А» класса определяется следующими факторами: всего в 8 «А» классе 14 учеников, из них

- 50 % -дети родителей, работающих в системе ОАО «РЖД»,

- 36 % детей ж/д ночуют в общежитии,

- 50 % детей проживает на территории г.Красный Кут и района (не являются ж/д)

Специфика контингента обучающихся 8 «Б» класса определяется следующими факторами: всего в 8 «Б» классе 12 учеников, из них

- 75 % -дети родителей, работающих в системе ОАО «РЖД»,

- 75 % детей ж/д ночуют в общежитии,

- 25 % детей проживает на территории г.Красный Кут и района (не являются ж/д)

Концепция (основная идея) программы

Программа предусматривает формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

ОБЖ-предмет необходимый. На современном этапе развития цивилизации, основы безопасности жизнедеятельности играют решающую роль во всех жизненных сферах. Мы находимся на пути к безопасному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции. Необходимым качеством становится высокий уровень безопасности человека. Поэтому основы безопасности жизнедеятельности как предмет играет большую роль в учебном плане лицея-интерната №5.

Указание, в какую образовательную область входит данный предмет

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в образовательную область «Физическая культура»

Цели учебного предмета для каждой ступени обучения

1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;


Цели

- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз ( жизненно важные интересы- совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства) ;

- снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

- обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Задачи

- формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Главная задача курса 8 класса - дать обучающимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.

Сроки реализации программы

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.

Основные принципы отбораматериала и краткое пояснение логики структуры программы

Рабочая программа по ОБЖ предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

-соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

-использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения;

В тематическом планировании разделы программы делятся на темы, в которых содержание представлено более детально. Особенностью планирования является то, что в нем содержится описание видов деятельности обучающихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление деятельностного подхода к обучению, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения

При изучении тематики ОБЖ выделяем три основных вида учебной деятельности школьников:

1. Учебно-познавательную, включающую:

- изучение нового учебного материала на уроках;

- выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.

2. Аналитическую, включающую:

- установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;

- планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных

возможностей.

3. Практическую,включающую:

- формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.

Формы организации работы учащихся:

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Типы уроков:

- изучения нового учебного материала;

- совершенствования знаний, умений и навыков;

- обобщения и систематизации;

- комбинированные уроки;

- контроля умений и навыков.

Виды уроков: лекция, беседа, презентация.

Форма организации работы с учащимися: урок (занятие)

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций.

Методы обучения:

- развитие познавательных интересов обучающихся;

- развитие интеллектуальных способностей;

- овладение методами и приемами самостоятельной работы;

-обучение самообразованию;

-содействие в профессиональном самоопределении обучающихся;

- формирование умения передавать свои знания другим;

- выявление уровня знаний и умений обучающихся.

Логические связи данногопредмета с остальными предметами учебного плана

Программа представляет собой интегрированные образовательные среды, включающая ссылки на внутренние и внешние образовательные ресурсы. В качестве внутренних образовательных ресурсов используются параграфы учебника, а в качестве внешних образовательных ресурсов используются дополнительная литература по ОБЖ, а также существующие образовательные ресурсы в Интернете.

Межпредметные связи: география, химия, биология.

Система оценки достижений обучающихся

Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим действиям в повседневной жизни.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

Оценку «2» ставится, если обучающийся, не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Инструментарий для оценивания результатов

Устные ответы, тестирование, самостоятельные работы, подготовка презентации и рефератов, участие в конкурсах, конференциях.


II. Содержание тем учебного курса

Основы безопасности личности , общества и государства

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы - 2 часа.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них.

Знать:причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия, потенциально опасные объекты в районе проживания

Уметь: использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Глава 2. Взрывы и пожары - 7 часов.

Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве и пожаре. Классификация пожаров. Причины пожаров и взрывов, их последствия. Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.

Знать:причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Уметь:предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ - 5 часов.

Виды аварий на химически опасных объектах. Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ

Знать: о химически опасных объектах производства,аварийно химических опасных веществах,правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.

Уметь:использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности , предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ - 4 часа

Радиация вокруг нас. Аварии на радиационно-опасных объектах. Последствия радиационных аварий. Защита от радиационных аварий.

Знать: правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Глава 5. Гидродинамические аварии - 2 часа

Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Защита от гидродинамических аварий.

Знать: правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии

Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Глава 6. Чрезвычайные ситуации на транспорте - 2 часа

Автомобильные аварии и катастрофы. Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов.

Знать: опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения на дорогах.

Уметь: использовать полученные знания в повседневной жизни.

Глава 7. Чрезвычайные ситуации экологического характера - 5 часов

Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Изменение состава атмосферы (воздушной среды).

Изменение состояния гидросферы (водной среды). Изменение состояния суши (почвы). Нормативы предельно допустимых воздействий на природу.

Знать: правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия

Уметь: Использовать полученные знания в повседневной жизни.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания

первой помощи-3 часа

Первая помощь при массовых поражениях. Первая помощь при поражении аварийнохимически опасными веществами. Первая помощь при бытовых отравлениях.

Знать:мероприятия по оказанию помощи населению в местах массовых поражений, основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.

Уметь: анализировать возможные последствия массовых поражений и способы оказания первой медицинской помощи, отрабатывать приемы оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях. Использовать полученные знания в повседневной жизни.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни - 2 часа

Физическая культура и закаливание. Семья в современном обществе.

Знать: какие физические качества надо иметь для обеспечения хорошего уровня здоровья, основы семейного законодательства

Уметь: моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье. Использовать полученные знания в повседневной жизни.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающийся должен знать:

- Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

- Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

Ученик должен уметь:

- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Компетентность в области основ безопасности жизнедеятельности

Заключается в понимании и способности к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и рациональному поведению в случае их возникновения.Учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- Обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- Оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

- Выработка убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

IV. Перечень учебно-методического обеспечения и ЦОР

Методические и учебные пособия;

1.С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 8 класса, М: Дрофа, 2014 г.

2.Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2014г.

3.Акимов В.А.,Дурнев Р.А.,Мирогов.С.К. Защита от чрезвычайных ситуаций.5-11 классы: энциклопедический справочник.-М.:Дрофа,2008

Оборудование и приборы; компьютер, интерактивная доска

Дидактический материал; карточки с заданиями,тесты

Цифровые образовательные ресурсы ( ЦОР)

Издательство «Дрофа» - drofa.ru

Видеоуроки«ИнтернетУрок» - intemeturok.ru

Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий» - edu.km.ru

Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей: сайт К.Ю. Полякова - kpolyakov.narod.ru

Всероссийская олимпиада школьников - rusolymp.ru

Олимпиады для школьников - olympiads.mccme.ru

ЦДО "СНЕЙЛ", дистанционные конкурсы и олимпиады

Международный конкурс-игра по ОБЖ "Муравей" nic-snail.ru

Международная олимпиада по основам наук: urfodu.ru.

V.Приложения к программе

Рефераты на темы;

«Причины пожаров и взрывов»

«Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»

«Радиация вокруг нас»

«Аварии на гидродинамических опасных объектах, их причины и последствия»

«Автомобильные аварии их причины и последствия»

«Первая помощь при массовых поражениях»

«Семья в современном обществе»

«Физическая культура и закаливание»

© 2010-2022