Методическая разработка Профилактика ДДТТ

Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают 1,3 млн человек и получают травмы от 20 до 50 млн. Большинство из них – молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения». Практически каждое дорожно – транспортное происшествие совершено по вине пешеходов. В этой связи большое... В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения лежит педагогика сотрудничества. Целью учебного заведения является: Создание оптимальных условий для снижения уровня детского дорожно – транспортного травматизма;Вовлечение наибольшего числа учащихся в изучение ПДД;Создание информационного, кадрового, организованного и программно – методического обеспечения по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого учащегося, педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.           В данной работе представлены рекомендательные материалы для классных руководителей, организаторов по проведению профилактической работы с учащимися и родителями.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования МО ГО «Охинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Оха






УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (РАЗРАБОТКА) ПО ТЕМЕ «ОТ ПРЕДМЕТА ОБЖ К БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ»




МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО

ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА





Выполнила:

учитель

основ безопасности

жизнедеятельности

МБОУ СОШ № 5 г. Оха

Саяпина Елена Геннадьевна




Оха

2014

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………...3

I. Актуальность и практическая значимость формирования у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах……………………………………………………………………………..5

II. Содержание образовательного процесса обучению основам безопасности дорожного движения…………………………………….………………………..7

III. Принципы и методы обучения и воспитания Правилам дорожного движения………………………………………………………………………..…9

IV. Новые педагогические технологии в процессе обучения Правилам дорожного движения…………………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………….....14

Список использованной литературы…………………………………………...16

Приложение 1. Сценарий мероприятия по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма: игра - соревнование «Дартс - 555»……………17

Приложение 2. Фотоотчет проведенного мероприятия по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма «Дартс - 555»……………..20












ВВЕДЕНИЕ


Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают 1,3 млн человек и получают травмы от 20 до 50 млн. Большинство из них - молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения». Практически каждое дорожно - транспортное происшествие совершено по вине пешеходов. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения; статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствует о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения.

В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения лежит педагогика сотрудничества. Целью учебного заведения является:

  • Создание оптимальных условий для снижения уровня детского дорожно - транспортного травматизма;

  • Вовлечение наибольшего числа учащихся в изучение ПДД;

  • Создание информационного, кадрового, организованного и программно - методического обеспечения по вопросам профилактики детского дорожно - транспортного травматизма.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого учащегося, педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.

В данной работе представлены рекомендательные материалы для классных руководителей, организаторов по проведению профилактической работы с учащимися и родителями.







I. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ


Актуальность и практическая значимость формирования у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчеркиваются высокими показателями количества дорожно - транспортных происшествий, числа погибших и раненых детей.

Каждый год на дорогах России погибает столько людей, сколько даже нет в некоторых маленьких городах. Страшно представить, что за год как бы погибает целый город. Хочется верить, что правительство, инспекторы ГИБДД и водители примут во внимание эту статистику и сделают все от себя, чтобы снизить эти показатели. Количество ДТП, произошедших по вине пьяных водителей и пешеходов, а также из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, неуклонно растет. Об этом свидетельствуют данные аварийности за первый квартал 2014 года. Госавтоинспекция России подвела итоги аварийности за I квартал 2014 года. По официальным данным, в январе - марте в России произошло 35 120 ДТП - на 3,9% больше, чем за этот же период годом ранее. При этом число погибших на дорогах (4632 за три месяца) выросло на 6,3%, раненых (44 795) - на 2,4%. Как ни горько, от необдуманных действий взрослых страдают дети. За три первых месяца 2014 года произошло 3124 ДТП с участием детей, рост - на 4,1%. При уменьшении числа погибших в авариях детей (112; -5,1%) возросло количество травмированных (3317; +4,3%). Пешеходы признаны виновниками 16,4% от общего числа аварий. В 5766 ДТП (+6,9% к уровню первого квартала 2013 года), спровоцированных пешеходами, погибло 1005 человек (+13,8%) и ранено 5014 (+6%). Обеспечение безопасности дорожного движения - одна из важнейших задач для всего мирового сообщества.

Правовой основой обязательного проведения дидактических занятий с детьми и подростками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено следующее: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение» (п. 1 ст. 29).

Анализ нормативных правовых актов Минобрнауки России показал, что по основам безопасности дорожного движения самостоятельного предмета не существует, а отдельные вопросы (выборочно) по безопасному поведению детей и подростков на улицах и дорогах изучаются только в рамках предметов «Окружающий мир» (1 - 4 классы), «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (8, 10, 11 классы). В учебных планах выбор тем занятий по основам безопасности дорожного движения носит случайный, ничем не обоснованный характер и не всегда практически значим для изучения учащимися образовательных учреждений.

Именно общеобразовательные учреждения являются основными звеньями системы образования, где дети и подростки могут и должны получить необходимые им знания Правил дорожного движения, умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.



II. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД, а с другой - творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных и опасных ситуаций. Решение этой задачи возможно при построении образовательного процесса по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей и подростков теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий);

  • самостоятельная творческая работа учащихся (изучение иллюстраций, выполнение креативных заданий, обучающих и развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной, безопасной ориентации в дорожной среде);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Образовательный процесс должен иметь практическую направленность на обеспечение безопасности детей и подростков, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации применительно к сфере дорожного движения. В отличие от других учебных дисциплин учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах. А для этого образовательный процесс должен быть непрерывным, систематическим (по тематическим планам), регулярным (без пропусков или замен), построенным с учетом уровня психического и физического развития учащихся.







III. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Учитывая неравномерность психического и физического развития детей, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие:

  • Преемственность. Каждая новая ступень обучения школьников должна опираться на уже освоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

  • Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности дорожного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.

  • Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат - осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

  • Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений Правил дорожного движения.

  • Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необходимы наглядные средства: учебные книжки - тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т. д.

  • Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.

Метод обучения - это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися.

При обучении школьников наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности дорожного движения:

  • Рассказ, к которому педагог обращается когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т. е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.

  • Рассказ - объяснение; применяется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде. В рассказе - объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

  • Беседа; этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.

  • Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.

  • Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задания, потом - способ выполнения. Чаще используют игры - упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

  • Ролевая игра всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться правилам, связанным с ролью.

  • Экскурсия - проводится для ознакомления с дорожной средой и закрепления учебного материала.

Воспитание применительно к сфере дорожного движения - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.













IV. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В образовательном процессе по тематическим планам предлагается проведение дидактических занятий непосредственно с использованием Правил дорожного движения и методической литературы. При этом рекомендуется использовать инновации в образовательном процессе по основам безопасности дорожного движения: проблемное, интегрированное, интерактивное обучение, модульное обучение, моделирование дорожных ситуаций, применение игровых технологий - ролевых, ситуационных, имитационных, сюжетных и других; отработка безопасных действий методом упражнений (вводных, групповых, индивидуальных, в том числе с подростками, входящими в «группу риска»), проведение урока - автобусной экскурсии по городу и т. д.

Подростки умеют самостоятельно моделировать различные дорожные ситуации и проявляют большой интерес к проведению занятий, когда можно фантазировать, воображать реальную ситуацию и искать правильные пути выхода их опасных ситуаций, отрабатывая таким образом безопасные действия, самоконтроль и самооценку своего поведения на улицах и дорогах.

В работе со старшеклассниками основы безопасности дорожного движения изучаются по законодательным и нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Рекомендуется применение модульного обучения, учитывая, что старшеклассники уже достаточно хорошо владеют знаниями Правил дорожного движения. Поскольку занятия со старшеклассниками могут быть организованны во внеурочное время, рекомендуется приглашать для чтения им лекций по основам безопасности дорожного движения специалистов и юристов. Возможно применение таких форм занятий как деловые игры, моделирование проблемных дорожных ситуаций и т. д. также, рекомендуется подробно рассмотреть соответствующие главы (статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно - принудительные меры воздействия), Уголовного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации (вопросы, касающиеся ответственности несовершеннолетних за правонарушения в области дорожного движения).













ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Эффективность профилактики ДДТТ, воспитания, обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения характеризуется снижением количества ДТП и уровня детского дорожно - транспортного травматизма.

На сегодняшний день в должной мере не определены основные показатели эффективности профилактики ДДТТ, воспитания и обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения.

Применительно к общеобразовательным учреждениям рекомендуется ориентироваться на следующие основные показатели:

  • Наличие в общеобразовательных учреждениях периодически обновляющейся, передаваемой Госавтоинспекцией в определенные сроки информации о ДТП с участием детей (применительно к субъекту, городу, району, территории, прилегающей к образовательному учреждению) с соответствующим анализом тенденций, динамики аварийности за определенный период с раскладкой данных о месте совершения, времени года, дне недели, часа суток, категории участников: пешеход, пассажир, водитель велосипеда, количестве погибших и пострадавших, причинах и условиях возникновения ДТП.

  • Наличие в образовательных учреждениях должностного лица, отвечающего за проведение профилактики ДТП (приказ директора о его назначении, наличие планов работы и др.).

  • Процент классов в образовательном учреждении, где с учащимися начальной школы, 5 - 11 классов систематически по тематическим планам и обучающим программам проводятся занятия по основам безопасности дорожного движения (систематичность и непрерывность образовательного процесса).

  • Наличие перечня знаний, умений и навыков по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, которыми должны владеть учащиеся начальной школы (отдельно для 1, 2, 3, 4 классов).

  • Наличие системы непрерывной работы по профилактике ДДТТ во внеурочное время (проведение массовых мероприятий: олимпиад, викторин, соревнований, театрализованных представлений, тематических утренников, радиолинеек, конкурсов и т. д.).

  • Организация профилактических занятий по нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы безопасности дорожного движения, с учащимися старших классов по изучению мер административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г. П. Попова «Основы безопасности жизнедеятельности». Волгоград: Учитель, 2010

2. В. В. Шумилова, Е. Ф. Таркова «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в начальной и средней школе». Волгоград: Учитель, 2011

3. Тетушкина Л. А. «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания». Волгоград: Учитель, 2010

4. Козловская Е. А., Козловский С. А. «Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах», М.: Издательский Дом Третий Рим, 2010


















Приложение 1

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

ИГРА - СОРЕВНОВАНИЕ «ДАРТС - 555»

Цели и задачи игры - соревнования «Дартс - 555»:

  1. Пропаганда ПДД.

  2. Предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма.

  3. Популяризация деятельности детской организации «Молодое поколение России за безопасность движения».

  4. Совершенствование работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

  5. Воспитание культуры поведения участников дорожного движения.

  6. Развитие творческих способностей детей.

Организация мероприятия:

1. Время проведения: 1 час 40 мин.

2. Место проведения: МБОУ СОШ № 5.

3. Участники: школьники 8-15 лет, родители обучающихся.

4. Оборудование:

  • Сирена

  • Таблички с указанием названий пунктов

  • Игра «дартс» - 5 шт

  • Маршрутные листы

  • Перфркарты «Тот примерный пешеход, кто по правилам идет»

  • Велосипед

  • Детские кубики

  • Разрезанные дорожные знаки (3-5 шт)

  • Кегли (12-14 шт)

  • Ребусы по ПДД

  • Таблички с буквами «А, В, С» - по 3 шт.

  • Нарисованный светофор

  • Мячи

  • Бумаги

  • Ручки или карандаши

  • Конверты с разрезанным шифром

  • Клей

Условия проведения

Соревнования представляют собой эстафету, состоящую из 10 этапов. На каждом этапе оцениваются знания, настроение и дисциплина участников по 5-ти бальной системе. Оценки выставляются в маршрутный лист. На 5 этапе участникам предлагается дополнительно попасть в мишень дартса и тем самым заработать очки за меткие попадания. Все участники делятся на экипажи, состоящие из 2 человек. Каждый экипаж получает маршрутный лист и в соответствии с ним осуществляет передвижение от одного этапа к другому по сирене, при этом нужно все время держаться за руки. Время пребывания на этапе - не больше 10 минут. После прохождения каждого этапа экипажи получают кусочек разрезанного шифра. Пройдя все этапы, экипаж должен собрать из имеющихся кусочков картинку - шифр и наклеить ее на обратную сторону маршрутного листа. И только после этого сдать его судейской комиссии.

Награждение:

Побеждает экипаж, набравший наибольшее количество баллов. По итогам соревнований награждаются грамотами и призами или три лучших игрока, или лучший экипаж.

Основные этапы соревнований:

  1. «Пешеход - отличник» (дартс-пункт).

Проверка знаний:

  • основ ПДД по перфокартам «Тот примерный пешеход, кто по правилам идет»;

  1. «Пословицы и поговорки» (контрольный этап).

Участники называют как можно больше пословиц и поговорок на дорожную тему.

  1. «Сложи знак» (дартс-пункт).

Участники складывают дорожные знаки из предложенных пазлов.

  1. «Автобашня» (контрольный этап).

Участники складывают башню из детских кубиков, где каждый положенный кубик нужно сопровождать названием марки автомобиля.

  1. «Эрудит» (дартс-пункт).

Участникам предлагается решить несколько тематических ребусов.

  1. «Тяни - толкай» (контрольный этап).

Участники преодолевают полосу препятствий вокруг кеглей различными способами: спина к спине, гусиным шагом и т. д.

  1. «АВС» (дартс-пункт).

Участники отвечают на тематические вопросы различных направлений: ПБ, ПДД, ОТ, ТБ. К каждому вопросу предлагается по три варианта ответа- А, В, С, один из которых является правильным. Участники должны выбрать правильный ответ, используя таблички с указанными буквами.

  1. «Меткий стрелок» (контрольный этап).

Участникам предлагается с расстояния попасть мячом в импровизированный макет светофора. Попадание в красный - 3 балла, в желтый - 4 балла, в зеленый - 5 баллов.

  1. «Знаковый» (дартс-пункт).

Участники должны приседать и каждое приседание сопровождать названием одного из дорожных знаков.

  1. «Частушечный» (контрольный этап).

Участники сочиняют, а затем поют частушки на дорожную тему.


Приложение 2

ФОТОТЧЕТ

ПРОВЕДЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА «ДАРТС - 555»

Методическая разработка Профилактика ДДТТМетодическая разработка Профилактика ДДТТ

Методическая разработка Профилактика ДДТТМетодическая разработка Профилактика ДДТТ

Методическая разработка Профилактика ДДТТМетодическая разработка Профилактика ДДТТ

Методическая разработка Профилактика ДДТТМетодическая разработка Профилактика ДДТТ

© 2010-2022