Учебная программа по дисциплине БЖД

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования Сварочное производство, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Монтаж наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских хданий, Компьютерные системы и комплексы, Экономика и бухгалтерский учет, 030912 Право и организация социального обеспечения и др. Программа учебной дисциплины может быть использована ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

департамент образования и науки приморского края

краевое государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение

«находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ






















Находка 2014 год

Программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 150415 Сварочное производство.

Организация-разработчик:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж».

Разработчик:

Ильницкий Богдан Еремеевич, преподаватель-организатор ОБЖ и допризывной подготовки КГБ ПОУ «НГГПК».

Рекомендована предметно-цикловой комиссией цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин укрупнённых групп специальностей 150000, 190000, 270000.

Протокол от «____» _______ 2014 года № ___.

Председатель предметно-цикловой комиссии _______

Утверждена заместителем директора по учебно-производственной работе

______________________________________



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………


4


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………


6


  1. условия реализации программы учебной дисциплины…………………………………….


11


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины………………………


15




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной базовой образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования 150415 Сварочное производство.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Цель дисциплины Безопасность жизнедеятельности - вооружить будущих выпускников колледжа теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;

- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;

- своевременного оказания доврачебной помощи.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 102 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 68 часов;

- самостоятельная работа обучающегося 34 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


практические занятия

30

контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:


Подготовка рефератов

6

Подготовка сообщений

Проработка конспектов, работа с учебником

Выполнение индивидуальных заданий

4

21

3

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Гражданская оборона

32


Тема 1.1.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала

7

1

Введение. Предмет БЖД. Цели и задачи. Роль предмета в подготовке специалистов. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1

2

Практические занятия

4


«Ориентирование на местности».

2

«Туристическая техника».

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Проработка конспектов, выполнение заданий по учебнику.

2

Тема 1.2.

Организация гражданской обороны

Содержание учебного материала

13

1

Ядерное оружие, химическое и биологическое оружие. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения.

3

2

2

Средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки, и контроля.

2

2

Практические занятия

2


Выполнение нормативов ГО № 1 и 2.

2

Контрольные работы

2

Тестирование по теме 1.2.

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

Проработка конспектов, выполнение заданий по учебнику.

4

Тема 1.3.

Защита населения и

территорий при стихийных бедствиях

Содержание учебного материала

12


1

Характеристика и классификация ЧС природного характера. Природные пожары.

1

2

2

Защита при ЧС геологического характера.

1

2

3

Защита при ЧС гидрологического характера.

1

2

4

Защита при ЧС метеорологического характера.

1

2

Контрольные работы

2


Тестирование по теме 1.3.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

Подготовка сообщений по теме 1.3.

4

Проработка конспектов, работа с учебником.

2

Раздел 2.

Основы военной службы

70


Тема 2.1.

Вооружённые Силы России на современном этапе

Содержание учебного материала

14

1

Состав и организационная структура Вооружённых Сил.

1

1

2

Виды Вооружённых Сил и рода войск.

1

1

3

Система руководства и управления Вооружёнными Силами.

1

1

4

Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным составом.

2

1

5

Порядок прохождения военной службы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

8


Проработка конспектов, работа с учебником

2

Подготовка рефератов.

6

Тема 2.2.

Уставы Вооружённых Сил России

Содержание учебного материала

8

1

История создания и содержание общевоинских уставов.

2

2

Практические занятия

2


1. Воинские звания ВС РФ.

2


Самостоятельная работа обучающихся

4

Изучение нормативных документов, Общевоинских уставов ВС РФ.

4

Тема 2.3.

Строевая подготовка

Содержание учебного материала

11

1

Строи и управления ими.

2

2

Практические занятия

7


1. Строевая стойка и повороты на месте. Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте.

1

2. Повороты в движении.

1

3. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

1

4. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него.

1

5. Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте.

1

6. Построение и отработка движения походным строем.

1

7. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Проработка конспектов, работа с учебником

2

Тема 2.4.

Огневая подготовка

Содержание учебного материала

13

1

Материальная часть автомата Калашникова. Подготовка автомата к стрельбе. Ведения огня из автомата.

2

2

Практические занятия

9


1. Неполная разборка и сборкам автомата.

4

2. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.

2

3. Принятие положение для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание.

3

Самостоятельная работа обучающихся

2

Проработка конспектов, работа с учебником.

2

Тема 2.5.

Медико-санитарная подготовка

Содержание учебного материала

24

1

Основы медицинских знаний и оказание помощи в чрезвычайных ситуациях.

1

1

2

Оказание первой помощи, если пострадавший находится без сознания.

1


3

Оказание первой помощи при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.

1


4

Оказание первой помощи при психической травме и попытке самоубийства.

1


5

Оказание первой помощи во время приступа эпилепсии, истерического припадка и снохождения.

1


6

Оказание первой помощи при внезапной потере сознания.

1


7

Оказание первой помощи при травматическом шоке.

1


8

Оказание первой помощи при ожоговом шоке.

1


9

Оказание первой помощи при синдроме сдавливания.

1


10

Оказание первой помощи при аллергической реакции.

1


Практические занятия

6


1. Оказание первой помощи, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.

2

2. Оказание первой помощи при поражении электрическим током или молнией.

2

3. Оказание первой помощи при утоплении.

2

Контрольные работы

2

Зачёт по оказанию первой помощи пострадавшим.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

Проработка конспектов, работа с учебником.

3

Выполнение индивидуальных заданий.

3

Всего:

102

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по безопасности жизнедеятельности.

Оборудование учебного кабинета:

1. 30 посадочных мест;

2. Рабочее место преподавателя;

3. Фильтрующие противогазы (ГП-5, ГП-5М, ГП-7).

4. Изолирующий противогаз ИП-4.

5. Войсковой прибор химической разведки.

6. Измеритель мощности дозы ДП 5В.

7. Комплект индивидуальных дозиметров ДП 24.

8. Макет массогабаритный АК-74М.

9. Пневматические винтовки.

10.Пневматические пистолеты ПМ.

11.Робот-тренажёр «Витим».

12. Видеокассеты:

Произведение

Название

Кол-во экз.

Видео коллекция

Безопасность жизнедеятельности

01

Видеофильмы

Грозные силы природы (без предупреждения)

02

Видеофильмы

Чрезвычайные ситуации…

01

Видеофильм

Сухопутные войска

01

Видеофильм

Боевой вертолёт Ка-50

01

Видеофильм

АПЛ «Тайфун»

01

Видеофильм

Оружие Калашникова

01

Видеофильм

Авианесущий крейсер «Адмирал Н.Г.Кузнецов»

01

Видеофильм

Техника и вооружение Сухопутных войск

01

Видеофильм

Военно-Морской Флот России

01

Видеофильм

Воздушно-десантные Войска

01

Видеофильм

Ракетные войска стратегического назначения

01

Видеофильм

Броневой щит России

01

Видеофильм

Военно-учебные заведения ВМФ

01

Видеофильм

Военно-воздушные Силы России

01

Видеофильм

Между жизнью и смертью

01

Видеофильм

Основы медицинских знаний

02

Видеофильм

Первая медицинская помощь

01

Видеофильм

Дети смерти

01

Видеофильм

Наркомания

01

Видеофильм

Комплекс лечебной гимнастики

01

13. Плакаты по ГО и ЧС:

  • РСЧС и ГО. Детские противогазы и защитные камеры.

  • Землетрясение. Лавина, обвал, оползень, сель.

  • Наводнение. Смерч, буря, ураган.

  • Лесной пожар. Оповещение о ЧС. Эвакуация населения.

  • Взрыв. Химическая авария.

  • Пожар. Правила пользования первичными средства пожаротушения.

  • Радиационная авария. Гидродинамическая авария.

  • Медицинские средства защиты. Оповещение о ЧС. Эвакуация населения.

  • Убежище. ПРУ, простейшие укрытия.

  • Промышленные средства защиты органов дыхания. Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.

  • Промышленные противогазы ГП-5 и ГП-7. Санитарная обработка.

14. Плакаты по первой помощи:

  • Ранения. Внезапная смерть.

  • Артериальное кровотечение. Переохлаждение, обморожение сдавливание конечностей.

  • Переломы костей конечностей. Утопление.

  • Общие правила. Сердечно лёгочная реанимация.

  • Поражение электротоком. Падение с высоты.

  • Потеря сознания. Ожоги.

  • 13. Плакаты по ОВС:

  • Слагаемые воинской обязанности. Призыв граждан на военную службу.

  • Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

  • Пребывание в запасе, прохождение военных сборов.

  • Военная служба. Поступайте в ВВУЗы.

  • Ордена и медали России.

  • Стрелковое оружие, гранатомёты, огнемёты.

  • Бронетанковая техника и противотанковые средства.

  • Боевые самолёты и вертолёты.

  • Огневая подготовка.

  • Воинские ритуалы.

  • Твои герои Россия.

  • Великие полководцы и флотоводцы России.

15. Стенды:

  • Фильтрующие противогазы. Действия населения при ЧС.

  • Новейшие средства защиты органов дыхания. Действия населения при ЧС.

  • Уголок гражданской обороны.

  • На службе Отечеству.

  • Выдающиеся военноначальники.

  • Военная форма одежды.

  • Воинские звания ВС РФ.

  • Государственные и военные символы РФ.

  • Виды туристические узлы.

Технические средства обучения:

  • Мультимедиа проектор.

  • Видеомагнитофон.

  • Компьютер.

  • Электронный лазерный стрелковый тренажёр «Лазер-СТ».


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. Учебник / М., ФОРУМ, 2012.

  2. Микрюков В.Ю. Основы военной службы. Учебник / М., ФОРУМ, 2012.

Дополнительные источники:


  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. - 8-е изд., перераб. - М.: издательский центр «Академия», 2013.

  2. Бубнов В.Г и Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани. Учебное пособие для учащихся. М., АСТ-ЛТД, 2007.

  3. Конституция РФ от 12.12.1993г.

  4. Федеральный закон от 24 сентября 1992 года N 3531-1 «Об обороне»

  5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

  6. Федеральный закон № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне».

  7. Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

  8. Федеральный закон от 12 марта 1998 года «О статусе военнослужащих».

  9. Ежемесячный научно-популярный журнал «Военные знания».

  10. Информационно-методический журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».

  11. Ежемесячное центральное издание МЧС России «Гражданская защита»

Интернет-ресурсы:

mil.ru/

mchs.gov.ru/












4. Контроль и оценка результатов освоения

Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, сдачи обучающимися экзамена.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  4. применять первичные средства пожаротушения;

  5. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

  6. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

  7. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  8. оказывать первую помощь пострадавшим;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  3. основы военной службы и обороны государства;

  4. задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

  5. меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  6. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  7. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

  8. область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  9. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Тестирование.

Решение ситуационных задач.

Выполнение практических заданий.

Подготовка сообщений.

Защита рефератов.

Выполнение индивидуальных заданий.

Контрольные работы.



Тестирование.

Контрольные работы.

Защита рефератов.

Выполнение практических заданий.


© 2010-2022