- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ
Рабочая программа по ОБЖ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Веденеева С.А. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании ШМО
Руководитель ШМО Зам. директора по ВР Директор МБОУ «СОШ № 4»
__________ /Л.Р.Латыпова/ МБОУ «СОШ № 4» __________ Ю.В.Гаврилов
Протокол № 1 _________ /Р.Х. Хамидуллина/ Приказ № 223
от « 27» августа 2014 г. от «28» августа 2014г от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа
по ОБЖ
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 4
города Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Веденеевой Светланы Анатольевны, учителя ОБЖ
высшей квалификационной категории
11 класс
(Базовый уровень)
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая рабочая программа по ОБЖ 11 класса (базовый уровень) составлена, на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта общего (среднего) образования, 2004г.;
-
Примерной программы среднего (полного) общего образования. Министерства образования и науки РФ, 2004 г; (для 10-11 классов)
-
Приказа МО и Н РТ от 10.07.2012г. №4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; (для 10-11 классов)
-
Учебного плана МБОУ СОШ №4 на 2014/2015 учебный год, утвержденный на педагогическом совете, протокол №9 от 23.06.2014г. (приказ №223 от 29.08.2014г.)
Структура программы
Рабочая программа по ОБЖ в 11 классе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:
-
пояснительная записка,
-
основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса,
-
перечень учебно-методического обеспечения,
-
требования к уровню подготовки учащихся,
-
учебно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В учебной программе для 11 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в трёх разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом межпредметных и внутренних связей, логику учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, для качественной организации образовательного процесса, перспектив его развития. Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классах общеобразовательных учреждений организуется в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в программы курса ОБЖ для обучающихся 11 классов введён раздел «Основы военной службы». Составной частью подготовки по основам военной службы и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений призвано стать гражданское, патриотическое (военно-патриотическое) воспитание обучающихся. Главной задачей патриотического воспитания является формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностях и традициях личности гражданина-патриота. Содержание курса ОБЖ на этой ступени общеобразовательной школы прежде всего направлено на подготовку обучающихся к военной службе и включает изучение следующих вопросов: основы обороны государства; воинская обязанность граждан; основные мероприятия гражданской обороны по защите населения; правовые основы военной службы; прохождение военной службы по призыву; прохождение военной службы по контракту; ответственность военнослужащих; военно-патриотическое воспитание; основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера ; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства, бдительности по предотвращению актов терроризма, использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Цель обучения:
формирование современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и сознательного отношения к военной службе.
Задачи обучения:
- формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ конституционного долга и обязанностей по защите Отечества.
-развитие :
- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
- потребности в соблюдении норм ЗОЖ; потребности к выполнению требований, предъявляемых гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
- физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооружённой защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооружённых Силах РФ или других войсках.
Воспитание патриотов Отечества
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федерального компонента государственного стандарта основного (среднего) общего образования и Примерной программы основного общего (среднего) образования на изучение предмета «ОБЖ» в 11 классе отводится 34часа. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитаны на 34 из расчета 1 час в неделю , в том числе - административных контрольных уроков - 2.
Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
Раздел-1
Основы обороны государства и воинская обязанность
26 ч
Раздел-2
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности
8 ч
Итого-34 часа
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса
Содержание программы выстроено по двум разделам: основы обороны государства и воинская обязанность, государственная система обеспечения безопасности населения, сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения.
Программа включает в себя два раздела.
Раздел I (P-I). Основы обороны государства и воинская обязанность.(26ч)
Защита Отечества - долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск.
Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба.
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Раздел II (Р-П). Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности(8ч)
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.
Репродуктивное здоровье. Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
На этой стадии обучения большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников 2010 г. Издательство «Просвещение»
Учебно-методические пособия:
1.Стандарта основного общего образования по ОБЖ-2004г. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 8» Смирнов А.Т. Б.О.Хренников 2010г.и др., издательство «Просвещение» 2009.
2.Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах Авторы: И.К. Топоров Москва «Просвещение» 2007
3.Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под редакцией А.Т.Смирнов.
Дополнительная литература:
-
« Возьми с собой в дорогу» Автор В.И. Иванов 1999
2. Литература по основам медицинских знаний
3. Диск по охране безопасности жизнедеятельности (с нормативными документами, материалами для уроков)
4.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 11» Смирнов А.Т. и др., издательство «Просвещение» 2009.
5.Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах Авторы: И.К. Топоров Москва «Просвещение» 2007.
6.Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под редакцией А.Т. Смирнова..
Элементы дополнительного содержания:
1.Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций.
2.Наркомания, токсикомания. Социальные последствия. Меры профилактики наркомании и токсикомании.
а также дополнительных пособий: для учащихся: - Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: М.П. Фролов (и др.); под редакцией Ю.Л. Воробьёва. - М. : АСТ: Астрель, 2008.
для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: М.П. Фролов (и др.); под редакцией Ю.Л. Воробьёва. - М. : АСТ: Астрель, 2008.
- Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 11 класс (Текст): к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, Т.А. Смирнова (и др.) «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс» под ред. Ю.Л. Воробьёва/ Ю.П. Подолян. - М. : АСТ : Астрель, 2008.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья "Основы безопасности жизнедеятельности": учебник для 11 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
- Дидактические материалы "Основы безопасности жизнедеятельности": 5 - 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 - 11 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ - Астрель Москва 2005г.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
-
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
-
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
-
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
-
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
-
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
-
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
-
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
-
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
-
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
-
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
-
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь
-
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
владеть навыками в области гражданской обороны;
-
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Содержание учебного предмета.
Учебно- тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечания
план
факт
РазделI. Основы военной службы (26ч) Глава 1. История военной службы - 4ч
1
История создания вооруженных сил. Воины в истории человечества и России.
1
4.09
2
Военная служба-особый вид государственной службы.
1
11.09
3
Исполнение обязанностей военной службы
1
18.09
4
Организация обороны РФ
1
25.09
Глава 2. Воинская обязанность - 6 ч
5
Основные сведения о воинской обязанности
1
02.10
6
Организация воинского учета и его предназначение
1
9.10
7
Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
1
16.10
8
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Организация прохождения профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет. Психологическая классификация воинских должностей.
1
23.10
9
Организация призыва на военную службу.
1
30.10
10
Ответственность граждан по вопросам призыва.
Прохождение военной службы по призыву.
1
13.11
Глава 3. Особенности военной службы - 4ч
11
Общевоинские уставы ВС РФ - закон воинской жизни.
1
20.11
12
Военная присяга - клятва воина на верность Родине-России.
1
27.11
13
Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части
1
04.12
14
Воинские звания военнослужащих ВС РФ.
Военная форма одежды.
1
11.12
Глава 4. Правовые основы военной службы - 5ч
15
Социальная защита военнослужащих.
Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов их семей.
1
18.12
16
Прохождение военной службы по контракту
1
25.12
17
Прохождение службы военнослужащими-женщинами
1
15.01
18
Права и ответственность военнослужащих
1
22.01
19
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
1
29.01
Глава 5. Военнослужащий-защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России
20
Военнослужащий-патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
1
5.02
21
Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Виды воинской деятельности.
Автомат Калашникова (практическое занятие)
1
12.02
22
Требования, предъявляемые к морально-этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника.
1
19.02
23
Взаимоотношения в воинском коллективе.
1
26.02
24
Воинская дисциплина. Ее суть и значение.
1
4.03
25
Офицер Российской армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой.
Военные образовательные учреждения профессионального образования
1
11.03
26
Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил РФ
1
18.03
Глава 6. Основы здорового образа жизни - 5ч
27
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены и здоровье
1
1.04
28
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов
1
8.04
29
Заболевания, передаваемые половым путем
1
15.04
30
Психологическое состояние человека и причины самоубийств.
1
22.04
31
Семья в современном обществе. Законодательство о семье
1
29.04
Глава 7. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи - 4ч
32
Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте, навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердце (практическое занятие)
1
6.05
33
Первая помощь при ранениях, кровотечениях, тепловых и солнечных ударах (практическое занятие).
1
13.05
34
Первая помощь при травмах. Ушибы, растяжение связок, вывихи (практическое занятие)
Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.
1
20.05
Всего: 34 часа