- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по обж 8 класс
Рабочая программа по обж 8 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Недобега А.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено Руководитель МС ___________/_______________ Протокол № 1 от 26 августа 2015 г. | Согласовано Зам. директора по УР МКОУ СОШ п.Индустриальный ___________/Андреева М.П./ 28 августа 2015 г. | Утверждаю Директор МКОУ СОШ п.Индустриальный ___________/Татарко Н.В./ Приказ № 130 от 30 августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя ОБЖ
Недобега Анны Валерьевны
по основам безопасности жизнедеятельности
8 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 29 августа 2014 г.
2014-2015 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№
Раздел программы
Стр.
1
Пояснительная записка
2
Содержание тем учебного курса
3
Требования к уровню подготовки обучающихся
4
Учебно-тематический план
5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6
Приложение
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы общеобразовательных учреждений по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов //А.Т.Смирнов (М.: Просвещение, 2011) , а также в соответствии с основными целями деятельности МКОУ СОШ п. Индустриальный, сформулированными в Уставе и Образовательной программе ОУ на 2014-2015 учебный год:
формирование общей культуры личности обучающихся, их духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Рабочая программа в полном обьеме соответствует авторской программе и обеспечена УМК:
1. «Основы безопасности жизнедеятельности 8» , /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников- Москва, Просвещение, 2009./
2. Методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности, /А.Т. Смирнов-М.: «Просвещение»,2010./
Рабочая программа адресована учащимся 8 класса МКОУ СОШ п. Индустриальный.
Общая характеристика учебного предмета:
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и ЧС показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасностями и ЧС, в том числе с терроризмом и военными угрозами.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной.
Содержание рабочей программы ОБЖ в 8 классе направлено на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, принципы отбора материала отражают специфику предмета, которая заключается в следующем:
-
-
учет основных закономерностей развития теории безопасности;
-
-
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
-
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного фактора на безопасность
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Программа направлена на достижение следующих целей и задач:
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом МКОУ СОШ Цель на 2015-2016 учебный год:
повышение эффективности образовательного процесса и качества образования; обеспечение получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности и интересы учащихся; создание условий для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Задачи на 2015-2016 учебный год:
-
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта НОО, внедрение ФГОС ООО. Обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО.
-
Совершенствование механизмов повышения качества образования и создание целостной системы оценки качества деятельности ОО.
-
совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования на основе деятельностно-компетентностного подхода; обеспечение условий для удовлетворения потребностей учащихся и родителей в качественном образовании для успешной социализации
-
Повышение компетентности педагогических работников через формирование системы работы по обобщению передового педагогического опыта, расширение сферы использования современных технологий.
-
Повышение качества социального и психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
-
Активизация работы по развитию здоровьесберегающей среды посредством создания безопасных условий пребывания учащихся в школе, формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни, социального иммунитета.
п.Индустриальный на весь курс обучения основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе отводится 34 учебных часа, по 1 часу в неделю с учётом 34 учебных недель.
Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год.
Содержание тем учебного курса
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕЛИЧНОЙБЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
Тема1.Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема3. Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема4.Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕСИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
Тема1.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров - взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема2.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (11 часов)
Тема1.Основы здорового образа жизни. (7 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема2.Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Формы контроля на уроках ОБЖ
индивидуальный и фронтальный
устный и письменный
1.Устный опрос
1.Устный опрос (в парах, в группах)
2.Домашняя работа
2.Тесты
3.Самостоятельная работа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социалного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении здорового образа жизни.
Учебно - тематический план
Учитель Недобега Анна Валерьевна
Класс 8
Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 час.
№
Дата план
Дата
факт
Наименование раздела, темы и урока
Кол-во часов
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни .
1.Пожарная безопасность.
3
1
1.1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
1
2
1.2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
1
3
1.3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре
1
2. Безопасность на дорогах.
3
4
2.1
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей
1
5
2.2
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
1
6
2.3
Велосипедист-водитель транспортного средства.
1
3.Безопасность на водоемах.
3
7
3.1
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
1
8
3.2
Безопасный отдых у воды
1
9
3.3
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
1
4.Экология и безопасность.
2
10
4.1
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
1
11
4.2
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
1
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.
9
12
5.1
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
13
5.2
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
1
14
5.3
Обеспечение радиационной безопасности населения
1
15
5.4
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
1
16
5.5
Обеспечение химической защиты населения
1
17
5.6
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
1
18
5.7
Обеспечение защиты населения от последствий аварии на взрывопожароопасных объектах
1
19
5.8
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
1
20
5.9
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
1
6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3
21
6.1
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
1
22
6.2
Эвакуация населения
1
23
6.3
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
7. Основы здорового образа жизни.
7
24
7.1
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
1
25
7.2
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
1
26
7.3
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества
1
27
7.4
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
1
28
7.5
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
1
29
7.6-7.7
Вредные привычки и их влияние на здоровье . Профилактика вредных привычек
1
30
7.8
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
1
8.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
31
8.1
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
1
32
8.2
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ
1
33
8.3
Первая медицинская помощь при травмах
1
34
8.4
Первая медицинская помощь при утоплении
1
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение.
1.Основная литература:
Учебник, «Основы безопасности жизнедеятельности 8» авт. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников- Москва, Просвещение, 2010./
2.Дополнительная литература и справочные пособия:
ОБЖ: 8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2007 г.
Смирнов А.Т. Методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности-М.: «Просвещение»,2010.
Павлова О.В.,Попова Г.П. Пожарная безопасность: конспекты занятий и внеклассных часов в 5-11 классах.-Волгоград: Учитель,2006.
3.Интернет-ресурсы:
1it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности
hsea.ru Первая медицинская помощь
4.Перечень ЭОР:
Презентации к урокам ОБЖ 5-11 классы.
5.Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия:
1.Плакаты «Пожарная безопасность»
2. Плакаты « Оказание ПМП при различных повреждениях»
Для ведения уроков используется материально-техническая база кабинетов № 12,19,14
Приложение
Темы практических работ:
1.Обеспечение пожарной безопасности.
2.Правила оказания первой помощи.
Темы самостоятельных работ:
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Причины возникновения, их последствия и способы защиты населения.
2. Здоровый образ жизни и его составляющие.
ВАРИАНТ 1
1. Что такое авария?
2. Перечисли все ЧС природного характера.
3. Как классифицируется местная ЧС по масштабам?
ВАРИАНТ 2
1. Что такое катастрофа?
2. Перечисли все ЧС техногенного характера?
3. Как классифицируется местная ЧС по тяжести последствий?
ВАРИАНТ 3
1. Что такое чрезвычайная ситуация?
2. Перечисли все ЧС социального характера.
3. Перечисли классификацию ЧС по масштабам и тяжести последствий.