• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Программа элективного курса по военно-прикладной подготовке «Школа выживания» для обучающихся кадетских классов

Программа элективного курса по военно-прикладной подготовке «Школа выживания» для обучающихся кадетских классов

Пояснительная записка   Программа элективного курса (курса по выбору для учащихся старших классов) ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки при попадании в условия экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Курс «Школа выживания» является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в его содержания входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла. Направление курса – развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации. В процессе работы по изучению данного курса решаются следующие задачи: –              воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства; –              развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; –              освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; –              формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Реализация указанных целей обеспечивается содержанием курса, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности. В результате изучения курса «Школа выживания» обучающийся должен: Знать: –              потенциальные опасности природного и социального происхождения, характерные для региона проживания.           Уметь: –              действовать при возникновении пожара в жилище, на природе и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания; –              проводить приемы саморегуляции; –              применять основные способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях. Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для: –              действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; –              соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе; В содержании курса по данной программе выделяют теоретический и практический аспекты. Последние вызваны тем, что невозможно теоретический аспект отделить от выполнение практических приемов. Образовательные результаты изучение данного спецкурса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля: -          текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам); -          тематический контроль (выполнение тестовых заданий); -          выполнение практических заданий (по разделам практики). Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата по одной из тем. Структурно программа курса состоит из 4  тем в объеме 17 часов.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание программы

Тема 1. Автономное существование. 7 часов - из которых 4 часа теория, 3 часа - практика.

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Ориентирование на местности

с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным

явлениям. Определение времени дня. Подача сигналов бедствия. Международная кодовая

таблица подачи сигналов бедствия. Оборудование жилища. Добывание огня и приготовление

пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных

регионах. Водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных

трав.

Тема 2. Пожарная безопасность 3 часа. 2 часа - теория, 1 час - практика.

История пожарной охраны России. История пожарного дела в России. Становление отечественного пожарного дела. История советской пожарной охраны. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).

Тема 3. Действия в чрезвычайных ситуациях природного характера региона. 2 часа - теория

Характеристика опасных природных явлений характерного для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера. 2 часа - теория.

Тема 4. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях. 5 часов - теория.

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоление стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правил поведения в жизненно-опасных ситуациях.

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемом саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Форма

проведения

Дата

проведения

1

Автономное существование

7

План

Факт.

1.1

Автономное существование и основные

принципы выживания.

1

теория

1.2

Ориентирование на местности, определение

места положения.

2

1 час теория

1 час практика

1.3

Разведение огня. Подача сигналов бедствия.

Международная кодовая таблица подачи

сигналов бедствия.

1

практика

1.4

Оборудование жилища

1

теория

1.5

Добывания пищи и воды.

1

теория


Порядок определения азимута. Движение по азимутам.

1

теория

2

Пожарная безопасность

3

2.1

История пожарной охраны России.

1

теория

2.2

История пожарного дела в России.

1

теория

2.3

Пользование подручными средствами пожа-

ротушения.

1

практика

3

Действия в чрезвычайных ситуациях

природного характера региона

2

теория

3.1

Характеристика опасных природных явлений,

характерного для нашего региона.

1

теория

3.2

Правила поведения при попадании в чрезвы-

чайные ситуации природного характера.

1

теория

4

Психология поведения людей в

экстремальных ситуациях

5

теория

4.1

Влияние опасных факторов окружающей

среды на психику человека.

1

теория

4.2

Психофизиологические приемы

саморегуляции.

1

теория

4.3

Идеомоторная тренировка. Сущность и

содержание.

1

теория

4.4

Волевая саморегуляция.

1

теория

4.5

Методика обучения приемам волевой

саморегуляции.

1

теория

ИТОГО:

17


Учебно - методическое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;

- электронная презентация, созданная средствами программы - редактора презентаций;

- комплект плакатов по различным темам курса.

Литература


  1. Волович В.Г. Академия выживания. - М.: Толк, 1995.

  2. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М.: Знание, 1990.

  3. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Зеркало, 1994.

  4. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - М.: МЧС часть. 2.

  5. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. - М.: Военное издательство. 1990.

  6. Поляков В.В., Сербаринов Е.А. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. - М:1992.

  7. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М. ВИМИТ, 1993.

  8. Лифлянский В.Г., Закревский В.В., Андронова М.Н. Лечебные свойства пищевых продутов. - М .: Терра - 1996 г.

  9. Справочник лекарственных растений. - М., 1999.

  10. «ОБЖ 6-10 классы» Учебники для общеобразовательных учреждений под общей редакцией Ю.Л. Воробьева; АСТРЕЛЬ - АСТ 2013 год

  11. Журналы «ОБЖ» за 2007 - 2013 г.


© 2010-2022