- Преподавателю
- ОБЖ
- Календарно - тематический план 5 клаа
Календарно - тематический план 5 клаа
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурлакова Н.В. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Календарно -тематическое планирование для 5 класса по предмету«Основам безопасности жизнедеятельности» составлено на основании рабочей программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б. О. Хренникова., М. « Просвещение», 2011 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности и прорграммой развития МБОУлицея
В соответствии с Программой развития МБОУ лицея в основу которой положен социально-педагогический проект «Безопасная школа» в рабочую программ}- включён модуль «Комплексная безопасность».
Задачи модуля «Комплексная безопасность»:
развитие способности предотвращать опасные чрезвычайные ситуации, рационально вести себя в случае их возникновения;
формировать способность самостоятельно организовывать поиск информации в том числе через сеть Интернет: формирование целостного отношения к здоровому образу жизни
.
Цели и задачи: Календарно - тематический план составлена с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Федеральной службой по труду и занятости, положения о системе подготовки кадров, а также Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об аварийно спасательных службах и статусе спасателей".
В ходе обучения учащиеся должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристских и альпинистских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку. Подготовка предполагает три основных направления: теоретическое, техническое и физическое.
Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой и расписанием занятий и предполагает изучение законов, подзаконных актов и изучение основ аварийно-спасательных работ.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде - природной, техногенной и социальной.
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Межпредметные связи.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-ом классе представляет собой Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Образовательные технологии: компьютерные, личностно-ориентированного образования. игровыеебного плана»
Класс
Количество часов по уч.плану
Реквизиты программы
УМК
обучающихся
УМК
учителя
5
1
МодульныйпринциппостроениясодержаниякурсаОБЖпозволяет:
последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
повысить эффективностьпроцесса формированияуучащихся современногоуровнякультурыбезопасностииготовностиквоенной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира.
Учебник«Основы безопасности жизнедеятельности».5 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Просвещение
2014год
рабочая тетрадь
Рабочая программа
5-9 кл.
Поурочные разработки, 5-6 классы
тестовый контроль, 5-6 классы
электронное приложение к учебнику (CD)
справочник для учащихся
комплекты демонстрационных таблиц
«Основные умения и навыки.
совокупность фрагментов во многих образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В таких блоках как, «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» и «Чрезвычайные ситуации» прослеживается связь с географией, историей. Используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Знать: Учащиеся должны знать о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти с человеком в жилище, вне дома.
Учащиеся должны уметь предвидеть опасность, стараться избегать ее.
Учащиеся должны овладеть навыками правильного безопасного поведения при ЧС.
Уметь:
доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Календарно-тематическое планирование.
№ модуля
раздела, темы
Наименование модулей, разделов, тем
Дата и примечание.
Р-I
Основы комплексной безопасности
Тема 1
Человек, среда его обитания, безопасность человека
1
Окружающий мир и возможные опасности для
жизни и здоровья человека
2
Город как среда обитания.
Особенности природных условий в городе
3
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
Основы безопасности жизнедеятельности человека
4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
5
Урок - путешествия
Тема 2
Опасные ситуации техногенного характера
6
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
7
Правила безопасного поведения на улице, транспорте Пешеход. Безопасность пешехода
8
Пассажир. Безопасность пассажира
Водитель
9
Пожары, причины их возникновения
Пожарная безопасность
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
10
Правила поведения при возникновении пожара, средства защиты.
Средства пожаротушения
11
Урок повторения
Тема 3
Опасные ситуации природного характера
12
Погодные условия и безопасность человека
13
Безопасность на водоемах
Тема 4
Опасные ситуации социального характера
14
Преодоление страха
ЧС в жизнедеятельности человека
Криминогенные ситуации и личная безопасность
15
Правила безопасного поведения в жилище, школе
Обеспечение личной безопасности дома
16
Обеспечение личной безопасности на улице
Тема 5
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
17
Оповещение и информация населения о ЧС Эвакуация при возникновении ЧС
Чрезвычайные ситуации природного характера
ЧС природного характера
Психологические особенности поведения в экстремальной ситуации
18
Порядок использования средств индивидуальной защиты
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
ЧС техногенного характера
19,20,
21
Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия)
22
Итоговое задание
Р-III
Основы здорового образа жизни
Тема 6
Основы здорового образа жизни
2№
О здоровом образе жизни
Режим и распорядок дня
24
Двигательная активность и закаливание организма - необходимое условие укрепления здоровья
25
Правильное питание
Рациональное питание. Гигиена питания
Тема 7
Факторы, разрушающие здоровье
26
Вредные факторы среды обитания человека
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
27
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек
Р-IV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 8
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
28,29
Основы анатомии и физиологии человека.
Понятия и определения, используемые в оказании первой помощи Методы и средства оказания первой неотложной помощи
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
30
Первая помощь при кровотечениях Виды переломов, ушибы и растяжения, первая помощь
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)
31,32
Ожоги, солнечный и тепловой удар, первая помощь Переохлаждение и отморожение, первая помощь Первая помощь при острых заболеваниях
Основы эпидемиологии
Походная аптечка
Основы сердечно-легочной реанимации2ч. практика
33,34
8.3 Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)
Наложение повязок1ч.практики
35
Итоговое задание
Всего часов
8