- Преподавателю
- ОБЖ
- Программа элективного курса Школа выживания
Программа элективного курса Школа выживания
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баранов В.Е. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования Большесосновского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Протокол заседания решение педсовета протокол № 1
«Болыпесосновская СОШ» от 28 августа 2015 г.
методического объединения Директор МБОУ
«Большесосновская СОШ»
учителей физической культуры и ОБЖ ______________ _ ___________О.А. Лискова
№ от____2015 года
_______Бурдин Г.М.
I! '
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Школа выживания»
Уровень обучения (класс): 10 классы
Количество часов: 34
Учитель: Баранов Владимир Евгеньевич
Программа разработана на основе «Программы курса ОБЖ
для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений
Пособия: Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.: Толк, 1995.
Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М.: Знание, 1990.
■
С. Большая Соснова 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Место курса в образовательном процессе.
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации.
Курс «Школа выживания» является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла.
Направление курса - развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.
-
Цели и задачи.
В процессе работы по изучению данного курса решаются следующие задачи:
-
воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства:
-
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного социального характера в современных условиях жизнедеятельности.
-
освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
III. Содержание курса.
Структурно программа состоит из трех разделов.
Раздел 1 : Автономное существование
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования. Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным явлениям. Определение времени дня. Подача сигналов бедствия. Оборудование жилища. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.
Раздел 2 : Пожарная безопасность
Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома. Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый). Причины возникновения лесных в природных условиях. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях
Раздел 3 : Чрезвычайные ситуации природного
характера нашего региона, действия в этих ситуациях
Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
Раздел 4 : Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях. "
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
IV. Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.
С л овесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
V. Литература.
-
Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.: Толк, 1995.
-
Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М.: Знание, 1990.
-
Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.
-
Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. - М.: Воениздат, 1982.
-
Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова М.: Терра, 1996.
-
Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М., 1992.
-
Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. - М.: Воениздат, 1990.
-
Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВИМИТ, 1993.
-
Справочник лекарственных растений. - М., 1999.
-
Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
-
Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.
-
Ожидаемый результат изучения курса.
В результате изучения курса «Школа выживания» учащийся должен
-
знать:
-
правила выживания в условиях автономии;
-
правила выживания при ЧС;
-
уметь:
-
действовать при возникновении ЧС;
-
действовать в условиях автономии;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
-
для избегания попадания в стрессовые ситуации;
-
правильных действий при попадании в ЧС.
-
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля»:
-
текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам);
-
тематический контроль (выполнение тестовых заданий);
-
выполнение практических заданий (по разделам практики).
Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата по одной из тем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Раздел
Тема
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовленности обучающихся
1
2
3
4
5
1
Авто
номное
суще
ствова
ние
Понятие об автономном существовании человека
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования
Знать основные понятия, факторы и обеспечения выживания в условиях автономии
План
действия
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия
Знать правила принятия решения и уметь разрабатывать план действия
1
2
3
4
5
Ориен
тирова
ние
Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным явлениям
Знать правила ориентирования на местности с помощью компаса и азимута
Ориентирование по звездам, природным явлениям
Знать правила ориентирования по звездам
Ориентирование на местности с помощью компаса
Уметь ориентироваться с помощью компаса
Определение
азимута
Уметь определять азимут
1
2
3
4
5
Ориентирование на местности по звездам, природным явлениям
Уметь ориентироваться по - звездам и природным явлениям
Определение времени суток
Уметь определять время суток
Сигналы
бедствия
Подача сигналов бедствия (схема, подручные средства)
Уметь подавать сигналы бедствия
Жилище
Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года
Знать различные способы устройства жилища
Устройство жилища из подручных средств
Уметь устраивать жилище из подручных средств
1
2
3
4
5
Добывание огня
Способы добывания огня, виды костров, разведение огня, поддержание огня
Знать различные способы добывания огня
Добывание огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Трение дерева о дерево», «Лук и бурав»
Уметь добывать огонь различными способами
Добывание огня: «Разведение огня при помощи ремня», «Получение огня при помощи «пилы», ^Боеприпасы и порох»
Уметь добывать огонь различными способами
1
2
3
4
5
Добывание пищи и воды
Питание в условиях автономного существования
Знать основные правила добывания пищи в условиях автономного существования
Добывание пищи: охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения
Правила охоты и рыбалки с помощью подсобных средств
Добывание еды в тундре, лесу, приготовление пищи
Знать съедобные растения для тундры и тайги
Добывание еды в степи, лесостепи. Приготовление пищи
Знать съедобные растения для лесостепи и степи
1
2
3
4
5
Водообеспечение, питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах
Знать и уметь добывать воду
Лечение
заболеваний
Оказание первой медицинской помощи и самопомощи
Знать правила оказания ПМП
Лекарственные растения и способы их применения
Знать лекарственные растения
2
Пожар
ная
безопсность
Пожар
Причины возникновения пожара в помещении, правила действия при возникновении пожара
Знать причины возникновения пожара и уметь действовать при возникновении пожара
1
2
3
4
5
Средства
пожаротушения
Классификация первичных средств пожаротушения и их назначение
Знать классификацию й назначение первичных средств пожаротушения
Устройство и правила пользования огнетушителем
Знать устройство и правило пользования огнетушителем
Тушение возгорания (водой, песком, огнетушителем)
Уметь тушить возгорание
Природные пожары
Причины возникновения природных пожаров и правила действия при них. Причины возникновения природных пожаров
Уметь действовать в зоне природного пожара
1
2
3
4
5
3
Чрезвычайные ситуации природного характера
Действия при ЧС природного характера
Природные ЧС, связанные с земной корой,и правила действия при них
Уметь действовать при ЧС природного характера
Природные ЧС, связанные с атмосферными явлениями, и правила действия при них
Уметь действовать при ЧС природного характера
Природные ЧС, связанные с изменением уровня воды, и правила действия при них
Уметь действовать при ЧС природного характера
Характерные природные ЧС >для нашего региона
Уметь действовать при ЧС природного характера
1
2
3
4
5
4
Психо
логия
поведе
ния
людей в экстремальных ситуациях
Психика человека в экстремальных ситуациях
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния
Знать влияние опасных факторов на психику человека
Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций
Знать методы и принципы, повышающие психологическую устойчивость
Саморегуляция
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции.
Знать основы и приемы саморегуляции
1
2
3
4
5
Идеомоторная тренировка: сущность и содержание
Место идеомоторной тренировки при обучении правил поведения в жизнеопасных ситуациях
Знать приемы идеомоторной тренировки
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемом саморегуляции.
Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения
Знать основы и приемы саморегуляции