- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 10 кл
Рабочая программа по ОБЖ 10 кл
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бобыр А.И. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Макаричская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________Баюр В.О.
| «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________Ляхова А.А.
| «Утверждено» Директор школы ___________Боровик В. П.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
СОСТАВИТЕЛЬ :
Бобыр Александр Иванович
Утверждено на заседании
Педагогического совета школы ,
Протокол № от «____» августа 20___г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде - природной, техногенной и социальной.
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час.
Рабочая программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:
Просвещение, 2010 г.
Учебник - «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса Смирнов А.Т., Хренников Б.О., М. Просвещение, 2010г.
Содержание учебной программы.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности-5.
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни-2.
Тема 2. Личная безопасность в условиях ЧС-2.
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности военного
характера-1.
Раздел2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций- 1.
Тема 4.Нормативно- правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства-1.
Раздел 3.Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ-6.
Тема 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме-2.
Тема 6. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ-1.
Тема 7. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму-1.
Тема 8. Уголовная ответственность за участие в террористической экстремистской деятельности-1.
Тема 9. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта-1.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни-3.
Тема 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний-1.
Тема 11. Здоровый образ жизни и его составляющие-2.
Раздел 6. Основы обороны государства-11.
Тема 12. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны-4.
Тема 13. ВС РФ -защитники нашего Отечества-2.
Тема 14. Виды ВС РФ и рода войск-4.
Тема 15. Боевые традиции ВС России-1.
Раздел 7. Основы военной службы-9.
Тема 16.Размещение и быт военнослужащих-1.
Тема 17. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда-1.
Тема 18. Организация караульной службы-1.
Тема19. Строевая подготовка-2.
Тема20. Огневая подготовка-3.
Тема 21. Тактическая подготовка-1.
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; поможет в определенной степени определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на изучение следующих целей :
-
усвоение и закрепление учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации; об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании; о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
-
усвоение учащимися содержания основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму; нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
-
усвоение знаний о предназначении основных функций и задач Вооруженных Сил Российской Федерации; видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск; о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации; участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях; Государственные и военные символы Российской Федерации;
-
формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации Конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
• развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
потребности в соблюдении норм здорового образа; потребности к
выполнению требований, предъявляемых к гражданину России, в
области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-
психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе
обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской
Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по
контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
• умение самостоятельно и мотивировано организовать свою
познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
-
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
-
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
-
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
-
навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
-
навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
-
ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
• ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора
своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и пути продолжения своего образования.
В 10 классе предусмотрено проведение учебных сборов (40 ч), в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют знания и умения по основам военной подготовки (строевая, огневая и тактическая подготовка), а также знакомятся с бытом военнослужащих.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
· основные правила безопасного поведения в повседневной жизни
и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
· организацию защиты населения в Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
-
основные принципы здорового образа жизни;
-
правила оказания первой медицинской помощи;
-
основы обороны государства и военной службы;
-
боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники старших классов должны уметь:
-
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
-
грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
-
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
-
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Корректировка.
ОБЖ 10 класс (35 часов 1 час в неделю)
№ раздела, темы, урока
Наименование раздела, темы, урока
Требования к уровню подготовки
Дата
План.
Факт.
Р- I
Основы комплексной безопасности
5
Тема 1
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
2
1.
Автономное пребывание человека в природной среде
Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде.
Знать правила поведения в условиях вынужденного
автономного существования
Знать правила подготовки к автономному существованию в природной среде
Уметь использовать в жизни
2.
Обеспечение личной безопасности на дорогах
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Знать правила обеспечения личной безопасности на дорогах
Знать о правилах обеспечения личной безопасности в криминогенных ситуациях
Уметь использовать в жизни
Тема 2
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
2
3.
Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера
Знать чрезвычайные ситуации природного характера , причины их возникновения и возможные последствия .Уметь использовать в жизни
4.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера
Знать ЧС техногенного характера , причины их возникновения и возможные последствия.
Уметь использовать полученные знания в жизни
Тема 3
Современный комплекс проблем безопасности военного характера
1
5.
Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона
Характер современных войн и вооруженных конфликтов
Знать о военных угрозах национальной безопасности России
Уметь использовать полученные знания в жизни
Р - II
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
1
Тема 4
Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства
1
6.
Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи
Знать нормативно-правовую базу РФ в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях
Уметь использовать полученные знания в жизни
Р - III
Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
6
Тема 5
Общие понятия о терроризме и экстремизме
2
7.
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.
Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.
Знать факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность.Уметь использовать полученные знания в жизни
8.
Экстремизм и экстремистская деятельность.
Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
Знать основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности Уметь использовать полученные знания в жизни
Тема 6
Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ
1
9.
Положения Конституции РФ , Концепции противодействия терроризму в РФ, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности».
Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.
Знать Положения Конституции РФ , Концепции противодействия терроризму в РФ, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности». Уметь использовать полученные знания в жизни
Тема 7
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
1
10.
Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Культура безопасности жизнедеятельности - условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.
Знать значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Уметь использовать полученные знания в жизни
Тема 8
Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской. деятельности
1
11.
Уголовная ответственность за террористическую деятельность.
Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.
Знать об уголовной ответственности за террористическую деятельность. Уметь использовать полученные знания в жизни
Тема 9
Обеспечение личной безопасности
при угрозе террористического акта.
1
12.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Знать правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Уметь использовать полученные знания в жизни
Р -IV
Основы здорового образа жизни.
3
Тема 10
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
1
13.
Сохранение и укрепление здоровья-важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Знать основные инфекционные заболевания, их классификацию и профилактику. Уметь использовать полученные знания в жизни
Тема 11
Здоровый образ жизни и его составляющие.
2
14.
Здоровый образ жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Знать биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Уметь использовать полученные знания в жизни
15.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Вредные привычки , их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Знать значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Уметь использовать полученные знания в жизни
Р- VI
Основы обороны государства
11
Тема 12
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
4
16.
Гражданская оборона-составная часть обороноспособности страны.
Основные виды оружия и их поражающие факторы
Знать основные виды оружия и их поражающие факторы. Уметь использовать полученные знания в жизни.
17.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени
Знать сигналы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Уметь использовать полученные знания в жизни.
18.
Средства индивидуальной защиты
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
Знать средства индивидуальной защиты. Уметь использовать полученные знания в жизни.
19.
Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
Знать организацию гражданской обороны в образовательном учреждении Уметь использовать полученные знания в жизни.
Тема 13
Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества
2
20.
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Памяти поколений - дни воинской славы России
Знать историю создания Вооруженных Сил Российской Федерации Уметь использовать полученные знания в жизни.
21.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Знать состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации Уметь использовать полученные знания в жизни.
Тема 14
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск
4
22.
Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника
Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.
Знать состав и предназначение. Уметь использовать полученные знания в жизни.
23.
Военно-морской флот (ВМФ) , его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) , их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.
Знать состав и предназначение. Уметь использовать полученные знания в жизни.
24.
Воздушно-десантные войска , их состав и предназначение.
Космические войска , их состав и предназначение.
Знать состав и предназначение. Уметь использовать полученные знания в жизни.
25.
Войска и воинские формирования , не входящие в состав Вооруженных Сил РФ.
Знать состав и предназначение. Уметь использовать полученные знания в жизни.
Тема 15
Боевые традиции Вооруженных Сил России
1
26.
Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитников Отечества
Дружба и войсковое товарищество -основа боевой готовности частей и подразделений
Знать качества защитников Отечества.
Уметь использовать полученные знания в жизни.
Р - VII
Основы военной службы
9
Тема 16
Размещение и быт военнослужащих
1
27.
Размещение военнослужащих
Распределение времени и повседневный порядок
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих
Знать размещение военнослужащих,
распределение времени и повседневный порядок. Уметь использовать полученные знания в жизни.
Тема 17
Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда
1
28.
Суточный наряд, общие положения
Обязанности дневального по роте
Обязанности дежурного по роте
Знать общие положения,
обязанности дневального по роте,
обязанности дежурного по роте Уметь использовать полученные знания в жизни.
Тема 18
Организация караульной службы
1
29.
Организация караульной службы, общие положения
Часовой и его неприкосновенность.
Обязанности часового
Знать организацию караульной службы, общие положения .Уметь использовать полученные знания в жизни.
Тема 19
Строевая подготовка
2
30.
Строи и управление ими.
Строевые приемы и движение без оружия .
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении
Знать приемы выполнения воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Уметь использовать полученные знания в жизни.
31.
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него
Строи отделения, развернутый строй, походный строй
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении
Знать приемы выхода из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Уметь использовать полученные знания в жизни.
Тема 20
Огневая подготовка
3
32.
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
Знать назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Уметь использовать полученные знания в жизни.
33.
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (практическое занятие)
Знать порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Уметь использовать полученные знания в жизни.
34.
Приемы и правила стрельбы из автомата (практические занятия)
Знать приемы и правила стрельбы из автомата. Уметь использовать полученные знания в жизни.
Тема 21
Тактическая подготовка
1
35.
Современный бой
Обязанности солдата в бою
Действия солдата в бою
Знать обязанности солдата в бою. Уметь использовать полученные знания в жизни.
Всего часов
35