- Преподавателю
- ОБЖ
- ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОПАСНАЯ СВЕЧА»
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОПАСНАЯ СВЕЧА»
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Миронова Н.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОПАСНАЯ СВЕЧА»
(старшая группа)
Цели:
- объяснить, какую опасность таит в себе пожар, от чего он возникает, что нужно делать
при пожаре;
- ознакомить с пожарной машиной;
- формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.
Воспитатель. Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку об одном медвежонке, которого звали Миша. В сказке говорится о том, как он остался один дома и что из этого получилось. А вы слушайте внимательно, а потом скажете, что Миша сделал не так, как нужно было бы поступить.
«Жил-был медвежонок Миша. Вот однажды он остался дома один, пригласил в гости друзей, зайчонка Кешу и лисоньку Лизу, и стали они играть. Сначала они нашли много спичечных коробков со спичками и построили из них машину. Но вдруг Миша предложил: «Давайте сделаем так, что наша машина попала в аварию и загорелась». Зайчик положил в кузов машины газету, лисонька взяла спички и подожгла. Она загорелась, спички начали вспыхивать одна за другой, и разгорелся большой пожар. Зверята испугались и спрятались в дальнем уголке комнаты. Затем они попытались выбежать из помещения на улицу, но у них ничего не вышло, так как огонь уже был везде. Им удалось выбежать на балкон и позвать на помощь. Прохожие позвонили в пожарную службу по номеру 01, приехали пожарные, спасли малышей и потушили пожар».
А теперь, ребята, ответьте на такие вопросы:
-
Что неправильно сделали зверята?
-
Можно ли играть детям со спичками?
-
Как можно вызвать пожарных?
-
Что нужно делать, чтобы не было пожара?
А сейчас, ребята, давайте с вами вспомним основное транспортное средство пожарной службы.
Дети. Пожарная машина.
Воспитатель. Да, правильно, но пожарная машина не единственное транспортное средство. В арсенале пожарной службы есть еще: и пожарный поезд, и пожарный вертолет, и пожарный корабль. Ведь пожар может случиться где угодно.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением этих транспортных средств и рассказывает о них подробнее.
Воспитатель.
Кто из нас не испытывал завораживающего действия огня? Сидя в лесу у костра, или у печки, или просто глядя на зажженную свечу.
Согласно древнегреческому мифу, Прометей похитил с Олимпа для людей божественную искру. И искра, разгоревшись, осветила человеческую жизнь.
В древности люди почитали огонь как божество, хранили его. Огонь был живым и могущественным. А очаг - священным центром дома.
Мудрецы и психологи учат нас, что к мифам, сказкам, преданиям надо относиться серьезно. И неслучайно в обрядах разных народов важную роль играет горящая свеча
.
Дети отличаются особой тягой к огню. Костер для детей - всегда праздник. Они готовы без устали подкладывать в огонь веточки, жарить хлеб.
Но устроить костер в городе - затруднительно. А вот свечка и связанные с ней опыты могут замечательно прижиться в каждой группе.
Давайте зажжем свечу и, как настоящие ученые, как можно больше узнаем об огне.
Представьте, что к нам в гости пришел инопланетянин. Как вы думаете, удивился бы он, увидев пламя свечи? Конечно же, да. И попросил бы вас объяснить, что это такое.
Начнем вот с чего: какого цвета пламя свечи? Внутренняя часть пламени - самая светлая, средняя часть - самая яркая, именно эта часть освещает все вокруг, внешняя часть пламени - самая маленькая и почти не видна. Как вы думаете, какая часть пламени самая горячая: нижняя, средняя, верхняя? Давайте это выясним.
Опыт 1
Внесем две спички одновременно в нижнюю и среднюю часть пламени. Какая загорелась быстрее? Та, которая была в средней. А теперь одновременно внесем две спички в среднюю и верхнюю часть пламени. Теперь какая загорелась быстрее? Та, которая оказалась в верхней части. Можно сделать вывод, что верхняя часть самая горячая.
А теперь попробуем еще глубже проникнуть в тайну огня. Вы знаете, что вещи вокруг нас состоят из веществ. Гвоздь состоит из железа. Стол из дерева... Свеча для опытов сделана из парафина. А вот из какого вещества состоит ее пламя?
Опыт 2
Я беру короткую стеклянную трубку, зажимаю ее в щипцах, один конец аккуратно ввожу в нижнюю часть пламени, и тем самым мы видим вещество, выходящее из трубки, похожее на дым. Что это за вещество, кто догадался? Это - парафин, но он так нагрелся, что стал газом, т.е. это газообразный парафин.
Опыт 3
Возьмем предмет белого цвета, например фарфоровую чашку, и внесем ее донышко в верхнюю часть пламени на несколько секунд. Донышко осталось чистым. А теперь на несколько секунд внесем чашку в среднюю часть пламени. И что же? На белом дне чашки огромное черное пятно копоти. Так из чего состоит средняя часть пламени? Из сажи, из угля! Вот что делает пламя ярким, красивым.
Опыт 4
Накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет. Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла. Догадались, почему? Вы правы, в банку не поступает воздух. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха например, накрыть очаг пожара одеялом, плотной тканью.
Огонь - это добро и зло. Это кухонный очаг и испепеляющий огонь. Он может принести спасение или обернуться трагедией. Вот почему ваши родители требуют от вас почтительного отношения к огню.
1