- Преподавателю
- ОБЖ
- Пособие по выполнению практических работ
Пособие по выполнению практических работ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова Г.Г. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласованно Утверждаю зам директора по УР
Председатель ц/к технических дисциплин
А.П.Кириллов С.С.Прохорова
« » 20 г. « » 20 г.
Методические указания
по выполнению практических работ
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Составил преподаватель: Г.Г.Петрова
2014г.
Рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий.
1. Общие положения.
В Типовом положении об образовательном учреждении начального профессионального образования и Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утверждённых соответственно Постановлениями Правительства РФ от 18 июля 2008 года № 543 и от 14 июля 2008 года № 521 к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные и практические занятия.
Данные виды организации учебных занятий направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных, профессиональных практических умений обучающихся и составляют важную часть их профессиональной подготовки.
Практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.
В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. В примерных программах дисциплин общеобразовательной подготовки предусмотрено выполнение практических работ. В данных методических рекомендациях мы ориентируемся на то, что в учебном процессе практические занятия являются основными видами учебных занятий, а практические работы выступают в качестве предметно-содержательной составляющей учебного занятия.
Целями проведения практических занятий являются:
-
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов;
-
формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
-
развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
-
выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Дисциплины, по которым планируются практические занятия, и их объёмы определяются рабочими учебными планами.
При проведении практических занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) может делиться на подгруппы.
2. Планирование практических занятий.
При планировании содержания практических занятий следует исходить из того, что практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
При выборе содержания и объёма практических занятий следует исходить из сложности учебного материала, внутрипредметных и межпредметных связей, значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических (профессиональных) умений - выполнение определённых действий, операций, необходимых в последующей профессиональной деятельности .
Практическое занятие, как вид организации учебной деятельности, занимает ведущее место при изучении общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и модулей. Организация и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных требований к уровню подготовки выпускников.
В соответствии с дидактическими целями содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх), выполнение вычислений, расчётов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструкциями, справочниками.
На практических занятиях обучающиеся и студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и способами деятельности, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе производственной практики.
Содержание практических занятий фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины».
Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчётом, чтобы за определенное отведённое время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.
Количество практических занятий в рабочих программах дисциплины и объем часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны обеспечить уровень подготовки выпускника, определённый Государственными требованиями ФГОС по соответствующей профессии или специальности, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки выпускника, установленными самими образовательными учреждениями.
3. Организация и проведение практических занятий.
3.1 Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т. п.). Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
3.2 Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
3.3По каждому практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.
3.4 Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.5 Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
3.6 Для повышения эффективности проведения и практических занятий рекомендуется: -разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
- подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;
- использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ; проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
- подбор дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.
4. Оформление практических занятий.
Требования к оформлению лабораторных и практических занятий по учебной дисциплине определяются предметными (цикловыми) комиссиями.
Структура и содержание лабораторных и практических занятий включает в себя следующие элементы:
- тема занятия;
- цель занятия;
- краткие теоретические основания выполняемого задания;
-
порядок выполнения задания;
-
выводы (без формулировки);
-
контрольные вопросы;
- учебная и специальная литература.
Оценки за выполнение заданий на практических занятиях могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачёта и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся и студентов.
Учебная и специальная литература:
1.Косолапова Н.В. К 715. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования-6-е изд. испр. - М.; Издательство центр «Академия» ,2012г..
2.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс учебник общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. А.С.Смирнов, Бохренников: под редакции А.Т. Смирнова: Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 4-е изд. перераб.- М: Просвещение, 2012г.
3.Смирнов А.Т. : Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс учебник общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. А.С.Смирнов, Бохренников: под редакции А.Т. Смирнова: Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 4-е изд. перераб.- М: Просвещение, 2012г
4.Интернет - ресурсы.
Преподаватель: Г.Г.Петрова