Пособие по выполнению практических работ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласованно Утверждаю зам директора по УР

Председатель ц/к технических дисциплин

А.П.Кириллов С.С.Прохорова

« » 20 г. « » 20 г.









Методические указания

по выполнению практических работ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»







Составил преподаватель: Г.Г.Петрова

2014г.

Рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий.

1. Общие положения.

В Типовом положении об образовательном учреждении начального профессионального образования и Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утверждённых соответственно Постановлениями Правительства РФ от 18 июля 2008 года № 543 и от 14 июля 2008 года № 521 к основ­ным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные и практические занятия.

Данные виды организации учебных занятий направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных, профессиональных практических умений обучающихся и составляют важную часть их профессиональной подготовки.

Практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.

В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. В примерных программах дисциплин общеобразовательной подготовки предусмотрено выполнение практических работ. В данных методических рекомендациях мы ориентируемся на то, что в учебном процессе практические занятия являются основными видами учебных занятий, а практические работы выступают в качестве предметно-содержательной составляющей учебного занятия.

Целями проведения практических занятий являются:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление получен­ных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математи­ческого и естественнонаучного, общепрофессионального и спе­циального циклов;

  • формирование умений применять полученные знания на практи­ке, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

  • выработку при решении поставленных задач таких профессио­нально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точ­ность, творческая инициатива.

Дисциплины, по которым планируются практические занятия, и их объёмы определяются ра­бочими учебными планами.

При проведении практических занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содер­жания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные тре­бования) может делиться на подгруппы.

2. Планирование практических занятий.

При планировании содержания практических занятий следует исходить из того, что практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

При выборе содержания и объёма практических занятий следует исходить из сложности учебного материала, внутрипред­метных и межпредметных связей, значимости изучаемых тео­ретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения.

Ведущей дидактической целью практических занятий явля­ется формирование практических (профессиональных) умений - выпол­нение определённых действий, операций, необходимых в последующей профессиональной деятельности .

Практическое занятие, как вид организации учебной деятельности, занимает ведущее место при изучении общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и модулей. Организация и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных требований к уровню подготовки выпускников.

В соответствии с дидактическими целями содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том чис­ле профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение си­туационных профессиональных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх), выполнение вычислений, расчётов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, ра­бота с нормативными документами, инструкциями, спра­вочниками.

На практических занятиях обучающиеся и студенты овладевают первоначаль­ными профессиональными умениями и способами деятельности, которые в дальней­шем закрепляются и совершенствуются в процессе производственной практики.

Содержание практических занятий фик­сируется в рабочих учебных программах дисциплин в раз­деле «Содержание учебной дисциплины».

Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчётом, чтобы за определенное отведённое вре­мя они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

Количество практических занятий в ра­бочих программах дисциплины и объем часов на их прове­дение могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны обеспечить уровень подготовки выпускника, определённый Государственными требованиями ФГОС по соответствующей профессии или специальности, а также дополнительными требованиями к уровню под­готовки выпускника, установленными самими образовательными учреж­дениями.

3. Организация и проведение практических занятий.

3.1 Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т. п.). Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

3.2 Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

3.3По каждому практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

3.4 Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

3.5 Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

3.6 Для повышения эффективности проведения и практических занятий рекомендуется: -разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;

- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;

- подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;

- использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ; проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

- подбор дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.

4. Оформление практических занятий.

Требования к оформлению лабораторных и практических занятий по учебной дисциплине определяются предметными (цикловыми) ко­миссиями.

Структура и содержание лабораторных и практических занятий включает в себя следующие элементы:

- тема занятия;

- цель занятия;

- краткие теоретические основания выполняемого задания;

  • порядок выполнения задания;

  • выводы (без формулировки);

  • контрольные вопросы;

- учебная и специальная литература.

Оценки за выполнение заданий на практических занятиях могут выставляться по пятибалльной системе или в форме за­чёта и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся и студентов.

Учебная и специальная литература:

1.Косолапова Н.В. К 715. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования-6-е изд. испр. - М.; Издательство центр «Академия» ,2012г..

2.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс учебник общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. А.С.Смирнов, Бохренников: под редакции А.Т. Смирнова: Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 4-е изд. перераб.- М: Просвещение, 2012г.

3.Смирнов А.Т. : Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс учебник общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. А.С.Смирнов, Бохренников: под редакции А.Т. Смирнова: Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 4-е изд. перераб.- М: Просвещение, 2012г

4.Интернет - ресурсы.

Преподаватель: Г.Г.Петрова







© 2010-2022