Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Новоусманская СОШ № 3» Новоусманского муниципального района Воронежской области




«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор

Руководитель ШМО ____________ Кульбака В.А. ____________ Л.В. Потанина

__________ Колесников О.А. .

протокол № __ от «31» 08. 2015 г. «_____» _____________ 2015 г. «_____» ____________ 2015 г.





Рабочая программа

основного общего образования

по «Основам безопасности жизнедеятельности»

для обучающихся 5 а, б, в, г, д, е классов

на 2015-2016 учебный год











Учитель: Колесников О. А.











Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу ОБЖ в 5-х классах составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы, (авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М. Просвещение 2011 г.)

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 5 - ом классе

направлено на достижение следующих целей:

● приобретение учащимися теоретических и практических навыков;

● психологическая подготовка в области предупреждения

чрезвычайных ситуаций в жизни и быту;

● умения правильно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных

задач, как:

● формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера:

● формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

● выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Общая характеристика курса

Главная задача курса «Основы безопасности жизнедеятельности» - дать пятикласснику понимание общей логики безопасности, научить его предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.

-формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

-приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

-повышение уровня знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

-формирование уверенности в успешном преодолении трудностей и веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

-продолжать повышение уровня знаний по безопасности дорожного движения, а также формирования навыков и умений оказания первой помощи при ранениях и травмах.

Место курса в учебном плане

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 11 классы, из расчёта 1 ч в неделю для каждой параллели.

Решением органов, осуществляющих управление в сфере образования, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» может изучаться как обязательный предмет с 5 по 11 классы, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т.Смирнова.

Предлагаемая рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 0,5 часа в неделю)

Личностные, метапредметные,

предметные, планируемые результаты освоения курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Личностные результаты:

-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

-формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

-знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-умение оказать первую помощь пострадавшим;

-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Развитие универсальных учебных действий (УУД)

№ раздела

Разделы программы

Характеристика универсальных учебных действий


1.


Основы комплексной безопасности

Личностные:

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных, к самостоятельным формам образовательной деятельности; проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов.

Регулятивные:

сформировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения.

Познавательные:

-познакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, изучить права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту .Выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, выбирать наиболее эффектный способ предотвращения возгорания;

-изучить причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил дорожного движения. Освоить правила безопасного поведения на дорогах;

-знать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации в жилище;

-знакомиться с мерами безопасности в быту, учиться понимать инструкции электрических и электронных приборов, различать предметы бытовой химии, выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту;

-изучать состояние водоемов в различное время года,

знать правила поведения на водоемах;

-знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте;

-знакомится с видами активного отдыха в природных условиях, с возможными опасными ситуациями, возникающими в природных условиях; осваивать правила подготовки и обеспечения безопасности на природе, в походах, при автономном существовании в природной среде, определять возможные последствия;

-объяснять причины возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного характера;

-изучать причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия;

-знать потенциально опасные объекты в районе проживания;

Коммуникативные:

включенность во внутригрупповое общение со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог; способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности; умение сдерживать эмоции, придавать их выражению адекватный характер;


2.


Основы здорового образа жизни

Личностные:

укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; культуры здорового и безопасного образа жизни человека.

Регулятивные:

анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; использовать здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления индивидуального здоровья; анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья; анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье; сформировать индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими);

Познавательные:

-раскрыть особенности индивидуального здоровья;

-изучить особенности физического, психического и социального развития человека; составляющие здорового образа жизни;

-знать права и обязанности несовершеннолетних;

-формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья;

-изучить вредные привычки и их влияние на здоровье.

- Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками (установление дружеских отношений), со взрослыми с членами семьи, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем, определить здоровый стиль жизни как приоритетное направление в общении сверстников.


3.


Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Личностные:

учащиеся получают представления об основах медицинских знаний и об оказании первой помощи; учатся проектировать свою деятельность в направлении здоровьесбережения.

Регулятивные:

анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту;

Познавательные:

-познакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм;

-знать неотложные состояния, требующие оказания первой медицинской помощи;

-научиться накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т.д.

Коммуникативные: обеспечить развитие социальной компетентности и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Содержание курса

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.

1.1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность. Основы безопасности жизнедеятельности.

1.2. Опасные ситуации техногенного характера.

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1.3. Опасные ситуации природного характера.

Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоёмах.

1.4. Опасные ситуации социального характера.

Криминогенные ситуации и личная безопасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице.

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации.

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

3.1. О здоровом образе жизни.

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые

условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ

жизни и профилактика вредных привычек.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медпомощи.

4.1. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах.


Тематическое планирование

5 класс (0,5 час в неделю, всего 17 часов)

№ темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Основы комплексной безопасности

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека (2 ч)

1.1 Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1.2 Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Характеризуют наиболее эффективн. способ предотвращения опасной ситуации в быту.

2

Опасные ситуации техногенного характера (3 ч)

2.1 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода.

2.2 Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Контрольная работа «Безопасность участников дорожного движения»

2.3 Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Характеризуют причины дорожно- транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.

Анализируют причины возникновен. пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.

3

Опасные ситуации природного характера. (1 ч)

3.1 Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоемах.

Характеризуют опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололед)

Различают состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоемах.

4

Опасные ситуации социального характера (2 ч)

4.1 Обеспечение личной безопасности дома.

4.2 Обеспечение личной безопасности на улице.

Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.

Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (3 ч)

5.1 ЧС природного характера.

5.2 ЧС техногенного характера

5.3 Общие правила поведения при возникновении ЧС природного и техногенного характера

Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.

Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.

Основы здорового образа жизни.

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни. (3 ч)

6.1 О здоровом образе жизни.

6.2 Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья

6.3 Рациональное питание. Гигиена питания

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания.

7

Факторы, разрушающие здоровье. (1 ч)

7.1 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.

Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания. (2 ч)

8.1 Первая медицинская помощь при различных видах повреждений.

8.2 Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах и отравлениях.

Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.

Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение курса


  1. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся - М.; Просвещение, 2010.

  2. Когда один противостоишь злу…; пособие для учащихся. - М.; Просвещение, 2010.

  3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности; 5 класс; учебник для общеобразовательных учреждений - М.; Просвещение, 2014.

  4. Катастрофы и человек. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / Под ред. Ю. Л. Воробьева. - М.:Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

  5. Основы медико-биологических знаний / Под ред. Г. И. Куценко. - М.: Высшая школа, 1996.

  6. Электронное приложение к учебнику ОБЖ - (DVD - диск «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс.)

  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Природные катастрофы. - М..: О' «Фирма « ACT»; ООО «Астрель», 1999.

Планируемые результаты:

  1. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  2. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  3. Участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности

  4. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

  5. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

  6. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства

  7. Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

  8. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.

© 2010-2022