- Преподавателю
- ОБЖ
- Проект по предмету основы безопасности жизнедеятельности Зарница
Проект по предмету основы безопасности жизнедеятельности Зарница
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кураев А.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Нескучный спорт.
Спортивно-патриотическая игра "Зарница".
Кураев А. В. - преподаватель- организатор ОБЖ.
МБОУ СОШ №17 г. Белая Калитва Ростовской области
[email protected] тел. +7-928-174-68-23
Дронов А. А. - учитель физической культуры
МБОУ СОШ №17 г. Белая Калитва Ростовской области
[email protected] тел. +7-928-114-44-90
Проект "Зарница" направлен на массовое привлечение учащихся к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и применению знаний и умений на практике. "Зарница" проводится в форме соревнования. Особое место в проекте отведено на достижение участниками высоких спортивных результатов, как в командном, так и в личном первенстве.
Целью проекта является:
воспитание у школьников патриотизма и командного духа, тем самым выносится на первое место результат работы всего педагогического коллектива школы.
Задача проекта:
-
массовое привлечение учащихся к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой;
-
формирование устойчивого навыка поведения в условиях автономного выживания;
-
закрепление и совершенствование двигательных навыков
-
развитие коммуникативных и личностных качеств ребенка в коллективе, позволяющих выделять лидеров в классе;
-
закрепление и применение на практике знаний и умений, полученных на уроках ОБЖ, физической культуры и других предметах;
-
посредством таких видов соревнований как преодоление препятствий, метание спортивных снарядов в цель, стрельба из пневматической винтовки мотивировать и подготавливать юношей к дальнейшей службе в армии.
Уникальностью проекта является вовлечение в игру максимального количества участников, путем распределения их по этапам с учетом заинтересованности и физических возможностей большинства детей. А также привлечение к организации мероприятия и судейству коллектива школьного самоуправления.
Важная роль при проведении мероприятия отводится к привлечению учителей естественнонаучных дисциплин: ОБЖ, физической культуры, биологии, а также все учителя образовательного учреждения, медицинский работник, родители, представитель ДОСААФ и учащиеся школы. Из числа педагогов создается организационный комитет, на который возлагается ответственность за проведение мероприятия.
В "Зарнице" используется программа, состоящая из двух частей.
Первая часть состоит из открытия мероприятия директором школы и конкурса - смотра строя и песни. Здесь оценивается строевая подготовка учащихся и умение прохождения строем с песней. Оценка осуществляется по 5-ти бальной шкале. Жюри оценивает:
-
Название отряда и внешний вид (форму).
-
Сдачу командиром рапорта и его умение руководить своим отрядом.
-
Выполнение строевых упражнений всех учащихся на месте и в движении.
-
Прохождение отрядов с песней, актуально выбранной тематике.
Данная часть проводится в теплое время года, во дворе учебного заведения, где заранее готовится площадка и место для жюри и зрителей. В число зрителей приглашаются почетные гости, ветераны и родители.
Состав жюри организуется из учителей, президентского совета школы и приглашенных гостей.
Победители награждаются почетными грамотами и ценными призами от администрации школы.
Вторая часть "Зарницы" проводится в День здоровья, который традиционно проводится в школе. Место проведения определяет администрация учебного учреждения. Желательно проводить по возможности в парковой зоне, что будет являться одной из составляющей воспитательного процесса.
Все мероприятия проводятся в естественных природных условиях. Открытие соревнований начинается с общего построения, поднятия флага и исполнения гимна России. Участников "Зарницы" знакомят с судейской коллегией и программой соревнований.
Каждый класс с руководителем самостоятельно организует свое место расположения в соответствии с условиями соревнований. Ученики - участники проекта инструктируются о правилах поведения и условиях выступления в каждом виде соревнований. Обязательным условием является участие всех членов коллектива класса, что учитывается при судействе.
Виды соревнований входящие в программу "Зарницы":
Первый этап.
-
Полоса препятствий, в которую входят следующие этапы:
-
"Паутина" - состоит из натянутых между стволами деревьев в виде паутины туристических веревок на высоте 0,5 м. от земли.
-
"Бабочка" - состоит из натянутых двух скрещенных
посередине туристических веревок на высоте 0,5 м. от земли.
-
Подвижное бревно с перилами - состоит из свободно подвешенного бревна, выше которого натянута страховочная веревка, на высоте 0,5 м. от земли.
-
Параллельные перила - состоят из двух параллельно натянутых веревок на высоте 0,5 м. от земли.
-
Параллельные перила с провисшей верхней веревкой состоят из двух параллельно натянутых веревок, (верхняя - провисшая на высоте 0,5 м. от земли).
-
"Маятник" - подвешенная за верхнюю ветку веревка с завязанным внизу узлом - высота от узла до земли 0,5 м.
Все этапы между собой связаны. Команда двигается строго по натянутым веревкам , касание земли любой частью тела судится штрафным временем (30 секунд - каждое касание) . На участниках команды одеты верхние страховочные системы с личной страховкой. Задача - максимально быстро пройти полосу препятствий без ошибок. Состав команды: 4 мальчика + 2 девочки.
Второй этап.
-
Преодоление заболоченного участка по "гати" и "кочкам". Касание земли ногой, судится штрафным временем (30 секунд - каждое касание).
-
Установка двухскатной палатки. Команда не переходит к следующему виду препятствия, пока не устранит ошибки.
-
"Мышеловка" - шесть ворот. Каждое сбитое препятствие штрафуется 30 секундами.
-
Разведение костра. Пережигание нитки на время. Дрова каждая команда подготавливает заранее.
-
Спасение утопающего. Бросок «конца Александрова» в обруч. Дается три попытки. Каждый промах судится штрафным временем (30 секунд).
-
Преодоление зоны заражения - команда надевает противогазы и проходит зараженный участок. Оценивается правильность надевание и снятие противогаза, а также прохождение участка. Каждая ошибка - 10 секунд штрафа. (Приложение 2).
-
Стрельба из пневматической винтовки по мишени - один выстрел. Попадание в цель - минус 10 секунд (Приложение 2).
-
Метание в цель. Среднее звено метает - мяч, старшее- гранату (700 гр.- юн., 500 гр.- дев.) Каждый участник выполняет три броска по мишени 2м. × 2м. на расстоянии 15 - 30м. Попадание в цель - минус 10 секунд. (Приложение 2).
Общее заработанное время суммируется с первым этапом.
Во втором этапе участвует команда из учащихся других классов. Состав команды: 4 мальчика + 2 девочки.
Третий этап.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Команда тянет карточку и выполняет по ней задание:
-
Транспортировка пострадавшего при помощи одного из предложенных способов (рюкзак, на спине, на руках, на носилках). Команда тянет карточку и выполняет по ней задание.
-
Определить по карточкам: съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
-
Назвать способы очистки и обеззараживания воды.
-
Определить свое местоположение по топографической карте.
За каждую ошибку команда получает 30 секунд штрафа. Состав команды: 4 мальчика + 2 девочки.
Конкурсная программа.
-
Конкурс стенгазет. Тема определяется в начале соревнований. Оценивается содержание и эстетика оформления газеты.
-
Конкурс художественной самодеятельности. Оценивается оригинальность и актуальность заданной темы.
В конкурсной программе участвуют все желающие.
Победители определяются по местам 1-3.
Определение результатов "Зарницы" и награждение. Общекомандное место определяется по наименьшей сумме времени, затраченного на прохождение 3-х этапов, включая штрафы.
Команды, занявшие 1-3 место в каждой возрастной группе, награждаются грамотами администрации школы.
Участники - в личном первенстве (от каждой команды: 2 мальчика и 2 девочки), определяются по наименьшей сумме времени, затраченного на прохождение первых 2-х этапов, включая штрафы.
Ученики, занявшие 1-3 место в каждой возрастной группе, награждаются грамотами администрации школы и памятными сувенирами.
Конкурсная программа оценивается и отмечается отдельно, как первая часть.
Данный проект "Зарницы" рассчитан на ежегодное проведение, с учетом погодных условий. По желанию организаторов каждую из 2-х частей можно разнести на 1 и 2 четверти.
Одной из ключевых особенностей данного варианта школьной "Зарницы" является минимальная материальная база.
-
Туристическое снаряжение: 100 - 150 м. веревки диаметром не менее 10 мм, 6 страховочных систем, 6 автоматических карабинов, 20 механических карабинов.
-
Палатка 2-х местная.
-
Две пневматические винтовки.
-
Шесть гранат : 3 - 500 гр., 3 - 700 гр.
-
Шесть мячей для большого тенниса.
-
Противогазы 6- штук.
Все остальные материалы и реквизиты приготавливаются учениками и педагогами. При отсутствии возможности выхода на "природу" часть этапов и видов можно заменить.
Проект "Зарница" является нововведением для общеобразовательного учреждения. Основная часть, включенных в него этапов взята из программы проведения областных соревнований по туризму и "Школе выживания".
Проект адаптирован к учебникам физкультуры и ОБЖ общеобразовательного учреждения среднего и старшего звена с учетом прохождения программного материала по школьным дисциплинам.
Уникальностью проекта является вовлечение в игру максимального количества участников, путем распределения их по этапам с учетом заинтересованности и физических возможностей большинства детей. А также привлечение к организации мероприятия и судейству коллектива школьного самоуправления.
Используемая литература:
-
Настольная книга учителя ОБЖ. Б.И.Мишин. Апрель, 2002.
-
С.С.Соловьев. Тематический контроль по ОБЖ. Комплект тестовых заданий для учащихся старших классов. «Интеллект-Центр», Москва,2000г
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие 5-11 классы. Вентана-Граф. Смоленск, 1995 г.
-
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по ОБЖ. В.В.Марков, В.Н.Латчук. Дрофа-201.
-
В.М.Евлахов. Раздаточные материалы по ОБЖ, 10-11 классы. Дрофа, 2003
-
ОБЖ. Дидактические материалы 10-11 классы. НЦ ЭНАС. М-02. В.Н.Латчук, С.К.Миронов. (Портфель учителя).
-
ОБЖ. Экзаменационные вопросы и ответы. 9 и 11 классы. АСТ-ПРЕСС.
М-01.
-
Б.И.Мишин. Программно-методические материалы «ОБЖ. 1-11 классы». Дрофа, Москва, 2001.
А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин. Методические материалы и документы. «ОБЖ.
Книга для учителя». Просвещение. 2001 г
Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2002;