Интегрированный урок ОБЖ + математика

Интегрированный урок по ОБЖ и математике на тему: "СПИД и его профилактика" Цель урока: ·         Познакомить учащихся с инфекционным заболеванием СПИД и с помощью математического моделирования наглядно показать, как можно исследовать и прогнозировать развитие инфекционных заболеваний (в частности СПИДа). Задачи: ·         Изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование. ·         Сопоставить здоровый образ жизни с её продолжительностью. ·         Проа...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок ОБЖ + математикаИнтегрированный урок ОБЖ + математикаИнтегрированный урок ОБЖ + математикаИнтегрированный урок ОБЖ + математикаИнтегрированный урок ОБЖ + математика





















































Интегрированный урок по ОБЖ и математике на тему: "СПИД и его профилактика"

Разделы: Преподавание математики, Преподавание ОБЖ

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с инфекционным заболеванием СПИД и с помощью математического моделирования наглядно показать, как можно исследовать и прогнозировать развитие инфекционных заболеваний (в частности СПИДа).

Задачи:

  • Изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.

  • Сопоставить здоровый образ жизни с её продолжительностью.

  • Проанализировать значение репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества к воспроизводству здорового потомства.

  • Развивать интерес учащихся к предметам ОБЖ и математике, индивидуальные и творческие способности, интерес к чтению дополнительной литературы, умение работать в группах.

  • Воспитывать у учащихся чувство сострадания, умение делать выводы и не быть равнодушным к чужому горю.

Подготовительная работа:

  1. Постановка учебных задач.

  2. Работа с информационным материалом.

  3. Подготовка творческих работ.

  4. Оформление стенгазет.

  5. Презентация работ.

Ход урока

1. Вводная часть.

Сообщение темы и цели урока.

(На доске записаны тема и цель урока, висят плакаты, подготовленные учащимися для своих выступлений с домашним заданием, а так же плакаты по профилактике ВИЧ-инфекции)

Вступительное слово учителя ОБЖ:

- Сегодня у нас интегрированный урок ОБЖ и математики. Мы познакомимся с таким страшным заболеванием как СПИД - чумой XXI века, которого не нужно бояться, а нужно знать. На столах у каждого ученика лежат карточки с вопросами, на которые вы будете отвечать письменно в процессе урока.

Приложение1

2. Информативные выступления.

Учитель ОБЖ:

- Всем ребятам по группам было дано домашнее задание. Выступают учащиеся 1 группы с сообщением:

"СПИД: страшнейшая болезнь 21 века"

(Что это за болезнь, когда впервые обнаружена, чем грозит человеку?)

Приложение

Выступают учащиеся с сообщением. Учитель ОБЖ вносит необходимые дополнения.

Учитель математики:

- Мы привыкли к делению наук на естественные и гуманитарные. При этом в первую очередь к естественным наукам относят математику. Но это не справедливо. Математика скорее занимает промежуточное положение, будучи связана как с изучением окружающей природы, так и различных форм человеческой деятельности. Математика - это язык, пригодный для описания самых различных явлений.

"Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой".

Лейбниц

И сегодня это докажут учащиеся 2 группы, которые с помощью математических методов помогут осветить проблему ВИЧ инфекции в городе Орехово - Зуево.

Данные по результатам ВИЧ- инфекции и СПИДа были получены от врача

1 гор. больницы Котова Александра Васильевича.

Выступают два ученика по теме: "Проблема ВИЧ инфекции в городе Орехово-Зуево"

(Один с сообщением, другой - с помощью презентации помогает наглядно освятить сложившуюся ситуацию).

(Приложение 3 и Приложение 4)

Учитель математики по окончании выступления вносит необходимые коррективы.

Учитель ОБЖ:

- Группе ребят было дано задание рассказать о путях заражения ВИЧ и на рисунках изобразить ситуации, при которых ВИЧ не передаётся. И сейчас они ответят на вопрос, почему инфекция не может передаваться этими путями.

2 человека от группы выступят с сообщением:

"Как можно и как нельзя заразиться СПИДом" (на доске изображены ситуации).

(Приложение 5)

Учитель ОБЖ задаёт дополнительные вопросы по данной теме.

3. Работа в группах.

После выступлений каждой группе выдаётся задание.

(Задание 1 и 3 группам выдаёт учитель ОБЖ, задание 2 группе - учитель математики).

1 группа "Правда-ложь".

Учитель ОБЖ:

- Оцените утверждения в таблице и выделите те, с которыми вы согласны.

(Приложение 6)

3 группа "Круг правил безопасного поведения в отношении ВИЧ".

Учитель ОБЖ:

- Вы должны выбрать правила безопасного поведения, которые необходимо соблюдать, чтобы не оказаться ВИЧ - инфицированным".

(Приложение 7)

2 группа "Графическое решение уравнений"

Учитель математики:

- По закону показательной функции размножалось бы всё живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия. Доказательством тому распространение в Австралии кроликов, которых там раньше не было. Достаточно было выпустить пару кроликов и через некоторое время их потомство стало национальным бедствием. В природе, технике, экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых величины меняются в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания.

Два ученика 2 группы получают задание на компьютере "Решить графически систему показательных уравнений, представляющих собой математические модели роста заболеваемости ВИЧ и роста численности населения города", остальным членам группы предлагается по образцу вывести формулы, выражающие процессы органического роста.

Приступаем к работе.

(Приложение 8 и Приложение 9)

1 и 3 группа работают с заданиями, которые напечатаны для каждого учащегося и делают выводы, анализируя полученные результаты.

Учитель ОБЖ помогает при возникновении затруднений по просьбе учащихся.

Два ученика 2 группы строят с помощью программы "Agrafer" Приложение 11 (.exe) графики функций, а потом вместе с остальными учащимися анализируют полученные результаты.

В то время, когда два ученика на компьютере строят графики, остальные учащиеся по образцу выводят формулы, выражающие процессы органического роста и органического затухания. Для вычисления коэффициента k они пользуются компьютерным калькулятором "School Boy v5.0" Приложение 12 (.exe).Учащиеся записывают получившиеся формулы на альбомных листах и делают выводы по результатам графического решения системы показательных уравнений.

Учитель математики контролирует выполнение работ и помогает при возникновении затруднений.

4. Авторский стул.

Выступают представители от каждой группы и делают выводы по полученным результатам. Учителя ОБЖ и математики принимают активное участие при решении проблем и разногласий.

(2 группа выступает последней)

Учитель математики:

- Т.Мальтус (1798г.) первый ввёл модель неограниченного роста. Опираясь на эту модель, он пытался обосновать неизбежность войн и других кризисных явлений социально-политической жизни человеческого общества. Что касается состоятельности применения модели неограниченного роста к человеческому обществу, то учтены не все существенные факторы, а именно социально-политические. И в наших силах изменить то, что нам не понравилось в результате этой математической модели.

Учитель ОБЖ:

- Мы надеемся, что наш урок не останется просто словами, а явится 1-ой ступенью к улучшению здоровья населения нашего города.

В нашей школе работает кружок волонтёров. Цель которого - пропаганда здорового образа жизни, поэтому на основании результатов, полученных в ходе нашей совместной работы, мы просим Светлану Алексеевну Веденееву, руководителя этого кружка, обратиться к администрации города, в наркологический центр, к начальнику ГУО с предложениями":

(Учащиеся выдвигают свои предложения).

1. Выделить постоянное эфирное время на городском телевидении, например под рубрикой "Здоровье". Главная цель - пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с различного вида инфекционными заболеваниями, обучение правилам и мерам предупреждения разных инфекционных заболеваний и всё это с привлечением работников здравоохранения.

2. На рекламных щитах города вести наглядную агитацию за здоровый образ жизни, разработать, издать и распространить санитарно-просветительные материалы (памятки, буклеты, плакаты) по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании для различных групп населения, в том числе для подростков и молодежи;

  • внедрить программы и пособия по нравственному воспитанию дифференцированно для различных возрастных групп - дети, подростки, молодежь;

  • использовать в электронных средствах массовой информации тематические видеофильмы, видеоклипы, радиопередачи и радиоклипы по профилактике ВИЧ-инфекции;

  • организовать и провести массово зрелищные мероприятия для молодежной аудитории, посвященные пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции;

Учитель математики:

- К вашим предложениям мы хотим добавить свои:

3. Всем поступающим в стационары лечебных и профилактических учреждений; всем абитуриентам, поступающим в ВУЗы, техникумы и другие учебные заведения, и по окончании их призыву в армию и увольнению из неё; всем заключённым в обязательном порядке должно проводится исследование на ВИЧ-инфекцию.

  • внедрить научно-методические пособия, а также подготовить активистов общественных и неправительственных организаций для работы по профилактике ВИЧ-инфекции в группах повышенного риска заражения ВИЧ (проститутки, наркоманы, представители сексуальных меньшинств, водители международных автобусов и т.д.);

  • обеспечить учебные заведения Орехово-Зуево (общеобразовательные школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения) дифференцированными программами по нравственному воспитанию детей, подростков и молодежи;

  • организовать и провести конференции по актуальным вопросам ВИЧ/СПИДа для педагогов, социальных работников.

4. В школах и других учебных заведениях регулярно проводить мероприятия с привлечением медицинского персонала в связи с проблематикой инфекционных заболеваний.

Учитель ОБЖ:

- В тетради запишите меры профилактики ВИЧ- инфекции, которые необходимо соблюдать.

Карточки, с которыми работали на протяжении урока, положите на край стола.

(Учитель математики собирает карточками, с которыми учащиеся работали в ходе урока).

5. Заключительное выступление учителя ОБЖ:

- Нас окружают больные СПИДом, обречённые на смерть, но они тоже люди.

Используя полученные знания и навыки, вы сможете защитить себя от ВИЧ-инфекции, сможете сберечь своё здоровье и здоровье партнёра.

Больным СПИДом следует оказывать поддержку и проявлять сострадание.

Необходимо помнить главное: В большинстве случаев мы сами можем предотвратить передачу ВИЧ.

Всем присутствующим на уроке мы вручаем памятку о путях передачи ВИЧ.

(Приложение 10)

6. Задание на дом:

Учитель ОБЖ:

- Сегодня вы получите необычное домашнее задание: провести наглядную агитацию по профилактике ВИЧ - инфекции по месту жительства.

(Учащимся раздаются плакаты по профилактике ВИЧ - инфекции).

Учитель математики:

- Группа должна была оценить работу каждого и выставить оценку в карточки, с которыми мы ознакомимся и перенесём в журнал.







Интегрированный урок ОБЖ + математика

Интегрированный урок ОБЖ + математика

Слайд 1 Начиная с 1987 года, в России зарегистрировано свыше 103 тысяч ВИЧ - инфицированных. Большинство экспертов сходится во мнении, что в России - одни из самых высоких темпов распространения эпидемии. ОДНОЙ ИЗ ОБЛАСТЕЙ НАИБОЛЕЕ ПОРАЖЁННЫМИ ВИЧ - ИНФЕКЦИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.(22 тыс. человек).

Интегрированный урок ОБЖ + математика

Слайд 2 Первенство в этой страшной статистики среди городов Московской области держит Орехово - Зуево (1259 человек из 122,2 тысяч человек по результатам 2005 года). (ПРЕВЫШЕНИЕ СРЕДНЕ ОБЛАСТНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ В 3,4 РАЗА).

Слайд 3 Среди ВИЧ - инфицированных 75 % составляют потребители наркотиков.70 - 80% из них - молодые люди в возрасте 15- 29 лет

Интегрированный урок ОБЖ + математика

СЛАЙД 4 Развитие эпидемии полностью опровергает тезис о том, что ВИЧ заражаются одни наркоманы. Заражение 25% лиц с ВИЧ, зарегистрированных в 2004 году, произошло при половых контактах между мужчинами и женщинами.

Интегрированный урок ОБЖ + математика

Слайд 5,6 Как результат заражения женщин растёт число детей, родившихся у ВИЧ - инфицированных женщин.

Слайд 7 К2010 ГОДУ В России БУДЕТ ИНФЕЦИРОВАННО 8 - 10 % ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ. При этом число зарегистрированных больных представляет собой лишь верхушку айсберга. Проблемы ВИЧ - на одного выявленного носителя приходиться, по меньшей мере, пять невыявленных случаев этой страшной болезни. В ближайшие годы число новых случаев заражения составит 50- 100 тыс. человек в год, что приведёт к неотвратимому возрастанию больных, и это будет продолжаться до 2008 - 2010 г, т.е. до начала массовой гибели больных от СПИДА.

Интегрированный урок ОБЖ + математика

Пути передачи ВИЧ-инфекции.

СПИД на самом деле стал чумой XXI века. Ежегодно тысячи людей заражаются этим вирусом, и, к сожалению, это страшное заболевание не обошло нашу страну и наш город.

Несколько лет назад многие люди считали, что ВИЧ передаётся только через иглу наркомана. Но на самом деле существует гораздо больше путей передачи.

Возбудитель СПИДа передаётся преимущественно при половом контакте с инфицированным человеком независимо от его способа.

-при переливании крови заражённого ВИЧ донора, пересадки его органов и тканей;

-при неоднократном применении загрязнённых игл и шприцов наркоманами, прокалывание ушей, нанесении татуировок;

-при повреждении кожных или слизистых оболочек медицинским инструментом, загрязнённым ВИЧ при контакте с инфицированными ВИЧ тканями или органами: от инфицированной матери плоду во время беременности, родов, при кормлении грудным молоком.

При любом из этих путей человек подвергается воздействию инфицированных биологических жидкостей организма, крови, спермы, секрета шейки матки, влагалища, материнского молока. Кроме того, вирус содержится в слюне, моче, слёзах, спинно-мозговой жидкости, гное, коже заражённых людей.

Заразиться при поцелуях возможно, особенно в случае влажных поцелуев, сопровождающихся контактом слизистых оболочек, языка, дёсен партнёров.

ВИЧ не передаётся при бытовых контактах между людьми. Этот факт доказан научными исследованиями, медицинской практикой и многолетним опытом миллионов людей.

Неповреждённая кожа является непреодолимым барьером для вируса. Поэтому ВИЧ не передается через рукопожатия и объятия.

Содержание вируса в слюне незначительно. Поэтому ВИЧ не передается через поцелуй. Иногда говорят, что риск представляет наличие ранок и язвочек во рту, но в таком случае для передачи вируса необходимо наличие у каждого из партнеров открытой кровоточащей раны в ротовой полости.

Недостаточно вируса для его передачи ни в слёзной жидкости, ни в поту, ни в моче, ни в кале. Более того, содержащееся в этих субстанциях вещество лизоцим способно разрушить внешнюю оболочку вируса и сделать его неактивным. Поэтому ВИЧ не передается при совместном пользовании ванной и туалетом.


В пищеварительном тракте вирус погибает, так что, если содержащая вирус жидкость попадает в желудок человека, заражение, как правило, не наступает. Поэтому ВИЧ не передается при совместном использовании столовых приборов, посуды.

Вирус быстро теряет жизнеспособность под воздействием высыхания, ультрафиолета, высокой температуры и других факторов. Поэтому ВИЧ не передается по воздуху, при совместном пользовании мебелью, телефонной трубкой и т.д.

ВИЧ не передается через укусы насекомых. Комар не может оказаться источником инфицирования, потому что при укусе он впрыскивает человеку не кровь предыдущей жертвы, а собственную слюну.

Вирусу, содержащемуся в незначительном количестве в слюне, легче проникать в организм человека через трещинки, эрозии, язвочки, имеющиеся во рту. Поцелуи в щёку безопасны, передача ВИЧ при этом невозможна.

Как не передается ВИЧ

Внимательно прочитай утверждения в таблице слева. Оцени их, обведя нужную оценку в кружок (см. таблицу справа).

СПИД - это состояние, при котором организм человека не в состоянии бороться с инфекционными заболеваниями.

правда/ложь

СПИД - вызывается вирусом.

правда/ложь

Опасно здороваться с человеком больным СПИДом.

правда/ложь

Любой человек может заразиться ВИЧ.

правда/ложь

СПИД можно вылечить.

правда/ложь

ВИЧ может распространяться через вещи, такие как расчёска, одежда, полотенце.

правда/ложь

Если беременная женщина заражена ВИЧ, есть риск, что ребёнок также заразится.

правда/ложь

Большинство людей больных СПИДом умерли.

правда/ложь

Если у человека СПИД, он часто болеет другими инфекционными болезнями.

правда/ложь

Заражённого ВИЧ человека можно определить по внешнему виду.

правда/ложь

Презервативы обеспечивают абсолютную защиту от ВИЧ.

правда/ложь

ВИЧ передаётся через кровь, сперму, влагалищные выделения и молоко матери.

правда/ложь

ВИЧ можно заразиться, если вводить наркотики одним шприцем с другими людьми.

правда/ложь

ВИЧ можно заразиться через сиденье туалета.

правда/ложь

ВИЧ можно заразиться используя иглу инфицированного ВИЧ человека.

правда/ложь

Половые контакты с мужчиной, который вводит наркотики путём инъекций - это путь, которым многие женщины заражаются ВИЧ.

правда/ложь

Противозачаточные таблетки могут предотвратить передачу ВИЧ.

правда/ложь

Иметь незащищённый половой контакт с ВИЧ - инфицированным человеком - путь заражения ВИЧ.

правда/ложь

Воздержание является единственным способом полного предотвращения передачи ВИЧ половым путём.

правда/ложь

ВИЧ можно заразиться в бассейне, в душевой, в бане.

правда/ложь

ВИЧ - инфекция может передаваться с укусами некоторых насекомых.

правда/ложь

ВИЧ - инфекцией нельзя заразится, если делиться не стерильными инструментами для прокалывания ушей, нанесения татуировок и пирсинга.

правда/ложь

Люди, которые вводят наркотики с помощью шприца и набирают их из общей посуду индивидуальным шприцом, рискуют заразиться ВИЧ.

правда/ложь







16 правил безопасного поведения

в отношении ВИЧ/СПИДА

  1. Я ежедневно занимаюсь физкультурой или спортом.

  2. Я умею справляться со стрессами.

  3. Я не курю.

  4. Я знаю, как заражаются ВИЧ, и как я могу защитить себя.

  5. Я соблюдаю режим дня.

  6. Я никогда не употребляю наркотики.

  7. Я не пользуюсь не стерильными инструментами для прокалывания ушей, тату, пирсинга, бритья.

  8. Я не употребляю алкоголь.

  9. Я не стремлюсь к тому, чтобы моё питание было сбалансированным.

10.Я всегда соблюдаю правила личной гигиены.

11.Я воздерживаюсь от половых контактов.

12.Я откажусь от медицинских услуг, если не уверен(а), что инструменты стерильные.

13.Когда я буду жить половой жизнью, я буду использовать презерватив.

14.Для маникюра или бритья я использую только мои личные инструменты.

15.Если у меня был/будет риск заражения ВИЧ, я сдам кровь на анализ.

16.Когда я буду жить половой жизнью, у меня будет постоянный половой партнёр.



Инкубационный период длится от нескольких недель до 8-10 лет.

Наиболее часто СПИДом болеют лица, ведущие беспорядочную половую жизнь (гомосексуалисты, гетеро и бисексуалы), а также наркоманы, которые заражаются через иглы. Даже при единственном половом контакте можно заразиться ВИЧ, даже использование презерватива не даёт 100% гарантии. ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом не должны вступать в половые связи, должны соблюдать правила личной гигиены. Эти люди предупреждаются об уголовной ответственности.

ВИЧ влияет не только на здоровье отдельного человека, но и государство в целом. Проблемы, которые возникают в обществе из-за распространения ВИЧ, касаются всех нас. В наших силах сделать так, чтобы не только вирус влиял на общество, но и общество влияло на него. Мы можем повлиять на распространение вируса, повысить эффективность борьбы с ним, улучшить качество жизни людей, живущих с ВИЧ. От общества зависит очень многое, ведь общество-это мы. От нас зависит, будем мы жить здоровыми или будем жить с ВИЧ.

Мы должны понимать, что ВИЧ может коснуться лично нас, наших друзей и близких, независимо от того, какой образ жизни ведём мы и наше окружение. Осознав это, обладая необходимой информацией, мы сможем обоснованно изменить нашу жизнь и не допускать передачи ВИЧ.

Закон органического роста выражается формулой у (х)=уИнтегрированный урок ОБЖ + математикаеИнтегрированный урок ОБЖ + математика

Составьте формулу, выражающую процесс органического роста по следующему образцу:

Пусть у (х)- численность населения в определённые годы

у(1975)=647,8 тыс. человек

у(1980)=681,1 тыс. человек

еИнтегрированный урок ОБЖ + математика- ? к -?

Решение:

у(1980)=у(1975)*еИнтегрированный урок ОБЖ + математика;

681,1=647,8*еИнтегрированный урок ОБЖ + математика;

еИнтегрированный урок ОБЖ + математика=681,1:647,8;

еИнтегрированный урок ОБЖ + математика=1,0514047.

к=?

1.Дано:

Численность населения г. Z

2005 год-121,5 тыс. человек

2000 год- 125,4 тыс. человек

еИнтегрированный урок ОБЖ + математика = ? к = ? у = ?

уИнтегрированный урок ОБЖ + математика - численность населения в 2005 году

2.Дано:

Численность ВИЧ - инфицированных в г. W

2005 год-1,3 тыс. человек

2000 год-0,5 тыс. человек

еИнтегрированный урок ОБЖ + математика = ? к = ? у = ?

уИнтегрированный урок ОБЖ + математика - численность ВИЧ - инфицированных в г. W в 2005 году

(при вычислении использовать компьютерный калькулятор)

© 2010-2022