• Преподавателю
  • ОБЖ
  • «Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка: Радкевич Лилии Александровны (преподавателя-организатора ОБЖ ГБОУ Лицей № 1564 г. Москвы)

Тема: «Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Данная разработка посвящена актуальной проблеме-воспитанию культуры безопасного поведения школьников на дорогах и улицах города. Важность направления профилактики дорожно-транспортного травматизма в системе воспитательной работы ОУ г. Москвы продиктована самой жизнью. Что необходимо предпринять школе, чтобы каждый ее ученик не только вооружился знаниями Правил дорожного движения, а, самое главное, применял их в жизни, тем самым обеспечив свою безопасность на дорогах? Конечно же, необходимо рассказывать детям о ПДД, дорожных знаках и прочих тонкостях организации дорожного движения, проводя мероприятия в различных формах. Причем большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Но надо понимать, что недостаточно читать детям сказки, загадки, стихи, давать задания раскрасить картинки по ПДД, проводить викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления. Такой подход, в лучшем случае, в целом будет носить познавательный характер, но не будет в полной мере решать задач обучения и воспитания учащихся. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения педагогами целого ряда дидактических методов и приемов.

Хотелось бы представить вниманию коллег форму работы, которая с успехом проводится в нашем Лицее на протяжении многих лет в данном направлении - это «минутки безопасности», или по-другому, маленькие беседы, ориентированные на учащихся 1-6 классов.

Цель каждой из «минуток безопасности»- повлиять на процесс формирования у детей навыков правильного поведения на улицах и дорогах, путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы безопасности на улицах и дорогах.

Надеюсь, что мои рекомендации и советы по применению в деятельности преподавателя данной формы работы будет представлять интерес для коллег, а также позволят человеку, не имеющему опыта работы в данном направлении, использовать их как практическое руководство к действию.

Итак, с чего начать? Для начала педагогу необходимо определиться с тематикой «минутки». Вообще, среди тем «минуток» можно выделить следующие основные группы:

  • дорожные ловушки (возможные опасные ситуации с детьми);

  • климатические особенности сезона (осень, зима, весна);

  • отдельные темы ПДД (например, ПДД для пассажиров, ПДД для велосипедистов и т.д.)

  • безопасная дорога в школу (т.е. особенности организации дорожного движения в районе проживания школьников)

Но так как сам учитель не является специалистом в области дорожного движения, то в школе, на основе консультаций с работником ГИБДД, должен быть разработан перечень таких вопросов. За основу, к примеру, может быть принят вопросник «Как избежать опасности на улицах?», составленный специалистами в области безопасности дорожного движения и опубликованный в брошюре Московского института открытого образования «Августовский педсовет. Преподавание образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в 1-11 классах общеобразовательной школы в 2007-2008 учебном году» под ред В.Я.Сюнькова. Но не стоит забывать, что правила дорожного движения очень часто претерпевают изменения и отследить этот момент учителю сложно в силу своей занятости. Поэтому важно не допустить грубейших ошибок при обучении школьников Правилам дорожного движения. Для тех, кто возьмет за основу данное пособие - мой совет: не забудьте справиться в Правилах дорожного движения последнего года издания и внести соответствующие поправки.

При подготовке к проведению «минутки» немаловажно учитывать возрастные особенности учащихся и особенности психических процессов ребенка (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь и эмоции). Понятно, что первоклассника бесполезно заставлять разбирать сложные схемы алгоритмов действий пешехода и просить ответить на трудные вопросы по организации дорожного движения.

Далее педагогу необходимо подобрать иллюстративный материал дорожной ситуации. Для этого можно использовать материальную базу ОУ и богатые ресурсы Интернета. Я рекомендую оформлять иллюстрации в слайды презентации для демонстрации учащимся. Кстати, на этом этапе можно столкнуться с проблемой неграмотного изображения дорожной среды. Иллюстрации могут быть некачественными, в неправильных пропорциях и масштабах, с нагромождением мелких отвлекающих деталей и лишних предметов.

Когда проводить «минутки»? Методика проведения «минутки» состоит в том, что ежедневно за 3-5 минут до окончания последнего урока, непосредственно перед тем, как дети пойдут домой, учитель начальных классов или классный руководитель внимание детей переключает на вопросы безопасности движения, путем разбора проблемного вопроса, касающегося поведения на улице. Форма проведения очевидна: вопрос учителя-ответ ученика. Но обязательным условием эффективности самой минутки будет грамотный комментарий учителя. Таким образом, используется главный принцип (скорее свойство) психологического воздействия: хорошо запоминается всегда последняя информация. Достаточно рассмотреть или проанализировать с ребятами одну из предложенных ситуаций или обсудить один из вопросов по ПДД. Такой подход помогает ребенку, покидая школу и запомнив последнюю полученную информацию, переключиться на проблемы безопасности дорожного движения.

Таким образом, минутка безопасности является одной из форм подкрепления теоретических знаний на практике, что позволяет решать вопрос единого и непрерывного процесса обучения основам безопасности дорожного движения, а также обеспечивает переход умений в навыки выполнения требований правил безопасного поведения на дорогах.

Вот пожалуй и все рекомендации. Ничего сложного в этом нет.

Нужно сказать, что кроме этого в нашем образовательном учреждении действует отряд ЮИД (отряд юных инспекторов дорожного движения), а также открыто объединение дополнительного образования «Азбука пешехода» под моим руководством. Наиболее активные ребята этих организаций занимаются проведением ежемесячных «минуток-бесед» для учащихся 1-6 классов. Их проведение является обязательным после летних каникул и за 1-3 дня перед началом школьных каникул. Таким образом, в нашем ОУ соблюдается принципы системности и регулярности по применению данной формы работы с учащимися по вопросам безопасного поведения на дороге.

Вот здесь я остановлюсь поподробнее на подготовке активистов ЮИД для проведения «Минуток безопасности», т. к. непосредственно руковожу этим направлением работы. Для проведения «минуток» я назначаю наиболее активных ребят, совместно с которыми мы продумываем тематику и осуществляем подборку иллюстративного материала, пишем текст (логически выстраивая канву), продумываем 2-3 вопроса по данной теме для учащихся, далее распределяем роли между ЮИДовцами и проводим репетиции (достаточно 2-3).Затем ребята надевают парадную форму, берут жезлы и, конечно же, не без волнения, входят в класс.

Стоит заметить, что уже в процессе подготовки к мероприятию осуществляется эффективный метод взаимодействия в системе «учитель-ученик» и педагогика сотрудничества. Самое главное для преподавателя направить ребят, что-то подсказать (например, в вопросах интонации, выражения, поведения при проведении минутки), а где надо подбодрить ребят, ведь одна и та же минутка безопасности каждый раз проходит по-разному и ход проведения предсказать невозможно (но мы учитываем этот момент и ребята импровизируют). На лицо также и метод преемственности. Одно дело учитель или взрослый задает вопросы, а другое дело старшие ученики младшим школьникам подают пример серьезного отношения к соблюдению ПДД и учат их быть грамотными и внимательными пешеходами.

Далее представлен готовый материал для проведения двух разных по тематике «минуток безопасности».



ПЕРЕХОД ДОРОГИ В ЗОНЕ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

№ ЮИДовца


№ слайдов презентации

Пояснение к слайдам (текст ЮИДовца)

1

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Проезжая часть улицы- это мир обманчивых ситуаций, «ловушек», когда на первый взгляд кажется безопасно

2

а через несколько секунд окажется - нет, опасно, да еще и поздно.

3

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Вот одна из самых распространенных дорожных ловушек.

1

Большое количество детей попадают под машину в зоне остановки

2

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Они выбегают на проезжую часть из-за стоящего автобуса и не видят скрытой за ними проезжающей машины.

3

Или выбегают впереди стоящего автобуса

2

В первом случае скрыта машина справа (показать)

3

во втором случае- машина слева (показать)

1

И тем не менее вы и сегодня можете услышать складную, но преступно неверную присказку: «обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус- сзади».

2

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Это приглашение под машину!

3

Никогда не следуйте этим правилам!

1

Они небезопасны!

2

Любое маршрутное транспортное средство спереди обходить детям опасно еще и потому, что их не видит водитель из-за низкого роста.

3

Вы спросите нас, как же тогда обходить стоящий на остановке автобус?

1

Это можно сделать несколькими правильными способами:

2

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

1 способ- самый безопасный. Лучше подождать, пока автобус отъедет

3

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

2 способ - самому отойти от этого места туда, где обзору ничего не мешает.

1

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

3 способ. Иди на пешеходный переход, который чаще всего устанавливают недалеко от остановок

2


«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Итак, давайте повторим правила перехода дороги в зоне остановки

3

Назовите нам три правильных способа перехода дороги (выслушиваем ребят и комментируем)

1

ПОВТОРИМ ВСЕ ВМЕСТЕ:

Выйдя из автобуса не переходи его ни спереди ни сзади. Это опасно ! (повторяем вместе)

2

После выхода из автобуса переходи дорогу по пешеходному переходу! (повторяем вместе)

3

Надеемся, что вы будете на дороге грамотными пешеходами, и никогда не будете нарушать правила дорожного движения.

Комментарий: в данной беседе затрагивается наиболее трудный вопрос для пешехода: «Как переходить дорогу после выхода из маршрутного транспортного средства, т. е. в зоне остановки», в объяснении которого часты ошибки самих преподавателей ; для проведения мероприятия используется презентация, в которой представлен материал газеты «Добрая дорога детства», а также ресурсы Интернет)

























ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД


ЮИДовец

№ слайда презентации

Пояснение (текст ЮИДовца)

1

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пришли, чтобы напомнить вам о правилах безопасного поведения на улицах в зимний период

2

Мы пришли, чтобы напомнить вам о «зимних опасностях», связанных прежде всего с плохими погодными условиями.

3

Знаете ли вы, ребята, почему на зимней дороге необходимо повышенное внимание? Объясняем!

1

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Главные правила поведения на дороге зимой - удвоенное внимание и повышенная осторожность!

2

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Зимой день короче.

3

Темнеет рано и очень быстро.

1

В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость.

2

В темноте легче ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов.

3

Часто близкие предметы кажутся далекими, а далекие- близкими.

1

Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, и наоборот.

2

Поэтому в сумерках и темноте будьте особенно внимательными. Переходите только по подземным, надземным или регулируемым переходам.

3

А в случае их отсутствия- при переходе увеличьте безопасное расстояние до автомобиля.

1

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

В снегопады заметно ухудшается видимость, появляются снежные заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта.

2

Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги.

3

Для водителя видимость на дороге тоже ухудшается

1

В городах улицы зимой посыпают специальными химикатами, чтобы не образовывался снежный накат.

2

В результате снег подтаивает и даже в умеренный мороз проезжая часть покрывается снежно-водяной кашей.

3

Эту грязную кашу колеса автомобиля поднимают в воздух. Затем она оседает на стеклах других машин, мешая водителям следить за дорожной обстановкой.

1

Конечно же, В такой ситуации водителю еще сложнее заметить пешехода!


2

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Яркое солнце, как ни странно, тоже помеха.

3

Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется».

1

Поэтому нужно быть крайне внимательным и в такую погоду.

2

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

В снежный накат или гололед повышается вероятность «юза», заноса автомобиля, и, самое главное- непредсказуемо удлиняется тормозной путь автомобиля.

3

Поэтому обычное безопасное для перехода расстояние до машины нужно увеличить в несколько раз.

1

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

В оттепель на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лед. Дорога становится очень скользкой! На скользкой дороге машину остановить очень трудно!

2

Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин.

3

Ни в коем случае не бежать через проезжую часть, даже при переходе! Ведь можно поскользнуться и упасть, и тогда трагедия неизбежна!

1

Переходить только шагом и быть внимательным.

2

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Количество мест закрытого обзора зимой становится больше. Мешают увидеть приближающийся транспорт: сугробы на обочине,

3

сужение дороги из-за неубранного снега

1

стоящая заснеженная машина

2

И водителю приближающегося автомобиля не видно вас, из-за низкого роста.

3

Значит, нужно быть крайне внимательным, вначале остановиться, и только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходить проезжую часть.

1

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Теплая зимняя одежда мешает свободно двигаться, сковывает движения.

2

В такой одежде сложнее удержать равновесие.

3

Кроме того, капюшоны, мохнаты воротники и зимние шапки также мешают обзору.

1

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Не стой рядом с буксующей машиной!

2

Не пытайтесь ее толкать!

3

Из-под колес могут вылететь куски льда и камни.

1

А главное- машина может неожиданно вырваться из снежного плена и рвануть в любую сторону, и задеть вас!


2

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

И еще игры, катание на санках, снегокатах, лыжах, коньках рядом с проезжей частью дороги крайне опасны!

3

Запомните перевозить детей на санках, снегокатах через проезжую часть запрещено, даже на зеленый сигнал светофора! Догадались почему?

1

«Минутки безопасности» - как одна из эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения школьника на дорогах и улицах города Москвы.

Напоминаем , что Главное правило поведения на дороге зимой - удвоенное внимание и повышенная осторожность!

2

Изучайте дорожную азбуку и уважайте законы дорог!

3

До скорой встречи!

Комментарий к минутке «Зимние опасности на дорогах». Нелишне будет напомнить детям о правилах безопасного поведения на улицах, сделав акцент на специфические «зимние» опасности, связанные прежде всего с плохими погодными условиями. Замечено, что дети редко акцентируют внимание на этих особенностях, поэтому обычного занятия - «минутки», построенного по принципу «вопрос - ответ», недостаточно. Необходимо объяснение, почему на зимней дороге необходимо повышенное внимание. По объему это уже не «минутка», а настоящая беседа. Для проведения также используется презентация, в которой представлен материал газеты «Добрая дорога детства» и ресурсы Интернета)

Такие «минутки безопасности» (без ложной скромности) можно назвать настоящими мероприятиями, потому что, во-первых, за этим стоит огромный невидимый для многих труд педагога, который, в свою очередь, использует все свои организаторские, а главное, творческие способности и возможности, а также ресурсы. Во-вторых, вы наверняка заметили, что «минутки безопасности», проводимые силами отряда ЮИД, немного меняются в формате. Это уже не просто вопросы-ответы, а небольшая беседа по дорожной безопасности с учащимися начальной школы, а иногда (даже скорее) призыв (или агитация) к неукоснительному соблюдению ПДД.

Заключение и вывод. Процесс по формированию у школьника культуры безопасного поведения на улицах и дорогах будет эффективным, если он будет построен на основе следующих педагогических принципов: преемственности, непрерывности, системности, последовательности, развивающего обучения, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения. Исходя из этого можно сделать вывод, что «минутки безопасности» - с успехом можно отнести к одной из наиболее эффективных форм работы по формированию культуры грамотного пешехода, а в будущем и водителя транспортного средства.

Надеюсь, что «минутки безопасности» станут традиционным мероприятием и в вашем образовательном учреждении.



© 2010-2022