Мотивация на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности

  Про мотивацию на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»  и мое мнение об этом... Очень важно правильно преподнести учащимся мотивацию той или иной темы урока. Так на первом уроке учащиеся должны ознакомиться с предметом ОБЖ и ответить на вопрос для чего нужно изучать его и нужно начинать каждый урок с мотивации, которая прививает учащимся нужность, необходимость этого урока или этой темы.    При проведении занятий по «ОБЖ» надо уделять больше внимания на морально-психологические аспекты...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподаватель дисциплины

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Петров Иннокентий Евтропьевич,
ГОУ «Профессиональный лицей №2» РС(Я)


Мотивация на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»

Основа проведения уроков, вся педагогика должна опираться на непринужденный диалог с учащимся, на живой контакт с аудиторией. Здесь недопустимы повелительные тоны, фальшь, которую учащиеся сразу чувствуют, только общение как равный с равным.

Очень важно правильно преподнести учащимся мотивацию той или иной темы урока. Так на первом уроке учащиеся должны ознакомиться с предметом ОБЖ и ответить на вопрос для чего нужно изучать его и нужно начинать каждый урок с мотивации, которая прививает учащимся нужность, необходимость этого урока или этой темы. Например, при проведении урока на тему «Введение» я объясняю своим ученикам, для чего Российское государство вводит в школах и лицеях дисциплину безопасность жизнедеятельности, каковы прогнозы ученых на XXI век в системе «природа-человек-общество-государство».

Итак, в наступившем XXI веке, по мнению ученых, будет переломным этапом истории, когда на смену традиционным противоречиям в сфере производственных отношений придут принципиально новые: в сфере отношений человек-природа-ресурсы. Сейчас со всех средств массовой информации уже идут всякие прогнозы о глобальном потеплении, исчерпании ресурсов земли, уменьшение плодородных земель, уменьшение запасов пресной воды и т.д. И вероятно следствием этих факторов является стремительный рост природных, техногенных и экологических катастроф, которое грозят превратиться в чудовищный механизм самоуничтожения человека и всего совершенного на Земле.

Наши ученики и их дети будут решать принципиально новые и совершенно не тривиальные задачи - как выживать в условиях роста экономики и увеличения популяции людей. Уже сейчас ясно, что наиболее острыми будут кризисные ситуации, связанные с ресурсами, продовольствием, загрязнением окружающей среды, природными и техногенными катастрофами. В связи с этими доводами и прогнозами ученых в России принято «Концепция национальной безопасности России». Целью природно-техногенной сферы национальной безопасности является защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же жизнеобеспечение пострадавшего в них населения. Средством достижения этих целей является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение негативных воздействий до допустимых значений. Непосредственно предмет «ОБЖ» является проводником этой концепции среди подрастающего поколении. Следуя этим веским аргументам, нужно объяснить учащимся необходимость и надобность нашего предмета.

Говоря о реализации состояния безопасности необходимо рассматривать в объекте защиты самого учащегося, место его проживания, учебы и будущей профессии.

Профессиональный лицей №2 находится в поселке Графский берег, который, ежегодно затапливает весенний паводок реки Лена. Это является реальным примером применения знаний, полученных в процессе обучения предмета «ОБЖ» учащимися лицея.

Из этого следует, что системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, разделяются на следующие основные виды:

  • системы личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; (учебной группы и отдельной учащегося).

  • система охраны природной среды (биосферы) (охрана экологии на территории учебного заведения).

  • система государственной безопасности (пожарная безопасность в общежитии и в учебном заведении и дома).

  • система глобальной безопасности (проблемы сокращения населения России, насаждение культа насилия, алкоголизм, табакокурение, наркомания и др.).

Все эти системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и по средствам достижения безопасности. Приоритетом обладают системы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, которые неразрывно связаны с решением задач по охране окружающей среды.

Таким образом, для мотивации урока и самого предмета «ОБЖ» причин достаточно. Для полного раскрытия темы урока я применяю имеющиеся дидактические материалы попеременно, чтобы интерес к теме урока сохранялся до конца занятий. Помимо основного учебного материала используем жизненные примеры из личного опыта преподавателя и учащихся, а так же последние информации из средств массовой информации. Например, в проведении урока по теме: «Ядерное оружие» используем три аспекта исторического отрезка - это прошлое, настоящее и будущее. Рассказывая о прошлом можно показать исторические события 1945 года, атомную бомбардировку в Японии, в настоящем - ядерные противостояния двух держав США и России, в будущем - что ждет планету Земля в случае глобального ядерного конфликта. Дидактические материалы используем в среднем в течение 10 минут. Например: лекция 10 минут, показ фильма 10 минут, просмотр плакатов 10-15 минут, ответы учащихся 10 минут. Но, если к какому-нибудь дидактическому материалу или лекции интерес учеников повышенный, нужно увеличить продолжительность до 15-20 минут.

При проведении занятий по «ОБЖ» надо уделять больше внимания на морально-психологические аспекты подготовки учащихся при преодолении экстремальных ситуаций. Подготовка в моральном смысле заключается в том, чтобы не дать себя деморализовать, дезорганизовать, сохранить твердую оценку обстановки, бодрость и твердость духа.

Психологическая подготовка основана на изучении влияния обстановки чрезвычайной ситуации на психику человека и на выполнение функциональных обязанностей т.е. под психологической подготовкой следует понимать формирование психологической устойчивости, позволяющей проявить различные стороны личности в сложных ситуациях (самообладание, мужество, отвагу и т.п.).

Одна из главных проблем морально-психологической подготовки - воспитание учащихся способности противостоять страху и панике в чрезвычайных ситуациях. Здесь важно научить учащегося основам аутотренинга, самовнушения, опираться на плечи товарищей. Учащимся надо доказать, что подготовленный человек всегда найдет пути срабатывания в экстремальных ситуациях профессиональных знаний, учений и навыков, необходимых для нахождения быстрого и правильного выхода из любой сложившей ситуации, будь то пожар, наводнение, криминогенная ситуация и т.д. и т.п.

При практических занятиях по военной тематике; (при строевой подготовке, преодолении полосы препятствий, пулевой стрельбе и других) у учеников быстрее вырисовывается, к какому морально-психологическому типу они относятся. И именно на занятиях по «ОБЖ» нужно посредством существующих опросников (тестов) или других методов определить профессиональные интересы и склонности учеников к будущей профессии. Предмет «ОБЖ» здесь как нельзя подходит, прежде всего, своей универсальностью. И надо поделиться со своими коллегами и с другими предметниками с итогами этой работы.

Таким образом, в преподавании предмета «ОБЖ» в профессиональном лицее №2 используются:

- диалог с учащимися на равных

- обязательная и аргументированная мотивация темы урока

- концентрация внимания учащихся к теме, комбинируя уроки, затрагивая познавательные вопросы по теме

- привитие учащимся умения спорись, сотрудничать с преподавателем

- преподаватель аргументировано и доказательно отвечать на все вопросы задаваемые учащимися

- применение последних информаций СМИ на уроках

- использование видеофильмов, DVD дисков и ПК

© 2010-2022