• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Доклад по самообразованию «Использование современных образовательных технологий на уроках ОБЖ»

Доклад по самообразованию «Использование современных образовательных технологий на уроках ОБЖ»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ «В-Ольшанская сош»

Доклад

по теме самообразования:





«Использование

современных образовательных технологий

на уроках ОБЖ»



Учитель ОБЖ

Дорофеев О.В.



2014- 2015 уч. год

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Это проявляется в снижении интереса к предмету. Недостаточный уровень познавательной активности проявляется в снижении успеваемости. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Итак, мы видим несоответствие требованиям времени от современного человека и результатами, которые мы имеем. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя.

В решении этих вопросов мне помогают современные образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально - комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету. В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности считаются внутренняя активность личности. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.

Что же может изменить учитель? Как помочь учащимся научиться учиться? Как повысить мотивацию?

Работу над этими вопросами я веду в двух направлениях:

модернизация традиционного обучения.

использование современных образовательных приёмов и технологий.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя, считаю, состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости передаваемой информации. Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в качестве средства общения, воспитания. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся.

При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Возможности компьютерных технологий в преподавании ОБЖ огромны. Я работаю в должности преподавателя-организатора ОБЖ с 2000 года. Раньше использовал видеомагнитофон. Собрал большую видеотеку по темам курса ОБЖ с 5 по 11 класс. Среди технических новинок, пришедших сегодня в школу, в кабинете ОБЖ имеется мультимедийный комплекс, компьютер.

Применение на уроке уникальных возможностей современных компьютеров и телекоммуникаций и является компьютерной технологией, т.е. процессом подготовки и передачи информации обучаемому.

В своей практической деятельности при преподавании ОБЖ я использую компьютерную технологию в таком варианте, как «проникающая» технология, т.е. применяю компьютерное обучение по отдельным разделам и темам предмета и для дидактических задач.

На уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. повышает интерес к уроку, делает урок интересным.

Использование данной технологии позволяет:

повысить уровень наглядности в ходе обучения;

оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

сэкономить много времени на уроке;

развивать креативность.

Компьютер позволяет существенно повысить внутреннюю мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Таким образом, в сфере преподавания ОБЖ использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Компьютерные средства обучения и называют интерактивными, т.к. они обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя, помогают вступать в диалог, помогают управляемости: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения, помогают оптимальному сочетанию индивидуальной и групповой работе с учащимися.

В своей педагогической практике при организации текущего и тематического контроля знаний обучающихся использую задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности. Начинаю формировать у обучающихся умения и навыки работы с тестовыми заданиями с 5 классе.

Свою задачу как преподавателя ОБЖ я вижу в том, чтобы создавать условия практического овладения культурой безопасного поведения каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе изучения ОБЖ.

Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья, пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. "остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели".

Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли тревожные сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, социальном конфликте или криминальном происшествии, повлекшими за собой гибель людей и громадный материальный ущерб. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. Страна несет огромный моральный и экономический ущерб соизмеримый с национальным доходом.

Сейчас, когда в любую минуту может остро встать вопрос: "Жить или не жить?", главная задача учителей ОБЖ видится в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество. Школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа - личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

Важное место в изучении ОБЖ отводится обучению оказания первой медицинской помощи. Для повышения уровня подготовки учащихся необходимо обучающегося поставить в ситуацию, близкую к реальной. Часто на уроках ОБЖ в среднем звене создаю проблемные ситуации, провожу игровые занятия с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий - отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем, схемы оповещения спасательных служб и администрации, а главное - научить мобилизовать все наличные силы и резервы, быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения). Хорошим подспорьем стал тренажер, имитирующий различные виды кровотечений.

Конечно, на вооружение берутся только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить подросток. Прежде всего, это методики остановки кровотечения и проведения сердечно-легочной реанимации, придания наиболее благоприятного положения тела пострадавшему.

В прошлом учебном году кабинет ОБЖ пополнился современным роботом-тренажером. Именно такой тренажер наиболее эффективен при обучении навыкам реанимации. Он пригоден для использования при проведении уроков и соревнований. Он позволяет моделировать ситуации приближенные к реальности.

Мы знаем, что для оказания первой помощи только одного знания недостаточно. Обучающийся должен уметь делать простейшие действия: проводить сердечно-легочную реанимацию, останавливать кровотечение и т.д. А еще ученик должен обладать навыком, т.е. любое действие должно быть многократно повторено, отработано. Не всегда хватает учебного времени на это, не у всех учеников есть желание по несколько раз повторять одно и то же. Но в своей работе стараюсь добиваться ощутимых результатов.

Для того чтобы подросток приобрел навыки и смог применить их в любой сложной обстановке, использую многоступенчатый метод обучения:

На первой ступени рассказываю и показываю, как правильно выполняется тот или иной элемент при оказании медицинской помощи, и отвечаю на вопросы.

На 2-ой ступени - один из учащихся рассказывает порядок действий по оказанию помощи, а я в указанной последовательности выполняю их, даже если обучающийся дает неверные указания. На этой ступени ученик должен увидеть свои ошибки и исправить их.

На 3-ей ступени - учащийся самостоятельно повторяет указанные действия и комментирует их выполнение. Это позволяет лучше запомнить последовательность действий при оказании медицинской помощи.

На 4-ой ступени - учащийся самостоятельно выполняет все действия без речевого сопровождения, что помогает полученные знания и умения превратить в навыки.

На 5-ой ступени - учащийся выполняет все действия по оказанию помощи в режиме реального времени, что способствует закреплению полученных навыков.

Весь класс обсуждает правильность выполнения его действий, вносит корректировки и дает оценку работе одноклассника в целом.

Преподаватель оценивает правильность выполнения действий, их усвоения на четвертой и пятой ступенях. Если обучающийся допускает ошибки, то он снова начинает повторение действий с третьей ступени.

Жизнь человека - бесценный дар. Мы должны усвоить одну простую истину: от каждого из нас зависят жизнь и здоровье наших близких, друзей.

Общественная практика дает все основания утверждать, что между школьными уроками и всеми большими и малыми, нынешними и прошлыми бедами есть не выдуманная, а настоящая, зачастую трагическая связь. Ведь люди поступают так, как они были научены, в полном соответствии с теми нравственными ориентирами и ценностями, которые усвоили еще в юные годы. Еще в 18 веке французский сатирик Лабрюйер писал, "Мы живем недостаточно долго, чтобы пользоваться уроками своих ошибок".

Таким образом, в рамках предмета ОБЖ необходимо прививать детям и подросткам навыки оказания первой медицинской помощи. Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оказать доврачебную помощь, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма. Подросток должен знать какую первую медицинскую помощь он сможет оказать пострадавшему.

Уроки, посвященные первой медицинской помощи пострадавшим, позволяют заинтересовать подростков, повысить их активность, что благотворно влияет на освоение ими курса ОБЖ.

Большое значение в преподавании ОБЖ в старших классах отводится военной подготовке, получению определенных навыков военной службы. Военная подготовка - это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка), военно-спортивные соревнования, летняя военно-полевая практика. На занятиях по" Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Пятидневные учебные сборы, на мой взгляд, являются одной из самых действенных форм ознакомления учащихся с основами военной службы. Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Старшеклассники, изучившие ОВС, серьезно и ответственно относятся к подготовке и проведению мероприятий патриотической направленности. Они являются активными участниками конкурсов строевого смотра, военно-патриотической песни, турниров по стрелковому спорту, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

Одним из важных на сегодняшний день остается вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма . Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

В рамках государственных стандартов обучение правилам дорожного движения проводится по учебной программе курса основ безопасности жизнедеятельности

( отдельные темы рассматриваются в 5-11 классах).

Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучение ПДД начинается уже с первого класса на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.

Для проведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучения правилам дорожного движения в школе создана необходимая материальная база: имеются плакаты на тему «Безопасность на улицах и дорогах», электронные версии программ и фильмов по ПДД, выписывается газета «Добрая дорога детства».

Есть школьный и классные уголки ПДД. В компьютерном классе ребята изучают правила дорожного движения, основы первой медицинской помощи и готовятся к теоретическим конкурсам соревнований «Безопасное колесо».

В рамках месячника по безопасности движения организуются конкурсы рисунков, плакатов. Традиционным стало проведение в начале и конце учебного года месячника «Мы выбираем жизнь!». Завершается он в первом полугодии общешкольным мероприятием, приуроченным к Всемирному дню жертв ДТП - 21 ноября, а в мае - конкурсом «Безопасное колесо», так как в весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. Соревнования «Безопасное колесо» способствуют изучению и закреплению ПДД, закреплению навыков вождения велосипеда, изучению велотехники. Они состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, которое проверяется с помощью компьютера, и освоение трассы велофигур, и овладение навыками оказания первой медицинской помощи.

Два года подряд ЮИДовцы нашей школы принимали участие в областном конкурсе агитбригат, соревновании «Безопасное колесо», где в 2012г. и 2013 г. заняли второе призовое место в командном зачете и 1-2 места в личном (по разным номинациям).

Решение современных проблем образования невозможно без постепенной замены традиционных технологий обучения на новые информационные развивающиеся педагогические технологии. Включение в образовательный процесс современных технологий позволяет стимулировать познавательную деятельность самих ребят, повышать их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, развивать познавательный интерес к предмету, способствовать углублению знаний по курсу ОБЖ. А разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.





© 2010-2022