• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Урок по теме «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях»

Урок по теме «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях».

Цель урока:

1. Ознакомить учащихся с экстремальными факторами выживания

2. Рассказать об ответных реакциях организма.

3. Изучить основные правила поведения в условиях вынужденной автономии.

4. Развитие кругозора.

5. Воспитание чувство взаимовыручки, товарищества.

Вопросы:

  1. Что такое автономное существование? ( 6минут)

Это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Оно может быть добровольное (если в данной ситуации оказываются люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например, геологи, нефтяники и т.п.) и вынужденное.

Вокруг незнакомая, порой враждебная суровая природа. На что направить свои усилия, чтобы преодолеть трудности? Как продержаться до прихода помощи, сохранив жизнь и здоровье?

А ведь это не просто, и не только потому, что запасы воды и пищи ограничены, но, главное, на человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные природные факторы, которые нередко оказываются экстремальными, т е. крайне сильными, вызывающими нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы. На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифическими реакциями, направленными на сохранение гомеостаза: постоянства внутренней среды. Такие реакции называют стрессом. В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно усиливаются, но до определенного предела остаются обратимыми, т.е. возвращаются к норме после устранения воздействующих факторов. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

2. Факторы выживания (8 минут)

Продолжительность предельно допустимого срока автономного существования зависит от многих причин: субъективных и объективных, называемых факторами выживания. Эти факторы условно можно разделить на три группы: антропологические, природно-средовые, материально-технические.

Первая группа включает в себя состояние здоровья, резервные возможности организма, обеспечивающие сопротивляемость его воздействию жары, холода, лишениям и т.д., постоянство внутренней среды - гомеостаз. К ней относятся психологическая подготовленность, мотивация, волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций. Важные элементы этой группы - это обученность действиям в условиях автономного существования и воля к жизни.

Вторую группу составляют факторы природной среды, оказывающие неблагоприятное влияние на организм человека: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, ветер, пониженное барометрическое давление и др. К ней относятся физико-географические особенности района автономного существования: флора и фауна, водоисточники, фотопериодизм и прочее.

Третья группа объединяет факторы, которые обеспечивают защиту человека от воздействия окружающей среды: одежда, аварийное снаряжение, а также подручные средства, используемые для строительства убежища, добывания огня, подачи сигналов и т.д.





3. Психические реакции (10 минут)

Значительно осложняет автономное существование возникновение психических реакций, вызванных экстремальным воздействием, основу которых составляет страх.

Реакция тревоги проявляется либо в пассивной форме - прекращение активной деятельности, своеобразной оцепенелости, невосприимчивости к происходящему, своеобразному параличу воли, либо в активной - панике, стремлению убежать от происходящих событий.

У 12-25% наблюдаются истерические реакции. Они проявляются либо в резком двигательном возбуждении, слезах, порой в бессмысленных, неадекватных ситуации поступках, либо в глубоком стопоре - безразличии к происходящему, полной бездеятельности.

Поскольку ряд факторов - холод, жара, голод, боль, уныние, страх - ведут к развитию стресса, их стали называть стрессорами.

Стрессоры возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой: тепловые и холодовые поражения, отравления, вызванные укусом ядовитых змей, паукообразных, насекомых, употреблением в пищу мяса некоторых рыб, моллюсков, ядовитых растений, контактами с ядовитыми растениями, заражением природно-очаговыми заболеваниями, горной болезнью и т.д.

Боль. Травмы, воспалительные процессы, воздействие высокой или низкой температуры, кислот, щелочей, и т.д. сопровождаются болью, которая представляет собой своеобразную защитную реакцию организма. Не случайно еще в древности боль называли « сторожевым псом» организма. И действительно, человек, лишенный болевой чувствительности, может получить тяжелые, порой смертельные повреждения, так как не сумеет своевременно устранить причину, угрожающую его здоровью. Но именно боль сможет помешать человеку бороться и адекватно действовать. Поэтому окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

Холод. Жара. Снижая физическую активность и работоспособность человека, температурные агрессоры оказывают воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, но и мозг, воля, без которых любая борьба обречена на поражение.

Следовательно, нужно укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, в зависимости от местности и погодных условий.

Голод. Человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т.д.

Жажда. Может нанести более серьезный вред организму человека, чем голод. Жажда, являясь нормальным сигналом о нехватке жидкости в организме, при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой для деятельности человека. Поэтому необходимо сразу установить дневную норму расхода воды и пищи, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Организуйте поиск пищи и воды.

Переутомление. Это состояние организма, возникающее после длительного физического напряжения. Оно таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляется воля человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно полноценней.

Одиночество нередко оказывает сильнейшее воздействие на психику человека.

«Полное одиночество невыносимо», утверждал бесстрашный Ален Бомбар, написавший «За бортом по своей воле».

С одиночеством борются по-разному - читают вслух стихи, стараются вспомнить наиболее приятные моменты в жизни, обсуждают вслух свои планы и т.д. Стараются отвлечься активной физической работой по благоустройству жилища и т.д.

Паника. Одна из наиболее сильных эмоциональных форм, порожденных страхом. Слово «паника» происходит от имени древнего бога Пана, внушавшего людям и зверям непреодолимый ужас. Паника проявляется смятением и растерянностью. Человек в паническом состоянии всегда считает ситуацию смертельно опасной для жизни, утрачивает контроль над своими поступками.

Остановить панику могут только решительные действия.

Шансы на выживание зависят от следующих факторов:

Желание выжить.

Умение применять имеющиеся знания и строго выполнять требования пребывания в той или иной местности.

Уверенность

Рассудительность и инициативность.

Дисциплинированность

Способность анализировать и учитывать свои ошибки.

Выжить - значит решить важнейшие задачи:

Любым способом ликвидировать панику.

Проанализировать ситуацию и наметить пути выхода из нее.

Обеспечить возможные условия выживания (суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай, при необходимости принять решение на самостоятельный выход к населенным пунктам возникают задачи точного определения своего местонахождения, ориентирование на местности.) Главная задача автономного существования - выжить с наименьшими потерями.

Для проверки знаний с учащимися проводится тест ( прилагается )

Тест (10 минут)

( Раздел «автономное существование человека.»)

1 . Выберите косвенные признаки съедобных растений

А) Яркая окраска плодов;

Б) Птичий помет на ветках;

В) Кора обглодана животными;

Г) Небольшая высота растений;

Д) Плоды поклеваны птицами;

Е) Засохшее растение;

Ж) Множество косточек у основания дерева;

З) Плоды растения обнаружены в гнездах;

И) Растение на изломе выделяет млечный сок;

К) Растение с неприятным запахом.

Ответ: б, в, д, ж, и.

2 . По каким приметам можно определить стороны горизонта?

А) По наклону дерева;

Б) По таянию снега на склонах оврага;

В) По пологой стороне муравейника;

Г) По мху на дереве;

Д) По грибам рядом с деревом;

Е)По веткам на деревьях;

Ж) По годичным кольцам на пнях;

З) По течению реки;

И) По направлению звериной тропы;

К) По направлению ветра

Ответ: б, в, г, д, е, ж.





3 . Выберите стрессоры выживания:

А )физическая боль;

Б) травма;

В) обморожение;

Г) укус змеи;

Д) отравление пищей;

Е) холод;

Ж) переутомление;

И) одиночество;

Й) голод;

К) инфекция

Ответ: а: е, ж, з, и, к;

4 . Для повышения выживаемости человека в экстремальной ситуации необходимо:

А) Повышать уровень подготовки специалистов;

Б) Закончить среднюю школу;

В) Улучшать работу техники и оборудования;

Г) Повышать уровень психической и физической выносливости;

Д) Уметь плавать

Е) Учиться правильному поведению в экстремальных ситуациях

Ж) Быть дисциплинированным;

З) Уметь пользоваться противогазом.

Ответ: а, в, г, е, ж

5. Экстремальная ситуация - это:

А) Ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения;

Б) Ситуация, когда человек испытывает чувство радости и веселья

В) Ситуация, которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека.

Ответ: в

6. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях:

А) Потеря части продуктов питания;

Б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом в) на маршрут;

Г) потеря ориентировки на местности во время похода;

Д) потеря компаса;

Е) авария транспортных средств в условиях природной среды;

Ж) крупный лесной пожар;

З) отсутствие средств связи;

Ответ: в, г, д, е

7. Собираясь в поход, необходимо подобрать одежду. Какой она должна быть?

А) Свободной и в несколько слоев;

Б) Из синтетических материалов;

В) Однотонной или из камуфлированного материала;

Г) Чистой и сухой.

Ответ: а, г.

8. Как правильно развести костер? Укажите последовательность дальнейших действий:

А) Положить на почву растопку;

Б) На растопку положить ветки;

В) Поджечь костер двумя-тремя спичками;

Г) Приготовить растопку и дрова;

Д) Сверху веток положить поленья и дрова;

Е) Соблюдать правила пожарной безопасности;

Ответ: г, а, в, б, д, е

9. Какие растения можно использовать, чтобы заварить чай:

а) Иван-чай;

в) Волчьи ягоды;

г) Бузина;

д) Полынь.

Ответ: а.

10 . Скажите самый простой способ из предложенных способов обеззараживания воды.

А) Очистка через фильтр из песка и материи;

Б)Очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

В) Кипячение воды;

Г) Добавление в воду марганцовки.

Ответ :б.

11. Дайте правильный ответ. При укусе ядовитой змеи необходимо:

А) Отсосать яд из ранки;

Б) Наложить жгут;В) Пить больше воды и чая

Г) Обратиться к врачу;

Д) Доставить больного в лечебное учреждение;

Е) Ограничить подвижность;

Ж) Разрезать рану;

З) Прижечь рану;

И) Употребить спиртное;

К) Посыпать рану землей.

Ответ: а , в, г, д, е.

Подведение итогов:

Выставление оценок с комментариями за работу по тестам. Учитель определяет степень усвоенности материала и при необходимости осуществляет коррекцию.

Домашнее задание

Подготовиться к практическим занятиям по вопросам:

1. Подготовка к туристическому походу;

2. Определение сторон горизонта различными способами (не менее 5-7);

3. Приготовление пищи в полевых условиях.

4. Оказание ПМП в природных условиях.



© 2010-2022