Рабочая программа 5-9 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24 р.п. Юрты


Согласовано

Руководитель МО

_________Тараненко А.В.

Протокол № ___ от

«____»__________2015 г.

Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР

МКОУ СОШ №24 р.п.Юрты

___________ Пиманова С.Н.

«____»____________2015 г.

Утверждаю

Директор

МКОУ СОШ №24 р.п.Юрты

__________ Ерофеев В.М.

Приказ № ___ от

«___»_____________2015 г.


Рабочая программа учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

5-9 класс



Составитель: учитель обж

МКОУ СОШ №24 р.п.Юрты

Чернышова О.В.





2015-2020 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Нормативная база составления рабочей программы.


Данная рабочая программа для 5 класса по «Основам безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:

1. Примерной программы основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» - Москва. Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

2. Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников), М.: Просвещение, 2012.

3. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3, ст.28/

4.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациям (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253). Основы безопасности жизнедеятельности: учебник. для учащихся 5 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2014 г.

5. Учебный план МКОУ СОШ №24 р.п. Юрты на 2015 - 2016 учебный год.


Основное общее образование - вторая ступень общего образования. Одной из важнейших функций этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:

• овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства;

• формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;

• формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе из Интернета;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

• формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства:

За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антиэкстремистского и антитеррористического поведения.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в образовательную область «Физическая культура».

Часы выделены из регионального компонента в количестве 0,5 часа в неделю и школьного компонента 0,5 ч.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностными результатами обучения ОБЖ являются:

• развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;

• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умение оказать первую помощь пострадавшим;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА ОБЖ.

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положении Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5-9 классах.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

Структурно примерная программа представлена пятью разделами, охватывающими весь объем содержания, определенный для основной школы по предмету ОБЖ.

При этом раздел 1 «Основы комплексной безопасности» ( изучается в 5-9 классах) и раздел 2 «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» ( изучается в 7-9 классах) обеспечивают формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля I «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, формирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе совершения террористического акта. Изучение раздела 3 модуля I предусмотрено в 5, 7, 9 классах.

Раздел 4 «Основы здорового образа жизни» и раздел 5 «Оказание первой помощи» решают задачи формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс

Структура программы.


Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)

Раздел I. Основы комплексной безопасности.(15 часов)


Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)

Город как среда обитания.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

Особенности природных условий в городе.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

Безопасность в повседневной жизни.

Вид деятельности учащихся: Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

Пешеход. Безопасность пешехода.

Пассажир. Безопасность пассажира.

Водитель.

Пожарная безопасность.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Вид деятельности учащихся: Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре

Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа)

Погодные условия и безопасность человека.

Безопасность на водоёмах.

Вид деятельности учащихся: Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд). Различают состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 часа)

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Вид деятельности учащихся: Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в, случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации

Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.(7 часов)

Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение ( 3 часа)

Антиобщественное поведение и его опасность

Обеспечение личной безопасности дома

Обеспечение личной безопасности на улице.

Вид деятельности учащихся: Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях

Тема 6. Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для общества и государства ( 4 часа)

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

Виды экстремистской и террористической деятельности.

Виды террористических актов и их последствия.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Виды деятельности учащихся: Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 часов)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 часов)


Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 часа)

О здоровом образе жизни.

Двигательная активность и закаливание организма- необходимые условия укрепления здоровья.

Рациональное питание. Гигиена питания.

Виды деятельности учащихся: Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье (2 часа)

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

Виды деятельности учащихся: Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя

Раздел 5 . Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 часов)

Тема 9. Первая помощь и правила ее оказания(8 часов)

Первая помощь при различных видах повреждений.

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия)

Первая помощь при отравлениях (практические занятия)

Виды деятельности учащихся: Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ П/П

Тема раздела

Количество часов

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)

Раздел I

Основы комплексной безопасности.

15 часов

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5 часов

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6 часов

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2 часа

Тема 4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2 часа

Раздел 2

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

7 часов

Тема 5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

3 часа

Тема 6

Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для общества и государства

4 часа

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 часов)


Раздел 4

. Основы здорового образа жизни

5 часов

Тема 7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни


3 часа

Тема 8

Факторы, разрушающие здоровье

2 часа

Раздел 5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

8 часов

Тема 9

Первая помощь и правила ее оказания

8 часов

ИТОГО

35 часов



6 класс


Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 часов)


Раздел I. Безопасность человека в природных условиях (25 часов)


1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов)

Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. I Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.

Определение необходимого снаряжения для похода.

2. Активный отдых на природе и безопасность ( 5 часов)

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 часов)

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.

4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 часа)

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

5. Опасные ситуации в природных условиях ( 4 часа)

Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (10 часов)

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часа)


6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 часов)

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.

Учебно-тематический план

№ П/П

Тема раздела

Количество часов

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 часов)

Раздел 1

Основы комплексной безопасности

25 часов

Тема 1

. Подготовка к активному отдыху на природе

6 часов

Тема 2

. Активный отдых на природе и безопасность

5 часов

Тема 3.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

6 часов

Тема 4.

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.

4 часа

Тема 5.

Опасные ситуации в природных условиях

4 часа

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (10часов)

Раздел 5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4 часа

Тема 6

Первая помощь при неотложных состояниях

4 часа

Раздел 4.

Основы здорового образа жизни

6 часов

Тема 7.

Здоровье человека и факторы, на него влияющие


6 часов

итого

35 часов

7 класс.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 часов)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 часов)

Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях

природного характера(3 ч.)

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Различные природные явления и причины их возникновения. Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического характера (3 часа)

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.

Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений.

Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др.

Правила безопасного поведения после землетрясения.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники извержения вулканов. Последствия извержения вулканов.

Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.

Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения ( 2 часа)

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны - причина возникновения ураганов и бурь.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь.

Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури).

Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 часов)

Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды.

Возможные последствия наводнений.

Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.

Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 часа)

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.

Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие.

Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика.

Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика.

Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 часов)

Тема 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций

геологического происхождения (3ч)

Защита населения от последствий землетрясений.

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Тема 3. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического

происхождения (1 час).

Защита населения от последствий ураганов и бурь

Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического

происхождения (3 часа).

Защита населения от последствий наводнений

Защита населения от последствий селевых потоков.

Защита населения от цунами

Тема 5. Защита населения от природных пожаров (1 час)

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 часа)

Тема 6. Духовно- нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 часа)

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.


Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 часов)


Раздел IV. Основы здорового образа жизни (3 часа)

Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 часа)

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.

Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте.

Особенности психического развития человека в подростковом возрасте.

Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми.

Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями, и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.

Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997г.).

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

Тема 8. Первая помощь при неотложных состояниях и правила ее оказания (практические занятия) (4 часа)

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь».

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего.

Учебно-тематический план

№ П/П

Тема раздела

Количество часов

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 часов)

Раздел I. Основы комплексной безопасности. 16 часов

Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3 часа

Тема 2.

Чрезвычайные ситуации геологического характера

3 часа

Тема 3.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

2 часа

Тема 4.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

5 часов

Тема 5.

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

3 часа

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 часов)

Тема 2.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения

3 часа

Тема 3.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

метеорологического происхождения .

1 час

Тема 4.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического

происхождения .

3 часа

Тема 5.

Защита населения от природных пожаров

1 час

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч)

Тема 6.

Духовно- нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

4 часа

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 часов)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни (3 часа)

Тема 7.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

3 часа

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

Тема 8.

Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)

(4 часа)

ИТОГО

35 часов

8 класс

Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (18 часов)

Тема 1. Пожарная безопасность (3 часа)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 2. Безопасность на дорогах (3 часа)

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Тема 3. Безопасность на водоёмах (3 часа)

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4. Экология и безопасность (2 часа)

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (7 часов)

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиаци-онно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.







Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (5 часов)

Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (2 часа)

Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характер (3 часа)

Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.

Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8 часов)


Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 часов)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность - основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

Тема 9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.


Учебно-тематический план

№ П/П

Тема раздела

Количество часов

Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа)

Раздел 1.

Основы комплексной безопасности

16 часов

Тема 1.

Пожарная безопасность

3 часа

Тема 2.

Безопасность на дорогах

3 часа

Тема 3.

Безопасность на водоёмах

3 часа

Тема 4.

Экология и безопасность

2 часа

Тема 5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

7 часов

Раздел 2.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7 часов

Тема 6.

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций

2 часа

Тема 7.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характер

3 часа

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)

Раздел 3.

Основы здорового образа жизни

8 часов

Тема 8.

Здоровый образ жизни и его составляющие

8 часов

Раздел 5.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

4 часа

Тема 9.

Первая помощь при неотложных состояниях

4 часа

Итого:

35 часов



9 класс

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства. (24 часа)


Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 часов)

Тема 1. Национальная безопасность России в мировом сообществе.(4 часа)

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России.(4 часа)

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 часов)

Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.(3часа)

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. (4часа)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 часов)


Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 часа)

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. Виды террористических акций, их цели и способы осуществления


Тема 6. Нормативно- правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 часа)

Основные нормативно- правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно- правовая база противодействия наркотизму.

Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму

и наркотизму в Российской Федерации (2 часа).

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика

наркозависимости (2 часа).

Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9часов)


Тема 9. Здоровье- условие благополучия человека (3 часа)

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3часа)

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 2 (часа)


Тема 12. Оказание первой помощи (2 часа)

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.


Учебно-тематический план

№ П/П

Тема раздела

Количество часов

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства. (24 часа)

Раздел 1.

Основы комплексной безопасности

8часов

Тема 1.

Национальная безопасность России в мировом сообществе.

4 часа

Тема 2.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России.

4 часа

Раздел 2

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

7 часов

Тема 3.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3часа

Тема 4.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

4часа

Раздел 3.

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

9 часов

Тема 5.

Терроризм и экстремизм: их причины и последствия

2 часа

Тема 6.

Нормативно- правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

3 часа

Тема 7.

Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации

2 часа

Тема 8.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

2 часа

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)

Раздел 4.

Основы здорового образа жизни

9часов

Тема 9.

Здоровье- условие благополучия человека.

1 час

Тема 10.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3часа

Тема 11.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3 часа

Тема 12.

Оказание первой помощи

2 часа

итого

35 часов






Календарно-тематическое планирование 5 класс ( 34 часа - 1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УДД)

Формы контроля

Дата

план

факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)

Раздел I. Основы комплексной безопасности (15 часов)

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)

1

Город (посёлок) как среда обитания

1

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

01-

05. 09

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

таблица

07.-

12.09

3

Особенности природных условий в городе

1

Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией

Решение ситуационных задач

14.09-19.09

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

1

Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач

21.-26.09

5

Безопасность в повседневной жизни

1

Работа с учебником, решение заданий

28.09-

03.10

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

Применять дорожные знаки на практике

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций ;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

Познавательные УУД:

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Работа с учебником, иллюстрациями, решение заданий

05-10. 10

16-21.

107

Пешеход. Безопасность пешехода

1

Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Работа с учебником, ответы на вопросы

12-17.

10

8

Пассажир. Безопасность пассажира.

1

Использовать умения для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

Решение задачи, ответы на вопросы

19-24. 10

9

Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства.

1

правила поведения велосипедиста на дороге.

Умение работать с учебником, выделять главное

Решение заданий из учебника

26-31.

10

10

Пожарная безопасность

1

Владеть основными правилами поведения при пожаре.

Работа с учебником плакатами, презентацией

11-14

11

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1

Правила поведения при затоплении жилища.

Действия при разрушении зданий

Правильно пользоваться препаратами бытовой химии

Работа с учебником, работа в группах

16-21.11

Тема 3 Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа)

12

Погодные условия и безопасность человека.

1

правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Ответ на вопросы учебника

23-28.

11

13

Безопасность на водоемах

1

Правильно действовать в случае опасной ситуации на водном транспорте.

Правила безопасного поведения на льду водоема

Формирование понятий о

безопасности на водоемах

30.11-05.12

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 часа)


14

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

Знают краткую характеристику чс природного характера, их последствия.

Умеют различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения; правильно действовать в условиях чс природного характера.

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Работа с учебником, решение задач

07-12.12

15

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

Знают краткую характеристику чс техногенного характера, их последствия; знать потенциально опасные объекты в районе проживания.

Умеют правильно действовать в условиях чс техногенного характера.

Решение заданий учебника

14-19.12


21-29.12

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 часов)

Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение ( 3 часа)

16

Антиобщественное поведение и его опасность.

1

Соблюдать правила поведения в криминальных ситуациях

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Решение заданий, работа в группах

11.01-16.01

17

Обеспечение личной безопасности дома

1

Правила поведения, если ты один в квартире, пользование телефоном, если дверь квартиры кто-то пытается открыть

Работа с плакатами, иллюстрациям

18-23.01

18

Обеспечение личной безопасности на улице

1

Снижение риска самому стать жертвой преступления.

Решение заданий, работа в группах

25-30.01

Тема 6. Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для общества и государства (4 часа)


Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

19

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

1

Умеют составлять план своих действий при угрозе возникновения теракта.

Знают общие понятия об экстремизме и терроризме и причины их возникновения.

Ответы на вопросы и задания из учебника

01.02-06.02

20

Виды экстремистской и террористической деятельности.

1

Характеризуют основные виды террористической деятельности.

Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями.

за антиобщественное поведение

Решение заданий в рабочей тетради

08-13.02

21

Виды террористических актов и их последствия

1

Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте.

Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.

Решение заданий в рабочей тетради

28.12-29.12

22

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

1

Знают об ответственности несовершеннолетних за антиобщественное поведение

Решение заданий, работа в группах

11.01-16.01

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 часов)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни ( 5 часов)

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни ( 3 часа)

23

О здоровом образе жизни

1

Дают понятие здорового образа жизни, основные составляющие ЗОЖ.

Соблюдают режим дня.

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами

18-23.01

24

Двигательная активность и закаливание организма- необходимые условия укрепления здоровья

1

Понимают значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека.

25.01-30.01

25

Рациональное питание. Гигиена питания.

1

Знают основные понятия о рациональном питании, о роли питания в сохранении и укреплении здоровья

Применяют на практике

Решение заданий в рабочей тетради

01-06.02

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье (2 часа)

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

1

Называют возможные последствия употребления алкоголя

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Решение ситуационных задач

08-13.02

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1

Знают, как уберечь себя от курения, называют последствия употребления алкоголя

Решение ситуационных задач

15-20.02

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 часов)

9. Первая помощь и правила её оказания (8 часов)

28-29

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

2

Знают общие положения по оказанию первой медицинской помощи.

Распознают ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила её вызова

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Практическая работа оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений

22.02-27.02

29.02-05.03

30

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

Практическая работа оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений

07-12.03

31-32

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.

2

Знают содержание аптечки первой помощи.

Умеют последовательно оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении

Практическая работа оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах

14-19.03

33-35

Первая помощь при отравлениях

3

Называют симптомы отравлений. Оказывают первую помощь при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом.

Практическая работа оказания первой медицинской помощи при отравлениях

Итого:

35 ч




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

-перевязочный материал, вата;

-резиновые жгуты, шины;

-наглядные пособия;

-медео-фильмы:

  1. «Организация ГОЧС».

  2. Пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»

  3. Энциклопедия личной безопасности «Научись защищать себя и своих близких»

  4. Основы безопасности на улице, на отдыхе, в торговле, в экстремальных ситуациях.

  5. Сам себе МЧС

  6. «Организация ГОЧС»

  7. Правила дорожного движения.

  8. Азбука безопасности на дороге.

  9. Уроки тётушки Совы.

  10. Видеокассеты «Грозные силы природы», «Основы безопасности на воде».

- противогазы;

-индивидуальный противохимический пакет (ИПП-11);

-аптечка индивидуальная АИ-2

ЛИТЕРАТУРА:


Информационно-справочная литература.

  1. Азы личной безопасности. Г.Е. Цвилюк, Просвещение 2007 год.

  2. Валеология в школе и дома. С.В. Попов-Санкт-Петербург, «Союз», 1998 г.

  3. Выживание в городе. Я. Полкевич.

  4. Итоговая аттестация выпускников. Материал для подготовки и проведения экзамена. Б.И. Мишин,-М. «Просвещение» 2003год.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2006.

  6. Основы безопасности жизнедеятельности В.В. Марков, В.Н. Латчук, Дрофа, Москва-2004.

  7. Основы медицинских знаний М.И. Гоголева, Москва Просвещение2003 год

  8. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по основам безопасности жизнедеятельности.- М., «Дрофа» 2001 год.

  9. Пожарная безопасность 5-11 классы.Конспекты занятий. О.В. Павлова, Г.П. Попова, 2011г.

  10. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. А.Т. Смирнов -М. «Просвещение», 2008 год.

  11. Терроризм и безопасность человека. В.А. Латчук, С.К. Миронов, Дрофа, 2004 год

  12. Учебное пособие В.В. Полишко 5-11 класс, Вентана-граф 1995 год .

  13. Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов,АСТ, Астрель, Москва 2009 год.

  14. Формирование ЗОЖ подростков на уроках обж. А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2003

  15. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. - М.:Аванта+, 2001.

  16. window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).

  17. www/obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).

Планируемые результаты освоения примерной программы

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

  • правила поведения при угрозе террористическою акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

• основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь'.

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной зашиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ.

Если школьник во время письменного (или устного) опроса (зачета), при использовании тестов набирает в совокупности:

а) более 90 % правильных ответов, то ставится оценка «отлично»;

б) более 60 % правильных ответов, то ставится оценка «хорошо»;

в) более 30 % правильных ответов, то ставится оценка «удовлетворительно»;

г) менее 30 % правильных ответов означает «неудовлетворительно».

Оценивание устных ответов:

• «удовлетворительно» - - при полном ответе на один вопрос,

• «хорошо» - - при ответе на два вопроса,

• «отлично» - - при ответе на три вопроса.

По каждой теме предусматривается выполнение проверочной работы, а каждый крупный блок содержания завершает обобщающая итоговая проверочная работа.


© 2010-2022