Описание инновационного педагогического опыта учителя

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель»Л. Н. ТолстойБольшинство школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педаг...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г.Навашино







"Описание инновационного педагогического опыта учителя

основ безопасности жизнедеятельности Штырковой Ирины Николаевны»







г.Навашино

2013


Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если он имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, он будет лучше того учителя,

который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу,

ни к ученикам.

Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу,

и к ученикам, он - совершенный учитель»

Л. Н. Толстой

Большинство школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители - участники важного для жизни школы события. Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету.

В народной мудрости есть такая пословица: «Кто не успел, тот опоздал». Если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать, искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Мне помогает в решении педагогических проблем концепция развивающего обучения, разработанная Л.С.Выготским, в центре которой - развитие человека как личности.

В компетентность учителя нового поколения входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.

Поэтому тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения. Основной идеей моей педагогической деятельности на данном этапе является воспитание будущего гражданина мира, владеющего универсальными учебными действиями (УУД), умеющего применять знания и умения, полученные в школе, в повседневной жизни; обладающего навыками социализации и готового к межкультурному взаимодействию.

Для меня главное - всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" в последние годы прочно закрепился среди других предметов современной образовательной системы. И это резонно, ведь изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Это требование времени.

Поэтому цели педагогической деятельности следующие:

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;

- формирование у учащихся и укрепление их духовного, физического и психического здоровья.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов, для понимания ими ценности науки по удовлетворению потребностей человека;

- усиления связи знаний с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;

- создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств;

Для достижения этих задач мне помогает применение новых педагогических технологий: метод проектов, информационно - компьютерные технологии, метод критического мышления и проблемного обучения, игровые технологи, здоровьесберегающие технологии.

Но подробно хочу описать, как я применяю информационно - компьютерные технологии и метапредметное обучение в условиях введения ФГОС нового поколения.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Штыркова Ирина Николаевна

МБОУ СОШ №3

Учитель ОБЖ

15 лет

Сущностные характеристики опыта.

1. Тема ИПО. Развитие личности учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации активной познавательной деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес.

В настоящее время наблюдается снижение уровня мотивации обучения. Не является исключением и мотивация к изучению ОБЖ.
Одно из решений проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения, развитие интереса к предмету, может быть достигнуто благодаря использованию на уроках интерактивных, информационно - компьютерных технологий и метапредметного подхода. Источник изменений - противоречия между необходимостью формирования у школьников социокультурных компетенций, универсальных учебных действий, метапредметных умений и недостаточным уровнем эффективности традиционных образовательных технологий в условиях поэтапного введения новых ФГОС.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО). Внедрение интерактивных технологий в целях активизации познавательной деятельности учащихся, расширения опыта исследовательской деятельности, обеспечения развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

4.Концепция изменений. С внедрением новых технологий меняется методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Концепция изменений включает использование традиционных и современных педагогических технологий для повышения эффективности процесса обучения.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма). Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания ОБЖ, высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности. Знание возрастных и психологических особенностей обучающихся и современных образовательных технологий. Готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег. Наличие необходимой материально - технической базы.

6.Результат изменений. В результате использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

- Учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах. Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах. Ученики охотнее участвуют в различных внеклассных мероприятиях. Растет качество знаний.

Возрос рейтинг предмета.

7.Теоретическая база.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:

- Инновационные педагогические технологии в образовательной области ОБЖ: анализ опыта работы преподавателей ОБЖ/под общ. ред. В,Г.Пичененко.-Н.Новгород:НИРО,2011

- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007

- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

- Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы(1-9-е классы) Фёдорова С. Ш.

- ug.ru/downloard/2009/fp1_23pdf С. Руденко«Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»

- teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2009». - СПб, 2009. - 30 с.АЛЕКСАНДРОВА В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта»

Описание инновационного опыта

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Мною накоплен богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

1. Творческие задания. Это задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. А это помогает получить метапредметные результаты при обучении основам безопасности жизнедеятельности: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

(Например, в 5 классе учащиеся с удовольствием дома и на уроках рисуют рисунки, которые помогают им закрепить полученные знания. Далее ребята объясняют всему классу, какое именно правило по безопасности они изобразили.)

2. Работа в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

В своей практике, работу в группах я использую следующих ситуациях: например, статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и "слабый» - при условии взаимного расположения);

В 10 классе при изучении темы « Средства индивидуальной защиты» учащиеся в качестве закрепления изученного материала изготавливают ватно-марлевую повязку из принесённого материала. Радует то, что взрослые дети с большим удовольствием сами закупают материал, приносят видеосюжет, где подробным образом описывается последовательность действий.

Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу, интернет, умения применять теоретические знания предмета на практике.

3. Обучающие игры. Проявлению себя как личности способствует учебная игра, это одна из разновидностей интерактивных технологий. Почему игра? Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются.

Существует несколько групп игр, которые я использую на практике.

I группа - предметные игры. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движения происходит в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, школьники с интересом и вниманием следят и участвуют в ней.

Сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы, чайнворды и т.д.

4. Проблемное обучение. В практике обучения на уроках ОБЖ использую также проблемный подход к организации процессов усвоения. Сущность его сводится к тому, что на занятии преднамеренно создается ситуация познавательного затруднения - проблемная ситуация, при которой для изучения темы необходимо самостоятельно воспользоваться несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением или комплексом их одновременно.

Проблемное обучение на уроках ОБЖ ориентировано на поисковое усвоение знаний, умений и навыков. Применяется преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной и практической деятельности, оно способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

5. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии). Это важный прием не только повышающий эффективность усвоение материала в целом, но и вызывающий заинтересованность учащихся. К сожалению, данный подход в своей практике я использую редко, но, тем не менее, он имеет место. Например, экскурсия в пожарную часть (изучение правил пожарной безопасности). Приглашение сотрудников ГБДД (изучение правил дорожного движения).

6. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (газеты, фильмы).Данный прием я широко использую во внеурочной деятельности по предмету, участвуя со школьниками в различных конкурсах.

7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- ,мультимедиа материалами, «ученик в роли учителя», использование вопросов). Данный подход, наверное, наиболее широко распространен в моей практике, из всех интерактивных методов.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Главная идея моего опыта - использование информационных технологий в курсе ОБЖ. Например: Творческую деятельность учащиеся проявляют при составлении и написании рефератов и докладов. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес. Учащиеся изучают компьютерную программу Microsoft Word.
В результате использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:
Начало урока. Применение ИКТ позволило повысить исходную мотивацию урока с помощью демонстрации на экране ярких плакатов, эпиграфа к уроку, цитаты, посвящения, фотографий с проблемными вопросами, короткого видеоролика, показывающего связь изучаемого с жизнью. Например, изучение темы «СПИД и его профилактика» начинается с демонстрации (еще до начала урока) плакатов организации «Врачи для жизни». Более четким и незатянутым стал и организационный момент, поскольку при объявлении темы урока, формулировке учебных задач, нет необходимости писать все это на доске. Текст вставлен в слайды презентации.
Проверка домашнего задания. Так как уроки-лекции проводятся в начале изучения темы раздела, и новый материал логически не связан с предыдущим, то традиционная проверка домашнего задания не целесообразна. Для таких уроков 2-3 ученика получают опережающие задания. Они готовят короткие сообщения и иллюстрирующие их слайды презентации, которые затем включаются в урок. Мотивационный и познавательный эффект от такой формы домашнего задания намного выше.
Изучение нового материала. Созданные программными средствами презентации к урокам, позволяют вовлечь учеников в объяснение нового материала. Попросить дать определение, опираясь на демонстрируемый текст. Или, например, назвать по схеме, демонстрируемой на экране, на какие группы делятся средства защиты. Изложение отдельных вопросов полностью поручается одному или нескольким ученикам. Так, например, по слайду, где показан состав ОЗК и описание его составных частей, кто-то из ребят излагает данный вопрос классу, и это не требует предварительной подготовки.

Закрепление изученного материала. Демонстрация на экране заданий и алгоритма их выполнения при закреплении изученного материала в форме самостоятельной или практической работы, позволяет избежать лишних объяснений и формировать умения школьников по переработке учебной информации. Например, чтобы закрепить знания о подгонке противогаза, предлагается составить таблицу, запомнив опорные позиции, затем измерить свой охват головы, по таблице определить требуемый размер, результаты занести в конспект.
При необходимости закрепить материал, содержащий много цифровых данных, используется такой прием.

Например, необходимо запомнить боевые характеристики автомата Калашникова. Соответствующая таблица показывается на экране. После подробного объяснения она скрывается, и характеристики АКМ предлагается по памяти занести в опорный конспект. Когда ученики выполнят задание, на экране снова демонстрируется таблица.

Результаты работы.

Ежегодные призовые места учеников на районных олимпиадах по ОБЖ: 2008-2009 - 1 место( Голубева А., 10 кл.); 2009-2010- 1 место ( Горбунова П., 11 класс); 2011-2012 - 1 место( Мамонова А.), 2 место ( Большакова О.);2012-2013 - 2 место ( Тимофеева Ю.), 3 м. - (Саксин Д.). Команда учащихся школы в соревнованиях «Нижегородская школа безопасности. Зарница» на протяжении пяти лет занимает призовые места:

2008- 2009 - 1 место ( среди учащихся старшей группы);

2009-2010 - 1 место ( среди учащихся младшей группы);

2010 - 2011 - 1 место ( среди учащихся младшей группы)

2011- 2012 - 2 место ( среди учащихся старшей группы)

2012 - 2013 - 1 место ( среди учащихся старшей группы).

Размышляя над миссией учителя «Нашей новой школы», вспомнилась недавно прочитанная фраза В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» (1, с.70). Где найти эту счастливую тропинку? Кто он учитель-исследователь? Работа по данным направлениям позволила обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения, стала шагом к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Может быть, мы нашли эту «счастливую тропинку исследования»?! На мой взгляд, надо идти дальше, потому что не идти вперёд, значит идти назад.

Достижения учащихся с 2009-2012 г.г.

Год

Конкурс\уровень

Участники

2007-2008

первый всероссийский конкурс « Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных

Диплом 1 степени.

учреждениях»

Районная олимпиада по безопасности дорожного движения

1 м. (Гроздова А.)

Районная олимпиада по ОБЖ

1 м. (Голубева А.)

Областной слёт юных техников « Время, вперёд»

Диплом 1ст.( Горшкова А.)

Всероссийский творческий конкурс» Святые заступники Руси»

участники

Нижегородская школа безопасности. Зарница.

1 м. (старшая гр.)

2009-2010

Районная олимпиада по ОБЖ

1м. (Горбунова П.)

Акция «Речная лента»\область

Учащиеся 7,10 кл.

Районный конкурс « Хочу всё знать»

1м.( Ануфриева А)

Областной слёт юных техников « Время, вперёд»

Диплом 1 ст. (Ануфриева А.)

Нижегородская школа безопасности. Зарница.

1м. (младшая гр.)

Всероссийский творческий конкурс» Святые заступники Руси»

участники

2010-2011

Районный конкурс « Хочу всё знать»

3м.( Ануфриева а.)

Районная олимпиада по ОБЖ

1м(Горбунова П.)

2м.(Голубева А.)

3м.( Блинкова В.)

3м.( Большакова О)

Всероссийский творческий конкурс» Святые заступники Руси»

участники

Нижегородская школа безопасности. Зарница.

1м. (младшая гр.)

Областная акция «Речная лента»

участники

2011-2012

Областной конкурс «Вода. Сбереги!»

участники

Областной конкурс « День Волги»

Диплом за участие в конкурсе уроков и за большой вклад в организацию и проведение « Дня Волги» в Нижегородской области.

Диплом руководителя.

Нижегородская школа безопасности. Зарница.

2м. ( старшая гр.)

Районная олимпиада по ОБЖ

1м.(Мамонова А.)

2м.( Большакова О.)

Областная акция «Речная лента»

участники

Всероссийский творческий конкурс» Святые заступники Руси»

участники

2012-2013

Межрегиональный сетевой интернет - проект « Нам жить на этой земле!», посвящённого году охраны окружающей среды.

участники

Областной слёт юных техников « Время, вперёд»

Победитель ( Барскова А.)

Всероссийский творческий конкурс» Святые заступники Руси»

участники

Международный конкурс детского рисунка на тему « Защита окружающей среды» ( ООН)

участники

Районный конкурс творческих работ « Колокола памяти»

призёр ( Курский М.)

Районная олимпиада по ОБЖ

2 м. (Тимофеева Ю.)

3 м. (Саксин Д.)

Нижегородская школа безопасности. Зарница.

1м.(старшая гр.)

2013-2014

Областной конкурс








© 2010-2022