Рабочая программа по ОБЖ (7-9 классы)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАССМОТРЕНО:

Согласовано:

УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО

Зам.Директора по УВР

Директор МБОУ СОШ №103

________/_________

_______/Максимова А.Н.

________/Хилова М.А.

«___» августа 2015г.

«___» августа 2015г.

«___» августа 2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений







Составил: Преподаватель организатор ОБЖ Пауков А.В.

МБОУ СОШ № 103, 2015г.

















г. Н.Новгород

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2012 г.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Рабочая программа содержит:

  1. Пояснительную записку.

  2. Общую характеристику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  3. Описание места предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

  4. Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  5. Тематическое планирование с распределением учебной нагрузки по предмету.

  6. Тематическое планирование учебных сборов.

  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности

в 7-9 классах:

  1. Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

  2. Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

  3. Принятие учащимися ценностей гражданского общества, прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.

  4. Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.

  5. Отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

  6. Готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.

Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Общая характеристика

предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-9 классы) предназначен для:

  • Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.

  • Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.

  • Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.

  • Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебные модули

Модуль-1

Модуль-2

Основы безопасности личности, общества и государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Разделы

1

Основы комплексной безопас-ности

4

Основы здорового образа жизни

2

Защита населения РФ от чрезвы-чайных ситуаций

5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

Основы противодействия терро-ризму и экстремизму в РФэ

-

-

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов, в том числе:

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010г. № 690), а также Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в ФГОСТ общего образования второго поколения.

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах в программе предусмотрено 175 часов на 5 лет обучения (1 час в неделю во всех классах). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-5 программы).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

  • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;

  • Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • Умение оказывать первую помощь пострадавшим;

  • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;

  • Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Проектные задания - 7 класс

  1. Исследование опасных природных явлений, имеющие место в родном крае.

  2. Разработка модели организации защиты населения от чрезвычайных природных ситуаций в школе.

  3. Разработка плана поведения населения о чрезвычайной ситуации природного характера.

  4. Подготовка текста оповещения населения о чрезвычайной ситуации от имени штаба ГО.

  5. Разработка методики оценки возможного ущерба на примере одного жизненно важного объекта (возможно жилища).

  6. Разработка комплекса мер по восстановлению экосистемы после ЧС природного характера.

  7. Подготовка проекта статьи о последствиях ЧС в районе для размещения в средствах массовой информации.

  8. Разработка организации в школе общественного движения «Юный спасатель».

Проектные задания - 8 класс

  1. Изучение вопроса о вероятности возникновения техногенной аварии в административном районе (город, район, область, республика).

  2. Разработка модели организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в районе.

  3. Разработка собственного плана поведения в чрезвычайной ситуации техногенного характера.

  4. Подготовка текста оповещения населения о чрезвычайной ситуации от имени штаба ГО.

  5. Разработка методики оценки возможного ущерба на пример одного жизненного важного объекта (возможно жилища).

  6. Разработка комплекса мер по восстановлению экосистемы после ЧС техногенного характера.

  7. Подготовка проекта статьи о последствиях ЧС в районе для размещения в средствах массовой информации.

Проектные задания - 9 класс

  1. Как проявляются глобальные проблемы человечества в регионе (городе). Например, характеристика экологической обстановки района, населенного пункта.

  2. История создания, содержание и направленность, а также эффективность природозащитных нормативно-правовых актов административного центра.

  3. Составление оптимального месячного рациона питания школьника на основе традиционной местной кухни и норм здорового питания.

  4. Предложение системы снижения утомляемости учащегося, а также распорядок жизни школьника на месяц с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей.

  5. Проведение расчета недельных физических нагрузок учащегося с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей.

  6. Разработка системы оптимального использования учебной информации в процессе обучения.

  7. Проведение мониторинга изменений климата района (региона) с последующим прогнозированием и аналитической справкой.

  8. Обзор съедобных, лекарственных и ядовитых растений и грибов произрастающих в Нижегородской области.

  9. Разработка алгоритма безопасного поведения подростка в условиях повседневной жизни в местности.

Словарь ОБЖ («Азбука ОБЖ»).


Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».


Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Пожарная безопасность

Безопасность на дорогах

Безопасность в быту

Безопасность на водоёмах

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Подготовка к активному отдыху на природе

Активный отдых на природе и безопасность

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

ЧС природного характера

ЧС техногенного характера

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Раздел 2. "Защита населения Российской Федерации от ЧС".

Организация защиты населения РФ от ЧС.

Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества

и государства.

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом

в Российской Федерации.

Положения Конституции РФ.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.

Концепция противодействия терроризму в РФ.

Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму

и экстремизму.

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произощёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата самолёта. Правила поведения при перестрелке.


Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье.

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов.

Семья в современном обществе.


Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Оказание первой помощи.

Первая помощь и правила её оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.

Первая помощь при массовых поражениях.

Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.

7 класс.

Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Кол-во часов

Кол-во практических работ

1

01.09-26.12.2015г.

Основы безопасности личности, общества, государства.

16

-

2

12.01-28.05.2016г.

Основы безопасности личности, общества, государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10


9

-


2

Итого

01.09.15 - 30.05.16


35

2

8 класс.

Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Ко-во часов

Кол-во практических работ

1

01.09-26.12.2015г.

Основы безопасности личности, общества, государства.

16

-

2

12.01-28.05.2016г.

Основы безопасности личности, общества, государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

7


12

-


3

Итого

01.09. 15 - 30.05.16


35

3

9 класс.

Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Кол-во часов

Кол-во практических работ

1

01.09.-26.12.2015г.

Основы безопасности личности, общества, государства.

16

-

2

12.01-28.05.2016г.

Основы безопасности личности, общества, государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

8


11

-


1

Итого

01.09. 15 - 30.05.16


35

1




Календарно-тематическое планирование: 7 класс


№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Д/з

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

26

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

16

Тема 1: «Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера».

3

1

01-04.09.

2015г.

Инструктаж ТБ. Различные природные явления

1

2

07-11.09.

Общая характеристика природных явлений.

1

3

14-18.09.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

1

Тема 2: «ЧС геологического происхождения».

3

1

21-25.09.

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

1

2

28.09-

02.10.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

1

3

05-09.10.

Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов.

1

Тема 3: «ЧС метеорологического происхождения»

2

1

12-16.10


Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1

2

29-23.10


Смерчи.

1


Тема 4: «ЧС гидрологического происхождения».

5

1

26-30.11


Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1

2

09-13.11


Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1

3

16-20.11


Сели и их характеристика.

1

4

23-27.11


Цунами и их характеристика.

1

5

30.11-

04.12


Снежные лавины.

1


Тема 5: «Природные пожары и ЧС биолого-социального происхождения».

3

1

07-11.12


Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1

2

14-18.12


Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

1

3

21-25.12


Эпизоотии и эпифитотии

1


Раздел 2: «Защита населения РФ от ЧС».

8


Тема 6: «Защита населения от ЧС геологического происхождения».

3

1

11-15.01.

2016г.


Защита населения от последствий землетрясений.

1

2

18-22.01


Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1

3

25-29.01


Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

1


Тема 7: «Защита населения от ЧС метеорологического происхождения».

1

1

01-05.02


Защита населения от последствий ураганов и бурь.

1


Тема 8: «Защита населения от ЧС ситуаций гидрологического происхождения».

3

1

08-12.-2


Защита населения от последствий наводнений.

1

2

15-19.02


Защита населения от последствий селевых потоков.

1

3

24-26.02


Защита населения от цунами.

1


Тема 9: «Защита населения от природных пожаров».

1

1

29.02-

04.-03.


Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

1


Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».

2


Тема 10: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму».

2

1

09-11.03


Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

1

2

14-18.03


Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.

1


Модуль 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

9


Раздел 4. «Основы здорового образа жизни».

3


Тема 11. «Здоровый образ жизни и его значение для гармонического человека».

3

1

28.03-

01.04.


Психологическая уравновешенность.

1

2

04-08.04


Стресс и его влияние на человека.

1

3

11-15.04


Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1


Раздел 5. «Основы здорового образа жизни».

6


Тема 15: «Первая помощь при неотложных состояниях».

6

1

18-22.04


Общие правила оказания первой помощи.

1

2

25-29.04


Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

1

3

04-06.05


Оказание первой помощи при наружном кровотечении (практическое занятие).

1

4

10-13.05


Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

1

5

16-20.05


Оказание первой помощи при ушибах и переломах (практическое занятие).

1

6

23-27.05


Общие правила транспортировки пострадавшего.

1


Календарно-тематическое планирование: 8 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Д/з

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

23

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

16

Тема 1: «Пожарная безопасность».

3

1

01-04.09.

2015г.

ИнструктажТБ. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1

2

07-11.09

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

1

3

14-18.09

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

1

Тема 2: «Безопасность на дорогах».

3

1

21-25.09

Причины ДТП и травматизма людей.

1

2

28.09-

02.10

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

1

3

05-09.10

Велосипедист - водитель транспортного средства.

1

Тема 3: «Безопасность на водоёмах».

3

1

12-23.10


Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

1

2

19-23.1-


Безопасный отдых на водоёмах.

1

3

26-30.10


Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1


Тема 4: «Экология и безопасность».

2

1

09-13.10


Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

1

2

18-20.11


Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

1


Тема 5: «ЧС техногенного характера и их возможные последствия».

5

1

23-27.11


Классификация ЧС техногенного характера.

1

2

30.11-

04.12


Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.

1

3

07-11.12


Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

1

4

14-18.12


Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

1

5

21-25.12


Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1


Раздел 2. «Защита населения РФ от ЧС»

7


Тема 6: «Обеспечение защиты населения от ЧС».

4

1

11-15.01.

2016г.


Обеспечение радиационной защиты населения.

1

2

18-22.01


Обеспечение химической защиты населения.

1

3

25-29.01


Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

1

4

01-05.02


Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

1


Тема 7: «Организация защиты населения от ЧС техногенного характера».

3

1

08-12.02


Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера.

1

2

15-19.02


Эвакуация населения.

1

3

24-26.02


Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.

1


Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

12


Раздел 4: «Основы здорового образа жизни»

8


Тема 8: «Здоровый образ жизни и его составляющие».

8

1

29.02-

04.03


Здоровье как основная ценность человека.

1

2

09-11.03


Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

1

3

14-18.03


Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества.

1

4

28.03-

01.04


Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

5

04-08.04


Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1

6

11-15.04


Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

7

18-22.04


Профилактика вредных привычек.

1

8

25-29.04


Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

1


Раздел 5: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».

4


Тема 9: «Первая помощь при неотложных состояниях»

4

1

04-06.05


Первая помощь пострадавшим и её значение.

1

2

09-13.05


Первая помощь при отравлениях аварийно-химическими опасными веществами (практическое занятие)

1

3

16-20.05


Первая помощь при травмах (практическое занятие)

1

4

23-27.05


Первая помощь при утоплении (практическое занятие)

1


Календарно-тематическое планирование 9 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Д/з

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

24

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

8

Тема 1: «Национальная безопасность в России в современном мире».

4

1

01-04.09

2015г.

Инструктаж ТБ. Современный мир и Россия.

1

2

07-11.09

Национальные интересы России в современном мире.

1

3

14-18.09

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

4

21-25.09

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

1

Тема 2: «ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России».

4

1

28.09.-

02.10

ЧС и их классификация.

1

2

05-09.10

ЧС природного характера и их последствия.

1

3

12-16.10

ЧС техногенного характера и их причины.

1

4

19-23.10

Угроза военной безопасности России.

1

Раздел 2: «Защита населения РФ от ЧС»

7

Тема 3: «Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени».

3

1

26-30.10


Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

1

2

09-13.11


Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

3

16-20.11


МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.

1


Тема 4: «Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени».

4

1

23-27.11


Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

2

30.11-

04.12


Инженерная защита населения от ЧС.

1

3

07-11.12


Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС.

1

4

14-18.12


Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

1


Раздел 3: «Противодействие терроризму и экстремизму в РФ».

9


Тема 5: «Терроризм и экстремизм: их причины и последствия».

2

1

21-25.12


Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

1

2

12-16.01.

2016г.


Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

1


Тема 6: «Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ».

3

1

18-22.01


Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

1

2

25-29.01


Общегосударственное противодействие терроризму.

1

3

01-05.02


Нормативно-правовая база противодей-ствия наркотизму.

1


Тема 7: «Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ».

2

1

08-12.02


Организационные основы противодействия терроризму в РФ.

1

2

15-19.02


Организационные основы противодействия наркотизма в РФ.

1


Тема 8: «Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости».

2

1

24-26.02


Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

2

29.02-

04.03


Профилактика наркозависимости.

1


Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

11


Раздел 4: «Основы здорового образа жизни».

9


Тема 9: «Здоровье - условие благополучия человека».

3

1

09-11.03


Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

1

2

14-18.03


Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

3

28.03-

01.04


Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

1


Тема 10: «Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье».

3

1

04-08.04


Ранние половые связи и их последствия.

1

2

11-15.04


Инфекции, передаваемые половым путем.

1

3

18-22.04


Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

1


Тема 11: «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья».

3

1

25-29.04


Брак и семья.

1

2

04-06.05


Семья и здоровый образ жизни человека.

1

3

09-13.05


Основы семейного права в РФ.

1


Раздел 5: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».

2


Тема 12: «Оказание первой помощи».

2

1

16-20.05


Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие).

1

2

23-27.05


Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

1

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение курса.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио - и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лабораторную комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Средства оснащения ОБЖ.

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Количество

1

2

3

4

  1. Нормативно-правовые документы.

1

Конституция РФ

шт.

1

2

Закон «Об образовании»

шт.

1

3

Концепция противодействия терроризму в РФ.

шт

1

4

Постановление Правительства РФ от 30.12.2007 г. № 804 «О единой государственной предупреждения и ликвидации ЧС»

шт.

1

5

Стратегия национальной безопасности

шт.

1

6

Федеральный закон «О безопасности».

шт.

1

7

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

шт.

1

8

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера»

шт.

1

9

Федеральный закон «О гражданской обороне»

шт.

1

10

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

шт.

1

11

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

шт.

1

12

ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

шт.

1

13

ФЗ «О аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

шт.

1

14

Правила дорожного движения РФ

шт.

1

  1. Учебная литература.

15

Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов

шт.

У каждого ученика

  1. Учебные и учебно-наглядные пособия.

16

Набор плакатов или или электронные издания:


17

Средства индивидуальной защиты:




- Общевойсковой противогаз

шт.

Класс-комплект


- Общевойсковой защитный комплект

шт.

-


- Респиратор

шт.

-

18

Приборы:




Бытовой дозиметр

шт.

-

19

Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

-

20

Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

-

21

Компас

шт.

2

22

Визирная линейка

шт.

1

23

ЭОИ на магнитных и оптических носителях по тематике программы

компл.

1

24

Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ

шт.

1

  1. Медицинское имущество.

25

Индивидуальные средства медицинской защиты;




- Аптечка АИ

шт.

1


- Пакеты перевязочные ППИ

шт.

1


- Пакеты противохимические индивидуаль-ные ИПП-11

шт.

1

26

Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой и доврачебной помощи:




- сумка СМС

шт.

1

27

Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластари:




- бинт марлевый медицинский нестериль-ный, размер 7м х 14см

шт.

3


- бинт марлевый медицинский нестериль-ный, размер 5м х 10см

шт.

3


- вата медицинская компрессная

кг.

1


- косынка медицинская (перевязочная)

шт.

3


- повязка медицинская большая стерильная

шт

3


- повязка медицинская малая стерильная

шт.

3

28

Медицинские предметы расходные:




- булавка безопасная

шт.

3


- шина проволочная (лестничная) для ног

шт.

1


- шина проволочная (лестничная) для рук

шт.

-


- шина фанерная длиной 1 м.

шт.

1

29

Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты:




- знак нарукавного Красного Креста

шт.

2


- лямка медицинская носилочная

шт.

1


- флаг Красного Креста

шт.

1


Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу.

  1. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Основы безопасности: сб.заданий для проведения экзаменов в 9 кл. /(А.Т.Смирнов, М.В.Маслов, Б.И.Мишин; научн. руководитель

  4. Г.С. Ковалёва; под ред. А.Т. Смирнова). - М.: Просвещение, 2006-2009.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюпов; под ред. А.Т.Смирнова). - М.: Просвещение, 2007.

  6. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся : 5-9 кл. /А.Л.Рыбин, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М.:Просвещение, 2008.

  7. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учашихся. 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

  8. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл./ А.Л.Рыбин, М.В. маслов; под ред. А.Т.Смирнова - М.: Просвещение, 2008.

  9. Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В.Сальникова. - М.: Просвещение, 2010.

  10. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

  11. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

  12. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

  13. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

  14. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

  15. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.

  16. Терроризм - ты под прицелом: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2011.


Литература.

Нормативно-правовые документы РФ.

Конституция РФ (последняя редакция).

Семейный кодекс РФ (последняя редакция).

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).

Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).

Основная и дополнительная литература.

  1. Альтшулер В.М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей /В.М. Альтшулер, А.В. Надеждин. - М.: Просвещение, 2000.

  2. Армия государства Российского и защита Отечества /под ред. В.В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2004.

  3. Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. - М.: Мир, 1997.

  4. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.

  5. Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). - М.: Военный университет, 1996.

  6. Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.

  7. Гражданская защита. Энциклопедия. в 4 т. /под ред. С.К.Шойгу. - М.:Московская типография № 2, 2006.

  8. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.

  9. Заготова С.Н. Валеология учебное пособие: Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.

  10. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие: М. Гардарики 2002 г.

  11. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы: Волгоград.

  12. Голубева Я.В. Проблемные классные часы: Волгоград.

  13. Нестерова Л.В. Расти здоровым. Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.

  14. Михайлов А.А. Игровые занятия впо ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.

  15. Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы:М. «Просвещение» 2004г.

  16. Майри Станеки-Козовски Мой мир и я.: МФО Москва.

  17. МККК Международное гуманитарное право: Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.

  18. Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.

  19. Обухова Л.А. Школа докторов или 135 уроков здоровья: М. ВАКО 2004 г.

  20. Рабочая программа дисциплины «ОБЖ» / сост. А.Н. Худяков - Кирсановка: МАОУ «Кирсановская СОШ», 2013.


© 2010-2022