• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИКУМОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Статья РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИКУМОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.В.Доронина

Россия, г. Челябинск,

МОУ Полетаевская СОШ

[email protected]


РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИКУМОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ


Каждый из нас понимает, насколько важна задача формирования экологической культуры у детей и подростков. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчишки и девчонки ответственно относиться к проблемам экологии, будут ли рассматривать ее как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, совершенствовать мир вокруг себя и совершенствоваться самим, во многом зависит будущее нашего общества.

В настоящее время решение этой воспитательной задачи - одно из важных направлений деятельности школы.

Однако для того, чтобы решить задачу воспитания культуры экологии, недостаточно просто обозначить актуальность и значимость такой задачи. Необходима большая серьезная работа, связанная с разработкой методологии и методики направления, форм и моделей воспитания, способов их интеграции в повседневную жизнь образовательного учреждения, определение критериев эффективности работы. Но не только. Нужно определить самое главное: какая концепция экологической культуры будет положена в основу воспитания? Какое понимание экологической культуры мы будем формировать у подростков? Экология как состояние, когда «все чисто» или экологическая культура как условие для того, чтобы стать счастливым и сделать счастливыми других?

В условиях современного образования и новых стандартов велика роль интеграции знаний из разных областей науки. Большую роль в экологическом воспитании школьников могут сыграть интегрированные практикумы. Интегрированные практикумы являются стимуляторами мыслительной деятельности обучающихся, расширяют и углубляют их научное мировоззрение. Они учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

В своей работе при реализации интегрированного практикума активно использую метод кейсов, который позволяет реализовать компетентностный подход. Английское слово «кейс» переводится как «папка», «чемодан», в то же время «кейс» можно перевести и как «случай, ситуация».

Перед выполнением практикума учащимся предлагается изучить информационный кейс, связанный с темой практической работы. Он поможет им выполнить исследование, сформулировать правильные выводы, выявить связь данной темы со знаниями из других предметов.

Информационный кейс

Рабочая среда - составная часть жизненной среды человека. В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Получение сведений о своей рабочей среде - необходимое условие ее изменения, улучшения.

Показатели санитарно-гигиенического состояния помещения

Размеры помещения. Внутренняя отделка и оформление помещения. Микроклимат закрытого помещения. Это тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности. Концентрация вредных примесей в воздухе помещения не должна превышать среднесуточной ПДК для атмосферного воздуха. Вентиляционный режим. Естественное и искусственное освещение.

Таблица 1

Оптимальные параметры микроклимата во всех типах

учебных и дошкольных помещений с использованием ПЭВМ СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

Температура,
град. С

Относительная
влажность, %

Абсолютная влажность,
г/м3

Скорость движения воздуха,
м/с

19

62

10

< 0,1

20

58

10

< 0,1

21

55

10

< 0,1


Таблица 2

Шум и здоровье человека

Источник акустического воздействия

Уровень звука, дБ

Реакция организма на длительное акустичекое воздейтвие

Шум листвы, прибоя

20

Успокаивает

Средней силы звуке в квартире, в классе

40

Гигиеническая норма

Шум внутри здания, расположенного на магистрали

60

Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль

Телевизор

70

Поезд в метро и на железной дороге

80

Кричащий человек

80

Мотоцикл

90

Дизельный грузовик

90

Летящий реактивный самолёт на высоте 300м

95

Постепенное ослабление слуха, болезни нервно-психического стресса (угнетённость, возбуждённость, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония

Шум на текстильной фабрике

110

Звук плеера

114

Вызывает звуковое опьянение, наподобие алкогольного, нарушает сон, психическое здоровье, ведёт к глухоте

Ткацкий станок

120

Отбойный молоток

120

Реактивный двигатель

(при взлёте на расстоянии 25м)

140-150

Шум на дискотеке

175



Таблица 3

Предельно допустимые уровни (ПДУ) шума в помещениях жилых, общественных зданий и территорий застройки

Помещения или территории

Время, ч

ПДУ, дБ

Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха, пансионатов, чпасльные помещения в детских дошкольных учреждениях

7-23

23-7

55

45

Площадки отдыха на территории микрорайонов групп жилых домов, домов отдыха и пансионатов, площадки детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений

-

60

Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, читальные залы библиотек

-

55

Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, домов отдыха, пансионатов, детских дошкольных учреждений и других учебных заведений

7-23


23-7

70


60

Торговые залы магазинов, пассажирские залы аэропортов и вокзалов, приёмные пункты предприятий бытового обслуживания

-

75


Таблица 4

Нормы освещённости

Школы, средние и высшие учебные заведения

Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории

500Лк (вертикальная на середине доски)


300Лк (горизонтальная на столах и партах)

Кабинеты и комнаты преподавателей

200 Лк

Спортзалы

200 Лк

Рекреации

150 Лк

Проблема: люди разных профессий на рабочем месте испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов: шум, высокая или низкая температура, высокая влажность, низкая освещённость, сильный ветер и т.д.

В школе вы тоже находитесь на рабочем месте. Насколько ваше рабочее место в классе безопасно и соответствует санитарным нормам?

Практическая работа «Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты»

Цель: определить с помощью приборов санитарно-гигиенические характеристики помещения, оценить безопасность данной среды для здоровья учащихся.

Оборудование: приборы термогигрометр «ТКА-ПКМ» и шумомер «CENTЕR 321», люксметр «ТКА-Люкс».

Ход работы:

  1. Определите параметры микроклимата с помощью термогигрометра «ТКА-ПКМ»

  1. Включите прибор. Определите Относительную влажность,%

  2. Переключите прибор в режим измерения температуры. Определите температуру в помещении, С⁰.

  3. Результаты занесите в таблицу. Сравните с нормами СанПиН 2.2/2.4.1340-03.

  4. Сделайте вывод.

  1. Определите уровень шума с помощью шумомера CENTЕR 321

  1. Нажмите зелёную кнопку включения.

  2. Расположите прибор рядом с измеряемым объектом. Определите уровень шума с закрытыми и открытыми окнами.

  3. Похлопайте, потопайте, покричите (создайте атмосферу перемены). Измерьте уровень шума.

  4. Все результаты занесите в таблицу.

  5. Сделайте вывод.

III.Определите уровень освещённости с помощью люксметра «ТКА-Люкс»

  1. Расположите фотометрическую головку прибора параллельно плоскости измеряемого объекта.

  2. 2)Для измерения освещённости кладём фотометрическую головку на плоскость.

  3. Встаём так, чтобы наша тень не падала на измерительный прибор.

  4. 4)Определяем значение в Лк. Сравните полученный результат с нормой.

Таблица 5

Результаты исследования

Исследу-емое помеще-ние

Темпе-ратура, С ◦

Относит.
влажность, %

Уровень шума, Дб

Уровень

освещенности, Лк

С закрытыми окнами

С открытыми окнами

На перемене

На парте (столе)

На середине доски

Ауд.№




Вывод:____________________________________________________________

Задание: Оцените все санитарно-гигиенические характеристики помещения. Предложите рекомендации по здоровьесбережению при обучении в данном помещение.

На мой взгляд, очень важно, как можно полнее использовать возможности, предоставляемые учителю программой каждого учебного курса, для формирования экологической культуры школьников. А реализация задач экологического образования должна лежать на пути глубокой интеграции знаний.


© 2010-2022