- Преподавателю
- ОБЖ
- Статья РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИКУМОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Статья РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИКУМОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Доронина В.В. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В.В.Доронина
Россия, г. Челябинск,
МОУ Полетаевская СОШ
РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИКУМОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Каждый из нас понимает, насколько важна задача формирования экологической культуры у детей и подростков. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчишки и девчонки ответственно относиться к проблемам экологии, будут ли рассматривать ее как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, совершенствовать мир вокруг себя и совершенствоваться самим, во многом зависит будущее нашего общества.
В настоящее время решение этой воспитательной задачи - одно из важных направлений деятельности школы.
Однако для того, чтобы решить задачу воспитания культуры экологии, недостаточно просто обозначить актуальность и значимость такой задачи. Необходима большая серьезная работа, связанная с разработкой методологии и методики направления, форм и моделей воспитания, способов их интеграции в повседневную жизнь образовательного учреждения, определение критериев эффективности работы. Но не только. Нужно определить самое главное: какая концепция экологической культуры будет положена в основу воспитания? Какое понимание экологической культуры мы будем формировать у подростков? Экология как состояние, когда «все чисто» или экологическая культура как условие для того, чтобы стать счастливым и сделать счастливыми других?
В условиях современного образования и новых стандартов велика роль интеграции знаний из разных областей науки. Большую роль в экологическом воспитании школьников могут сыграть интегрированные практикумы. Интегрированные практикумы являются стимуляторами мыслительной деятельности обучающихся, расширяют и углубляют их научное мировоззрение. Они учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
В своей работе при реализации интегрированного практикума активно использую метод кейсов, который позволяет реализовать компетентностный подход. Английское слово «кейс» переводится как «папка», «чемодан», в то же время «кейс» можно перевести и как «случай, ситуация».
Перед выполнением практикума учащимся предлагается изучить информационный кейс, связанный с темой практической работы. Он поможет им выполнить исследование, сформулировать правильные выводы, выявить связь данной темы со знаниями из других предметов.
Информационный кейс
Рабочая среда - составная часть жизненной среды человека. В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Получение сведений о своей рабочей среде - необходимое условие ее изменения, улучшения.
Показатели санитарно-гигиенического состояния помещения
Размеры помещения. Внутренняя отделка и оформление помещения. Микроклимат закрытого помещения. Это тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности. Концентрация вредных примесей в воздухе помещения не должна превышать среднесуточной ПДК для атмосферного воздуха. Вентиляционный режим. Естественное и искусственное освещение.
Таблица 1
Оптимальные параметры микроклимата во всех типах
учебных и дошкольных помещений с использованием ПЭВМ СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
Температура,
град. С
Относительная
влажность, %
Абсолютная влажность,
г/м3
Скорость движения воздуха,
м/с
19
62
10
< 0,1
20
58
10
< 0,1
21
55
10
< 0,1
Таблица 2
Шум и здоровье человека
Источник акустического воздействия
Уровень звука, дБ
Реакция организма на длительное акустичекое воздейтвие
Шум листвы, прибоя
20
Успокаивает
Средней силы звуке в квартире, в классе
40
Гигиеническая норма
Шум внутри здания, расположенного на магистрали
60
Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль
Телевизор
70
Поезд в метро и на железной дороге
80
Кричащий человек
80
Мотоцикл
90
Дизельный грузовик
90
Летящий реактивный самолёт на высоте 300м
95
Постепенное ослабление слуха, болезни нервно-психического стресса (угнетённость, возбуждённость, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония
Шум на текстильной фабрике
110
Звук плеера
114
Вызывает звуковое опьянение, наподобие алкогольного, нарушает сон, психическое здоровье, ведёт к глухоте
Ткацкий станок
120
Отбойный молоток
120
Реактивный двигатель
(при взлёте на расстоянии 25м)
140-150
Шум на дискотеке
175
Таблица 3
Предельно допустимые уровни (ПДУ) шума в помещениях жилых, общественных зданий и территорий застройки
Помещения или территории
Время, ч
ПДУ, дБ
Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха, пансионатов, чпасльные помещения в детских дошкольных учреждениях
7-23
23-7
55
45
Площадки отдыха на территории микрорайонов групп жилых домов, домов отдыха и пансионатов, площадки детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений
-
60
Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, читальные залы библиотек
-
55
Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, домов отдыха, пансионатов, детских дошкольных учреждений и других учебных заведений
7-23
23-7
70
60
Торговые залы магазинов, пассажирские залы аэропортов и вокзалов, приёмные пункты предприятий бытового обслуживания
-
75
Таблица 4
Нормы освещённости
Школы, средние и высшие учебные заведения
Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории
500Лк (вертикальная на середине доски)
300Лк (горизонтальная на столах и партах)
Кабинеты и комнаты преподавателей
200 Лк
Спортзалы
200 Лк
Рекреации
150 Лк
Проблема: люди разных профессий на рабочем месте испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов: шум, высокая или низкая температура, высокая влажность, низкая освещённость, сильный ветер и т.д.
В школе вы тоже находитесь на рабочем месте. Насколько ваше рабочее место в классе безопасно и соответствует санитарным нормам?
Практическая работа «Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты»
Цель: определить с помощью приборов санитарно-гигиенические характеристики помещения, оценить безопасность данной среды для здоровья учащихся.
Оборудование: приборы термогигрометр «ТКА-ПКМ» и шумомер «CENTЕR 321», люксметр «ТКА-Люкс».
Ход работы:
-
Определите параметры микроклимата с помощью термогигрометра «ТКА-ПКМ»
-
Включите прибор. Определите Относительную влажность,%
-
Переключите прибор в режим измерения температуры. Определите температуру в помещении, С⁰.
-
Результаты занесите в таблицу. Сравните с нормами СанПиН 2.2/2.4.1340-03.
-
Сделайте вывод.
-
Определите уровень шума с помощью шумомера CENTЕR 321
-
Нажмите зелёную кнопку включения.
-
Расположите прибор рядом с измеряемым объектом. Определите уровень шума с закрытыми и открытыми окнами.
-
Похлопайте, потопайте, покричите (создайте атмосферу перемены). Измерьте уровень шума.
-
Все результаты занесите в таблицу.
-
Сделайте вывод.
III.Определите уровень освещённости с помощью люксметра «ТКА-Люкс»
-
Расположите фотометрическую головку прибора параллельно плоскости измеряемого объекта.
-
2)Для измерения освещённости кладём фотометрическую головку на плоскость.
-
Встаём так, чтобы наша тень не падала на измерительный прибор.
-
4)Определяем значение в Лк. Сравните полученный результат с нормой.
Таблица 5
Результаты исследования
Исследу-емое помеще-ние
Темпе-ратура, С ◦
Относит.
влажность, %
Уровень шума, Дб
Уровень
освещенности, Лк
С закрытыми окнами
С открытыми окнами
На перемене
На парте (столе)
На середине доски
Ауд.№
Вывод:____________________________________________________________
Задание: Оцените все санитарно-гигиенические характеристики помещения. Предложите рекомендации по здоровьесбережению при обучении в данном помещение.
На мой взгляд, очень важно, как можно полнее использовать возможности, предоставляемые учителю программой каждого учебного курса, для формирования экологической культуры школьников. А реализация задач экологического образования должна лежать на пути глубокой интеграции знаний.