- Преподавателю
- ОБЖ
- Адаптированная программа по социально - бытовой ориентировке для 10 - 11 классов
Адаптированная программа по социально - бытовой ориентировке для 10 - 11 классов
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мударисова Р.Ш. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Адаптированная программа по социально-бытовой ориентировке для 10 -11 классов
Учитель-разработчик
Мударисова Р.Ш.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей) - составитель сборника Т.С.Зыкова (Москва «Просвещение» 2005 год).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в каждом классе.
Содержание программы направлено на формирование речевой деятельности и развитие языковой способности, речевого поведения. Пропедевтическая работа с глухими детьми проводится в направлении психологической подготовки , организации детского коллектива, коммуникативной подготовки. Проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих детей решаются через их включение в доступную общественно значимую деятельность.
Цель программы - реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.
Задачи обучения:
Всестороннее формирование личности школьника;
Становление и развитие процесса самопознания;
Формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;
Накопление и развитие представлений об окружающем мире-обществе, в котором живёт ученик;
Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии глухих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в ближайшем окружении , выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процессе общей трудовой , профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскурсий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладевают культурой общества, у них формируется система нравственных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоционального поведения.
Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, ко-торые испытывает ребёнок с нарушением слуха, влияют на формирование его личностных качеств, содержание курса предусматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе «я- общество». Начиная с первоначальных представлений о самом себе, о семье, о школе постепенно осуществляется формирование самосознания школьника.
Для обеспечения целенаправленного личностного развития детей, подготовки их к самостоятельной жизни программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку глухих школьников в системе СБО, реализуемые с учётом их возрастных и специфических особенностей и возможностей.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методически комплект, включающий: учебники (авт.Т.С.Зыкова, Э.Н. Хотеева. Социально-бытовая ориентировка в спец.( корр.) общеобразовательных учреждений 1 вида, М. Владос, 2004г.)
Учебно-тематический план
10 класс
№раздела, темы
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на рабочие уроки
контроль
1.
Познавательная культура.
15
Молодость, старость, бессмертие.
1
О признательности и благодарности.
2
О совести, самообладании и терпении.
3
Личная бухгалтерия. Планирование расходов семьи. Надо ли экономить на питании.
3
Брак и семья. Психологические проблемы молодой семьи. Самостоятельное хозяйство. Развод. Дети и разведённые родители.
6
2.
Я и общество.
4
Если вдруг заболел: обращение в « Скорую помощь», поликлинику; выписка и закрытие больничного листа.
1
Если вас задержала милиция: правила поведения при задержании; право на адвоката
2
Дом отдыха, санаторий, гостиница, мотель
1
3.
Нравственная культура
12
Военные люди-герои России.
1
Писатели и художники.
1
Любовь и дружба.
1
Любовь и нравственность.
2
О культуре поведения: чувство собственного достоинства; умение вести беседу.
2
О тактичности, вежливости, грубости.
2
О назидании и советах.
1
Об отношении к критике и похвале.
2
4.
Воспитание здорового образа жизни.
8
СПИД-чума 20 века.
2
Как уберечься от гепатита, краснухи, кори.
1
Значение личной гигиены в профилактике заболеваний.
1
Признаки наиболее часто встречающихся заболеваний (грипп, гепатит, краснухи и др.)
1
Самооценка состояния здоровья.
1
Основные меры профилактики.
1
Правила пожарной безопасности.
1
5.
Трудовая культура.
6
Одежда. Виды одежды, её назначение.
2
Повседневный уход за одеждой (сушка, чистка), подготовка к хранению сезонной одежды и головных уборов.
2
Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
2
6.
Профессиональная ориентация.
15
Правила приёма в учебные заведения( в техникум, вуз).
2
Что надо знать о бизнесе. Выбор дела (что необходимо для регистрации деятельности. Компаньоны и как их выбирать)
2
Налоги: нужно ли их платить. Банкротство: как его избежать.
2
Экскурсии
9
7.
Коммуникативная культура.
8
Культура речевого поведения в семье.
3
Культура речевого поведения в общественных местах.
3
Культура речевого поведения на производстве.
2
Учебно-тематический план
11 класс
№раздела, темы
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на рабочие уроки
контроль
1.
Познавательная культура.
12
Молодость, старость, бессмертие.
2
О признательности и благодарности.
1
О красоте физической и душевной. О положительных качествах человека.
4
Личная бухгалтерия. Планирование расходов семьи.
3
Брак и семья. Развод. Дети и разведённые родители.
2
2.
Я и общество.
18
Я и моя семья.
2
Создание позитивных дружеских отношений.
2
Экономика домашнего хозяйства.
2
Семья и семейные отношения. Традиции, досуг. Планирование отдыха. Взаимоотношения в семье. Обязанности членов семьи.
6
Человек- творец самого себя. Забота о других- подлинная взрослость.
6
3.
Нравственная культура
14
Любовь и дружба.
1
Любовь и нравственность.
1
Ветераны войны-сотрудники школы.
3
О тактичности, вежливости, грубости. О пороках ,слабостях и недостатках.
5
Культуре общения юноши и девушки. Значение тона разговора в установлении межличностного контакта.
1
Об отношении к критике и похвале.
1
Военные люди-герои России
2
4.
Воспитание здорового образа жизни
8
СПИД-чума 20 века.
1
Значение личной гигиены в профилактике заболеваний.
1
Признаки наиболее часто встречающихся заболеваний (грипп, гепатит, краснухи и др.)
1
Правила личной гигиены.
2
Как уберечься от гепатита, краснухи, кори.
1
Правила пожарной безопасности.
2
5.
Трудовая культура.
6
Виды обработки овощей: первичная обработка, тепловая обработка , жарка, пассировка.
2
Оборудование и приспособления.
2
Работа на пришкольном участке.
2
6.
Профессиональная ориентация.
8
Правила приёма в учебные заведения.
1
Что надо знать о бизнесе. Выбор дела.
1
Мотивация интереса к профессии: училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.
2
Экскурсии
4
7.
Коммуникативная культура.
4
Культура речи: тон разговора ( при поступлении на работу, в ПТУ)
2
Как вести деловую беседу.
1
Культура речевого поведения на производстве.
1
Содержание учебного курса для 10 класса.
Познавательная культура.
Познай себя.
Молодость, старость, бессмертие.
О признательности и благодарности.
О совести ,самообладании и терпении.
Личная бухгалтерия. Планирование расходов семьи. Надо ли экономить на питании.
Брак и семья. Психологические проблемы молодой семьи. Самостоятельное хозяйство. Развод. Дети и разведенные родители.
Воспитание здорового образа жизни.
СПИД- чума 20 века.
Как уберечься от гепатита краснухи кори.
Значение личной гигиены в профилактике заболеваний.
Признаки наиболее часто встречающихся заболеваний (грипп, гепатит ,краснуха и др.)
Самооценки состояния здоровья . Основные меры профилактики.
Правила пожарной безопасности.
Я и общество
Если вдруг заболел: обращение в" Скорую помощь ", поликлинику: выписка и закрытие больничного листа.
Если вас задержала милиция: правила поведения при задержании; право на адвоката.
Дом отдыха, санаторий, гостиница.
Нравственная культура.
Военные люди-герои России. Писатели и художники. Любовь и дружба. Любовь и нравственность.
О культуре поведения: чувство собственного достоинства; умение вести беседу.
О тактичности, вежливости грубости . О назидании и советах. Об отношении к критике и похвале.
Трудовая культура
Одежда. Виды одежды, ее назначение Повседневный уход за одеждой ( сушка, чистка), подготовка к хранению сезонной одежды и головных уборов.
Соблюдение личной и общественной гигиены.
Профессиональная ориентация.
Правила приема в учебные заведения ( в техникум, вуз)
Что надо знать о бизнесе. Выбор дела ( что необходимо для регистрации деятельности .Компаньоны и как их выбирать ) .Налоги: нужно ли их платить. Банкротство: как его избежать.
Коммуникативная культура.
Культура речевого поведения в семье.
Культура речевого поведения в общественных местах.
Культура речевого поведения на производстве.
Содержание учебного курса для 11класса.
Познавательная культура.
Молодость, старость, бессмертие. О признательности и благодарности. О красоте физической и душевной.
О положительных качествах человека. Личная бухгалтерия. Планирование расходов семьи. Брак и семья. Развод. Дети и разведенные родители.
Я и общество.
Я и моя семья. Создание позитивных дружеских отношений. Экономика домашнего хозяйства. Семья и семейные отношения. Традиции, досуг. Планирование отдыха. Взаимоотношения в семье. Обязанности членов семьи. Человек-творец самого себя. Забота о других - подлинная взрослость.
Нравственная культура.
Любовь и дружба. Любовь и нравственность. Ветераны войны-сотрудники школы. О тактичности, вежливости , грубости. О пороках, слабостях и недостатках. Культура общения юноши и девушки .Значение тона разговора в установлении межличностного контакта. Об отношении к критике и похвале. Военные люди-герои России.
Воспитание здорового образа жизни.
СПИД- чума 20 века.
Как уберечься от гепатита краснухи кори.
Значение личной гигиены в профилактике заболеваний.
Признаки наиболее часто встречающихся заболеваний (грипп, гепатит, краснуха и др.)
Правила личной гигиены. Как уберечься от гепатита, краснухи, кори. Правила пожарной безопасности.
Трудовая культура.
Виды обработки овощей: первичная обработка ,тепловая обработка, жарка, пассировка . Оборудование и приспособления. Работа на пришкольном участке.
Профессиональная ориентация.
Правила приема в учебные заведения (в техникум, вуз)
Что надо знать о бизнесе. Выбор дела .
Мотивация интереса к профессии: училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.
Коммуникативная культура.
Культура речи: тон разговора ( при поступлении на работу, в ПТУ). Как вести деловую беседу .Культура речевого поведения на производстве.
Учебно-методические средства обучения.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методически комплект, включающий: учебники (авт.Т.С.Зыкова, Э.Н. Хотеева. Социально-бытовая ориентировка в спец.( корр.) общеобразовательных учреждений 1 вида, М. Владос, 2004г.)