- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ишбулдин А.И. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе нормативных документов:
1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74).
2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.10. 2012).
3) Приказа МО РБ от 06.05.2014 года № 824 «О рекомендуемом базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РБ на 2014-2015 учебный год».
4) Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ».
5) Учебного плана МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.
6) Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.
7) Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы учебного издания Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Издательство «Просвещение», 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю).
Цели обучения ОБЖ: • овладение системой теоретических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования. • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных практической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей. • формирование представлений о личной безопасности, окружающем мире. • воспитание культуры личности.
Задачи обучения: • приобретения практических умений и теоретических знаний; • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности; • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора. В ходе преподавания ОБЖ следует обратить
внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта: • решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения. • исследовательской деятельности, развитие идей, обобщений. • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Основы комплексной безопасности - 1 час
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций - 1 час
Основы здорового образа жизни - 3 часа
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
«Факторы риска», способные привести к суициду. Психологическая устойчивость - основа предупреждения суицида.
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи - 5 часов
Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.
Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Черепно-мозговая травма, основные причины её возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Травма груди, причины её возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме груди. Травма живота, причины её возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме живота. Травма в области таза, причины её возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме в области таза. Травма позвоночника и спины, основные виды травм позвоночника и спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника и спины.
Реанимация. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.
Основы обороны государства - 8 часов
Определение воинской обязанности и её содержание. Воинский учёт, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Основное предназначение воинского учёта. Государственные органы, осуществляющие воинский учёт. Категория граждан, не подлежащая воинскому учёту. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учёту.
Время первоначальной постановки граждан на воинский учёт. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учёт. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учёт.
Основные обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определённое Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения. Водительские и технические должности, прочие воинские должности.
Предназначение подготовка по военно-учётным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учётным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину, прошедшему подготовку по военно-учётной специальности, при призыве на военную службу.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учёбу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.
Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы. Пребывание в запасе.
Основы военной службы - 14 часов
Общевойсковые уставы - это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. История создания общевоинских уставов в России. Структура общевоинских уставов, их назначение и содержание.
История военной присяги в России. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Условия приведения военнослужащих к военной присяге. Военная присяга. Её роль и значение для каждого военнослужащего.
Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Распорядок дня и регламент служебного времени.
Воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Порядок присвоения воинских званий. Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение.
Статус военнослужащего. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих. Права и свободы военнослужащих. Довольствие военнослужащих. Льготы и компенсации.
История контрактной службы. Поступление на военную службу по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения службы по контракту военнослужащими-женщинами.
Постановка проблемы. Альтернативная гражданская служба и её отличие от военной службы. Разрешение проблемы. Сравнение законов и выяснение отличий.
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, её сущность и значение. Уголовная ответственность за преступления против военной службы.
Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны Знать:
-
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
-
организацию защиты населения в РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
-
основные принципы здорового образа жизни;
-
правила оказания первой медицинской помощи;
-
основы обороны государства и военной службы;
-
боевые традиции Вооружённых Сил России, государственные и военные символы РФ.
Уметь:
-
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
-
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
-
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы;
-
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учётом индивидуальных качеств.
Учебно-тематический план
№
Раздел
Количество часов
1
Основы комплексной безопасности
1
2
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
1
3
Основы здорового образа жизни
3
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
5
4
Основы обороны государства
8
5
Основы военной службы
13
6
Подведение итогов изучения курса
2
ИТОГО:
33
Календарно - тематический план
№
п/п
Раздел, название урока в
поурочном планировании
Количество
часов
Дата
проведения
Примечание
по плану
фактическая
Раздел № 1 Основы комплексной безопасности - 1 час
Тема № 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 1 час
1
Пожарная безопасность Правила личной безопасности при пожареОбеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года
1
Раздел № 2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций - 1 час
Тема № 2 Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации -1 час
2
Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом Контртеррористическая операция и условия ее проведения Правила поведения
1
Раздел № 3 Основы здорового образа жизни - 3 часа
Тема № 3 Нравственность и здоровье
3.
Правила личной гигиены и здоровье Нравственность и здоровье
1
4.
Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики
1
5.
Семья в современном обществе
1
Раздел № 4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 5 часов
Тема № 4 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях - 5 часов
6.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте, при остановке сердца
1
7.
Основные правила оказания первой медицинской помощиПервая медицинская помощь при ранениях. Правила остановки артериального кровотечения
1
8.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата Способы иммобилизации и переноски пострадавшего
1
9.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговых травмах, травмах груди и живота, при травмах в области таза, при повреждениях позвоночника, спины
1
10.
Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях
1
Раздел № 5 Основы обороны государства - 8 часов
Тема № 5 Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства - 2 часа
11
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России Применение Вооруженных Сил Российской Федерации и борьбе с терроризмом Военные аспекты международного права
1
12
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
1
Тема № 6 Символы воинской чести - 1 час
13
Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе Военная форма одежды
1
Тема № 7 Воинская обязанность - 5 часов
14.
Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение.
1
15.
Обязанности граждан по воинскому учету. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования и обследования при постановке на воинский учет. Профессиональный психологический отбор и его предназначение
1
16.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
1
17
Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностямПодготовка граждан по военно-учетным специальностям
1
18.
Увольнение с военной службы. Запас ВС РФ и его предназначение
1
Раздел № 6 Основы военной службы - 13 часов
Тема № 8 Особенности военной службы - 6 часов
19
Правовые основы военной службы
1
20.
Статус военнослужащего
1
21
Военные аспекты международного военного права
Устав внутренней службы
1
1
22.
Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ
1
23.
Дисциплинарный Устав ВС РФ
1
24.
Строевой Устав ВС РФ
1
Тема № 9 Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации - 3 часа
25.
Основные виды воинской деятельности Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина
1
26
Военнослужащий - патриот Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации Военнослужащий - специалист Военнослужащий - подчиненный
1
27.
Основные обязанности военнослужащих
1
Беседа
4.7.3.
Тема № 10 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации -1 час
28.
Порядок вручения Боевого Знамени воинской части Порядок приведения к Военной присяге. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации
1
Лекция
3.13
Тема № 11 Прохождение военной службы - 1 час
29
Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы
1
Тема № 12 Прохождение военной службы по контракту - 2 часа
30
Особенности военной службы по контракту
1
31
Альтернативная гражданская служба
1
32
Проверка знаний умений навыков
1
33
Подведение итогов обучения знаниям в области обороны подготовки основам военной службы
1
Информационно-методическое обеспечение
Список литературы:
1 Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; РАН, РАО, изд-во «Просвещение» - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012.
2 Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 11 класс (Текст): к учебнику для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; РАН, РАО, изд-во «Просвещение» - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012.
3 Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2005г.
4 Основы медицинских знаний и охрана здоровья "Основы безопасности жизнедеятельности": учебник для 11 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
5 Дидактические материалы "Основы безопасности жизнедеятельности": 5 - 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
6 Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 - 11 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ - Астрель Москва 2005г.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.