Рабочая программа по ОБЖ начальная школа

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Рабочая программа

по «Основам безопасности жизнедеятельности в 1-4 классах»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы

средняя общеобразовательная школа № 448

Учитель физической культуры Шкиотов Андрей Анатольевич





















Москва 2015 г.



Программа по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для I-IV классов общеобразовательных учреждений

Составил учитель Шкиотов А.А.


Пояснительная записка

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся I-IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. Ее содержание согласовано и одобрено представителями Министерства по чрезвычайным ситуациям России, Минздрава России, Министерства внутренних дел РФ.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы «ОБЖ в начальной школе» А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Л. П. Анастасова, Н. А. Крючек, Н. В. Иванова, Б. И. Мишин, И. А. Петрова.

Настоящая программа обучает правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главной задачей обучения по данной программе является развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и к окружающим, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработки умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

В начальной школе предмет ОБЖ интегрируется с физической культурой и окружающим миром. На изучение данной программы для интеграции с физической культурой предусмотрено не менее 8 часов 1 классы, 10 часов 2-3 классы и 12 часов в 4 классе. Занятия проводит учитель физической культуры.

На отдельных занятиях возможно профессионалов-спасателей, пожарных, представителей МВД и МЧС России.

Изучение программы в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы. Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с дидактическими материалами (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).



Примерное распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ (I класс)


раздела и темы


Наименование раздела и темы

Кол-во часов

1.

Безопасное поведение на улицах и дорогах

2

2.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

1

3.

Безопасное поведение на воде

1

4.

Безопасное поведение дома

1

5.

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

6.

Закаливание.

1

7.

Режим дня первоклассника. Основы личной гигиены

1


Всего часов

8

Примерное содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» (I класс)


1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода улиц и дорог.

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Элементы улиц и дорог.

Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Мы пассажиры, обязанности пассажира.

Правила перехода улиц и дорог при высадке из транспортного средства. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

2. Пожарная безопасность и поведение при пожарах.
Огонь и вода - друзья и враги. Причина возникновения пожаров в доме. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

3. Безопасное поведение на воде.

Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения при отдыхе у воды, умение плавать. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

4. Безопасное поведение дома.

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Как вести себя, когда ты дома один?

Электричество и газ как источники возможной опасности.

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

Меры безопасности при пользовании различными инструментами.

Опасности, возникающие при нарушении правил поведения на балконах и лестничных клетках.

Домашние животные и меры безопасности при общении с ними.

5. Основы здорового образа жизни.

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

6. Закаливание. Основные принципы и методы закаливания.



7. Режим дня и личная гигиена.

Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. Умственная и физическая работоспособность, профилактика переутомления. Умывание и купание, забота о глазах, ушах. Как ухаживать за зубами, руками, ногами. Прививки.

Примерное распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ (II класс)


раздела и темы


Наименование раздела и темы

Кол-во часов

1.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

2

2.

Правила дорожного движения.

2

3.

Безопасное поведение на воде

1

4.

Безопасное поведение на природе

1

5.

Причины и виды травм.

1

6.

Оказание первой помощи при травмах.

1

7.

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

2

Всего часов

10

Примерное содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» (II класс)

1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Изучение средств индивидуальной защиты. Основные средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы и респираторы), краткая их характеристика и правила пользования.


2. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода улиц и дорог.

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Элементы улиц и дорог.

Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Мы пассажиры, обязанности пассажира.

Правила перехода улиц и дорог при высадке из транспортного средства. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах

3. Безопасное поведение на воде.

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах правила поведения на пляже.

Уроки плавания. Подготовительные упражнения, помогающие освоиться в воде. Техника спортивного плавания «кроль на груди» Техника спортивного плавания брассом. Простейшие способы оказания помощи терпящему бедствие на воде.

4. Безопасное поведение на природе.

Правила безопасного поведения в лесу, поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. В лес за грибами и ягодами.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них

5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Виды, причины и признаки травм. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Оказание первой помощи при царапинах, ссадинах, порезах Указание первой помощи при ожогах и обморожении.


Примерное распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ (III класс)

раздела и темы


Наименование раздела и темы

Кол-во часов

1.

Безопасное поведение на улицах и дорогах

2

2.

Пожарная безопасность и поведение при пожаре

1

3.

Безопасное поведение дома

1

4.

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

1

5.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1

6.

Практические занятия Оказание первой помощи при травмах.

2

7.

Первая медицинская помощь при отравлении газами

1

8.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1

Всего часов

10


Примерное содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» (III класс)

1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды. Переходим улицу, площадь, перекресток.

Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств.

Скорости движения городского транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Мы пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства

На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге.

2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.

Огонь и человек. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки.

Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения.

3.Безопасное поведение дома.

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печном отоплении.

4.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей. Звонок в дверь, звонок по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми. Самозащита от насильников и хулиганов.

5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при отравлении газами.

Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

6 Практические занятия при оказании первой помощи при различных травмах.

7. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Ураганы бури (штормы), смерчи. Примеры их последствий, мероприятия по защите. Оползни, сели, лавины. Мероприятия по предупреждению и защите от их последствий.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

Примерное распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ (IV класс)


раздела и темы


Наименование раздела и темы

Кол-во часов

1.

Безопасное поведение на улицах и дорогах

1

2.

Безопасное поведение на воде

1

3.

Безопасное поведение на природе: Ядовитые растения.

1

4.

Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых и животных.

1

5.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

2

6.

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

2

7.

Рациональное питание.

1

8.

Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика

1

9.

Пути укрепления здоровья

1

10.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1

Всего часов

12




Примерное содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности» (IV класс)

1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Правила перехода улиц и дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

2. Безопасное поведение на воде.

Основные правила поведения на воде, при купании, на отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

3. Безопасное поведение на природе.

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам. Определение расстояния по карте и на местности.

Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Ядовитые растения.

Меры пожарной безопасности при разведении костра.

4-5.Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь при порезах и ссадинах. Первая медицинская помощь при ушибах, ожогах, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Оказание первой медицинской помощи при кровотечении из носа.

Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова.

6. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти руки, бедра, колена).

7. Рациональное питание.

Режим питания. Полезные и вредные продукты. Белки, жиры, углеводы, витамины.

8. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Как формируется пристрастие к наркотикам. Профилактика вредных привычек.

9. Пути укрепления здоровья

Основные составляющие здорового образа жизни в младшем школьном возрасте. Личная заинтересованность каждого человека в сохранении здоровья.

10. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах, возможные последствия, мероприятия по защите.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

План гражданской обороны учебного заведения, основные мероприятия ГО в классе по защите учащихся. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Эвакуация (временное отселение) населения. Обязанности эвакуируемых. Правила поведения в пути следования и по прибытии на место временного отселения.















© 2010-2022