• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Особенности организации уроков и внеурочной деятельности школьников по формированию основ безопасности жизнедеятельности в МБОУ «СОШ № 6»

Особенности организации уроков и внеурочной деятельности школьников по формированию основ безопасности жизнедеятельности в МБОУ «СОШ № 6»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова»

Пронченко И.С., I категория

Особенности организации уроков и внеурочной деятельности школьников по формированию основ безопасности жизнедеятельности в МБОУ «СОШ № 6»

В педагогической деятельности основная задача - создание условий для воспитания гармонично развитой личности, способной плодотворно трудиться в различных сферах человеческой деятельности при непрерывном и нарастающем ускорении научно-технического прогресса. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» способен более эффективно решать проблему подготовки молодежи к социализации в обществе, воспитания активных граждан России, обладающих культурой безопасности.

Усиление роли ОБЖ в учебно-воспитательном процессе обусловлено уникальностью предмета. Очевидно: многие современные школьные дисциплины максимально теоретизированы. Даже предметные практические и лабораторные работы, в большей степени связанные с наукой, часто не имеют прикладной направленности. Поэтому наряду с традиционным изложением предметного содержания я использую компетентностный подход, т.е. такой подход к решению образовательных задач, при котором учебный процесс ориентируется не только и даже не столько на усвоении обучаемыми определенного объема информации, сколько на их способность после обучения самостоятельно действовать в реалиях современной жизни, применяя имеющиеся у них знания, умения и навыки, т.е. компетентности, и накапливая новые.

На занятиях я широко применяю метод проблемного обучения. Ставлю перед классом задачу, которую решаем, рассматривая все - стандартные и особенно нестандартные - пути решения.

В настоящее время мобильный телефон ученика - часто враг учителя (в плане отвлекающего явления). Проблему решаю просто, и как мне видится, достаточно эффективно: даю термин, намеренно не поясняя его. Как один из вариантов действий ребят - разрешение сходить в библиотеку. В экстремальной, проблемной ситуации человек часто теряется, забывая, что у него в кармане мобильный телефон и интернет - как универсальный справочник - и информацию можно получить прямо на месте.

Рассматривая данную проблемную ситуацию, добиваюсь от школьников следующего:

  1. развития познавательной активности: умения самостоятельно находить материал, причем как традиционными, так и нетрадиционными способами;

  2. развития творческой активности: находить нестандартные пути решения проблемы в создавшейся неблагоприятной ситуации;

  3. использования телефона как средства получения информации, а не как отвлекающего фактора.

Предметная система обучения предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. Одним из путей решения данной проблемы я вижу реализацию принципа межпредметных связей.

У ОБЖ очень много точек соприкосновения с другими предметами. Вот только некоторые примеры: география - ориентирование на местности и по карте, акклиматизация, климато-географические условия, стихийные бедствия; биология - строение организма человека, здоровье, здоровый образ жизни, иммунитет, раны, травмы, инфекционные заболевания; химия - процессы горения, способы прекращения горения, взрывы, аварийно химически опасные вещества, химические реакции, химический состав табачного дыма, воздействие алкоголя, наркотиков на организм человека; физика - динамическое воздействие ветра, потока воды, взрывной волны, радиация, электромагнитные, тепловые, акустические излучения. И этот перечень можно продолжить. Все эти и другие вопросы, изученные на профильных учебных предметах, я использую на занятиях ОБЖ, а не изучаю как новые знания.

Большую роль в развитии у учащихся универсальных действий (компетентностей) играет внеурочная деятельность, в рамках которой вырабатывать некоторые навыки намного легче. В первую очередь к ним относятся коммуникативные навыки. На уроке, как правило, диалог учителя и ученика достаточно формален, а использование терминологии ограничивается рассматриваемой темой. Во время внеурочной деятельности ученики обсуждают более широкий круг вопросов, по которым они могут свободно высказывать свои мнения.

В нашей школе внеклассная и внеурочная деятельность в работе преподавателя ОБЖ представлена тремя крупными направлениями: военно-спортивный клуб «Родник», «Движение юных патриотов», кружок «Юные инспекторы дорожного движения». Заметим, однако, что этими направлениями не ограничивается моя деятельность педагога-организатора, но в данный момент я остановлюсь именно на них.

Среди различных форм внеклассной работы с учащимися важное место отводится организации кружков, клубов военно-технической, спортивной, туристической, патриотической направленности. Программу таких кружков следует согласовывать с программой курса ОБЖ. Особенно удачно это получается при проведении нестандартных занятий, например, по разделу «Выживание в экстремальных ситуациях», когда провожу их на природе с моделированием ситуации, близкой к реальной. Причем отмечаю высокую активность детей, что также способствует повышению мотивации ребят к такого рода занятиям и повышению уровня знаний по данному разделу.

Например, моделирую экстремальную ситуацию по этой теме, вначале объясняю теорию, а затем показываю на практике, как правильно разжечь костер, поставить палатку, организовать ночлег, сушить одежду и обувь. Для закрепления теоретических знаний на практике класс разбиваю на микро группы и провожу повторение темы в форме соревнований: кто быстрее разведет костер, соорудит шалаш, грамотно оборудует ночлег. Этот метод сплачивает коллектив, разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемому предмету, вырабатывает у детей чувство ответственности у детей перед коллективом. Наблюдаю ступень: от теории - к практике.

В полной мере принцип связи теории с практикой реализую в туристическом походе, полевом выходе, в тренировочных лагерях. Такой лагерь для отработки элементов пешеходного туризма мы с ребятами обустроили несколько лет назад в пригородном лесном массиве. Здесь учащиеся не только используют полученные знания, применяют сформированные ранее практические умения и навыки по выживанию, но и переживают экстремальную ситуацию лично, погружаются в нее. Например, имея знания по типам укрытий, строят выбранный тип, а затем проводят в нем ночь, уясняя, насколько оно пригодно для временного жилья, и далее: сами понимают, как усовершенствовать постройку или, наоборот, упростить ее при последующем возведении. Таким образом формирую новую, высшую ступень обучения: от теории - к практике - к погружению в ситуацию. Именно на этой - погружение в ситуацию - стадии формирование необходимых компетентностей (по безопасному поведению в условиях автономии, например), как я наблюдаю, происходит в максимальном объеме.

Успех работы кружков во многом зависит от материально-технического оснащения, материальной базы. Например, при изготовлении стендов, плакатов использую метод проектов. Благодаря этому методу дети приобщаются к творчеству. Требования к изделиям предъявляю следующее: изделие должно быть востребовано, эстетично оформлено, надежно и просто в эксплуатации, служило общему развитию детей. При помощи метода проектов были изготовлены: пулеулавливатель для стрелковой секции, макеты автоматов для занятий по строевой подготовке, наглядные пособия, плакаты, восстановлена разметка автогородка, разбит туристический тренировочный лагерь. Этот метод развивает творческие, эстетические, трудовые навыки у подрастающего поколения.

Принцип КТД, наряду с лекциями и практическими занятиями, широко использую в работе кружка «Юные инспекторы дорожного движения». Пропаганда безопасности дорожного движения требует от кружковцев особенного творческого подхода, который и раскрывается в различных конкурсах:

  • конкурс на знание дорожных знаков;

  • конкурс «Береги жизнь!»;

  • конкурс буклетов, агитлистовок, стенгазет;

  • выступления агитбригад ЮИДД и др.

Движение юных патриотов - один из видов военно-патриотического воспитания школьников. В этом плане отдельно хочу отметить такой принцип воспитания, как принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Именно в системе отрядов ДЮП он реализуется как нельзя лучше и в полной мере.

На военной службе каждый из учащихся будет связан с воинским коллективом, организованным на основе уставного порядка. Для того, чтобы переход из школьного коллектива в воинский не был слишком сложным, учащихся к этому событию надо готовить еще в школе, повышая их морально-психологический уровень, обучая военным званиям, укрепляя их здоровье и совершенствую физическую подготовленность, в первую очередь выносливость, силу, быстроту, ловкость. Содержание программы ДЮП этому содействует.

Также я учу учащихся подчинять свои личные интересы и действия интересам коллектива. Приобретение чувства коллективизма и опыта коллективной деятельности способствует выполнение учащимися тех или иных заданий конкурсов системы ДЮП, в которых каждый ученик может побывать то в роли руководителя коллектива (командир отряда ДЮП), то в роле исполнителя.

Чтобы повысить мотивацию детей к изучению предмета ОБЖ, сочетаю традиционный классический метод проведения уроков с новыми методами и формами обучения личностно ориентированного направления с применением новых образовательных технологий. Наблюдаю рост качества знаний.

Используя компетентностный подход, обеспечиваю высокую подготовку у школьников для участия в соревнованиях. Ребята, занимающиеся у меня в кружках, выступают на различных городских конкурсах и стабильно занимают призовые места (результаты за 2012-13, 2013-14 и 2014-15 уч. гг.):

  • 2 место(2013, 2014, 2015) «Сила, ловкость, быстрота» в системе ДЮП

  • 1 место (2013, 2014, 2015) «Патриотическая песня», 1 место «ГТО: миноискатель» (2014), 2 место «ГТО: разборка-сборка автомата» (2014) в рамках Межреспубликанского слета детских и молодежных объединений и клубов «Мы - славяне!»

  • 2 место (2013), 1 место (2014) «Конкурс командиров отрядов ДЮП»

  • 3 место в конкурсе ДЮП «Ратные страницы истории» (2013)

  • 2 место в конкурсе знаменных групп

  • 2 место в конкурсе «Слава солдатская, сила богатырская»

  • 1 место (2013) по стрельбе из пневматической винтовки в рамках соревнований ДОСААФ России

  • 1 место (2013) в конкурсе «Снайперская дуэль» среди юнармейцев ДЮП

  • 2 место (2013) «Спортивное ориентирование»

  • 1 место (2014) в командном зачете в физкультурно-спортивном комплексе ДОСААФ России «Готов к труду и обороне»

  • участие в областном конкурсе-многоборье «Растим патриотов» отделений ВСИ «Зарница» ДЮП 2015г.

  • 1 место в конкурсе «Безопасное колесо-2015», участие в областных соревнованиях «Безопасное колесо-2015» отрядов ЮИД

  • 1 место(2013,2014, 2015) на президентских соревнованиях по стрельбе

В 2012 - 2013 учебном году я подготовил призера по ОБЖ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, в 2013 - 2014 году - победителя Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный этап, 9 класс), в 2014 - 2015 году - победителя Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный этап, 9 класс).

5


© 2010-2022