Комбинированный урок по ОБЖ

Согласно рабочей программы мною разработан  комбинированный урок по своей дисциплине. Данное занятие разработано по технологии критическое мышление. На данном занятии студентам предлагается рассмотреть проблему строительства вооружённых сил России. Сначало им предлогается просмотреть небольшой видио ролик или презентацию по истории становления русской армии, затем с использование мключевых слов предлогается составить небольшой конспект увиденного и услышанного. После этого предлогается или заран...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова















Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения

«История создания Вооружённых сил России»

по технологии « Развитие критического мышления через чтение и составление конспекта».







Разработчик:

Якименко Владимир Васильевич,

преподаватель дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

ГОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова







г.о. Самара. 2014

Технологическая карта занятия

Преподаватель: Якименко В.В.

Предмет / дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

Специальность: Технология машиностроения

Группа: ТМ3

Тема урока / занятия: История создания Вооружённых сил России

Тип урока: комбинированный урок

Длительность: 45 минут

Технология - Развитие критического мышления через чтение и составление конспекта.

Дидактические задачи (цель учебного занятия):

- познакомить студентов с историческими аспектами развития нашего государства, развитием вооружённых сил и их становлением на всём этапе развития;

-совершенствовать умение работы с текстом, развитие критического мышления через составление конспекта;

- воспитывать чувства патриотизма, гордости за российские Вооружённые силы, умение правильно строить своё мнение на те или иные исторические события.

Развивающие задачи:

-анализировать собственные знания;

- поставить вопрос;

-систематизировать полученную информацию

Формирование общих компетенций:

ОК 4. - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5.- использовать информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6.- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Оборудование: учебник «БЖД» под редакцией Э.А. Арустамова, Н.В. Косолапова, видио фильм по ОБЖ «Русская армия», раздаточный материал (распечатка текста из учебников БЖД, истории России )

Ход учебного занятия

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Ориентировочная дозировка времени





Организационный момент

Преподаватель сообщает студентам тему урока. На доске: Вооруженные силы России. «От княжеских дружин до регулярной армии»

Студенты фиксируют её в тетрадь.

Слово учителя:

- на всём протяжении исторического развития нашего государства, русская земля постоянно подвергалась набегам и нападениям. Молодые русские княжества и в дальнейшем объединенные русские земли являлись лакомым куском для врагов. Поэтому необходимо было иметь хорошую военную организацию, способную встать на защиту Русской земли. Про это говориться и в русской летописи и в русской литературе.

Активизация деятельности студентов на дальнейшую работу.









Рабочая тетрадь









3 мин

Вызов -

актуализация имеющих знаний; пробуждение интереса к получению информации; постановка учеником собственных целей обучения


На доске записано несколько ключевых слов из текста «Историческая справка становления и формирования русской регулярной армии»:

  1. Дмитрий Донской;

  2. Дворянское ополчение;

  3. Иван IV (Грозный);

  4. Военные реформы Петра I;

  5. Русско - турецкая война 1853-1856 гг.;

  6. Военно-учебные заведения русской армии.

Преподаватель предлагает студентам просмотреть отрывок из учебного фильма и с использованием ключевых слов составить в тетради краткий конспект.



Мозговой штурм

Фотовыставка


5 мин

Организация парной работы.

Обменяться имеющимися знаниями с соседом по парте.

Диалогический метод.

Активизация познавательной активности

Рабочая тетрадь

5 мин.

Фронтальный опрос.

Зачитать составленные конспекты.

Обмен мнениями


5 мин.

1.Студентам предлагается составить таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал






и заполнить графу таблицы «Знаю», записывая всё, что они знают или думают, что знают о создании русской армии.

2.Заполнить графу таблицы «Хочу узнать» вопросами, на которые они хотели бы получить ответ.

3. Графу «Узнал» пока не заполнять…





Работа с таблицей











Таблица

6 мин.

Осмысление содержания-

сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знаний «старого» к «новому»

1. Работа по тексту. Преподаватель предлагает студентам прочитать текст «Историческая справка по становлению русской армии»:

- сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями;

-акцентировать свое внимание на поиске ответов на возникшие раннее вопросы и затруднения;

2.Маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения становятся на полях)

Метод активного чтения

Раздаточный материал:

Текст «историческая справка по становлению и развитию русской армии»

12 мин

Рефлексия

-вернуть учащихся к первоначальным записям - предположением, внести изменения, дополнение, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Студенты соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, заполняют графу «Узнал»

Заполнение таблицы:

(заполнение графы: 3.Узнал)

Таблица:



Знаю

Хочу узнать

Узнал







5 мин.

2.Подведение итогов урока.

Анализ урока. Выставление оценок.

Задание на дом: написание реферата (доклада) по военным реформам современных вооружённых сил России.




4 мин.

Комбинированный урок по ОБЖ

…. Московское государство в 16-м веке располагала армией в 150-200 тыс. воинов. В наиболее серьёзных походах к боевым частям присоединялось народное ополчение, состоящее из посадских людей и крестьян. Основу вооружённых сил Московского государства составляло дворянское ополчение, за свою службу дворяне получали, земельные владения и крестьян. Соответственно он должен был готовить и ратных людей, вооружать и снаряжать их. На протяжении всей своей жизни дворяне обязаны были нести военную службу. Эта служба передавалась от отца к сыну. За долгие годы своей службы они приобретали навыки воинов-профессионалов.

Помимо людей из дворян. Немалую часть вооружённых сил Московского государства составляли служилые люди по найму, они за свою службу получали денежные вознаграждение. Среди них самым многочисленным считались стрельцы. Первые стрелецкие полки были сформированы при Иване Грозном. Они насчитывали численность 20-50 тысяч человек. В походах и сражениях русская армия совершенствовала свою организационно-штатную структуру.

Армия в походах и сражениях делилась на три полка. В крупных операциях и сражениях армия делилась на пять полков: «большой полк», «полк правой руки», «полк левой руки», «передовой полк», «сторожевой полк». Роль министерства обороны играл - разрядный приказ. Он назначал на должности командиров, формировал полевые армии, крепостные гарнизоны, занимался снабжением войск.

В 1632-1634 годах в Московском государстве появляются полки нового строя. Это солдатские полки, которыми комплектовались почти все европейские армии. В России было сформировано несколько таких полков. Сложность заключалась лишь в командирах для этих формирований. Состав таких полков был: 1750 человек, из которых русских солдат 1600 и 150 иноземных офицеров. Полки делились на роты. Были сформированы рейтарские полки тяжёлой кавалерии численностью 2000 человек. Всего в этот период формируется 11 полков нового строя, они потихоньку начали вытеснять стрелецкие полки и старое русское войско. Но до регулярной армии было ещё далеко.

Формирование регулярной русской армии начинается во времена правления Петра I (1701-17011 гг). Свою новую армию Петр начал строить по принципу солдатских полков. Для их комплектования применялся рекрутский набор. Слабым местом было командование и принимается решение о создании русского офицерского корпуса. Появляются военные учебные заведения для дворянских детей, вводится воинская обязанность для всех дворян. Благодаря этим военным реформам Россия получает армию в: 47 пехотных, 5 гренадёрских. 33 кавалерийских полка в состав которых входила и артиллерия. Всеми делами армии ведала Военная коллегия при Сенате. Принимается воинский устав и морской устав для подготовки армии и флота к боевым действиям. Проходит постоянное обучение войск. Создание регулярной армии, организация её боевой подготовки повысили боевую мощь русской армии. Всё это определило победу России в Северной войне (1700-1721 гг.)

Совершенствование вооружённых сил России продолжалось и при правлении Екатерины Великой. Военная коллегия перестаёт быть зависимой от сената и постепенно превращается в военное министерство. Увеличивается численность войск. Появляются толковые полководцы: Румянцев, Суворов, Ушаков. Это приносит так же много побед русским войскам. В Европе русскую армию называют - жандармом.

Следующие преобразования и реформы русской армии происходят после поражения в русско-турецкой войне (1853-1856гг). эти реформы осуществляются под руководством военного министра Милютина Д.А. Свою главную задачу в реформировании армии он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время увеличивалась максимально за счёт обученного запаса. По его указанию вводится всеобщая воинская обязанность для всех граждан России, отменяется рекрутский набор. Воинская обязанность распространяется на мужское население в возрасте 21 года. Срок военной службы составляет 15 лет: из них 6 лет действительной военной службы, и 9 лет нахождение в запасе. Большое внимание уделяется профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимость обучения солдат грамоте (чтению и письму). Расширяется сеть специальных учебных заведений по подготовке младшего командного состава. Важным звеном так же является перевооружение армии новыми образцами оружия и боевой техники.

Но в истории российских вооружённых сил имеются не одни только победы. Так русская армия потерпела поражение от Японии в 1904-1905гг. Учитывая данное поражение правительство России собирается проводить новую военную реформу, но вспыхивает первая мировая война, а затем революция. Поэтому военные реформы русской армии происходят уже в молодой советской республики. Рождение армии нового строя способствует ряд причин. Это и гражданская война, военные действия с контрреволюцией, военные действия против интервентов. Но всё это только закалило армию, сплотило её ряды и привело к блистательным победам. Основные реформы происходят уже после гражданской войны. Сначало комплектование армии идёт на добровольческих началах. Но постепенно правительство переходит на введение всеобщей воинской обязанности для рабочих, крестьян и сознательной интелегенции. 1925 году принимается закон: «Об обязательной военной службе». В 1939 - закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе». В армии устанавливается единоначалие, возвращаются воинские звания, боевые награды, устанавливается строгая дисциплина. Вводятся новые воинские уставы по подготовке войск, происходит оснащение армии новыми видами оружия и боевой техники. Великая отечественная война была величайшей проверкой советских вооружённых сил. Эту проверку армия прошла успешно. За годы войны появляются такие военачальники: Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Шапошников Г.А., Ватутин И.Ф., Конев И.С. и многие другие. Появляются новые современные виды оружия и боевой техники. Совершенствуется тактика ведения боя.

В после военный период советская армия так же совершенствовала и укрепляла свой боевой потенциал. Совершенствовались вооружения, техника. Появляется реактивная авиация, на вооружение принимаются ракеты тактического и стратегического радиуса действия, флот получает современные мощные ракетонесущие подводные корабли. Совершенствуются танковые и пехотные подразделения, совершенствуется их тактика.

Методические рекомендации по составлению реферата (доклада).

ТЕМЫ: «Советские вооружённые силы в послевоенный период»;

«Военные реформы 1964-1968 гг.»

«Военные реформы 1993, 2005 года»

« Современные вооружённые силы Р.Ф.».



Реферат пишется на одну из выбранных тем, оформляется титульный ли

ГБОУ СПО Самарский техникум авиационного и промышленного

машиностроения им. Д.И. Козлова.





РЕФЕРАТ

По дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»,

раздел 3 «Основы военной службы»

Тема: «…..........................»







Выполнил: студент группы ТМ - 1

Проверил: преподаватель ОБЖ







г. Самара 20___г.



  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Литература

Объем работы должен быть не более 10 листов.

В введении студент описывает выбранную им тему как аспект своего изучения и рассмотрения. Ставит перед собой задачу и цель. В основной части выбранная им тема рассматривается с позиции актуальности и необходимости на период её принятия. Рассматриваются основные положения, принципы, ключевые моменты. Необходимость тех или иных действий или правильность проводимых мероприятий. В заключительной части указывается вывод, который необходимо сделать самому студенту о рассматриваемом им вопросе.

Литература:

  1. Учебник ОБЖ Мишин Б.И., Васнев В.А., Смирнов А.Т. (Москва, Просвещение 2010г.);

  2. Учебник ОБЖ Микрюков В.Ю. (Издательство «Высшая школа» 2011г.)

  3. Учебник ОБЖ Н.В. Косолапов, Н.А. Прокопенко (Москва издательство «АСАДЕМА» 2010 г.)

  4. Учебник ОБЖ Э.А. Арустамов, Н.В. Касолапов, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов (издательство «Академия» 2010г.)

  5. Учебник ОБЖ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников (Москва, Просвещение 2012 г.)

  6. Журнал 02-07 «Военные знания» 2011г.




© 2010-2022