Факторы выживания в природных условиях

Тема: «Факторы выживания в природных условиях» Цель:  - Обеспечить усвоение знаний о факторах выживания в природных условиях;              -   Обеспечить развитие памяти, мышления, интереса к предмету;              -    Обеспечить воспитание собственной безопасности в условиях природной среды.Средства обучения: карточки с описанием игровой ситуации, схема «факторы выживания», видео о факторах выживания.Планируемый результат обучения:Учащиеся должны:- Знать о факторах выживания;- уметь выживать в природных условиях.Ход урокаОрганизационный этапПриветствие. Проверка отсутствующих и готовность к уроку.Этап подготовки к усвоению новых знаний Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы. Наверняка и вы за это лето сходили в лес или ездили отдыхать. Только за это лето в районе Нижнего Тагила потерялось 16 детей и 7 взрослых. Но все благополучно закончилось. И поэтому сегодня  на уроке мы с вами должны узнать, какие факторы способствуют выживанию в природных условиях.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Факторы выживания в природных условиях»

Цель: - Обеспечить усвоение знаний о факторах выживания в природных условиях;

- Обеспечить развитие памяти, мышления, интереса к предмету;

- Обеспечить воспитание собственной безопасности в условиях природной среды.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: Индивидуальный опрос, имитационная игра, беседа, демонстрация видеофильма.

Форма организации УПД: Фронтальная, групповая.

Средства обучения: карточки с описанием игровой ситуации, схема «факторы выживания», видео о факторах выживания.

Планируемый результат обучения:

Учащиеся должны:

- Знать о факторах выживания;

- уметь выживать в природных условиях.

Ход урока

Организационный этап

Приветствие. Проверка отсутствующих и готовность к уроку.

Этап подготовки к усвоению новых знаний

Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы. Наверняка и вы за это лето сходили в лес или ездили отдыхать. Только за это лето в районе Нижнего Тагила потерялось 16 детей и 7 взрослых. Но все благополучно закончилось. И поэтому сегодня на уроке мы с вами должны узнать, какие факторы способствуют выживанию в природных условиях.

Этап усвоения новых знаний

Человек потерявшийся, заблудившийся в лесу оказывается один на один с природой. От чего будут зависеть его здоровье и жизнь?

Учащиеся отвечают………….

Существует множество показателей (их можно называть по-разному) от которых будет зависеть поведение и здоровье человека, попавшего в экстремальную ситуацию. Все эти показатели называются факторами выживания. И их можно разделить на четыре группы.

( Учащиеся схему записывают в тетрадь)

Разберем личностные факторы. Жизнь человека в условиях автономного существования во многом зависит от состояния его здоровья, воли, решительности, изобретательности, собранности, выносливости. Чтобы не быть голословной, могу вам привести статистику, что 90% людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях, умирают в течение трех суток от стресса.

Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием «Я не хочу умирать», а поставленной целью «Я должен выжить». Желание выжить должно, диктовать не инстинктом, а осознанной необходимостью.

Как, например Робинзон Крузо, когда попал после кораблекрушения на остров, у него было большое желание жить. Он смог себе смастерить жилье, добыть огонь и т.п. И при этом прожить на острове 25 лет.

Или вот вам еще один пример. Когда этим летом две девочки потерялись в лесу, в Ивделе, они начали питаться подножным кормом, и так они прожили 3 дня и их нашли спасатели. А сейчас посмотрим видео (просмотр видео).

Какие примеры из сказок вы можете привести?

Учащиеся отвечают…………

Несомненно, большое влияние на состояние человека оказывают природные факторы: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, ветер. В эту группу входят физико-географические особенности района автономного существования: флора и фауна, источники воды, рельеф местности. На состояние человека довольно сильно может сказаться изменение режима времени.

Рассмотрим третью группу: это материальные факторы - факторы, обеспечивающие защиту человека от влияния окружающей среды: одежда и обувь, снаряжения и различные подручные средства, которые можно использовать для строительства временного укрытия, изготовления и ремонта одежды и обуви, добывания огня, приготовления пищи, подачи сигналов. Вот, например, девочка поехала к бабушке на Алтай, решила посмотреть местную природу. И заблудилась. Она блудила около двух дней. И нашла связь. Позвонила брату в Екатеринбург и сказала, где она находится. Он в свою очередь позвонил спасателям, и ее нашли меньше чем за сутки. (Просмотр видео).

Если вы попали в экстремальную ситуацию и при этом нашли ручей. И он не слишком чистый. Для этого можно использовать для очистки воды ткань или рубашку, кофту, и пропускаете через нее воду, и вода становится чище, и можно пить.

И последняя группа: постприродные факторы. К ним относятся страх, одиночество, уныние, голод, жара, физическая боль, переутомление и т.д.

Всегда очень быстро напоминают о себе голод и жажда. Человек может долгое время (40 суток) обходиться без пищи, используя внутренние резервы организма. Но при этом он не может выполнять тяжелую физическую нагрузку. Например, люди пожилого возраста легче и дольше переносят отсутствие пищи, так как у них понижен уровень обмена веществ. И наоборот, у молодого человека, растущего организма энергозатраты повышены на 20-25 % . Женщины голод легче переносят, чем мужчины. Показательная статистика в этом отношении - блокада Ленинграда. Как известно, первыми от голода умирали мальчики от 14 до 18 лет, потом молодые мужчины, потом девочки, женщины. Дольше всех оставались живыми люди самых старших возрастов.

Сильнее всего хочется избавиться от жажды. Желание выпить хоть глоток воды овладевает сознанием человека, мешает ему сосредоточиться, подавляет его волю. Очень сильно увеличивает жажду жара. Облегчить свое положение можно устройством солнцезащитного тента, ограничение физической активности, и при этом нужно экономить расход запасов воды. А вот зимой хорошо скрывает от холода и ветра правильно построенное снежное убежище. Там температура воздуха может повышаться на 5-10 градусов за счет тепла, выделяемого человеком.

Этап проверки усвоения нового материала

Фронтальный опрос

1 На сколько групп делятся факторы выживания? На какие?

2 Что относят к материальным факторам?

3 На какие факторы выживания человек может повлиять?

4 Какие из природных факторов могут быть полезны для выживания?

5 Что относят к материальным факторам?

Этап закрепления знаний

Имитационная игра. Учащиеся делятся на группы по 6 челочек. Каждой группе предлагается своя ситуация, которую они должны разыграть. На подготовку к игре им отводится 5 минут. Учащимся говорится критерии оценивания: оригинальность решение данной ситуации. Затем каждая группа разыгрывает свою ситуацию перед всем классом, а остальные учащиеся наблюдают за действиями участников игры, находят ошибки, дают оценку.

Задача 1

Вы пошли в туристический поход с друзьями. Вы решили с другом отойти от лагеря и поняли, что заблудились. Покричали, но вас не услышали. При себе вы имели только ножик и спички. Но на улице уже восемь часов вечера. Ваши действия? Разыграйте ваши действия.

Задача 2

Вы пошли в лес за ягодами и поняли, что заблудились. И один из товарищей испугался, что вы не найдете дорогу обратно. Что вы будете при этом делать? Разыграйте ваши действия.

Задача 3

Вы пошли в туристический поход с друзьями зимой. И вы с другом пошли за водой и заблудились. На улице уже темнеет. Ваши действия? Разыграйте ваши действия.

Задача 4

Вы в солнечный день пошли с родителями в лес за грибами. Вы отстали от родителей и заблудились. При этом вы имеете наручные механические часы. И знаете, что населенный пункт в северной стороне. Ваши действия? Разыграйте ваши действия.

Сейчас мы с вами проанализируем каждую группу и дадим рекомендации.

Этап информации о домашнем задании

Заполнить таблицу

Положительные качества человека, помогающие выжить в экстремальных ситуациях

Отрицательные качества человека, которые препятствуют выживать в экстремальных ситуациях


© 2010-2022