• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методическая разработка раздела учебной программы Пожарная безопасность

Методическая разработка раздела учебной программы Пожарная безопасность

Теоретическое обоснование изучения раздела пожарная безопасность в курсе ОБЖ 5-9 класс,включает  себя цели,задачи, планируемые результаты в соответствии с ФГОС,психолого-педагогическое объяснениеспецификивосприятия и усвоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями,обоснование исмпользуемых в образовательном процессе технологий,методов и форм обучени.Кроме того даётся пояснение таких понятий как система знаний и система деятельности, представлено поурочное планирование по р...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования и молодёжной политики Арзамасского района

Нижегородской области







Методическая разработка раздела учебной программы

Пожарная безопасность









Разработал

преподаватель-организатор ОБЖ:

Кашаев А.М






МОУ «Красносельская СОШ» 2010 год

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи раздела

  3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

  4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий методов и форм организации деятельности учащихся

  6. Система знаний и система деятельности

  7. Поурочное планирование по разделу

  8. Разработка урока

  9. Литература

Пояснительная записка

Разработка подготовлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. При ее подготовке использованы материалы примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы В.Н. Латчук, рекомендованной Министерством образования РФ в 2006 г. В разработке реализованы требования Конституции РФ и Федеральных законов «О пожарной безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

В данной разработке выделены следующие образовательные темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера», «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи».

Предлагаемый материал и его объем является достаточным для формирования у учащихся 5-9 классов основных понятий в области пожарной безопасности.

Ситуации, связанные с воздействием на личность, угрозами и опасностями, в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания, путем выработки у него навыков и умений применить правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей, связанных с пожарами. Ориентация на личную безопасность отвечает духу и букве закона РФ «О безопасности» в котором становится на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умели действовать в системе следующих понятий:

Опасность → причина опасности → последствие опасности → действие.

Под опасностью понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительное действие на окружающую среду.

Причина опасности - это событие, предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием.

Последствие опасности - негативное изменение, вызванное причиной.

Действие - это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.

При изучении данного раздела школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях, связанных с пожарами в бытовой, природной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

В разработке также уделено внимание изучению способов и приемов оказания первой помощи пострадавшим от поражающих факторов пожара.

Разработка данного раздела программы рассчитана на 12 часов: 5 кл. - 3 ч., 6 кл. - 2 ч., 7 кл. - 3 ч., 8 кл. - 4 ч., что предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

  • Формирование способностей к предвидению ситуации, опасной для человека, общества и окружающей среды и правильного поведения в случае их возникновения.

  • Ознакомление с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, с мероприятиями проводимыми государством по защите населения.

  • Освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях.

  • Понимание причин возникновения и развития новых опасностей для людей от собственной жизнедеятельности.

  • Формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества.

  • Использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и т.д.

  • Самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния.

  • Формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.

Реализация методической разработки раздела учебной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебную программу, учебники и учебные пособия, методические, учебные, наглядные и электронные пособия.

Цели и задачи раздела

Познавательные - освоение учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами и основах безопасного поведения при их возникновении, причинах и последствиях пожаров, мерах пожарной безопасности в быту, в природе, о правилах безопасного поведения и способах эвакуации из горящего помещения.

Развивающие - развитие качеств личности школьника, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Воспитательные - воспитание у учащихся чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностному отношению к своему здоровью и жизни.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

В результате изучения раздела программы «Пожарная безопасность» по основам безопасности жизнедеятельности учащийся должен знать:

  • Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

  • Способы безопасного поведения в природной среде, бытовой (городской) среде, способы добывания огня, способы разведения костра.

  • Причины пожаров и факторы влияющие на распространение огня.

  • Последствия пожаров.

уметь:

  • Действовать при возникновении пожара в жилище, в населенном пункте, на природе.

  • Использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания.

  • Пользоваться первичными средствами пожаротушения.

  • Оказать первую помощь при ожогах и отравлении продуктами горения.

  • Пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогаз, респиратор, ватно-марлевой повязкой, медицинской аптечкой).

  • Вести себя в местах большого скопления людей.

  • Действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для обеспечения личной безопасности в доме, на улице, в общественных местах.

  • С целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения на природе.

  • При пользовании бытовыми приборами и инструментами.

  • С целью повышения бдительности при угрозе террористического акта.

  • При обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Пожар - это одно из наиболее распространенных опасных явлений, возникающих в результате беспечного обращения людей с огнем, детских шалостей. Борьба с ним требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделить психологической подготовке населения и в первую очередь детей и подростков. К сожалению этой проблеме уделяется мало внимания. Именно поэтому, борьба против детских шалостей с огнем сводится лишь к запретам, после этого дети продолжают упорно искать ярких впечатлений в той же недозволенной игре. Дети часто включают огонь в игровые ситуации. Видимо, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни - она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме безусловно рефлекторной реакции. У детей безусловно-рефлекторные, инстинктивные реакции выражены очень сильно и для контроля над ними необходимо специально организовать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе.

Исходя из этого в тематические планы включены занятия по изучению и практической отработке с детьми правил пожарной безопасности при обращении с газовыми, отопительными и электробытовыми приборами

Дети любят принимать участие в играх с огнем. Эти особенности психики детей разного возраста при отсутствии целенаправленной учебно-воспитательной работы могут привести и приводят к возникновению пожаров в результате неумелого поведения с огнеопасными предметами, разжигание костров в недозволенных местах (на чердаках домов, построек из сгораемых материалов).

Следует обратить внимание на особенность реакции детей школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребенок в пылающем доме прячется под кровать, в шкаф или другое укромное место и замирает от страха, не делая никаких попыток чтобы спастись.

Знание описанных возрастных особенностей детей должно определять методику и технику противопожарной работы с ними. С этой целью необходимо проводить занятия с учащимися младших классов по изучению возможных путей эвакуации из здания школы, в жилых домах, а также практические отработки эвакуации детей, причем наибольший эффект будут иметь занятия, проводимые старшими школьниками. На занятиях необходимо разъяснять элементарные способы защиты органов дыхания, а также меры, предотвращающие термические травмы. Противопожарную учебу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знания и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже младшие школьники могут усвоить необходимые противопожарные знания.

Практика показывает, что школьники не обладают достаточными знаниями по пожарной безопасности и пользованию пожарной техникой. Большинство детей не имеют представления как пользоваться огнетушителем, для какого горящего материала используют тот или иной огнетушитель. В этом плане, мало просто рассказать, какие бывают первичные средства пожаротушения, но и показать их на практике. Важно, чтобы каждый ученик попробовал сам тушить огонь или сымитировали свои действия, так как знания не будут действенными, если они не превращаются в умения и навыки, способы поведения.

Учить детей гасить огонь, эвакуироваться в случае пожара следует как можно раньше. Уже в школе они должны знать, что огонь можно залить водой, знать как можно погасить на себе одежду и как оказать первую помощь при ожоге. Кроме того, уже в 5-м классе ученик, обнаруживший пожар, должен знать и уметь сообщить об этом в пожарную службу.

В работе с детьми младшего школьного возраста лучше использовать игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения, чем словесные, более способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Например, для закрепления у детей навыков действия при пожаре, целесообразно практически отработать эти действия. В данной игровой ситуации надо учитывать необходимость эвакуации в первую очередь детей, больных, престарелых, это воспитывает у детей чувство ответственности не только за себя, но и за других, которые нуждаются в помощи.

Большое значение в профилактической деятельности имеет экономическая оценка происходящих пожаров, поэтому в работе со школьниками целесообразно использовать вводные элементы на уроках математики, физики, химии, рисования.

Нет такой отрасли знания, с которой бы не был связан вопрос пожарной безопасности. Проблема детской шалости с огнем возникла не случайно, она обусловлена большими материальными потерями, а также устойчивой динамикой нарастания негативных явлений. Большое значение приобретает изучение в школах правил пожарной безопасности и формирование у учащихся навыков их неукоснительного выполнения. К проведению бесед, экскурсий, практических занятий учителя предметники могут привлекать представителей Госпожтехнадзора, профессиональных пожарных частей.

Занятия с учащимися 5-6 классов нужно проводить в классных комнатах и на специальных площадках, с необходимым оборудованием и учебно-наглядными пособиями. Для наглядности целесообразно использовать слайды, диафильмы, яркие запоминающиеся плакаты, рисунки учащихся. Формы проведения занятий следует выбирать с учетом возрастных особенностей, для младших школьников игры, викторины, чтение рассказов по противопожарной безопасности, демонстрация фильмов, конкурсы рисунков и т.д. Некоторые занятия можно проводить в форме экскурсий в местные пожарные части, где школьников познакомят с пожарной техникой, средствами связи и другим оборудованием.

Занятия с учащимися 7-9 классов могут быть проведены в специально-оборудованных кабинетах, предназначенных для этой цели площадках, где имеются снаряды, предназначенные для проведения соревнований по наглядно-прикладным видам спорта. Могут быть также использованы спортивные площадки и учебные классы военизированных и профессиональных пожарных частей. Учащиеся этой возрастной группы наряду с ранее предложенной наглядностью, должны знакомиться с памятками, плакатами, буклетами, брошюрами. При проведении занятий рекомендуется демонстрация короткометражных фильмов, организация викторин КВН, утренников, экскурсий, соревнований по пожарно-прикладным видам спорта и другие формы работы, которые должны способствовать популяризации среди молодежи данных видов спорта, формировать навыки борьбы с огнем, готовить к службе в вооруженных силах.

Работу по противопожарной профилактике среди детей не следует ограничивать только рамками школы. Элементы профилактической работы в форме деловых игр, кукольных спектаклей, чтения стихотворений и рассказов целесообразно включить в планы воспитательной работы. Есть необходимость проводить профилактическую работу с родителями, так как только при совместном подходе школы, семьи, общественности к вопросам пожарной безопасности можно добиться положительных результатов.





Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий методов и форм организации деятельности учащихся

Одной из форм организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ, в ходе которой происходит овладение обучающимися знаниями, формирование у них умений и навыков, является групповая работа: работа малыми группами, работа в микрогруппах. Данная форма организации учебно-познавательной деятельности школьников относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, ставящим в цент внимания личностное развитие каждого школьника с учетом его индивидуальных возможностей. Школьники учатся вместе получать знания, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. По результатам психолого-педагогических исследований, в тех классах где применялась групповая форма работы, ученики становятся друзьями не только на уроке, но и в повседневной жизни. У детей формируются такие личностные качества, как дружелюбие и доброжелательность. Учащиеся становятся более ответственными, относящимися с уважением к чужому мнению. За счет организации коллективного познавательного процесса происходит интенсификация учебного процесса, повышается производительность труда школьников, их самостоятельность и познавательная активность. В групповой работе происходит осознанное и более прочное усвоение учащимися учебного материала, их самооценка повышается объективность в оценке себя и других. Целью обучения в малых группах является не только овладение каждым учеником знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, не менее важен процесс социализации, формирования коммуникативных умений у учащихся.

Технология групповой работы

Технология групповой работы выглядит следу­ющим образом:

1. Подготовка к выполнению группового за­дания:

■ постановка познавательной задачи (проблем­ной ситуации);

■ инструктаж о последовательности работы;

■ раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

■ знакомство с материалом, планирование ра­боты в группе;

■ распределение заданий внутри группы;

■ индивидуальное выполнение задания;

■ обсуждение индивидуальных результатов ра­боты в группе;

■ обсуждение общего задания группы (замеча­ния, дополнения, уточнения, обобщения);

■ подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть:

■ сообщение о результатах работы в группах;

■ анализ познавательной задачи, рефлексия;

■ общий вывод о групповой работе и достиже­нии поставленной цели;

■ дополнительная информация учителя.

Виды групповой работы

Групповая работа по содержанию заданий мо­жет быть:

однородной - единое содержание групповой работы;

дифференцированной - различные задания у каждой группы;

комбинированной - как одинаковые, так и различные задания.

По составу групповая работа подразделяется на:

■ работу в малых группах постоянного со­става;

■ работу в малых группах переменного состава.

Кроме этого, группы могут получать разные за­дания, но работающие на общий результат (прора­ботка каждой группой отдельных вопросов темы).

Отметим, что групповая работа может быть включена в урок как отдельный этап или как спо­соб организации урока в целом.

Организация групповой формы работы

Организация учебно-познавательной дея­тельности заключается в том, что:

■ класс на уроке делится на несколько групп (по 3-6 чел.) для решения конкретных учебных задач;

■ каждая группа получает конкретное задание, которое может быть как одинаковое для всех групп, так и дифференцированное;

■ в результате индивидуального вклада каждо­го члена группы в работу достигается общая цель, поставленная перед школьниками;

■ задание выполняется под руководством учи­теля или лидера группы (капитана, командира, консультанта) таким способом, который позволяет учи­тывать и оценивать индивидуальный вклад каждо­го члена группы;

■ состав группы может быть непостоянный (подбирается по принципу объединения школьни­ков разного уровня обученности, информированно­сти по предмету, психологической совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга, максимально реализовывать свои возможности) и постоянный (подбирает­ся с учетом психологической совместимости уча­щихся, уровня их обученности).

В учебно-воспитательном процессе по ОБЖ групповая форма работы может применяться для решения практически всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна такая орга­низация работы при проведении практических ра­бот, ролевых игр, на которых происходит как овла­дение новыми знаниями, формирование новых уме­ний, так и закрепление изученных и освоенных (например, отработка навыков оказания первой ме­дицинской помощи).

Групповая форма работы возможна при изуче­нии всех разделов курса и сопровождается интен­сивной самостоятельной работой, обменом мнени­ями, совместным поиском истины. Так же эффектив­на групповая работа при подготовке и проведении тематических учебных конференций, посвящен­ных какой-либо проблеме, диспутов, а также не­традиционных уроков (урок-суд, интегрированный урок, урок-путешествие и пр.).

При организации групповой работы учитель выполняет разные функции: контролирует ход работы в группах, консультирует, оказывает помощь как отдельным членам группы, так и группе в це­лом, отвечает на возникающие вопросы, регулиру­ет споры, порядок работы. Естественно, что во мно­гом эффективность и результативность учебно-по­знавательной деятельности школьников зависят от педагога, от знания класса (не только уровень обу­ченности каждого учащегося, но и особенности межличностных отношений в классе), частоты про­водимых уроков с групповыми формами работы, систематических консультаций лидеров групп.

Успех групповой работы школьников зависит от мастерства педагога, от его умения распреде­лять внимание на уроке таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельно­сти ощущали внимание учителя, его личную заинтересованность в успехе каждого обучающе­гося, в содействии благоприятного психологичес­кого климата в классе.

В современной зарубежной педагогической ли­тературе работу в малых группах, называют обуче­нием в сотрудничестве

Такая форма организации обучения распростра­нена в школах США, Англии, Канады, Японии, Из­раиля и других развитых стран и имеет следующие разновидности групповой работы:

1. Обучение в команде

При реализации данного вида групповой рабо­ты большое внимание уделяется общим целям и успеху всей группы, который может быть достиг­нут только в результате самостоятельной работы всех участников группы (команды), каждого ее чле­на. Учебно-познавательная деятельность каждого школьника осуществляется при постоянном взаи­модействии с другими членами группы. Перед каж­дым школьником стоит задача не только сделать что-то вместе, а познать что-то новое вместе. При этом вся команда должна знать, чего достиг в совмест­ной работе каждый ее член.

«Вертушка»

Учащиеся работают в группе из четырех чело­век разного уровня обученности. После объяснения учителем нового материала, учащиеся закрепляют его, работая в группе. Группам дается определенное задание, необходимые опорные материалы. Задание дается либо по частям (каждый ученик работает над своей частью), либо по «вертушке» {каждое после­дующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). Вы­полнение любого задания объясняется учеником вслух и контролируется всей группой. По оконча­нии работы учащимся предлагаются индивидуаль­ные тесты (соревнуются не сильные со слабыми, а каждый учащийся проверяет свои знания).

Командно-игровая деятельность

Учащимся после объяснения учителем нового материала предлагаются соревновательные турни­ры. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равных по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов, при этом не учитывается «планка» стола. В этой дея­тельности слабоуспевающие учащиеся имеют рав­ные шансы на победу наряду с сильными учащи­мися.



Индивидуальная работа в команде

Школьники получают индивидуальное задание по результатам проведенного тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя каждый свою работу. Каждая из команд выполняет разные задания, члены команды помогают друг другу. Пос­ле выполнения заданий учитель проводит итоговое индивидуальное тестирование.

2. «Пила»

Учащиеся формируются в группы по шесть че­ловек для работы над учебным материалом, кото­рый предварительно разбит на фрагменты (смыс­ловые или логические блоки). Каждый член груп­пы находит материал по своей теме, тщательно его прорабатывает. После этого ученики из разных групп, изучающие одну и ту же тему, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу в качестве экспертов («встреча экспертов»). Затем они возвращаются к своей группе и обучают ее чле­нов всему, чему они научились и узнали сами, Каж­дый член группы в свою очередь излагает инфор­мацию на свою часть задания, темы. Таким обра­зом, знания становятся цельными, как зубцы одной пилы. В заключение отчитывается каждый член ко­манды и вся команда в целом.

3. Учимся вместе

Класс делится на разнородные (по уровню обу­ченности) группы по три-пять человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы, над которой на уроке рабо­тает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама оп­ределяет, что делает каждый ее член, контролирует правильность выполнения задания. Учителем кон­тролируется как успешность выполнения школьни­ками задач учебно-познавательной деятельности, так и культура их общения.

4. Исследовательская работа

Учащиеся работают индивидуально или в груп­пах по три-шесть человек, при этом акцент делает­ся на их самостоятельную деятельность. Школьни­ки выбирают подтему общей темы, над которой пред­стоит работать всему классу. После этого в малых группах эта подтема разбивается на индивидуаль­ные задания для каждого ученика. Таким образом, каждый вносит свой вклад в решение общей зада­чи. Кроме этого, в группах организуются дискус­сии, обсуждения, которые позволяют каждому чле­ну группы познакомиться с работой другого.

Во всех рассмотренных видах обучения в сотруд­ничестве происходит активное общение учащихся друг с другом и учителем, при этом школьники вы­полняют разные социальные роли; лидера, испол­нителя, организатора, докладчика, эксперта, иссле­дователя и т.д. Безусловно, все рассмотренные ва­рианты групповой работы применимы в процессе преподавания курса ОБЖ.

Проектирование урока

Немаловажным условием успешности проведе­ния урока ОБЖ с групповыми формами работы яв­ляется умение учителя грамотно спроектировать предстоящее учебное занятие, подготовить его с учетом всех вышеназванных особенностей.

Применяя методику проектирования, можно представить процедуру проектиро­вания урока ОБЖ с групповой формой работы:

1. Анализ темы и содержания учебного матери­ала, структурирование содержания, выделение в нем отдельных блоков, частей, элементов.

2. Формулирование заданий для учащихся по освоению каждого элемента содержания (общих или дифференцированных).

3. Выбор вида групповой работы (по составу участников и по содержанию заданий).

4. Определение способа формирования групп (не­постоянный или постоянный состав членов групп) и выбор (назначение) лидера (капитана) группы.

5. Разработка форм выдачи заданий, инструк­ций для учащихся, алгоритмов деятельности, па­мяток и т.п.

6. Продумывание возможных затруднений уча­щихся при выполнении заданий и способов их уст­ранения.

7. Определение способа и последовательности подачи результатов работы групп.

8. Обдумывание содержания урока: форму обоб­щения результатов работы группы, выделение глав­ного, расстановку акцентов.

9. Определение критериев и формы оценки дея­тельности школьников (самооценка, взаимная оцен­ка, оценка учителя).

10. Продумывание способов использования вне­шних условий образовательного процесса: учебно-материальной базы, социального, природно-климатического окружения, нравственно-психологическо­го климата в классе.

11. Подготовка необходимого для урока обору­дования и материалов.

12. Распределение времени на каждый вид учеб­но-познавательной деятельности школьников.

13. Составление подробного проекта урока.

14. Мысленное проигрывание разработанного урока, внесение в него корректив.

15. Консультирование лидеров групп.

Проводя уроки по ОБЖ с групповыми формами работы, учитель решает не только образовательные задачи, но и приучает школьников к самостоятель­ности, делает их более активными, воспитывает чувство коллективизма. Ребята начинают сотрудни­чать друг с другом при выполнении общей работы, у них формируются социально значимые качества личности.

Система знаний и система деятельности

Как известно, базовое содержание общего образования включает четыре основных компонента: знания, умения, навыки, эмоционально-ценностные ориентации и опыт творческой деятельности.

Умственная работа - это прежде всего активное осмысление материала, любой информации, будь то объяснение учителя или практическое действие, книга или график, наблюдение за изменениями в своём организме или видеоматериалы. Мышление включает в себя такие действия, как установление отношений между новой информацией и известной, связь теоретических положений и понятий с личным опытом человека, критический анализ высказываемой идеи и оценивание полученных результатов.

Система деятельности.

Обучение как явление включает две стороны: преподавание - деятельность учителя по передаче новых знаний и управлению процессом их осознания (понимания) и применения - и учение - деятельность ученика по овладению (прочному усвоению) приобретённых знаний.

Познавательная деятельность учащихся представляет собой единство теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах учебной деятельности и взаимоотношений учащихся.

Составными компонентами познавательной деятельности являются: объект, на который направлено действие; знание объекта действия (его состава и состояния в данный момент); понимание его сущности; знание способов действия; перенос действия в новые ситуации.

Различают группы познавательных умений по степени возрастания их сложности: наблюдение (без регистрации значений), абстрагирование (перенос абстрактных структур в новые условия и отношения), систематизация (классификация), дедукция, установление связи между формами и функциями, решение проблем (узнавание проблем, выдвижение гипотез, выведение из них следствий, поиск путей эмпирической проверки, соотнесение ее результатов с гипотезами). В качестве подцелей, получающих воплощение в содержании обучения, рассматриваются и умения практического характера: составление и чтение диаграмм, получение информации, установление отношений к окружающей среде, овладение языком науки, приемами обращения с живыми системами и техническими устройствами. Немаловажное значение придается и таким подцелям, которые выражают установки учащихся: активность, готовность к сотрудничеству, решительность, терпимость к альтернативным мнениям, готовность к обучению и переобучению, искренность, самокритичность.

Ключевым понятием учебной деятельности является учебная задача - цель деятельности, сформулированная в виде обобщенного задания, для выполнения которого требуется определенная последовательность учебных действий.

Для учащегося поставить и решить учебную задачу означает выполнить систему учебных действий, заключающихся в осознании и практическом преобразовании изучаемого объекта с целью открытия новых способов действия в данной области.

Учение- это деятельность, направленная на усвоение знаний, накопленных человечеством.

Знания, как отражение действительности, имеют различную психологическую структуру.

Отличительной особенностью знаний как представлений об изучаемом предмете является их конкретный характер: представления всегда отражают в нашем сознании изучаемые предметы и явления в их живой образной форме; это всегда представления о внешних особенностях изучаемого предмета, познаваемых в результате его воздействия на наши органы чувств. Знания в форме представлений требуют наглядного метода обучения.

Понятия являются отражением уже не внешней формы изучаемых явлений, а их сущности, тех объективных законов, которым они подчиняются.

Мышление.

Формирование умений оперировать образами предметов или их частей связывают с развитием наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено в плане мыслительных представлений, без участия практических действий.

Следующий вид мышления, на который падает наибольшая нагрузка, - словесно-понятийное мышление. С его помощью осуществляется общение, описание и объяснение материала, осознание достигнутого и многое другое.

Память. В среднем и старшем школьном возрасте постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память. Материалом, который запоминается все в большей степени, становятся отвлеченные понятия, отражающие существенные связи между явлениями. Этому помогает смысловая обработка учебного материала перед его заучиванием: учащиеся овладевают приемами анализа учебного материала, выделения в нем наиболее существенного, пользования точными определениями и т. д.

Внимание. Постепенному развитию устойчивости внимания и способности ребенка произвольно удерживать его содействуют определенные приемы организации внимания учащихся со стороны учителя.

Условия развития понятий.

Средства, обеспечивающие правильность восприятий:

- учёт источников предварительных представлений;

- наглядность;

- упражнения, уточняющие восприятие;

- точное и образное слово учителя.

Средства, обеспечивающие правильность представлений:

- вопросы учителя;

- зарисовка по памяти;

- упражнения по узнаванию и различению.

Средства, обеспечивающие образование понятий:

- постановка проблемы;

- логика изложения; учебного материала учителем;

- вопросы, требующие обобщений;

- упражнения в сравнении, классификации, определении, умозаключении;

- система повторения, связывающая старые знания с новыми;

- вопросы, требующие обобщений и связывающие знания с практическим их применением.

Организация учебного места имеет важное значение для учащихся, т. к. без правильно организованного рабочего места деятельность учащихся на уроке не может быть достаточно эффективной.
Работа с литературой предусматривает получение информации из текстовых источников.

Общение на уроке как еще один вид общеучебной деятельности позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Поурочное планирование по разделу

Класс

Раздел. Тема

Кол-во часов

Всего



Пожарная безопасность



1

5

Причины пожаров. Меры пожарной безопасности

1

3

2

Правила безопасного поведения при пожаре в доме

1

3

Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения.

1

4

6

Правила и способы добывания огня. Разведение костра.

1

2

5

Виды костров, их назначение. Соблюдение мер пожарной безопасности.

1

6

7

Природные пожары (лесные, степные, торфяные)

1

3

7

Последствия пожаров. Предупреждение пожаров.

1

8

Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара

1

9

8

Пожары. Взрывы.

1

4

10

Опасные факторы пожара.

1

11

Процесс горения. Условия, способствующие распространению огня.

1

12

Пожары и паника. Правила безопасного поведения при пожаре.

1



12

12

Разработка урока

Тема: Правила безопасного поведения при пожаре в доме.

5 класс 7.10.2009 г.

Тип урока: комбинированный

Цели:

Знать

  • о мерах пожарной безопасности в быту;

  • о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.

Уметь

  • правильно действовать в случае пожара в доме;

  • эвакуироваться из горящего здания.

Иметь представление

  • об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.

Оборудование и материалы к уроку:

Компьютер как источник учебной информации, план эвакуации из здания, наглядность с изображением причин пожаров, картины с опасными ситуациями в доме, памятка учащимся для разработки плана предстоящей деятельности по выходу из ЧС, индивидуальные карточки контроля, памятки.

План урока:

  1. Подготовительная часть (1 мин.)

  2. Организационный момент (создание групп, назначение в них старших, раздача карточек контроля и памяток) (2 мин.)

  3. Просмотр фрагмента видеофильма с примерами пожаров в домах и учреждениях (5 мин.)

  4. Выполнение заданий в группах и заполнение карточек контроля (15-20 мин.)

  5. Коллективное обсуждение выполненных заданий в группах, углубление и расширение знаний по теме (15 мин.)

  6. Подведение итогов урока (3 мин.)

  7. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

В зависимости от наполняемости класса учащиеся делятся на несколько групп по 3-4 учащихся в группе. В группу входят учащиеся разного уровня обученности: повышенного (1), среднего (2), низкого (3), могут быть группы одного уровня обученности. Каждой группе предлагается выполнить ряд заданий (как индивидуальных, так и групповых). В группах назначаются старшие, которым выдаются дидактические материалы. Результаты выполнения заданий учащимися фиксируются в индивидуальной карточке контроля, которая выдается каждому из учащихся.

Каждой группе выдается памятка, которой они могут пользоваться при разработке проекта возможных действий по выходу из чрезвычайных ситуаций.

Ставится цель урока, настроить учащихся на просмотр фильма, особое внимание уделить действиям людей при возникновении пожара, во время пожара и способам эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации.

Урок начинается с показа фрагмента видеофильма «Пожары и их последствия», а так же рассматриваются случаи эвакуации людей из горящих зданий, а также поведение людей, когда эвакуация из здания по каким либо причинам невозможна. Особое внимание уделяется тому, что неправильно организованная и не вовремя начатая эвакуация приводит к большим человеческим жертвам.

После этого внимание учащихся обращается на рисунки, выполненные учащимися. Кратко анализируются работы, кратко делается общий вывод о том, что во многом спасение людей при пожарах в здании зависит от их знаний и умений, а также умелых действий. Просмотренный фрагмент фильма и исторический опыт свидетельствуют о том, как важно знать опасные факторы пожара, последствия их воздействия на людей и уметь действовать при угрозе и в случае их возникновения. Эти вопросы мы и будем рассматривать на нашем уроке.

Работа в группах

При выполнении индивидуальных заданий каждый ученик отвечает на один, указанный уме старшим группы, вопрос.

Задания для учащихся группы

Индивидуальные задания:

  1. Назовите основные причины пожаров в жилище?

  2. Назовите основные правила пожарной безопасности в квартире?

  3. Почему в городе пожары возникают чаще, чем в селе?

  4. Назовите основные причины гибели людей при пожаре?

Тест 1

  1. Определите основные причины пожаров в жилых зданиях:

а) нарушение правил при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами

б) отсутствие первичных средств пожаротушения

в) неосторожное обращение с огнем

г) неисправность внутренних пожарных кранов

д) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей

е) беспечность и небрежность при обращении с огнем

ж) неисправность телефонной лини

з) утечка газа

и) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями

к) неисправность системы водоснабжения

(а;в;д;е;з;и)

Тест 2

1. Что необходимо сделать, если в квартире начинается пожар? Укажите правильные ответы в необходимой последовательности:

а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства

пожаротушения

б) открыть окно для удаления дыма

в) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь

г) позвонить на работу руководителям и сообщить о пожаре

д) позвать на помощь взрослых

е) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре

(в;д;е)

Ситуация:

Ваш младший брат прибежал из соседней комнаты и сказал, что уронил спичку, пытаясь зажечь бенгальский огонь. От ее пламени загорелась оконная занавеска. Когда вы заглянули в комнату она была заполнена дымом, ничего разглядеть не удалось. Выход на лестничную площадку пока свободен. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности надо предпринять?

б) Чего ни в коем случае нельзя делать при возгорании в квартире?

в) По каким причинам чаще всего случаются пожары в новогодние праздники?

Такие задания можно для каждой группы или для каждой группы свои задания.

После выполнения группового задания в индивидуальных карточках контроля выставляется оценка за урок на основе оценок, выставленных каждым учащимся и его группой.

Завершив работу, каждая группа отчитывается о проделанной работе, организуется коллективное обсуждение разработанных проектов деятельности по выходу из ЧС, закрепляются и углубляются знания по слабоизученным вопросам. При этом акцентируется внимание учащихся на то, что разработанные проекты служат для школьников ориентиром, т.к. в чрезвычайной ситуации каждый будет действовать индивидуально, с учетом своих знаний и умений.

В конце урока целесообразно задать вопрос по достижении цели:

Что узнали?

Чему научились?

Раздать заготовленные памятки о порядке действий при возникновении чрезвычайной ситуации в квартире.

Памятка учащимся

  1. Опасные факторы пожара и их воздействие на организм человека.

  2. Действия если в квартире возник пожар.

  3. Действия при эвакуации из горящего или задымленного помещения.

  4. Если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме.

Домашнее задание :

Повторение Р. 1, гл. 1, тема 1.2.

Проведите дома со взрослыми учения по тушению загоревшегося (условно) телевизора, новогодней елки. Пусть родители покажут что нужно делать, а потом делайте это сами.

Собрать листочки самоконтроля.

Выставить оценки в дневники.

Литература

  1. Программа для учащихся образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» ДРОФА, Москва, 2006. Латчук В.Н.

  2. Методическое пособие «ОБЖ» ДРОФА, 2005. Москва. Латчук В.Н.

  3. Дидактические материалы «ОБЖ» 5-11 кл. Дрофа, 2005. Москва. Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н.

  4. Поурочные разработки по ОБЖ. Москва «ВАКО», 2008. Максимова Т.Н.

  5. Секреты преподавания ОБЖ. Издательство «Учитель». Волгоград, 2008. Тетушкина Л.А.

  6. Журнал ОБЖ №3, 2003.

  7. Журнал ОБЖ №4, 2006.

  8. Журнал ОБЖ №1, №12, 2006.

Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на организм человека

Методическая разработка раздела учебной программы Пожарная безопасность


Действия, если в квартире возник пожар


Методическая разработка раздела учебной программы Пожарная безопасность

Действия при эвакуации из горящего или задымленного помещения

Методическая разработка раздела учебной программы Пожарная безопасность

Действия в случае, если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме

Методическая разработка раздела учебной программы Пожарная безопасность









© 2010-2022