- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа 8 - 9 класс
Рабочая программа 8 - 9 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куликов Ю.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО
Решением педсовета протокол № _____
От______ 20 года
Председатель педсовета
__________ Пышная Л.Н.
Подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
Ступень обучения класс- основное общее образование,8- 9 класс
Количество часов - 64 Уровень - базовый
Учитель Куликов Юрий Анатольевич
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования « Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-9-х классов, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования,
ФКГОС- 2004 .
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ в МБОУ СОШ№18, составлена на основе примерной программы основного общего образования « Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8,9, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, ФКГОС- 2004, с учетом УМК А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, учитывая особенности региона.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
-
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
-
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Программа составлена в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе» (от 28.03.98 №53-ФЗ), постановлениями правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» (от 31.12.99№1441) с учетом федеральной программы курса ОБЖ для 9-х классов.
Рабочая программа объединяет 3 раздела учебной программы:
1 раздел - «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»-6 часов.
2 раздел - «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»-6 часов.
3 раздел - «Основы военной службы»-22 часа.
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О военной обязанности и военной службе» и др.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни; о ЧС природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медпомощи пострадавшим. Важным фактором является осуществление военно-патриотического воспитания граждан путем изучения создания организационной структуры и традиций ВС РФ, а также основных понятий о воинской обязанности и военной службе. Принципиально важным является безусловное освоение обязательного минимума основного общего образования (приказы Министерства РФ от 19.05.98. № 1235 и № 1236).
На основании приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19 октября 2009г.№427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 мая 2004г.№1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»» в подразделе «Требования к уровню подготовки выпускников» раздела «Стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности» обязательно включить «Правила дорожного движения (ПДД)» в программу по ОБЖ 9 класса. Рекомендуется посвятить на изучение предполагаемого материала 4 урока ОБЖ или же отводить на изучение ПДД по 15 минут в течение нескольких уроков по близкой тематике,производя при этом в записи на предметных страницах в классных журналах.
Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
4.Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 8 классе на его изучение выделяется 34 часа, из расчета 1 часа в неделю. В 9 классе на его изучение выделяется 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.
5. Содержание учебного предмета
8 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражений.
9 класс
1. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях. (6 часов)
Задача раздела: разобраться в понятиях, определяющих общую культуру в области безопасности человека; показать основные направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности; дать понимание ЧС природного и техногенного характера.
ПДД: «Безопасность дорожного движения» (В процессе изучения темы)
Довести до учащихся следующие понятия: правила дорожного движения; общие обязанности пешеходов и пассажиров; организация дорожного движения.
2. Основы медицинских знаний. (6 часов)
Включает в себя следующие понятия: основы здорового образа жизни; основы медицинских знаний и оказание первой помощи; профилактика инфекционных заболеваний; вредные привычки, их влияние на здоровье.
ПДД: «Безопасность дорожного движения
(В процессе изучения темы)
ПДД для велосипедистов; элементы дороги, разметка; остановочный и тормозной путь; скорость порождает опасность.
3. Основы военной службы.(22 часа)
Включает в себя следующие темы: гражданская оборона; Вооруженные Силы РФ; боевые традиции Вооруженных Сил России; воинская обязанность; особенности военной службы; основы подготовки граждан к военной службе.
ПДД: «Безопасность дорожного движения». (В процессе изучения темы)
Видимость на дороге и ее обзорность; ответственность за нарушение правил дорожного движения.
6.Таблица тематического распределения количества часов составлена на основе примерной программы автора:
№п/п
Разделы, темы
Количество часов
8 класс
9 класс
1.
2.
3.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Оказание первой медицинской помощи
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
14
4
16
1
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях.
Безопасность дорожного движения.
6
2
Раздел II. Основы медицинских знаний.
Безопасность дорожного движения.
6
3
Раздел III. Основы военной службы.
Безопасность дорожного движения.
22
Итого
34
34
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1. Стенды и плакаты: строевая подготовка; гражданская оборона; огневая подготовка; тактическая подготовка; медицинская подготовка; суточный наряд по роте; виды и рода вооруженных сил России; воинские звания; символика России и Кубани; ордена и медали Российской армии; арсенал России; твои герои, Россия; военная присяга; боевое знамя.
2. Огневая подготовка: макет автомата Калашникова; магазин с патронами; пневматические винтовки; пневматический пистолет; место для стрельбы; гранаты для метания; учебные оборонительные гранаты и противопехотные мины.
3. Гражданская оборона: противогазы; респираторы; ватно- марлевые повязки; ОЗК; носилки.
4. Тактическая подготовка: компасы; командирские линейки; элементы полосы препятствий.
5. Видео-аудио аппаратура : видео-двойка (телевизор, видеомагнитофон).
6. Строевая площадка; спортивный городок.
8.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Примерная программа курса "Основ безопасности жизнедеятельности» (авторы: Смирнов А. Т., Хренников Б. О.).
2. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ. Книга для учителя. Москва "Просвещение" 2001.
3.Академический школьный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-11класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни (А.Т Смирнов, В.А. Васнев, Б.И. Мишин.). Издательство Москва «Просвещение» 2008г; базовый и профильный уровни (А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников).Издательство Москва «Просвещение» 2011г.
4. Общевоинские Уставы ВС РФ. - М., 1994.
5. Основы безопасности жизнедеятельности Поурочные планы 9 класс по учебнику А.Т. Смирнова Издательство «Учитель» Волгоград
6. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке. Под
общей редакцией Ф.Е. Штыкало.2008год.
7.Пособие по ПДД «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей»; «Обучение правилам дорожного движения» (А.Л.Рыбин, М.В. Маслов). Издательство Москва «Просвещение» 2008г.
СОГЛАСОВАНО. СОГЛАСОВАНО
Протокол № ____ заседания Заместитель директора по УВР
МО педагогов-организаторов ОБЖ ________ И. Е. Акимова.
от «____»__________ 2015 г.
от «____»__________ 2015 г.
Председатель Р М О
_________ Ю.А.Куликов.