По всем предметам охрана труда

Согласовано «Утверждаю»Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ» ИНСТРУКЦИЯ № 10по охране труда для учителя физической культурыI. Общие требования безопасности1. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, обоего пола, прошедшие медосмотр, имеющие соответствующее педагогическое образование. 2. Учитель должен : - знать должностные обязанности и инструкции по ОТ - пройти вводный инструктаж и инстр...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.

ИНСТРУКЦИЯ № 10
по охране труда для учителя физической культуры




I. Общие требования безопасности

1. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, обоего пола, прошедшие медосмотр, имеющие соответствующее педагогическое образование.

2. Учитель должен :
- знать должностные обязанности и инструкции по ОТ
- пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте
- в работе руководствоваться правилами внутреннего распорядка
- режим труда и отдыха определяется графиком работы учителя
- относиться к не электротехническому персоналу и иметь 2-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности

3. Травмоопасность в спортивном зале :
- занятия на неисправных спортивных снарядах
- при выполнении упражнений на загрязнённых или влажных снарядах
- при выполнении упражнений без страховки
- при выполнении упражнений без использования гимнастических матов
- при нарушении инструкций по проведению игровых занятий и по лыжной подготовке

4. Не допускать проведения в спортивном зале внеклассных непрофильных мероприятий

5. В спортивном зале должны быть огнетушители и укомплектованная аптечка для оказания первой помощи пострадавшим.

6. O случаях травматизма сообщать администрации школы, принимать участие в расследовании несчастных случаев

7. Нести административную ответственность за нарушение требований инструкций по ОТ.

II. Требования безопасности перед началом работы

- проверить исправность электроосвещения, спортивных снарядов и оборудования
- прочно закрепить используемые спортивные снаряды и оборудование
- не допускать нахождения в спортзале учащихся, а также посторонних лиц, без учителя
- проветрить помещение спортзала
- следить за своевременной влажной уборкой (через каждые 2 часа занятий) и порядком.

III. Требования безопасности во время работы

- разработать инструкции по технике безопасности для учащихся во время занятий различными видами спорта : волейбол, футбол, баскетбол, стрельба, лёгкая атлетика, гимнастика , лыжи.
- не допускать к занятиям детей с явно выраженными признаками заболевания
- допускать на занятия учащихся только в спортивной форме
- провести инструктаж по ТБ с учащимися (вводный, поурочный, тематический)
- вести постоянный контроль за индивидуальной дозировкой физических нагрузок
- соблюдать личную гигиену
- организовать страховку при выполнении учебных упражнений
- следить за соблюдением порядка и дисциплины
- не оставлять учащихся без присмотра во время занятий

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

- в случае возникновение аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, принять меры к их срочной эвакуации, согласно плана
- сообщить о происшедшем администрации и приступить к их ликвидации
- в случае травматизма оказать первую помощь пострадавшим
- при внезапном заболевании учащегося вызвать медработника

V. Требования безопасности по окончании работы

- после окончания занятий проверить списочный состав учащихся
- убрать спортинвентарь в отдельное помещение
- привести в порядок своё рабочее место
- выключить электроосвещение и закрыть спортзал на ключ
- о всех недостатках, обнаруженных во время проведения учебных занятий, сообщить администрации.











Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.


ИНСТРУКЦИЯ № 8
по охране труда для учителя химии



I. Общие требования безопасности

1. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, обоего пола, имеющие соответствующее педагогическое образование и прошедшие медицинский осмотр.

2. Учитель должен :
- знать должностные обязанности и инструкции по ОТ
- пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте
- руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка
- режим его труда и отдыха определяется графиком работы учителя
- относится к электротехнологическому персоналу и имеет 2-ю квалификационную группу допуска

3. Травмоопасность в кабинете :
- при использовании различных кислот
- при использовании стеклянной лабораторной посудой
- при пользовании спиртовкой
- при работе с химическими реактивами
- при работе с различными растворами

4. Не хранить в учебном кабинете химические вещества и реактивы

5. Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам.

6. При проведении лабораторных работ использовать исправный вытяжной шкаф

7. В кабинете должны быть первичные средства пожаротушения и аптечка, для оказания в случае травматизма первой помощи пострадавшим

8. О случаях травматизма сообщать администрации школы.

9. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности - работать в спецодежде (халат, очки, перчатки)

10. Нести административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение требований инструкций по ОТ.

II. Требования безопасности перед началом работы


- Проверить готовность рабочих мест к учебным занятиям
- Проверить наличие необходимого оборудования ,химреактивов при проведении лабораторно-практических работ
- Проверить исправность электроосвещения, вытяжного шкафа
- Проветрить кабинет
- Не допускать нахождение учащихся в кабинете без учителя
- Следить за чистотой и порядком в кабинете

III. Требования безопасности во время работы


- Разработать памятки-инструкции для учащихся при проведении лабораторно-практических работ
- Соблюдать личную безопасность труда
- Выдать учащимся рабочую одежду (халаты )
- Следить за соблюдением рабочего порядка на местах
- Провести инструктаж с учащимися при выполнении учебной работы
- Контролировать правильное выполнение инструкций-памяток

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях


- В случае возникновения аварийной ситуации ,угрожающей жизни и здоровью учащихся, принять меры к их срочной эвакуации
- Сообщить о случившемся администрации и приступить к её ликвидации
- В случае травматизма оказать первую помощь пострадавшим
- При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника

V. Требования безопасности по окончании работы


- После окончания учебных занятий , все химреактивы, оборудование, химпосуду, соблюдая осторожность, убрать в лаборантскую
- Отключить вытяжной шкаф
- Привести в порядок рабочее место
- Снять рабочую одежду ,перчатки и очки
- Вымыть руки мыльным раствором
- Выключить электроосвещение и закрыть кабинет на ключ
- В случае проявления каких-либо недостатков, обнаруженных во время занятий, известить об этом администрацию школы.









Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.

ИНСТРУКЦИЯ № 9
по охране труда для учителя биологии и лаборанта.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинете биологии допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда.
1.2. Учащиеся обязаны:
- соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
- при работе в кабинете биологии избегать воздействия следующих опасных и вредных факторов: попадания на кожу или в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ; термических ожогов при неаккуратном пользовании спиртовками; порезов рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом; отравления ядовитыми растениями, ядовитыми веществами грибов;
- при работе в кабинете соблюдать правила пожарной безопасности;
- о каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструментов прекратить работу и сообщить учителю;
- в процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.3. Учащимся запрещается:
- приносить в школу колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;
- бегать без разрешения учителя, открывать окна, фрамуги; толкать друг друга; кидать различные предметы друг в друга;
- трогать без разрешения учителя экспонаты.
1.4. Учитель обязан:
- пройти инструктаж по охране труда при проведении занятий в кабинете биологии;
- подготовить кабинет для занятий;
- провести инструктаж по охране труда и технике безопасности в кабинете биологии для всех учащихся с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по технике безопасности» и классном журнале;
- проверять исправность электрооборудования и мебели ежедневно до начала занятий;
- о возникших неполадках сообщить администрации школы;
- исключить из пользования непригодное оборудование;
- обеспечить устойчивый порядок и дисциплину учащихся во время занятий и на переменах;
- знать пути эвакуации из кабинета на случай пожара или другого стихийного бедствия
1.5. Учителю запрещается:
- допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда на уроках по гимнастике;
- использовать непроверенное и неисправное оборудование;
- оставлять без присмотра учащихся на уроке и на перемене.
- проверять исправность оборудования, имеющегося в кабинете, перед началом занятий;
- устранить имеющиеся неполадки;
- самостоятельно ремонтировать электроприборы;
- о возникших неполадках сообщить администрации гимназии;
- исключить из пользования непригодное оборудование.
1.6. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, должны пройти внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Учитель обязан:
- пройти инструктаж по охране труда в кабинете биологии;
- подготовить кабинет для занятий для обеспечения безопасности и эффективности занятия;
- провести инструктаж по охране труда и технике безопасности в кабинете биологии для всех учащихся с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по технике безопасности» и классном журнале;
- обеспечить безопасное использование электрооборудования, наглядных пособий, мебели, имеющихся в кабинете;
- проверять исправность оборудования ежедневно до начала занятий;
- о возникших неполадках сообщить администрации школы;
- исключить из пользования непригодное оборудование;
- обеспечить устойчивый порядок и дисциплину учащихся во время занятий и в процессе подготовки к ним на переменах;
- знать пути эвакуации на случай возникновения угрозы пожара или другого стихийного бедствия.
2.2. Учителю запрещается:
- оставлять без присмотра учащихся на уроках и во время перемен;
- допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда и технике безопасности при проведении занятий в кабинете биологии;
- использовать неисправное оборудование;
- ставить какие-либо предметы на шкафы;
- допускать эксплуатацию неустойчиво закрепленных шкафов, классной доски, немедленно принять меры по устранению неполадок.
2.3. Учащиеся обязаны:
- пройти инструктаж по охране труда на занятиях в кабинете биологии;
- выполнять требования охраны труда и правила для учащихся на занятиях в кабинете биологии.
2.4. Учащимся запрещается:
- трогать наглядные пособия, экспонаты без разрешения учителя;
- трогать розетки и другие электрические приборы;
- нарушать требования учителя по охране труда в кабинете биологии;
- бегать без разрешения учителя, открывать окна, фрамуги; толкать друг друга; кидать различные предметы друг в друга;
- нарушать порядок размещения мебели в кабинете.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.
3.1. Учащиеся обязаны:
- соблюдать требования учителя и правила поведения на уроке;
3.2. Учащимся запрещается:
- находиться в кабинете в отсутствии учителя или лаборанта;
- трогать стеклянную посуду, колющие и режущие инструменты, химреактивы без разрешения учителя.
3.3. Учитель обязан:
- обеспечить безопасное использование оборудования в кабинете;
- обеспечить устойчивую дисциплину учащихся на уроке;
- выполнять санитарно-гигиенические требования по режиму проветривания, температурному режиму;
- соблюдать нормы освещенности кабинета;
- при работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, стенки колб. Брать предметные покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев;
- при работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду, использовать для сбора отработанных растворов химреактивов стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.
3.4. Учителю запрещается:
- оставлять без присмотра учащихся;
- использовать неисправное оборудование;
- сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Учащиеся обязаны:
- при разливе легко воспламеняющейся жидкости немедленно сообщить об этом учителю;
- в случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку или совок;
- при получении травмы немедленно сообщить об этом учителю, который обязан оказать первую помощь и сообщить о происшедшем врачу и администрации гимназии.
4.2. Учитель обязан:
- в случае получения учеником травмы сообщить о происшедшем врачу и администрации гимназии;
- знать пути эвакуации учащихся из помещения в случае возникновения пожарной опасности или другого стихийного бедствия;
- при возникновении опасности немедленно эвакуировать учащихся из кабинета, соблюдая правила эвакуации.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
5.1. Учащиеся обязаны:
- привести в порядок рабочее место;
- вымыть руки с мылом.
5.2.Учитель обязан:
- отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 литров с крышкой для их последующего уничтожения;
- тщательно вымыть руки с мылом.













Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.

ИНСТРУКЦИЯ № ____

по охране труда для учителя ОБЖ

I. Общие требования безопасности

1. К работе допускаются лица обоего пола достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование и прошедшие медицинский осмотр

2. Учитель должен : - знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ (охране труда) - пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте - руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка - режим труда и отдыха определяется графиком работы учителя

3. Травмоопасность в кабинете : - при включении электроприборов, аппаратуры ТСО (технических средств обучения) поражение электротоком - при проведении занятий по стрельбе - при использовании дозиметрических приборов - излучение - нарушение правил личной безопасности.

4. О случаях травматизма сообщать администрации школы

5. Соблюдать технику безопасности труда

6. Учитель ОБЖ относится к электротехническому персоналу и должен иметь 3-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности

7. Не заниматься самостоятельно ремонтом приборов электроосвещения

8. Хранить аппаратуру ТСО , дозиметрические приборы и оружие в лаборантской, оснащённой сигнализацией

9. Не привлекать учащихся к переноске приборов и оборудования в учебный кабинет 10. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение инструкций по охране труда.

II. Требования безопасности перед началом работы - проверить готовность учебного кабинета к занятиям - проверить исправность электроосвещения - проветрить учебный кабинет - приготовить необходимое оборудование - проверить его исправность, готовность к эксплуатации .

III. Требования безопасности во время работы - иметь в кабинете инструкцию по ТБ (технике безопасности) учащихся - во время занятий по стрельбе, а также с использованием дозиметрических приборов, проводить с учащимися инструктаж по ТБ - следить за порядком и дисциплиной в кабинете - не допускать учащихся к самостоятельному включению аппаратуры ТСО - не оставлять учащихся без присмотра во время занятий.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях - при возникновении аварийных ситуаций принять меры к эвакуации учащихся - сообщить о происшедшем администрации школы, при пожаре известить службу 01 - оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма - при внезапном заболевании учащегося вызвать медработника, сообщить родителям.

V. Требования безопасности по окончании работы - отключить от электросети аппаратуру ТСО - убрать в лаборантскую дозиметрические приборы - выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ - о всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщить администрации школы.



Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.

ИНСТРУКЦИЯ № ____
по охране труда для учителя математики

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинетах математики допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- нарушение осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
1.4. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии, врачу.
1.6. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
1.8. Учащимся запрещается приносить в кабинет математики острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы и химические вещества.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
Учитель должен:
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5 - 0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5 - 0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4 - 2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха:

Наружная температура, град С. длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От -5 до -10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в допустимых пределах: температура воздуха в холодный период года - 22-240 С., в теплый период - 23-250 С., относительная влажность воздуха - 40-60%.
Оптимальная температура в пределах 18 - 200 С.
2.7. Включить видеомонитор и проверить стабильность и четкость изображения на экране.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) - рост 100 - 115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) - рост 115 - 130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) - рост 130 - 145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) - рост 145 - 160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) - рост свыше 175 см.
3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
При использовании в гимназии аудиовизуальных ТСО деятельность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице:

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения:
Длительность просмотра (в мин.)
Классы Диафильмов, диапозитивов Кинофильмов Телепередач
1-2 7-15 15-20 15
3-4 15-20 15-20 20
5-7 20-25 20-25 20-25
8-11 - 25-30 25-30

3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Мытье окон и светильников разрешается только после проведения целевого инструктажа. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.8. Во избежание получения травмы учащиеся не должны самостоятельно открывать и закрывать мультимедийный экран.
3.9. Во время уроков следует проводить физминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1-2 минуты согласно приказу № 121 от 3.09.2004 г. «Об организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся».
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Учитель должен:
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря - сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии и врачу гимназии, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. В случае появления неисправности в работе видеотерминала выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.
4.5. При поражении пользователя ПЭВМ электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
5.1. Выключить демонстрационные электрические приборы.
5.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.















Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.

ИНСТРУКЦИЯ №____

по охране труда для учителя русского языка и литературы

I. Общие требования безопасности

  1. К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.

  2. Учитель должен :

  • знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ

  • пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте

  • руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка

  • режим его труда и отдыха определяется графиком работы учителя

  1. Травмоопасность в кабинете:

  • при нарушении правил личной безопасности

  • при включении электроприборов: проигрывателей и других ТСО ( технических

средств обучения) - поражение электротоком

  1. О случаях травматизма сообщать администрации школы

  2. Соблюдать технику безопасности труда

  3. Относится к не электротехническому персоналу и должен иметь 1-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности

  4. Не заниматься ремонтом электроприборов, розеток и т.п.

  5. Хранить аппаратуру ТСО в лаборантской

  6. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение

требований инструкций по охране труда.

II. Требования безопасности перед началом работы

  • проверить готовность учебного кабинета к занятиям

  • проверить исправность электроосвещения

  • проветрить кабинет

  • следить за чистотой и порядком в кабинете.

III. Требования безопасности во время работы

  • соблюдать личную безопасность труда

  • следить за соблюдением дисциплины обучающимися

  • не допускать обучающихся к переноске аппаратуры ТСО

  • не допускать обучающихся к самостоятельному включению электроприборов.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

  • в случае возникновения аварийных ситуаций принять меры к эвакуации обучающихся

  • сообщить о происшедшем администрации школы, при пожаре известить службу 01

  • оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма

  • при внезапном заболевании обучающихся вызвать медработника, сообщить родителям.

V. Требования безопасности по окончании работы

  • отключить от электросети аппаратуру ТСО

  • убрать аппаратуру в лаборантскую, закрыть на ключ

- проверить чистоту в кабинете и порядок на рабочих местах

- проветрить кабинет

  • выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ

  • о всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщить администрации.











Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.

Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.

ИНСТРУКЦИЯ №__
по охране труда для учителя информатики


I. Общие требования безопасности

1. К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие соответствующее профилю педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.

2. Учитель должен :
- знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ
- пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте
- руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка
- режим труда и отдыха определяется графиком его работы
- соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютерами

3. Травмоопасность в кабинете :
- при включении в электросеть компьютеров, принтеров, других технических средств
- электромагнитное излучение работающего видеомонитора
- возгорание аппаратуры
- при ремонте компьютеров и других технических средств

4. О случаях травматизма сообщать администрации школы

5. Соблюдать технику безопасности труда и требования СанПиН к работе с ПЭВМ

6. Неисправную аппаратуру и комплектующие детали хранить в лаборантской

7. Предусмотреть наличие в кабинете металлических решёток на окнах

8. Дверь обтянуть листовым металлом

9. Иметь средства искусственной вентиляции

10. Вся работающая аппаратура должна иметь заземление

11. Ремонт аппаратуры производить без присутствия учащихся

12. Относится к электротехническому персоналу и должен иметь 3-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности

13. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную ) за нарушение требований инструкций по охране труда.

II. Требования безопасности перед началом работы

- проверить исправность электроосвещения
- проверить исправность и рабочее состояние компьютеров и других технических средств
- проверить безопасность рабочих мест
- провести необходимую регулировку аппаратуры
- проветрить кабинет

III. Требования безопасности во время работы

- соблюдать личную безопасность труда
- не начинать работу при плохом самочувствии и недостаточном освещении
- следить за соблюдением порядка и дисциплины во время занятий
- проводить специальные упражнения для глаз через 15-20 минут работы с дисплеем
- следить за соблюдением ТБ учащимися во время занятий
- следить за соблюдением санитарно-гигиенических правил
- не допускать учащихся к устранению неисправностей
- не оставлять без присмотра включенную аппаратуру и учащихся

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

- при возникновении аварийных ситуации принять меры к эвакуации учащихся
- в случае пожара сообщить администрации, известить службу 01
- отключить используемую аппаратуру от электросети
- приступить к ликвидации аварийной ситуации
- оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма
- при внезапном заболевании учащегося вызвать медработника, сообщить родителям

V. Требования безопасности по окончании работы

- выключить компьютеры, принтеры и другие технические средства
- протереть аппаратуру, поверхность дисплеев мягкой чистой тканью
- проверить состояние рабочих мест
- проконтролировать осуществление влажной уборки кабинета и лаборантской
- произвести необходимый ремонт и регулировку аппаратуры
- тщательно вымыть с мылом руки
- о всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщить администрации.









Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.

ИНСТРУКЦИЯ № ____

для библиотекаря.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Данная инструкция разработана с учётом требований «Положения об организации работы по охране труда участников учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки.

1.2. Данная инструкция предназначена для проведения первичного инструктажа с библиотекарем учебно-реабилитационного центра для детей с нарушением зрения.

1.3. Выполнение данной инструкции является обязательной для библиотекаря.

1.4. Проведение инструктажа осуществляется инженером по охране труда УРЦ, с обязательной регистрацией в журнале инструктажей.

1.5. Библиотека УРЦ призвана обеспечить учебный процесс учебниками, справочной методической литературой.

1.6. Температура хранения книжного фонда 17-19 градусов по Цельсию, влажность не более 55%.

1.7. Библиотека УРЦ располагает двумя помещениями - библиотека (абонемент, читальный зал) и книгохранилище.

1.8. Библиотека оборудована стеллажами и шкафами. Рабочее место библиотекаря оборудовано письменным столом.

1.9. При приёме на должность библиотекаря допускаются лица при наличии профессионального образования, прошедшие медицинский осмотр и имеющие медицинскую книжку с допуском к работе.

1.10. Библиотекарь при приёме на работу должен пройти вводный инструктаж и инструктаж библиотекаря по охране труда во время работы, о чём делается запись в соответствующих журналах учёта проведения инструктажей по вопросам охраны труда.

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1. Библиотекарь приходит за 5 минут до начала рабочего времени.

2.2. Проверяет целостность замков, исправность осветительных приборов, электрической проводки, оборудования. В случае обнаружения неисправности сообщает заместителю директора по административно-хозяйственной части.

2.3. Библиотекарь готовит к работе своё рабочее место, включает компьютер сухими руками.

2.4. Обеспечивает порядок в библиотеке и на своем рабочем месте.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. В течение рабочего времени библиотекарь содержит своё рабочее место в чистоте и порядке, соблюдает санитарно-гигиенические нормы, правила личной гигиены, нормы охраны труда и пожарной безопасности.

3.2. Во время работы на компьютере соблюдает правила эксплуатации технологического оборудования. Придерживается режимов труда и отдыха.

3.3. Библиотекарю запрещается самостоятельно устранять неисправности в электрооборудовании. В случае неисправности оборудования и отключения освещения работа прекращается, выключается всё оборудование.

3.4. Если во время работы произошёл несчастный случай или работник заболел, он сообщает директору УРЦ и инженеру по охране труда.

3.5. Библиотекарь несет ответственность за сохранность имущества кабинета.

3.6. Обо всех выявленных неисправностях и сбоях в работе аппаратуры необходимо сообщить непосредственно директору УРЦ.

3.7. Не загромождает проходы между стеллажами (ширина проходов 80-85см, ширина боковых обходов 50-60см).

3.8. Ежедневная уборка в библиотеке производится в отсутствии посетителей.

3.9. Правилами техники охраны труда предусматривается 1 раз в месяц проводить санитарный день для генеральной уборки помещений и обеспыливания книг.

3.10. Во время работы в книгохранилище, библиотекарь должен иметь спецодежду (х/б халат).

3.11. Библиотекарь обеспечивает свободный доступ к учебникам, не допускает поднятие тяжести свыше 8кг.

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

4.1. По окончании работы библиотекарь обязан обесточить питание всего электрооборудования, визуально проверить состояния проводящей аппаратуры и кабелей.

4.2. Предохраняет оборудование от пыли, убирает рабочее место, расставляет книги на стеллажах.

4.3. После окончания работы обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил личной гигиены.

4.4. При обнаружении неисправности мебели, электрических ламп сообщает заместителю директора по административно-хозяйственной части.

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5.1. При возникновении аварийной ситуации, выявлении признаков пожара, запаха гари немедленно сообщите об этом директору или его заместителям. Сообщить пожарной охране.

5.2. При плохом самочувствии обратитесь в медпункт.

5.3. Умейте оказать первую доврачебную помощь:

при порезе рану прикройте чистым носовым платком, не промывайте ее проточной водой;

при носовом кровотечении приложите влажный платок к носу.

5.4. Порядок действия при возникновении пожара:

библиотекарь обязан обесточить питание всех электроприборов;

эвакуироваться из библиотеки;









Согласовано «Утверждаю»

Председатель профкома Директор МБОУ «Мултановская СОШ»

__________Умбеталиева З.Ж. ___________ Аженов А.А.

ИНСТРУКЦИЯ № ____

ПО ОХРАНЕ ТРУДА СЕКРЕТАРЯ ПРИ РАБОТЕ НА ПЭВМ

1.1,Настоящая инструкция устанавливает правила и требования по технике безопасности при выполнении работ с видеодисплейными терминалами (И ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (далее ПЭВМ) для операторов в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 года.

1.2.К работе в качестве секретаря, работающего на ПЭВМ принимаются на работу лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медосмотр и не имеющие противопоказания для работы на ПЭВМ.

Каждый вновь поступающий на работу, прежде чем приступить к работе, проходит вводный инструктаж, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

1.3.Персонал, замеченный в нарушении правил техники безопасности, должен подвергаться внеочередной проверке знаний. С периодичностью не реже 1 раза в квартал руководители обязаны проводить инструктаж по технике безопасности непосредственно на рабочем месте для обучения персонала рациональным и безопасным методам работы с оформлением в журнале инструктажа.

1.4.Секретари-операторы, работающие на ПЭВМ и ВДТ проходят обучение с последующим присвоением 1 квалификационной группой по электробезопасности.

1.5.Секретарь обязан знать делопроизводство и устройство и правила эксплуатации оборудования, на котором он работает.

1.6.В случае необходимости выполнения работ, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей, работник должен приступить к работе только после прохождения инструктажа на месте выполнения этих работ. О каждом несчастном случае сами пострадавшие или ближайшие свидетели этого случая обязаны немедленно сообщить руководителю.

1.7.Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются.

l.8. Bce ВДТ должны иметь гигиенический сертификат, включающий в том числе оценку визуальных параметров.

1.9.Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ:

- помещения с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение;

- естественное освещение осуществляется через световые проемы, ориентированные на север и северо-восток;

- расположение рабочих мест операторов в подвальных и цокольных помещениях не допускается;

- площадь на одно рабочее место с ВДТ или ПЭВМ должна составлять не менее 6.0 кв.метра, а объем - не менее 20.0 куб.метров;

- помещения для работы операторов ПЭВМ и ВДТ не должны граничить с помещениями, в которых уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения (мастерские, механические цеха и т.п.).

1.10.Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ:

-расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого) должно быть не менее 2,0 метров, а расстояние между боковыми поверхностями - не менее 1,2 метра;

- оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ оборудуются регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и т.п.;

- шкафы, сейфы, стеллажи для хранения дисков, дискет, комплектующих деталей, запасных блоков ВДТ и ПЭВМ, инструмента следует располагать в подсобных помещениях. Допускается размещение шкафов, сейфов и стеллажей в помещениях непосредственного использования ВДТ и ПЭВМ при условии соблюдения требований к площади помещений, изложенных в п. 1.8;

- конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей;

- конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной позы при работе и позволяющая изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления;

- рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки;

- экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптическом расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов;

- в помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна производиться влажная уборка;

- в помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой медицинской помощи и углекислотным огнетушителем.

1.11 .Требования к организации режима труда и отдыха:

- при 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;

- во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления необходимо выполнять комплексы упражнений: для глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук Минске упражнений физкультурных минуток.

1.12.Не допускайте к работе на 41 и IDIJM лиц, не имеющих отношения к работе на видеотерминалах и дисплеях.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Для включения комплекса ВДТ или ПЭВМ необходимо предварительно убедиться в целостности изоляции электропитающих кабелей, электропроводов и наличии зануления (заземления).

2.2. Подключить сетевой фильтр (ограничитель импульсных перенапряжений) к питающей сети, перевести выключатель "СЕТЬ" в положение «ВКЛ». При

этом должен загореться световой индикатор выключателя и светодиод, извещающий об исправности электронного блока защиты.

2.3. Проверить надежность заземления экранного фильтра . Запрещается пользовать для заземления экранирующего фильтра системы отопления и водопровода, экранированную оплетку коллективной телевизионной антенны и т.п.

2.4.Прежде, чем включить прибор в розетку питающей сети убедитесь, что

напряжение, указанное на Вашем мониторе соответствует напряжению местной электрической сети.

2.5.Убедитесь, что отверстия в корпусе монитора, предназначенные для вентиляции, открыты и обеспечен достаточный уровень вентиляции.

2.6.Убедитесь в надежности соединений кабелей и электрически видеомонитора, процессора, принтера и другого оборудования комплекса;

2.7.Нажатием кнопок "POWER" включите комплекс ВДТ или ПЭВМ, при этом на каждом включенном приборе загораются индикаторные светодиоды, отражающие готовность (или не готовность) прибора к работе.

3. Требования во время работы

3.1.Включение и выключение, а также проверка работоспосособности устройств ВДТ и ПЭВМ должно проводиться в соответствии с требованиями инструкции по их эксплуатации.

3.2.Работоспособность отдельных устройств ВДТ и ПЭВМ в целом осуществляется путем прогона тестов.

3.3.Во время работы обеспечение контроля за правильностью производства

работ возлагается на руководителя работ.

3.4.В процессе выполнения решения задач на ПЭВМ и ВДТ должен осуществляться контроль за работой устройств. При возникновении неисправности, вызвавшей искрение и появление дыма, необходимо отключить ВДТ и ПЭВМ и вызвать специалиста для устранения неисправности.

3.5.В случае возникновения необходимости произвести замену предохранителя в устройствах ВДТ и ПЭВМ необходимо обесточить оборудование и с помощью съемника заменить неисправных предохранитель. Предохранители заменяются только стандартными, с соблюдением указанного в документации номинала по току.

3.6.Соблюдайте правила санитарной гигиены и при несчастных случаях обращайтесь немедленно в здравпункт, не лечите мелкие ранения домашними средствами.

3.7.Соблюдайте установленные перерыве в работе, используйте их для проведения физкультурных минуток.

3.8.При попадании в глаза пыли и т.п. не пытайтесь извлечь сами и не позволяйте делать это другим, кроме медицинских работников.

3.9.Курить разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.

3.10.Не оставляйте работающий компьютер без присмотра.

3.11 .Не работайте на ВДТ и ПЭВМ мокрыми руками и в мокрой одежде;

3.12.В целях оперативного использования противопожарного инвентаря при возникновении пожара не загромождайте доступ к пожарному инвентарю. В случае возникновения пожара немедленно вызывайте пожарную команду, а до прибытия пожарной машины используйте индивидуальные средства пожаротушения.

4. Специальные требования

4.1. К работе на электрооборудовании допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие инструктаж по технике безопасности, обученные безопасным методам труда и не имеющие медицинских противопоказаний, установленных Минздравмедпромом Российской Федерации.

4.2. Электрооборудование должно быть расположено на рабочих местах так, чтобы к нему был обеспечен свободный доступ при работе.

4.3. Работающие на электрооборудовании лица обязаны знать место нахождения коммутационной аппаратуры, с помощью которой снимается напряжение с электрооборудования при возникновении аварийной ситуации, пожара и пр. Лица, работающие с электрооборудованием, обязаны знать и практически уметь применять приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока, а также оказать первую помощь до прибытия врача.

4.4. До начала работы необходимо:

4.4.1. Привести в порядок рабочее место и рабочую одежду; не работайте в расстегнутой одежде, с засученными рукавами.

4.4.2. Проверить наличие и исправность заземляющего устройства, блокировок сигнализации, если таковые имеются. Не работайте на электрооборудовании со снятыми

конструктивно предусмотренными кожухами, с неисправными сигнализацией и блокировками. Не включайте и не отключайте электрооборудование, с которыми не связаны по работе. Не отвлекайтесь от работы и не отвлекайте других.

4.4.3. При эксплуатации электрооборудования руководствуйтесь порядком работ и приемами, указанными в технических описаниях на указанные средства:

по окончании работы, а также при перерывах в работе и необходимостью отлучаться с места производства работ, необходимо снять питающее напряжение с электрооборудования для того, чтобы обезопасить окружающих от случайного поражения электрическим током.

4.4.4. В целях предупреждения несчастных случаев:

- не выполняйте работу, которая не относится к служебным обязанностям и выполнение которой не поручено администрацией;

- не наступайте ногами и не касайтесь голыми руками оборванных и лежащих на полу проводов;

- о всех неисправностях оборудования немедленно сообщайте своему руководителю.

4.5. Ремонт устройств ВДТ и ПЭВМ допускается выполнять единолично работникy, имеющему квалификационную группу по электробезопасности не ниже 3 после полного отключения от электросети с помощью автомата и штепсельного разъема и снятия остаточного напряжения с помощью штанги наложения заземления.

4.6. Выполнение организационных и технических мероприятий по безопасности проведения работ возлагается на персонал предприятия "заказчика" и на персонал, выполняющий эти работы. На пусковых устройствах (автоматах), обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты «Не включать! включать! Работают люди".

4.7.При ремонте систем электропитания необходимо вывешивать плакаты:

«Не включать! Работа на линии".

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1.В случае возникновения аварийных ситуаций немедленно отключите ВДТ или ПЭВМ и входящие в их состав периферийные и внешние устройства, выключите рубильник в распределительном щите.

5.2.Немедленно организуйте первую помощь пострадавшему, вызовите скорую помощь и сообщите руководителю предприятия об аварийной ситуации или несчастном случае.

5.3.При возникновении пожара:

- по телефону 01 вызовите пожарную часть;

- сообщите о пожаре администрации предприятия (директору школы или его заместителям);

- организуйте тушение пожара своими силами до приезда пожарной команды;

- в случае необходимости, организуйте эвакуацию людей из очага возгорания.

5.4.Немедленно прекратить работы в следующих случаях:

- появление резкого постороннего шума в работе ВДТ и ПЭВМ;

- ощущение биения током при работе;

- появлении дыми, запаха горелой изоляции или открытого огня на электропроводах, распределительных щитках, оборудовании ВДТ или ПЭВМ;

- пожара в помещении;

- проникновении воды с верхних этажей на оборудование ВДТ или ПЭВМ;

- несчастном случае с Вами или другими работниками предприятия.

6. Требования после окончания работы

6.1.Закончив рабочий день, приведите в порядок свое рабочее место, убери и ненужные бумаги со стола.

6.2.Отключите приборы и оборудование ВДТ или ПЭВМ выключатели "POWER", при этом гаснут индикаторные светодиоды.

6.3.При отключении оборудования и приборов от электрической сети ИЛИ устройства "PILOT" беритесь за вилку, а не за шнур.

6.4.В случае обнаружения неисправностей сообщите по окончании район непосредственному руководителю работ.

7. Ответственность

7.1.Непосредственные руководители несут ответственность за безопасность производимых работ, достаточность квалификации привлеченного к работам персонала, обеспеченность работающих необходимыми защитными средствами. Персонал, эксплуатирующий электроаппаратуру, несет ответственность за правильную техническую эксплуатацию, правильность подготовки рабочего места, соблюдение при работе указаний и инструкций по охране труда. Несоблюдение инструкций по охране труда, технологических инструкций по эксплуатации электро аппаратуры является нарушением трудовой и производственной дисциплины.

7.2.Лица, нарушающие инструкции по охране труда, несут ответственность в дисциплинарном и судебном порядке, в зависимости от характера и последствий нарушений (ст. 27 Основ законодательства об охране труда РФ).









© 2010-2022