Конспект урока по ОБЖ 7 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1.2. Общая характеристика природных явлений

Цель урока. Познакомить обучающихся с основными, наиболее характерными для региона проживания, природными явлениями геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения. Сформировать у обучающихся целостное представление о механизме и причинах их возникновения и возможных последствиях для населения и окружающей природной среды.

Целевые установки урока

Предметные результаты:

  • различать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения;

  • приводить по одному-два примера (например, вулканы, эпизоотии) для доказательства опасного влияния природных явлений на экологию.

Метапредметные результаты:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • выдвигать предположения и доказывать их;

  • рассматривать физическую карту Российской Федерации (уметь показать, в каком из регионов может возникнуть то или иное природное явление);

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

  • осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию.

Оборудование

  • Карта Российской Федерации.

  • ОБЖ: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5-9 кл.: Основы безопасности личности, общества, государства.

  • Компьютер.

  • Приложение к учебнику на электронном носителе.

  • Комплект мультимедийной аппаратуры по демонстрации ЭОИ (электронных образовательных изданий).

  • Географическая информационная система «ГЕО-ЭКСТРЕМУМ».

• Учебный видеофильм «Опасные природные явления».

Изучаемые вопросы

  1. Природные явления геологического происхождения.

  1. Природные явления метеорологического и гидрологического происхождения.

  2. Природные явления биологического и космического происхождения.

Рекомендации по изложению учебного материала

Обучающихся отвечают на вопросы по содержанию прошлого урока.

Далее осваивается новое содержание.

Внимание учащихся обращается на то, что земная кора вместе с частью верхней мантии не является монолитным панцирем планеты, а состоит из нескольких больших блоков (плит) толщиной от 60 до 100 км. Большинство плит является основанием как материковой, так и океанской земной коры, т. е. на этих плитах находятся материки, моря и океаны.

В результате перемещения плит в недрах Земли постоянно происходят сложные процессы. Разрывы происходят мгновенно, сопровождаясь толчком или серией толчков, имеющих характер ударов. Энергия, выделившаяся во время разрыва, передаётся в толще земной коры в виде упругих сейсмических волн и приводит к землетрясениям.

Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. Это самые беспокойные подвижные области планеты. Здесь сосредоточено большинство действующих вулканов и происходит не менее 95% всех землетрясений.

Таким образом, геологические природные явления связаны с движением и изменениями, происходящими в литосфере. К опасным геологическим природным явлениям относятся:

- землетрясения;

- извержения вулканов;

- оползни;

- обвалы;

- снежные лавины.

Даётся характеристика природных явлений метеорологического и гидрологического характера и показывается их взаимосвязь.

Перемещение воздушных масс и их взаимодействие определяют погоду в тех местах, куда эти воздушные массы приходят. Взаимодействие различных воздушных масс приводит к образованию в тропосфере гигантских вихрей - циклонов и антициклонов (приводятся их определения).

С движением воздушных масс, с их взаимодействием связано появление опасных метеорологических явлений, которые могут стать причиной стихийных бедствий, это:

- тайфуны;

- ураганы;

- бури;

- снежные бури;

- смерчи;

- грозы;

- засухи;

- сильные морозы;

- туманы.

Далее необходимо отметить, что гидрологические природные явления связаны с постоянным круговоротом воды в природе и тесным взаимодействием с воздушной оболочкой Земли и с сушей.

В процессе круговорота воды в природе постоянно возникают опасные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека и могут приводить к катастрофическим последствиям.

К опасным природным явлениям гидрологического характера относятся:

- наводнения;

- цунами;

- сели.

Среди наиболее опасных природных явлений биологического характера, оказывающих существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека, выделяю:

- природные пожары;

- эпидемии;

- эпизоотии;

- эпифитотии.

Контроль и оценка достижений

Проводятся с помощью блока вопросов и заданий на с. 15 учебника.

Домашнее задание

1. Изучить § 1.2 учебника, ответить на вопросы и выполнить задания из разделов «Проверьте себя» и «После уроков».

2. Выполнить задания № 1-5 к подразделу 1.2 из рабочей тетради.

© 2010-2022