- Преподавателю
- ОБЖ
- Урок на тему: Чрезвычайные ситуации военного времени. Ядерное оружие. Поражающие факторы
Урок на тему: Чрезвычайные ситуации военного времени. Ядерное оружие. Поражающие факторы
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петров И.Е. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Преподаватель дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Петров Иннокентий Евтропьевич
Тема урока: Чрезвычайные ситуации военного времени.
Ядерное оружие. Поражающие факторы.
Цели урока:
Учебная: Ознакомить учащихся с ядерными оружиями с его последствиями и правилам поведения при ядерной атаке. Привить учащимся I и II уровень усвоения.
Воспитательная: Ознакомить с правилами поведения учащихся в военное время с сигналами оповещения по ГО (КЧС) морально - психологический фактор в ч/с
Развивающая: Развить способности учащихся к предложением и анализу прошедшей исторической эпохи.
Дидактическое оснащение урока: Тупикин Е.И. «Тематический контроль по курсу ОБЖ» М -2000 «Интеллект - центр» В.Д. Заруминский «Безопасность жизнедеятельности ЧС » М-2006 Издание «Экзамен», Ю.П. Засядько «ОБЖ поурочные планы» Волгоград - 2004 г. Издание учитель - АСТ Видеофильм: «Хиросима», дидактический материал: ДВД проигрыватель, телевизор, противогазы.
План урока
-
Организационная часть - 2 минут
-
Повторение пройденного материала - 3 минут
-
Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Хиросима»- 10 минут
-
Изложение нового материала с мотивацией урока - 15 минут
-
Закрепление пройденного материала - 3 минут
-
Игровой момент - 10 минут
-
Подведение итогов урока- 2 минуты
ХОД УРОКА
-
Повторение пройденного материала. Ответы на вопросы по пройденной теме:
-
Перечислите негативные факторы природного характера.
-
Перечислите негативные факторы антропогенного характера?
-
Изложение нового программного материала.
Ядерным называется оружие, поражающее действие которого основано на использованием внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерном взрыве.
-
Мощность ядерного взрыва составляет от 100 до миллиона тонн в тротиловом эквиваленте.
-
Тротиловый эквивалент это количество тротила (в.в.) в тоннах при взрыве которого выделяется такое же количество энергии, что и при ядерном взрыве.
-
Ядерное оружие к месту взрыва доставляется ракетами, авиацией и артиллерией.
Взрывы подразделяются на воздушный (Хиросима), подземный (испытания), подводный, надводный и наземный. Имеют 5 поражающих факторов:
-
ударная волна;
-
световое излучение
-
проникающая радиация
-
электромагнитный импульс.
Ударная волна- это область сильно жатого воздуха движущегося со сверхзвуковой скоростью до 330 м/с сметая все на своем пути. Для сравнения скорость урагана 30 м/с.
Световое излучение- это мощный поток видимого света и близких к нему по спектру УФ и ИК лучей. Скорость распространения - несколько секунд. Степень поражающего действия нагрев вызывает пожары, ожоги. В Хиросиме 70% жертв было поражено возникшим огненным ураганом.
Проникающая радиация - представляет собой поток Гамма - лучей и нейтронов, испускаемых в течение 15-25 секунд с момента взрыва. Поникающая радиация ионизируя ткани человека, вызывает лучевую болезнь, тяжесть которой обуславливается величиной поглощенной дозы. Измеряется в радах или бэрах. При одноразовом общем облучении в течении непродолжительного времени человек легко переносит дозу в 50 рад. Доза в 100 рад и выше вызывает лучевую болезнь. Доза в 600 рад смертельно.
Радиоактивное заражение происходит в результате оседания из облака, образовавшегося при ядерном взрыве, радиоактивной пыли, содержащей продукты деления урана (плутония). Выпавшие на землю радиоактивные вещества образуют зоны Р.З. местности, интенсивность которого зависит от направления ветра и близости к эпицентру взрыва. От попадания радиоактивной пыли в дыхательную систему защищает противогаз. Практическое надевание противогаза учащимися. ОЗК - общезащитный комплект применяется в войсках, другие виды защиты от ядерного оружия (бомбоубежище, блиндажи, подполье, объекты ГО, и другие).
В 1986 году была авария на чернобыльской АЭС прибывшие первыми пожарники почувствовали металлический привкус во рту, покалывание и пощипывание открытых частей тела (лица и рук). Все они получили смертельные доза облучения.
Возможными последствиями глобальной ядерной войны на земле ученые считают.
-
Изменение климата - экологическая катастрофа.
-
Ядерная зима - недостаток пищи вызовет голод. Длится на несколько сезонов.
-
Всеобщее облучение вызовет ослабление иммунитета населения, это послужит толчком для распространения инфекций.
-
Оставшиеся в живых после ядерной войны люди погибнут в страшных мучениях от голода и болезней.
Экстремальными - называют такие ситуации, в которых опасность столь велика, что человек нередко оказывается неспособен действовать правильно, с учетом реальной обстановки. Чувство страха у неподготовленных людей вызывает неадекватные реакции от состояния тревожности до развития страха, стресса и паники.
Страх - это нормальная реакция индивидуума на ненормальные, чрезвычайные обстоятельства. У человека подготовленного, к действиям в ч/с время преодоления растерянности неорганизованности и паники значительно быстрее, чем у человека неподготовленного, у которого сохраняется длительное бездействие, суетливость, что стимулирует развитие психических расстройств (до истерики или наоборот до полной апатии).
Морально-психологический фактор это человеческий фактор в той или иной экстремальной ситуации. Здесь главное не дать себя деморализовать, дезорганизовать, чтобы сохранить трезвую оценку обстановку, твердость духа и воли (мораль). Психологическая подготовка - формирование психологической устойчивости, позволяющей проявить лучшие стороны личности в Э.У. (самообладание, мужество, отвагу, помощь и.т.д.)
III. Показ видеофильма «Ядерный взрыв над Хиросимой в августе 1945года»
IV. Закрепление:
-
Назовите поражающие факторы ядерного взрыва?
-
Защита от ядерного оружия?
V. Игровой момент урока.
VI. Домашнее задание:
-
Каковы последствия ядерного конфликта. Конспект.
-
Как я себя подготовлю психологически в случае экстремальных ситуаций. Проектирование.
VII. Итоги урока.