• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Технологическая карта урока. Укусы насекомых и защита от них. ОБЖ 6 класс

Технологическая карта урока. Укусы насекомых и защита от них. ОБЖ 6 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баламутов Евгений Михайлович,

учитель ОБЖ и физической культуры

МБОУ «Наголенская средняя общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»


Технологическая карта урока ОБЖ, 6 класс

Тема: Укусы насекомых и защита от них

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.

Цель урока:

Создать условия для:

- выяснения учащимися часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).

- изучения методов защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых.

- получения информации об опасности, которую несут лесные клещи в местах их обитания.

- формирования способностей конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели;

- развития способности применять полученные знания на практике.

- стимулирования интереса учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • знание часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья;

  • умение защищать себя от нападения кровососущих и жалящих насекомых;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • владение основами самоконтроля;

  • умение самостоятельно принимать решения о действии, анализировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения проблемы, планировать действия;

  • умение строить взаимоотношения в коллективе и уметь продуктивно участвовать в коллективной деятельности;

  • освоение приёмов действий в опасных ситуациях.

Личностные:

освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в походе;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Место проведения: компьютерный класс

Оборудование: мультимедийный проектор, стационарный компьютер, пинцет, вазелин, катушка с нитками, йод, спирт, средства защиты от насекомых: одеколон, мятные капли, плотный защитный костюм, москитная сетка для лица, крем от укусов комаров «Маскитол, средство от клещей «Акрозоль».


Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: Организационный

Цель

Задачи

Длительность

Настроить на положительное восприятие нового материала

Создать благоприятную атмосферу для проведения урока

2 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.

Здравствуйте! Сегодня мы начнём урок с релаксации (звучит музыка природы)

Мы выполним упражнение «Прощай, напряжение! Возьмём лист бумаги, скомкаем его, вложим в него всё своё напряжение и выбросим в корзину.

Как вы себя чувствуете? Расстались со своим напряжением? Тогда приступим к уроку.

Приветствуют и слушают учителя

Ребята, расслабившись, слушают учителя

II этап учебного занятия: определение темы, целей, проблемного вопроса урока

Цель

Задачи

Длительность

  1. Определить тему и цели урока

  2. Объявить план урока

Сориентировать и настроить учащихся на определение темы и постановку целей урока.

  1. минуты

Обращение учителя к ученикам.

В конце учебного года учащиеся с классным руководителем отправились в поход. День был ясным и тёплым. При прохождении по намеченному маршруту ребята слушали пение птиц, изучали растения и животных своего края, увидев гнездо синицы, наблюдали, как заботливые родители кормят своих птенцов.

На одном из деревьев Саша обнаружила рой пчёл. Их было очень много. Часть из них жужжали и кружили вокруг неё. Испугавшись, Саша начала кричать, махать и прогонять пчёл руками. Две пчелы всё же ужалили Сашу. На помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой.

Ближе к полудню ребят всё больше одолевала усталость, и они организовали привал. А тут опять неприятность - Коля обнаружил у себя на ноге присосавшегося клеща. Игорь Борисович сказал, что Коля зря отправился в поход в шортах и тоже оказал ему первую помощь?

Вечером ребята с учителем устроили стоянку на открытой местности, хорошо проветриваемой, и развели костёр.

Как вы думаете, почему пчёлы ужалили Сашу? Почему именно к Коле присосался клещ? Почему учащиеся с классным руководителем устроили стоянку на открытой местности, и развели костёр?

А сейчас, проанализировав сказанное, я прошу вас определить тему и поставить цели урока.

Итак, тему урока выяснили, цели мы определили, а еще нам с вами необходимо поставить проблемный вопрос, ответ на который и будет результатом нашего эффективного занятия, итогом нашего урока.

Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

Пытаются дать ответы:

- потому что она махала руками.

- на нём не было защитной одежды.

- чтобы не покусали комары.

- Укусы насекомых и защита от них.

- Выявить часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).

- Выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых.

- Узнать об опасности, которую несут лесные клещи в местах их обитания.

- Выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых

III этап учебного занятия: актуализация знаний

Ребята, прежде чем начать работать по теме урока и искать ответ на поставленный проблемный вопрос, нам надо ответить еще на один вопрос: Какое снаряжение необходимо для похода?

Предлагает игру «Крестики-нолики». Правилами данной игры следующие: половина класса - нолики, вторая половина - крестики. Нужно отвечать на скорость на вопросы и в процессе игры составить ряд крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали.

Итак, начинает команда крестиков. Определите номер поля, выберите себе вопрос: 1.Отчего зависит выбор туристического снаряжения для похода 2. На какие виды делится туристическое снаряжение? 3. Какие предметы включает в себя личное снаряжение? 4. Какие предметы включает в себя групповое снаряжение? 5. Каким общим требованиям должна отвечать одежда туриста? 6. Каков должен быть вес туристского снаряжения для одного человека вашего возраста? Что входит в состав аптечки первой медицинской помощи? 8. Как правильно подготовить спички для похода? 9. Как правильно укладывать аптечку в рюкзак?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Во время игры ребята отвечают на вопросы, предложенные учителем.







Совместно с учителем оценивают работу групп.

IV этап учебного занятия: изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Хорошо, что на помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой. Саше он пинцетом вытащил жало пчелы, ужаленное место смочил спиртом, дал обильное питьё. А у Коли на ноге обмазал место впившегося клеща вазелином и оставил на пол - часа, а затем, осторожно, взял клеща пинцетом и, покачивая из стороны в сторону, вытащил его. Обработал место укуса йодом и тщательно вымыл руки (демонстрация сказанного частично).

Нам на сегодняшнем уроке нужно выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых. В виртуальный поход мы отправляемся, разделившись на три группы. Каждой группе предлагает подготовить проект «Укусы насекомых и защита от них». Его основная идея состоит в том, чтобы исследовать кровососущих и жалящих насекомых и выработать методы защиты от них.

Предлагает учащимся обратиться к материалу учебнику п.5.3 стр.121-124 «Укусы насекомых и защита от них», сети Интернет, проанализировать материалы учебника и интернета, разработать алгоритм своих действий и заполнить таблицу в тетради для оформления результатов (Приложение 1). Результаты проектной деятельности оформить в виде плаката.

Насекомые

Меры по обеспечению личной защищённости

Предлагает учащимся защитить проект.

Проверяет правильность заполнения таблицы.

Оценивает работу групп:

- способность самостоятельно приобретать знания;

- умение раскрыть содержание;

- способность планировать свою деятельность и управлять ею;

- умение ясно оформить и изложить результаты, ответить на вопросы.

Слушают учителя.

Обсуждают и уточняют идею исследования.

Распределяют работу между членами группы (работа естественным образом делится на пятерых или шестерых).

Например, один учащийся читает и анализирует текст учебника, второй - ищет и анализирует информацию в сети Интернет, третий и четвёртый - фиксируют на черновике нужную информацию, которую диктуют работающие с текстом и Интернетом. Пятый - оформляет таблицу на плакате.

- Обсуждают оформление результатов исследования.

- Вносят в таблицу информацию - результат проектной деятельности.

- Распределяют роли между участниками группы при защите проекта.

Проводят защиту проекта.

В процессе беседы анализируют работу групп.

Проверка и самооценивание.

V этап учебного занятия: Физкультминутка

Учитель: Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь» Слайд 11

Если мое утверждение верно - вы встаете, если нет - остаетесь сидеть.

  1. Комары являются переносчиками инфекционных заболеваний.

  2. Во время похода стоянку необходимо устраивать в густой чаще леса.

  3. Гнёзда лесных пчёл и ос располагаются на деревьях, шершней - в дуплах деревьев, а шмелей - в подземных норах.

  4. Пчела может ужалить несколько раз и улететь.

  5. При нападении роя пчёл спастись можно только бегством, прикрывая лицо руками.

  6. Клещи являются переносчиками гриппа.

  7. Чтобы не покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется смазывать открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятные капли.

  8. Укус клеща очень болезненен.

  9. От укусов комаров и клещей защищает плотная одежда и пользование отпугивающими средствами.

  10. В походе желательно обходить стороной места обитания этих опасных насекомых и не разорять их гнёзда.

Активно участвуют в физкультминутке.

VI этап учебного занятия: Практическая работа

Учитель: На столе разложены средства защиты от насекомых.

Задание команде 1: отыскать средства защиты от комаров, москитов и мошек. Продемонстрировать их и объяснить, как ими пользоваться.

Задание команде 2: отыскать средства защиты от пчёл, шершней и шмелей. Продемонстрировать их и объяснить, как ими пользоваться.

Задание команде 3: отыскать средства защиты от клещей. Продемонстрировать их и объяснить, как ими пользоваться.

Практическая работа в группах.

Демонстрация снаряжений (от команды выходит один учащийся к доске в «нужной» экипировке). Другие участники группы объясняют, по очереди, почему они выбрали эти средства и как ими пользоваться.

VII этап учебного занятия: Контроль знаний

Для закрепления знаний я предлагаю вам выполнить следующий тест. Выберите один правильный ответ.

  1. 1. Кровососущие насекомые - это…

А) оводы и моль;

Б) комары, мошки, мокрецы и слепни;+

В) тля, клещи и оводы;

Г) все перечисленные выше.

2. Жало пчелы имеет вид

А) кухонного ножа;

Б) скальпеля;

В) копья;

Г) гарпуна.+

3.От укусов комаров и мошек можно защититься:

А) не оставляя сладкие продукты открытыми рядом с собой;

Б) прогоняя их руками;

В) плотная одежда, пользование отпугивающими средствами;+

Г) не подходить близко к местам их обитания.

4. Защитой от укусов клещей не является:

А) плотная одежда;

Б) закрытая обувь;

В) средство «Акрозоль»;

Г) табакокурение.+

5. После укуса пчелы у некоторых людей может появиться

А) веселье;

Б) припухлость;

В) крапивница, отёк, першение в горле, рвота;+

Г) бешенство.

6. Чтобы не покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется

А) смазывать открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятное масло или мятные капли;

Б) смазывать открытые участки тела спиртом;

В) смазывать открытые участки тела любыми духами;

Г) смазывать открытые участки тела кремом от загара.

7. Клещи являются переносчиками тяжёлого заболевания

А) миозита;

Б) колита;

В) энцефалита;+

Г) фарингита.

8. В какой период года, и в каких местах Белгородской области наиболее часто встречаются клещи:

А) весной на болотах;

Б) весной в широколиственных лесах;+

В) во второй половине лета на болотах

Г) осенью в светлых сухих лесах.

Учитель:

- Работаем индивидуально с последующей взаимопроверкой.

- Обменяйтесь с товарищем тетрадями, проверьте и оцените его решение.

- Выставьте оценку товарищу соответственно критериям.

Обучающиеся, самостоятельно, выполняют тест, проверяют в парах, сравнивая с образцом.

Критерии оценивания для взаимопроверки:

8 правильных ответов - «5»

6-7 правильных ответов - «4»

4-5 правильных ответов - «3»

Менее 4 правильных ответов - «2»

Выставляют оценку товарищу.

VIII этап учебного занятия: Рефлексия. Подведение итогов урока

Задаёт вопросы:

Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Какова была проблема нашего урока?

Можем ли теперь мы ее решить?

Прошу - ваши выводы?

Отвечают на вопросы, вспоминают проблему, сформулированную в начале урока,

делают вывод, что надо знать методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых и умело применять их на практике.

Домашнее задание: параграф 5.3 стр. 124 - вопросы рубрики «Проверьте себя», дополнительное задание по выбору: подготовить небольшое сообщение (10-15 предложений) на тему «Средства защиты от комаров, мошек, слепней».

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Слушают учителя,

записывают домашнее задание.



Список литературы:

1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М. : Просвещение, 2012 г.- 207 [121-124] c.: ил.- (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-021427-8.

2. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.- М.: Просвещение, 2012 г.-128 [93-94] с.- (Академический школьный учебник). - ISBN 978- 509-028338-0.

3. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т Смирнова. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - 3- е изд. М. :Просвещение, 2014 г.- 64 [6-10] c. - ISBN 978-5-09-028317-5.

4. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013 г.-176 [168-175] - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-026377-1.

Приложение 1

Насекомые

Меры по обеспечению личной защищённости

Комары

Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами

Мошки

Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами, москитная сетка для лица

Слепни

Плотная одежда

Пчёлы

Не подходить близко к местам их обитания, не трогать цветки с пчёлами, не махать руками, когда пчела пролетает мимо, использовать одеколон с мятными каплями.

Осы

Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не разорять гнёзда ос, не махать руками, когда оса пролетает мимо.

Шмели

Не трогать подземные гнёзда шмелей, не махать руками.

Шершни

Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не махать руками, когда шершень пролетает мимо.

Клещи

Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами.



© 2010-2022