- Преподавателю
- ОБЖ
- Технологическая карта урока. Укусы насекомых и защита от них. ОБЖ 6 класс
Технологическая карта урока. Укусы насекомых и защита от них. ОБЖ 6 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баламутов Е.М. |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Баламутов Евгений Михайлович,
учитель ОБЖ и физической культуры
МБОУ «Наголенская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Технологическая карта урока ОБЖ, 6 класс
Тема: Укусы насекомых и защита от них
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.
Цель урока:
Создать условия для:
- выяснения учащимися часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).
- изучения методов защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых.
- получения информации об опасности, которую несут лесные клещи в местах их обитания.
- формирования способностей конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели;
- развития способности применять полученные знания на практике.
- стимулирования интереса учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-
знание часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья;
-
умение защищать себя от нападения кровососущих и жалящих насекомых;
-
умение оказать первую помощь пострадавшим.
Метапредметные:
-
умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
-
владение основами самоконтроля;
-
умение самостоятельно принимать решения о действии, анализировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения проблемы, планировать действия;
-
умение строить взаимоотношения в коллективе и уметь продуктивно участвовать в коллективной деятельности;
-
освоение приёмов действий в опасных ситуациях.
Личностные:
освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в походе;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Место проведения: компьютерный класс
Оборудование: мультимедийный проектор, стационарный компьютер, пинцет, вазелин, катушка с нитками, йод, спирт, средства защиты от насекомых: одеколон, мятные капли, плотный защитный костюм, москитная сетка для лица, крем от укусов комаров «Маскитол, средство от клещей «Акрозоль».
Ход учебного занятия
I этап учебного занятия: Организационный
Цель
Задачи
Длительность
Настроить на положительное восприятие нового материала
Создать благоприятную атмосферу для проведения урока
2 минуты
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.
Здравствуйте! Сегодня мы начнём урок с релаксации (звучит музыка природы)
Мы выполним упражнение «Прощай, напряжение! Возьмём лист бумаги, скомкаем его, вложим в него всё своё напряжение и выбросим в корзину.
Как вы себя чувствуете? Расстались со своим напряжением? Тогда приступим к уроку.
Приветствуют и слушают учителя
Ребята, расслабившись, слушают учителя
II этап учебного занятия: определение темы, целей, проблемного вопроса урока
Цель
Задачи
Длительность
-
Определить тему и цели урока
-
Объявить план урока
Сориентировать и настроить учащихся на определение темы и постановку целей урока.
-
минуты
Обращение учителя к ученикам.
В конце учебного года учащиеся с классным руководителем отправились в поход. День был ясным и тёплым. При прохождении по намеченному маршруту ребята слушали пение птиц, изучали растения и животных своего края, увидев гнездо синицы, наблюдали, как заботливые родители кормят своих птенцов.
На одном из деревьев Саша обнаружила рой пчёл. Их было очень много. Часть из них жужжали и кружили вокруг неё. Испугавшись, Саша начала кричать, махать и прогонять пчёл руками. Две пчелы всё же ужалили Сашу. На помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой.
Ближе к полудню ребят всё больше одолевала усталость, и они организовали привал. А тут опять неприятность - Коля обнаружил у себя на ноге присосавшегося клеща. Игорь Борисович сказал, что Коля зря отправился в поход в шортах и тоже оказал ему первую помощь?
Вечером ребята с учителем устроили стоянку на открытой местности, хорошо проветриваемой, и развели костёр.
Как вы думаете, почему пчёлы ужалили Сашу? Почему именно к Коле присосался клещ? Почему учащиеся с классным руководителем устроили стоянку на открытой местности, и развели костёр?
А сейчас, проанализировав сказанное, я прошу вас определить тему и поставить цели урока.
Итак, тему урока выяснили, цели мы определили, а еще нам с вами необходимо поставить проблемный вопрос, ответ на который и будет результатом нашего эффективного занятия, итогом нашего урока.
Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
Пытаются дать ответы:
- потому что она махала руками.
- на нём не было защитной одежды.
- чтобы не покусали комары.
- Укусы насекомых и защита от них.
- Выявить часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).
- Выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых.
- Узнать об опасности, которую несут лесные клещи в местах их обитания.
- Выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых
III этап учебного занятия: актуализация знаний
Ребята, прежде чем начать работать по теме урока и искать ответ на поставленный проблемный вопрос, нам надо ответить еще на один вопрос: Какое снаряжение необходимо для похода?
Предлагает игру «Крестики-нолики». Правилами данной игры следующие: половина класса - нолики, вторая половина - крестики. Нужно отвечать на скорость на вопросы и в процессе игры составить ряд крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали.
Итак, начинает команда крестиков. Определите номер поля, выберите себе вопрос: 1.Отчего зависит выбор туристического снаряжения для похода 2. На какие виды делится туристическое снаряжение? 3. Какие предметы включает в себя личное снаряжение? 4. Какие предметы включает в себя групповое снаряжение? 5. Каким общим требованиям должна отвечать одежда туриста? 6. Каков должен быть вес туристского снаряжения для одного человека вашего возраста? Что входит в состав аптечки первой медицинской помощи? 8. Как правильно подготовить спички для похода? 9. Как правильно укладывать аптечку в рюкзак?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Во время игры ребята отвечают на вопросы, предложенные учителем.
Совместно с учителем оценивают работу групп.
IV этап учебного занятия: изучение нового материала
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Хорошо, что на помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой. Саше он пинцетом вытащил жало пчелы, ужаленное место смочил спиртом, дал обильное питьё. А у Коли на ноге обмазал место впившегося клеща вазелином и оставил на пол - часа, а затем, осторожно, взял клеща пинцетом и, покачивая из стороны в сторону, вытащил его. Обработал место укуса йодом и тщательно вымыл руки (демонстрация сказанного частично).
Нам на сегодняшнем уроке нужно выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых. В виртуальный поход мы отправляемся, разделившись на три группы. Каждой группе предлагает подготовить проект «Укусы насекомых и защита от них». Его основная идея состоит в том, чтобы исследовать кровососущих и жалящих насекомых и выработать методы защиты от них.
Предлагает учащимся обратиться к материалу учебнику п.5.3 стр.121-124 «Укусы насекомых и защита от них», сети Интернет, проанализировать материалы учебника и интернета, разработать алгоритм своих действий и заполнить таблицу в тетради для оформления результатов (Приложение 1). Результаты проектной деятельности оформить в виде плаката.
-
Насекомые
Меры по обеспечению личной защищённости
Предлагает учащимся защитить проект.
Проверяет правильность заполнения таблицы.
Оценивает работу групп:
- способность самостоятельно приобретать знания;
- умение раскрыть содержание;
- способность планировать свою деятельность и управлять ею;
- умение ясно оформить и изложить результаты, ответить на вопросы.
Слушают учителя.
Обсуждают и уточняют идею исследования.
Распределяют работу между членами группы (работа естественным образом делится на пятерых или шестерых).
Например, один учащийся читает и анализирует текст учебника, второй - ищет и анализирует информацию в сети Интернет, третий и четвёртый - фиксируют на черновике нужную информацию, которую диктуют работающие с текстом и Интернетом. Пятый - оформляет таблицу на плакате.
- Обсуждают оформление результатов исследования.
- Вносят в таблицу информацию - результат проектной деятельности.
- Распределяют роли между участниками группы при защите проекта.
Проводят защиту проекта.
В процессе беседы анализируют работу групп.
Проверка и самооценивание.
V этап учебного занятия: Физкультминутка
Учитель: Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь» Слайд 11
Если мое утверждение верно - вы встаете, если нет - остаетесь сидеть.
-
Комары являются переносчиками инфекционных заболеваний.
-
Во время похода стоянку необходимо устраивать в густой чаще леса.
-
Гнёзда лесных пчёл и ос располагаются на деревьях, шершней - в дуплах деревьев, а шмелей - в подземных норах.
-
Пчела может ужалить несколько раз и улететь.
-
При нападении роя пчёл спастись можно только бегством, прикрывая лицо руками.
-
Клещи являются переносчиками гриппа.
-
Чтобы не покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется смазывать открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятные капли.
-
Укус клеща очень болезненен.
-
От укусов комаров и клещей защищает плотная одежда и пользование отпугивающими средствами.
-
В походе желательно обходить стороной места обитания этих опасных насекомых и не разорять их гнёзда.
Активно участвуют в физкультминутке.
VI этап учебного занятия: Практическая работа
Учитель: На столе разложены средства защиты от насекомых.
Задание команде 1: отыскать средства защиты от комаров, москитов и мошек. Продемонстрировать их и объяснить, как ими пользоваться.
Задание команде 2: отыскать средства защиты от пчёл, шершней и шмелей. Продемонстрировать их и объяснить, как ими пользоваться.
Задание команде 3: отыскать средства защиты от клещей. Продемонстрировать их и объяснить, как ими пользоваться.
Практическая работа в группах.
Демонстрация снаряжений (от команды выходит один учащийся к доске в «нужной» экипировке). Другие участники группы объясняют, по очереди, почему они выбрали эти средства и как ими пользоваться.
VII этап учебного занятия: Контроль знаний
Для закрепления знаний я предлагаю вам выполнить следующий тест. Выберите один правильный ответ.
-
1. Кровососущие насекомые - это…
А) оводы и моль;
Б) комары, мошки, мокрецы и слепни;+
В) тля, клещи и оводы;
Г) все перечисленные выше.
2. Жало пчелы имеет вид
А) кухонного ножа;
Б) скальпеля;
В) копья;
Г) гарпуна.+
3.От укусов комаров и мошек можно защититься:
А) не оставляя сладкие продукты открытыми рядом с собой;
Б) прогоняя их руками;
В) плотная одежда, пользование отпугивающими средствами;+
Г) не подходить близко к местам их обитания.
4. Защитой от укусов клещей не является:
А) плотная одежда;
Б) закрытая обувь;
В) средство «Акрозоль»;
Г) табакокурение.+
5. После укуса пчелы у некоторых людей может появиться
А) веселье;
Б) припухлость;
В) крапивница, отёк, першение в горле, рвота;+
Г) бешенство.
6. Чтобы не покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется
А) смазывать открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятное масло или мятные капли;
Б) смазывать открытые участки тела спиртом;
В) смазывать открытые участки тела любыми духами;
Г) смазывать открытые участки тела кремом от загара.
7. Клещи являются переносчиками тяжёлого заболевания
А) миозита;
Б) колита;
В) энцефалита;+
Г) фарингита.
8. В какой период года, и в каких местах Белгородской области наиболее часто встречаются клещи:
А) весной на болотах;
Б) весной в широколиственных лесах;+
В) во второй половине лета на болотах
Г) осенью в светлых сухих лесах.
Учитель:
- Работаем индивидуально с последующей взаимопроверкой.
- Обменяйтесь с товарищем тетрадями, проверьте и оцените его решение.
- Выставьте оценку товарищу соответственно критериям.
Обучающиеся, самостоятельно, выполняют тест, проверяют в парах, сравнивая с образцом.
Критерии оценивания для взаимопроверки:
8 правильных ответов - «5»
6-7 правильных ответов - «4»
4-5 правильных ответов - «3»
Менее 4 правильных ответов - «2»
Выставляют оценку товарищу.
VIII этап учебного занятия: Рефлексия. Подведение итогов урока
Задаёт вопросы:
Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какова была проблема нашего урока?
Можем ли теперь мы ее решить?
Прошу - ваши выводы?
Отвечают на вопросы, вспоминают проблему, сформулированную в начале урока,
делают вывод, что надо знать методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых и умело применять их на практике.
Домашнее задание: параграф 5.3 стр. 124 - вопросы рубрики «Проверьте себя», дополнительное задание по выбору: подготовить небольшое сообщение (10-15 предложений) на тему «Средства защиты от комаров, мошек, слепней».
Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Благодарит учащихся за работу на уроке.
Слушают учителя,
записывают домашнее задание.
Список литературы:
1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М. : Просвещение, 2012 г.- 207 [121-124] c.: ил.- (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-021427-8.
2. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.- М.: Просвещение, 2012 г.-128 [93-94] с.- (Академический школьный учебник). - ISBN 978- 509-028338-0.
3. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т Смирнова. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - 3- е изд. М. :Просвещение, 2014 г.- 64 [6-10] c. - ISBN 978-5-09-028317-5.
4. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013 г.-176 [168-175] - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-026377-1.
Приложение 1
-
Насекомые
Меры по обеспечению личной защищённости
Комары
Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами
Мошки
Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами, москитная сетка для лица
Слепни
Плотная одежда
Пчёлы
Не подходить близко к местам их обитания, не трогать цветки с пчёлами, не махать руками, когда пчела пролетает мимо, использовать одеколон с мятными каплями.
Осы
Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не разорять гнёзда ос, не махать руками, когда оса пролетает мимо.
Шмели
Не трогать подземные гнёзда шмелей, не махать руками.
Шершни
Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не махать руками, когда шершень пролетает мимо.
Клещи
Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами.