Социализация одаренных детей в общеобразовательном учреждении

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация одаренных детей в общеобразовательном учреждении.

Одаренность - особое качество психики, позволяющее осваивать определенные виды деятельности, добиваться значимых результатов за более короткий промежуток времени. На формирование личности, ее способностей влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.1 Способности формируются на основе задатков в процессе воспитания, обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и навыков. Согласно концепции C.Л. Рубинштейна, общая одаренность индивида соотносится с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и проявляется внутри специальных способностей2. Б.М.Теплов3 определял одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность осуществления деятельности, он считал, что "можно говорить об обшей одаренности в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей". Согласно концепции А.М. Матюшкина4, психологическая структура одаренности совпадает со структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Одаренность рассматривается им как общая предпосылка творчества в любой профессии, в науке и искусстве.

Процесс социализации предполагает неуклонное сохранение индивидуальной направленности формирующей активности образовательного воздействия с целью сохранения и максимального развития личностных качеств учащихся, поскольку именно неповторимое сочетание "наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности" выступает одним из существенных диагностик человеческой личности как таковой.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Особенности социализации одаренных детей базируются на двух условиях: опережение в развитии сверстников, проблема взаимоотношения с окружающими и ориентация на способность к саморазвитию. В процессе педагогического взаимодействия очень важно научить одаренного ребенка самостоятельно работать над собой, своим мышлением, воображением, что обеспечивает формирование креативных качеств личности.

Существует три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка и где учебная деятельность является как фактором успешности, так и основной причиной неблагополучия5. Первая это учебная деятельность. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Этот факт может приводить к формированию «комплекса отличника» у одаренных детей. Вторая - общение. В этой сфере у одаренного ребенка могу появляться следующие трудности: наличие у одарённого ребенка таких свойств и качеств, которые будут отталкивать от него окружающих: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок уже заранее был в курсе того, о чем идет речь, или быстро понимает излагаемый материал. Кроме того в отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Сверстники не приемлют школьника «чересчур» много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя «белой вороной» приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного «Я» И третья самосознание. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.6

Исходя из причин неблагополучия ребенка в сферах социализации, можно составить следующую программу работы с одаренными детьми:

  1. в учебной деятельности: работа с родителями во избежание возникновения у ребенка «комплекса отличника» - разъяснение родителям причин возникновения данного комплекса, обучение их правильной стратегии реагирования на успехи и неудачи ребенка (в рамках индивидуальных бесед с родителями);

  2. в самосознание: обучение ребенка правильному отношению к своим успехам и неудачам, разъяснение ребенку истинных причин его неудач, помощь ребенку в формирование правильной самооценки и снижение учебной тревожности, помощь ребенку в гармоничном развитии всех сторон его личности (в рамках индивидуальных бесед с ребенком, работы ребенка с психологом, совместной работы ребенка, родителей и педагог);

  3. в общении: помощь ребенку в формировании контактов с одноклассниками, ориентация его на безоценочную помощь отстающим одноклассникам, обучение одаренного ребенка выявлению положительных качеств других учеников, выделение для класса положительных качеств одаренного ребенка, не связанных со сферой его одаренности, беседа с педагогами относительно взаимодействия с одаренным ребенком (в рамках проведения индивидуальных бесед с ребенком, проведения тренингов командообразвания и работы класса с психологом).

Таким образом, работа в направлении социализации одаренных детей является комплексной и требует активной работы как со стороны классного руководителя и преподавательского состава, так и со стороны родителей, социальных педагогов и психологов школы.

Список использованной литературы:

  1. Фрэнсис Гальтон. «Наследственность таланта, ее законы и последствия». Пер. с англ.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2.- М., 1989.- С. 149.

  3. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды. Т. 1.- М.,

  4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.-№6.- 1989

  5. «Технология работы с одаренными детьми» рабочая тетрадь.

  6. Адаптация одаренных детей к школе. Джанашия А.Н.



1 Фрэнсис Гальтон. «Наследственность таланта, ее законы и последствия». Пер. с англ.

2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2.- М., 1989.- С. 149.

3 Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды. Т. 1.- М.,

4 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.-№6.- 1989.

5 «Технология работы с одаренными детьми» рабочая тетрадь.

6 Адаптация одаренных детей к школе. Джанашия А.Н.

4


© 2010-2022