Открытый урок «Автономное существование человека в природе»

В методической разработке представлены разнообразные "формы работы на уроке: индивидуальные, групповые и фронтальные; "- виды и приемы контроля: устный, практический, беседы, устное тестирование, таблицы, карточки, которые способствовали закреплению пройденного материала. Актуальность: в настоящее время все чаще происходит чрезвычайных ситуаций в стране, а также в нашей области, в районе.  Поэтому те дети, которые будут знать, как правильно действовать при экстремальной ситуации смогут выжить...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

III районный конкурс методических разработок


Методическая разработка урока

для учащихся 6-х классов

Инновационные подходы в организации работы по предмету

по теме:

«Автономное существование человека в природе»



Номинация:

Инновационные подходы в организации работы по предмету

Учебное заведение:

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

ФИО: Шарова Любовь Алексеевна

Должность:

Учитель Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)



Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………………….. 3

  2. Методическая…………………………………………………. 5

  3. Список литературы…………………………………………… 11

  4. Приложения ……………………………………………… 12-16










Пояснительная записка


В предложенной методической разработке представлен урок 6 класса по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова. Москва «Просвещение» 2011г. Урок проводится по теме:

«Автономное существование человека в природе». Данный урок проводится в третьей учебной четверти, урок обобщающий ему предшествовали уроки «Обеспечение жизнедеятельности человека», « Автономия человека в природной среде».

Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи урока:

Образовательная:

Обобщить знания учащихся по темам: «Если ты заблудился в лесу".

« Отстал от группы в туристическом походе».

«Ориентирование».

«Добывание воды в природных условиях».

Развивающая:

Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы.

Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через создания проектной деятельности.

Воспитательная:

Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации.

Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и жизнь своих товарищей.

В методической разработке представлены разнообразные формы работы на уроке: индивидуальные, групповые и фронтальные; виды и приемы контроля: устный, практический, беседы , устное тестирование, таблицы,карточки, которые способствовали закреплению пройденного материала.

Актуальность: в настоящее время все чаще происходит чрезвычайных ситуаций в стране, а так же в нашей области, в районе. Дети. Поэтому те дети, которые будут знать, как правильно действовать при экстремальной ситуации смогут выжить сами и оказать помощь другим.

Новизна: заключается в использовании на уроке презентации, тестов, макетов костров, таблицы сигналов бедствия и других сигналов подачи бедствия, изготовленных из подручных средств детьми, все это обеспечивает устойчивость внимания школьников, вовлекает в работу всех учащихся класса, позволяет экономить время на уроке, повышает интерес детей к изучаемому материалу, повышает эффективность урока, воспитывает любовь к предмету.

Практическая значимость: Данную презентацию и методическую разработку могут использовать в своей работе учителя Основы безопасности жизнедеятельности при изучении экстремальных ситуаций в природе. На школьных мероприятиях, в проведении игры «Зарница», где дети на практике смогут показать , как правильно развести костер, какой костер нужен для приготовления пищи, для подачи сигналов бедствия, для обогрева, с помощью каких средств можно ориентироваться на местности, хороший материал для исследовательской работы учащихся 5-6 классов.


Урок: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

с учащимися 6 -го класса

Тема: «Автономное существование человека в природе»

Цели и задачи:

Образовательная:

Обобщить знания учащихся по темам: «Если ты заблудился в лесу".

«Если отстал от группы в туристическом походе».

«Ориентирование».

«Добывание воды в природных условиях».

Развивающая:

Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы.

Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через создания проектной деятельности

Воспитательная:

Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации

Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Форма урока:

Урок закрепления изученного материала

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, проекты и макеты учащихся, ватман, фломастеры, жетоны, памятка, предметы, с помощью которых можно добыть воду, памятки сигналов бедствия.

Ход урока:

  1. Организационный момент (5-8 минут)

Учитель: Здравствуйте. Я говорю вам всем, здравствуйте потому что желаю всем здоровья, а что бы вы были всегда здоровы надо знать,и выполнять правила безопасного поведения в любой ситуации.

-Дайте определение. Что же такое стихийное бедствие?

( слайд 1)

-Выживание?

(Слайд 2)

-Какие факторы препятствуют выживанию?

(слайд). На слайдах высвечиваются правильные ответы.

( растерянность, страх.)

Вопрос: Что необходимо сделать для преодоления такого состояния?

( Решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план )

-Как можно оказаться в экстремальной ситуации?

Какие бывают причины? (слайд 3)

(учащиеся предлагают свои варианты). (тест 1)

(стихийное бедствие, потеря ориентации в пространстве, отрыв от группы в туристическом походе, гибель или порча транспортного средства. )

I.Сообщение темы и цели урока. (Слайд 5)

Тема сегодняшнего урока. "Автономное существование человека в природе".

Мы сегодня рассмотрим только две экстремальные ситуации.

Если ты заблудился в лесу? Если ты отстал от группы?

(слайд 6)

Цель нашего урока:

Закрепить знания и последовательность действий, если ты отстал от группы в походе и заблудился в лесу.

Разделить класс на 2 команды. Приготовить жетоны для правильных ответов.

Вопрос: Как вы будете действовать, если заблудились в лесу?

Ваши действия?

Ответы детей. ( Тест 2). (Приложение 1). (Слайд 7) .

После каждого ответа на поставленный вопрос дети сверяют свои ответы с ответами, которые высвечиваются на слайдах и каждая команда оценивает правильность ответа команде соперников.. За полный ответ - один жетон, за не точный- 0, 5, за дополнительный ответ- 0, 5 б.)

Вопрос: Что делать, если во время движения вы отстали от группы?

(Слайд 8), (Тест 3)

Вопрос: Приметами похожей тропы является? (Тест 4)

Вопрос: Если вы приняли решение выбираться самостоятельно, то для этого необходимо сначала сориентироваться на местности.

(Слайд 9.) Ориентирование

Вопрос: Если же вы решили остаться на месте, то необходимо побеспокоиться о способах сообщения о месте своего нахождения.

Для этого существуют различные способы подачи сигналов бедствия.

(Слайд 10) Сигналы бедствия.

Вопрос: Какие другие сигнала бедствия вы знаете?

(При отсутствии рации, пиротехнических средств, можно использовать сигнальные патроны, дающие ярко - оранжевый или ярко - малиновый дым) есть и другие простые и надёжные способы подачи сигналов бедствия. Костёр, сигнальное зеркало, крик, свист, выстрелы (продолжительность 6 раз в минуту с минутной паузой);

Ho сигналы можно подать только тогда, когда будет слышен шум вертолёта или самолёта.

(Карточка. Сигналы международного кода)

Вопрос: Хотите узнать способы подачи сигналов азбукой Морзе.?

(карточки для каждой команды)

( Каждая команда шифрует свое слово и затем при помощи флажков должны его показать другой команде, другая команда отгадывает это слово)

Вопрос: А что же надо сделать, чтобы продержаться до появления спасателей?

(слайд ) (Необходимы: вода, пища и огонь)

Рассмотрите внимательно слайды и ответьте на поставленные вопросы.

(Слайд11, 12, 13 вывод по слайду)

Вопрос: Что еще необходимо в лесу, что бы выжить?

-Перед вами макеты костров, которые изготовили вы сами.

(карточка) Нарисуйте макеты костров, которые указаны в карточке?

(Слайд 13) На слайдах макеты костров. Когда задание будет выполнено, сверить ответы с слайдами. Оценить ответы.

(Слайд 14) Вопросы на слайдах.

Вопрос: Какие факторы препятствуют выживанию? Ответы детей.

(слайд 15). На слайдах высвечиваются правильные ответы.

Вопрос: Что необходимо сделать для преодоления такого состояния?

( Решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план )

Вопрос: Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них?

(боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда (по желанию отвечают ученики).

- Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, уметь анализировать ситуацию, мобилизовать волю.

Вопрос: Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии?(Слайд 15) После ответов детей, высвечивается правильный ответ.

(сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (ученики отвечают по желанию).

Раздать ПАМЯТКУ. (приложение 5) (Слайд 16)

Вывод:

Учитель: Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание - это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.

-Что сегодня на уроке ты взял для себя. Оцени свою работу и работу товарища в команде.

Выставить оценки

Домашнее задание: Составить кроссворд по теме. Автономное существование человека в природе.

Список литературы

1. Автор-составитель Попова Г.П // Методическое пособие для преподавателей средней школы. Волгоград. Учитель, 2005г

Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками.

2.Смирнов. А.Т., Хренников Б.О.Учебник .Основы безопасности жизнедеятельности. // Москва «Просвещение» 2011г.

3. Суслов. В.Н //. Учебное пособие. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты .Легион Ростов -на -Дону. 2011г






(ТЕСТ 1) Приложение 1

1.Что является причиной создания экстремальной ситуации в природе?

А) Заболевание и повреждение организма человека, требующие медицинской помощи

Б) Резкое изменение погодных и природных условий

В) Неумение ориентироваться на местности

Г) Переезд на новое место жительства.( дать карточку)







(Тест 2) Приложение 2

1.С какой целью руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристической группы в поисково-спасательную службу (ПСС)?

А) Для того, чтобы ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте

Б) Для того, чтобы ПСС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов, указанных в маршруте

В) Для того, чтобы ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае ЭС оперативно оказать ей помощь

Г)Для того, чтобы ПСС выделила группе рацию для связи во время прохождения маршрута? (дать карточку)





Приложение 3

(Тест 3.)

1.Что делать, если во время движения вы отстали от группы?

А) Ждать , когда за вами вернуться

Б) Построить временное жилье

В) Развести костер

Г) Отдохнуть и догнать группу, срезав путь







(Тест 4.) Приложение 4

1.Приметами похожей тропы является..

А) Отсутствие высокой травы

Б) Наличие следов птиц и зверей

В) Наличие следов человека

Г) Наличие следов деятельности человека






Приложение 5

Памятка

Открытый урок «Автономное существование человека в природе»

16


© 2010-2022