• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Доклад: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Доклад: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым»








Доклад: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ



Подготовил преподаватель ОБЖ

Халютин Константин Николаевич






Цели исследовательской работы:

Формирование осознанной мотивации учащихся для получения знаний о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку, для поддержания и сохранения своего здоровья.

Обучение учащихся способам выживания при автономном существовании в реальных условиях и с использованием новых технологий проектной деятельности учащихся (например, командно-штабные учения, диалоговые и интегрированные уроки и т.д.).

Мотивация своей деятельности, а также деятельности учащихся в получении ими практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи (1 МП) в экстремальных условиях.

Понятие инновация в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение.

Инновация - конечный результат творческого труда.

Слово инновация появилось в науке в конце 19 века. В работах экономистов и культурологов.

Конечно, нововведения (инновации) в нашей деятельности касаются не только к занятиям, также и мероприятиям во внеурочное время. Но самым главным для педагога деятельностью остается урок.

Какие бы новации не вводились на уроке, как сотни и тысячи лет, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда океан знаний и рифы противоречий. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы не твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы.

Основные типологии уроков, применяемых в преподавании ОБЖ

В настоящее время педагоги - исследователи предлагают несколько типологий уроков:

1. Классическая форма, традиционная форма.

2. Традиционная форма, дополненная с нестандартными формами (необычные или не совсем обычные уроки)

Это:

А. Уроки с измененными способами организации. Например, урок - лекция. (проблемная лекция, лекция - пресс - конференция, лекция провокация, лекция - диалог, мозговая атака и т.д.)

Б. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества, урок - творческий отчет.

В. Уроки, имитирующие какие - либо занятия или виды работ: урок - экскурсия.

Г. Игровые состязательные уроки.

Д. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: урок - общественный смотр знаний, урок - семинар,

3. Нетрадиционная, альтернативная форма обучения - личностно- ориентированное и развивающее обучение.

Что хорошего в традиционном уроке?

  1. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических и глубоких знаний.

  2. Традиционный урок-работа интересная с уверенностью в ее необходимости и пользе.

  3. На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

  4. Опора на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам и троечникам. Со средними учениками работать проще, меньше головной боли. Ведь практически на каждом уроке в роли «палочки - выручалочки» выступают «хорошисты» и «отличники». А остальные «отсиживаются» и «зарабатывают свою «тройку».

  5. Все нормы четко расписаны.

Что плохого в традиционном уроке?

1. Очень высокая утомляемость учителя, особенно в конце урока, ведь практически весь урок он занят сам.

2. Надоедает одно и то же повторение пройденного, жалко «Сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше.

3. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, непонимания со стороны учеников и родителей учителя.

Проблемные уроки.

Ряд ученых в проблемном обучении выделяют четыре типа уроков:

-проблемное изложение,

-эвристическая беседа;

-частично-поисковый;

-урок-исследование;

В развивающем подходе понятие «методика» впервые заменяется понятием «технология».

  • Технология объяснительно - иллюстративного обучения.

  • Личностно- ориентированные технологии

  • Развивающего обучения

  • Имитационные технологии

  • Здоровьесберегающие

  • Информационные

  • Игровые и т.д.

Игровые технологии на уроках ОБЖ - факторы повышения активизации и интенсификации деятельности учащихся. Теоретическая интерпретация.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

«Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности» (Д. Н. Узнадзе).

«Игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» (Л. С. Выготский).

В структуру игры как деятельности, органично входит:

- целепологание;

- планирование;

- реализация цели;

- анализ результатов.

В структуру игры как процесса, входят:

а) роли, взятые на себя участниками;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов;

г) реальные отношения предметов;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определенных подходов, позиций, мировоззренческих установок. Воспитание общительности и коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества. Адаптация к условиям среды.

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в игре - 90%. Обстановка д игры заставляет участников быть активными и позволяет проводить контроль знаний непосредственно в процессе игры.

С помощью игр формируются умения и навыки и качества, которые не могут отрабатываться иными методами обучения. По результатам оценивания деятельности учащихся, во время игр можно получить полную картинку не только о знаниях, но и личных качеств участников.

Обобщающий урок-игра курса ОБЖ в 8 классе "Дорожная безопасность"

Цели урока:

  • Закрепить теоретические знания о правилах поведения на дороге.

  • Отработать практические навыки безопасного поведения обучающихся как участников дорожного движения.

  • Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

  • дорожные аптечки;

  • раздаточный материал;

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке ОБЖ мы проводим занятие, тему которого вам предстоит определить самим. Чтобы каждый из вас имел возможность активно участвовать в уроке, разделитесь на 3 команды, выберите название. 4 человека будут работать в качестве жюри (команды рассаживаются за 4 стола, расставляют таблички, на которых пишут названия команд «Пешеходы», «Водители», «Пассажиры», «Жюри»).

2. Учитель оформляет доску по теме «Безопасность на дорогах»

  • Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

  • Наш урок пройдет сегодня в форме игры, которая поможет нам обобщить знания по данной теме. Члены нашего жюри будут оценивать правильность ответов, за правильный ответ - 1 балл и 1 жетон.

3. Первый конкурс - «Блиц».

Его тема - «Основные понятия и определения дорожного движения»

В течение 1 минуты участники каждой команды отвечают на вопросы, которые задаются команде, получая за правильный ответ 1 балл.

Примерные вопросы.

  • Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару? (Правой.)

  • Как называется место для ожидания общественного транспорта? (Остановка.)

  • Как называется «дирижерская» палочка регулировщика? (Жезл.)

  • Как называется край проезжей части? (Обочина.)

  • Как называют человека, идущего по тротуару? (Пешеход.)

  • Разрешается ли движение транспорта при мигающем желтом свете светофора? (Да.)

  • Как называется автомобиль, который носит «имя» великой русской реки? («Волга».)

  • Как называют улицу, идущую вдоль берега? (Набережная.)

  • Как называется велосипед для двоих ездоков? (Тандем.)

10. Какой дорожный знак ставят у школ, детских садов, других детских учреждений? («Дети».)

4. Второй конкурс - «История дорожного движения».

Каждой команде задается по 3 вопроса, за правильный ответ - 2 балла. Если команда не может ответить, право ответа переходит другой команде.

Примерные вопросы.

  • В какой стране появился первый светофор? (Англия.)

  • В каком городе России появился первый трамвай? (Москва.)

  • В какой стране появился первый регулировщик? (Англия.)

5. Третий конкурс - «Собери дорожный знак»

6. Четвертый конкурс - «Помощь при ДТП».

Учитель описывает дорожную ситуацию: произошло ДТП, в результате которого пострадал человек.

Известны симптомы: сильное кровотечение из предплечья правой руки. Кровь вытекает пульсирующей струей. Возьмите дорожные аптечки, выберите из них необходимые для оказания первой помощи медикаменты, укажите последовательность действий при оказании первой помощи. За правильно выполненное задание дается 5 баллов.

При остановке артериального кровотечения используются:

  • Жгут.

  • Спиртосодержащие растворы (йод, зеленка) или перекись водорода.

  • Бинт.

  • Обезболивающее.

  • Гипотермический пакет.

Под жгут необходимо положить записку с указанием времени наложения жгута. Травмированную конечность необходимо зафиксировать.

7. Подведение итогов.

По окончании выполнения заданий жюри подсчитывает общее количество баллов, набранных каждой командой, выявляет победителей.

Подсчет баллов.

Название конкурса

1 команда

2 команда

3 команда

Набранные баллы

1

Блиц.

2

История дорожного движения.

3

Сигналы регулировщика.

4

Помощь при ДТП.

Победителем оказывается та команда, которая показала наилучший результат. Она награждается дипломом. Все участники игры награждаются значками по теме «Дорожная безопасность».

Курс ОБЖ обладает мощным потенциалом для патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Но его программа, нуждается в совершенствовании. Большое значение должно уделяться и соответствующей подготовке и переподготовке преподавателей ОБЖ, мнения которых имеют большую ценность при рассмотрении проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистических воззрений. Перечисленные качества личности закладываются в раннем детстве в семье и окончательно должны быть сформированы в школьные годы.


Какие качества личности формирует школа у учащихся?

Доклад: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ


Важнейшей задачей военно-патриотического воспитания молодёжи является подготовка юношей к службе в рядах Вооружённых Сил, воспитание любви к своей Родине, поднятие престижа военной службы. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе.

С переходом Вооружённых сил на годичный срок службы и сокращением сроков начальной военной подготовки в армии встала необходимость более углублённого изучения военного дела именно в школе. Пройдя элективный курс «Безопасность жизнедеятельности человека» в 9 классе, уроки ОБЖ в 10-11 классах, имеющими разделы, связанные с подготовкой к службе в армии, юноши смогут почувствовать более подготовленными к военной службе, овладевшими азами военного дела.

Для проведения занятий по допризывной подготовке к службе в армии, мною используются компьютерные технологии.

Мультимедийная техника, с одной стороны, облегчает работу учителя, а с другой - обязывает его тщательнее планировать уроки. Она расширяет возможности использования интерактивных методов обучения, ориентированных на взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, доминирование их активности, направляемой учителем на достижение целей урока.

В своей педагогической практике из всех типов уроков чаще всего применяю комбинированный, в структуре которого присутствуют все основные элементы обучения. Для его проведения использую модель Колба, широко известную в различных вариациях. В числе наиболее распространенных их них - структура урока, представленная в таблице.

Структура урока, построенного согласно принципам Д. Колба (Модель Колба - теория Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. В различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.)

Этапы урока

Время, мин

1

Мотивация и объявление новой темы

5

2

Повторение (закрепление) пройденного материала

10

3

Изучение нового материала

15

4

Оценивание

5

5

Подведение итогов (рефлексия)

5

Преимущества урока с применением мультимедийной техники заключаются в том, что при по

мощи презентации каждый из перечисленных этапов можно сделать более наглядным, информационно насыщенным и тем самым повысить его познавательную ценность и эффективность обучения. Конечно же, при этом необходимо соблюдать меру, так как чрезмерное использование презентаций на уроках может привести к снижению его эффективности и интереса школьников к предмету. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации учитывается возраст учащихся и особенности их восприятия. Например, применение графиков и диаграмм для младших школьников нецелесообразно, а яркие образы, напротив, способствуют восприятию ими нового материала.

На каждом этапе урока с применением презентации необходимо соблюдать следующие правила:

1. На начальном этапе (организационная и содержательная установка, мотивация), призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала, совместно с ними определить проблему и затем предложить школьникам самим сформулировать тему.

Для создания проблемной ситуации использовать в презентации анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы), а также речевое, музыкальное и визуальное (подписи к иллюстрациям) сопровождение. Они способствуют развитию ассоциативного мышления учащихся, формированию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

2. На этапе повторения (закрепления) пройденного материала для проверки его понимания и прочности знаний учащихся включать в презентацию опорную информацию, использовать визуальные подсказки, возможность возврата к пройденным ранее темам, что способствует укреплению внутрипредметных, межпредметных связей и развитию долговременной памяти школьников.

Эту часть урока иногда можно ставить перед этапом целеполагания, особенно если на уроке продолжается начатое ранее изучение темы или обобщение пройденного.

3. На этапе изучения нового материала подбирать задания, выполнение которых обеспечивает освоение учащимися новых знаний, навыков и умений. При их выборе руководствуюсь китайской поговоркой: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Следуя ей, при создании этой части учебной презентации особое внимание уделить отбору информации, а также иллюстративных материалов, придерживаясь требования: в презентации должна быть только информация, отражающая цели и задачи урока. В ходе проектирования слайдов планировать поэтапное заполнение схем причинно-следственных связей с использованием нового учебного материала и знаний по другим предметам.

В интерактивном режиме, когда процесс усвоения новых знаний идет посредством взаимодействия учащихся с учителем и между собой, работа с презентацией позволяет им заполнять приготовленные заранее формы конспекта урока. При этом школьники формулируют главные мысли и выражают их конкретно, лаконично.

А в ходе формирования навыков учащихся презентация дает возможность путем смены слайдов или анимации последовательно и наглядно демонстрировать каждый шаг, элемент действий, затрачивая на это минимум времени, поэтому его больше остается для индивидуальной работы с учащимися.

Слайды могут также носить инструктивный характер в преддверии выполнения и закрепления правильной последовательности каких-либо действий.

4. На этапе оценивания для проверки прочности усвоения учебного материала можно использовать слайды презентации, которые предоставляют каждому из школьников возможность самому оценить свои успехи, выявить ошибки и устранить их. Полезность таких слайдов состоит в том, что они позволяют не только продемонстрировать правильный ответ, но и проиллюстрировать его соответствующим фрагментом учебного материала.

5. При подведении итогов (рефлексии) презентация помогает построить диалог о достижении целей, задач урока. Учащиеся становятся его активными участниками, вспоминают ход собственных рассуждений и повторно формулируют главные мысли. Это дает информацию об усвоении ими нового материала. А в ходе инструктажа по выполнению домашнего задания презентация позволяет напомнить ход урока и акцентировать внимание на тех его частях, которые наиболее значимы для самостоятельной работы школьников дома.

Конечно же, презентация не может вытеснить традиционные приемы работы на уроке. В процессе работы используется тестирование. Применение мультимедийной техники расширяет возможности творчества учителя, способствует формированию компетенций учащихся и делает каждый урок более интересным для них, запоминающимся событием в процессе получения знаний



© 2010-2022