- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гуро И.О. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа 10 класс
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе программы В.Н. Латчук, С.К. Миронова, С. Н. Вангородского.- М.: Дрофа, 2006 с учетом требований федерального государственного стандартов среднего общего образования.
Программа решает следующие задачи:
- освоение учащимися знаний о ЗОЖ, об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, здоровье и ЗОЖ, государственной системе защиты населения от опасных и ЧС, об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание у учащихся ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения ЗОЖ;
- обучение умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать ЧС, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать ПМП пострадавшим.
В программе представлены 3 раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел 1 «Безопасность и защита человека в среде обитания»включает в себя темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в ЧС», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел 2 «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».
В разделе 3 «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе.
Материал программы является достаточным для формирования у учащихся основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает наряду с изучением проблем личной безопасности, получение определенных знаний по вопросам национальной безопасности.
Обучающиеся получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, с международным гуманитарным правом по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией РСЧС, ГО, с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.
Программа выстроена в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение, и направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности по следующим направлениям:
- формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и ее значении для благополучного развития личности, общества и государства;
- ознакомление с особенностями ЗОЖ и рационального поведения в различных ситуациях;
- изучение правил оказания и овладение навыками ПМП в сложных ситуациях при острой необходимости;
- ознакомление с задачами и структурами государственных организаций, занимающимися вопросами защиты населения природного характера;
- воспитание личной заинтересованности, создания необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
- изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;
- оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая и энциклопедии, словари и др.
- самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния.
Реализация программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методически учебно-методические пособия, учебные наглядные пособия.
Планируемый результат.
При прохождении программы учащиеся 10 класса должны иметь определенный уровень знаний, умений и навыков.
Знания:
- основные составляющие ЗОЖ и их влияние на безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне и воинской обязанности граждан РФ;
- состав и предназначение Вооруженных Сил РФ;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинское освидетельствования, призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе;
Основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС и ГО.
Умения:
- применять основные способы защиты от ЧС природного и техногенного характера;
- практически использовать необходимые навыки в области ГО;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ведения ЗОЖ;
- при оказании ПМП;
- для развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- при обращении в случае необходимости экстренной помощи;
- принятие норм и правил поведения, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;
- понимание противоречивости развития современного мира, прошлого и настоящего в развитии социокультурного пространства, ответственность за происходящее в социально- территориальном пространстве процессы.
Критерии оценки
Оценка «5»- ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4»- в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2»- основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Литература учителя
-
Основы безопасности и жизнедеятельности 10 класс. Учебник для обшеобразовательных учреждений \ С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук, В.В. Марков - М., Дрофа 2005.
-
С. Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин Основы безопасности жизнедеятельности, планирование и организация занятий в школе 5-11 классы: методическое пособие - М. : Дрофа, 2004.
-
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики- главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. - М.:Дрофа, 2005.
-
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики- главные враги здоровья человека: Тесты 8-11 классы- М.:Дрофа, 2005.
-
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы дидактические материалы- М.: Дрофа, 2001.
Литература ученика.
-
Основы безопасности и жизнедеятельности 10 класс. Учебник для обшеобразовательных учреждений \ С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук, В.В. Марков - М., Дрофа 2005.
-
Безопасность жизнедеятельности: словарь - справочник \ Карамзинов Ф., Русак О., Гребенников С., Осенков В. -СПб: Лань, 2001
-
Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма : Книга для учащихся - М.:5 Просвещение,1993
№
Наименование раздела темы занятий
По программе
запланировано
примечание
Раздел 1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
10
10
Глава 1 Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования
1
1
1.1
Автономное существование человека
1
1
Глава 2 Правила безопасного поведения криминогенного характера
1
1
2.1
Криминогенные ситуации. Терроризм
1
1
Глава 3 Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера
1
1
3.1
Правила поведения в условиях ЧС
1
1
Глава 4 Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
2
2
4.1
Структура РСЧС
1
1
4.2
Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС
1
1
Глава 5 Законодательные и нормативно - правовые акты РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства
1
1
5.1
Законы и другие нормативно - правовые акты РФ по обеспечению безопасности
1
1
Глава 6 Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны
1
1
6.1
ГО основные понятия, определения и задачи
1
1
Глава 7 Современные средства поражения и их поражающие факторы
1
1
7.1
Современные средства поражения и их поражающие факторы
1
1
Глава 8 Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время
2
2
8.1
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени
1
1
8.2
Средства индивидуальной защиты. Организация и проведение аварийно - спасательных работ в зоне ЧС
1
1
Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
4
4
Глава 1 Основы медицинских знаний
1
1
1.1
Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
1
1
Глава 2 Основы здорового образа жизни
3
3
2.1
ЗОЖ и факторы, влияющие на здоровье
1
1
2.2
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
1
1
2.3
Вредные привычки и их влияние на здоровье
1
1
Раздел 3 Основы военной службы
4
4
Глава 1 Вооруженные Силы РФ - защитники Отечества
2
2
1.1
История создания Вооруженных сил
1
1
1.2
Структура, функции и основные задачи современных Вооруженных сил России
1
1
Глава 2 Боевые традиции Вооруженных Сил России
1
1
2.1
Патриотизм и верность воинскому долгу. Войсковое товарищество
1
1
Глава 3 Символы воинской чести
1
1
3.1
Боевое знамя воинской части. Ритуалы Вооруженных сил России
1
1
Итого
18
18
№
Тема урока
Составляющие качества образования
Педагогические средства реализации
Наглядность
Контроль
Предметно информационная
Деятельностно - коммуникативная
Ценностно-ориентированное
Раздел 1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Глава 1 Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования
1
Автономное существование человека
Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.
Знать правила поведения в условиях автономного существования
Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
Лекция, работа с учебником
Учебник, фрагменты фильма «Изгой»
Опрос, тест
Глава 2 Правила безопасного поведения криминогенного характера
2
Криминогенные ситуации. Терроризм
Возможные криминогенные ситуации.
Правила поведения при захвате в заложники
Разбор конкретных ситуаций терроризма
лекция
Учебник, Просмотр док. фильмов по терактам (Беслан, Башни близнецы и др.)
Решение ситуационных задач
Глава 3 Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера
3
Правила поведения в условиях ЧС
Характеристика наиболее вероятных ситуаций природного характера и техногенного характера
Знать потенциальные ситуации природного характера для Уральского региона
Применение правил безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера
Лекция, решение ситуационных задач
Презентация, учебник
Решение ситуационных задач
Глава 4 Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
4
Структура РСЧС
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Знать правила прогнозирования, способы оповещения.
Применять знания при оповещении и эвакуации, проведении аварийно-спасательных работ
Лекция
Учебник, презентация
Опрос, решение ситуационных задач
5
Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС
Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.
Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Уметь оценивать ЧС и материальный ущерб
Применять знания при обращении за помощью в случае ЧС
Лекция, работа с учебником
учебник
опрос
Глава 5 Законодательные и нормативно - правовые акты РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства
6
Законы и другие нормативно - правовые акты РФ по обеспечению безопасности
Знакомство с законами РФ по обеспечению безопасности
Уметь работать и анализировать статьи законов
Применение полученных знаний в повседневной жизни
Лекция, работа со статьями законов
Статьи законов
опрос
Глава 6 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
7
ГО основные понятия, определения и задачи
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
Значение ГО
Иметь представление о ГО и ее деятельности
Лекция, работа с учебником
учебник
Заполнение таблицы
Глава 7 Современные средства поражения и их поражающие факторы
8
Современные средства поражения и их поражающие факторы
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Иметь представления о современных средствах поражения и их поражающих факторов
Уметь предвидеть потенциальную опасность и правильно действовать в случае их наступления
Лекция алгоритм действий по мерам безопасности химического и биологического терроризма
Учебник, презентация
Заполнение алгоритма по теме
Глава 8 Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время
9
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала: «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
Знать способы оповещения населения в ЧС
Применять знания при действиях в случае ЧС
Лекция, работа с учебником
Учебник, презентация
опрос
10
Средства индивидуальной защиты. Организация и проведение аварийно - спасательных работ в зоне ЧС
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Знать основные средства индивидуальной защиты населения органов дыхания, кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Знать об организации аварийно - спасательных работах в зоне ЧС
Применять знания для обеспечения личной безопасности
Лекция, тренировка надевания средств индивидуальной защиты
Учебник, презентация, противогаз, ватно-марлевые повязки, респираторы
Опрос. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты
Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 1 Основы медицинских знаний
11
Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Уметь классифицировать заболевания по внешним признакам
Использовать полученные знания в повседневной жизни
Лекция, беседа, выделение проблемы и поиск решения
Учебник, презентация
тест
Глава 2 Основы здорового образа жизни
12
ЗОЖ и факторы, влияющие на здоровье
Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Прогнозировать последствия нарушения основ ЗОЖ; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для анализа ситуаций, связанных с угрозой здоровью
Ценить собственное психофизическое и социальное здоровье; уверенность в возможности развития и саморазвития
лекция
Учебник, презентация
опрос
13
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Основные составляющие ЗОЖ
Применять знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Лекция, решение ситуационных задач
презентация
Индивидуальный опрос, решение ситуационных задач
14
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно - сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для анализа ситуаций, связанных с угрозой здоровью
Ценить собственное психофизическое и социальное здоровье
Лекция, презентация
Учебный фильм
Опрос, тест
Раздел 3 Основы военной службы
Глава 1 Вооруженные Силы РФ - защитники Отечества
15
История создания Вооруженных сил
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Знать историю. Создания ВС РФ
Понимать значение ВС РФ
Лекция, работа с учебником
учебник
Индивидуальный опрос
16
Структура, функции и основные задачи современных Вооруженных сил России
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска. Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.
Военно-морской флот, история создания, предназначение.
Отдельные рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами.
Оценивать значение ВС РФ в организации обороны страны
Понимать роль и место ВС РФ в обеспечении национальной безопасности страны
лекция
Учебник, презентация
тест
Глава 2 Боевые традиции Вооруженных Сил России
17
Патриотизм и верность воинскому долгу. Войсковое товарищество
Патриотизм-духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.
Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.
Знать о требованиях воинской деятельности предъявляемым к моральным, индивидуально- психологическим и профессиональным качествам гражданина
Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
лекция
Презентация
опрос
Глава 3 Символы воинской чести
18
Боевое знамя воинской части. Ритуалы Вооруженных сил России
Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Презентация, учебник
опрос