• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 12 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное автономное учреждение дополнительного и профессионального образования «амурский областной институт развития образования»

(ГАУ ДПО Амурской области институт развития образования)




Выпускная работа

Кафедра акмеологии и профессиональной деятельности

Тема: Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.



Тюкавкин Евгений Владимирович

Программа обучения:

_______________________








Благовещенск 2015


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………………… 3

1 Цель, задачи и основа Стратегии………………………………..….. 5

1.1. Цель Стратегии ………………………………………. 5

1.2. Задачи Стратегии ……………………………………………………….5

1.3. Приоритеты государственной политики в области воспитани…………………………….5

2. Основные направления развития воспитания……………………………………………................................... 6

2.1. Развитие социальных институтов воспитания ………………….….6

2.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций …………………………………………………… 8

2.3. Ожидаемые результаты ……………………………………………… 11

3. Педагогическая работа по развитию духовно нравственного воспитания личности учеников средствами физической культуры, спорта, и военно-патриотического движения.……………………….12

3.1. Методы работы по развитию духовно нравственного воспитания личности на занятиях физической культуры и военно-патриотического движения.……………………………………12

3.2. Ожидаемые результаты духовно-нравственного
развития и воспитания детей ……………………………………….15

4. Анализ духовно нравственного воспитания на примере военно-патриотического объединения СОШ №5 Белогорского МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ.……………………….19

4.1. Организация и методы исследования .…………………………………19

4.2. Анализ результатов исследования …………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………… 25

Список литературы…………………………………………………… 27

Приложение 1. Фото ……………………………………………………………28

Приложение 2. Конспект одного из занятий………………………………….40

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, уважения к памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость новым поколениям.

Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей.

Стратегия направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».

Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.

В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.

Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения. Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. Стратегия закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.

1 Цель, задачи и основа Стратегии

1.1 Цель Стратегии:

Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности. Укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

1.2 Задачи Стратегии:

- создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

- обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

- повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;

- сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

- обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.3 Приоритеты государственной политики в области воспитания:

- воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;

- поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

- защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;

- обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;

- обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.)
- формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;

- воспитание языковой культуры детей;

- развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.

2 Основные направления развития воспитания

2.1 Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания:

содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;

сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;

популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;

содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;

поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;

полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;

расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;

развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;

создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:

создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);

содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;

применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;

поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;

широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций


Гражданское и патриотическое воспитание:

формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;

развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;

разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;

формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.

Духовно-нравственное развитие:

воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;

развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;

формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;

расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Приобщение детей к культурному наследию:

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;

совершенствование деятельности библиотек;

создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.

Физическое развитие и культура здоровья:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;

формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;

распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях. Занятие физической культурой и спортом нами рассматривается как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Мы считаем, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности.

Физическое воспитание необходимо рассматривать шире - как педагогический процесс воспитания личности. Сформировалось глубокое убеждение, что физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Воспитание этнической толерантности, культуры межэтнического взаимодействия, преодоление негативных и закрепление положительных этнических стереотипов у школьников средствами физической культуры необходимо построить по нескольким направлениям: знакомство с культурой, традициями своего и других народов; знакомство с культурой народов мира через подвижные игры; олимпийское образование; формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;

формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;

развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание:

становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

2.3 Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:

значимость воспитания в общественном сознании;

укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;

повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;

доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;

повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;

повышение уровня информационной безопасности детей;

формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.

3 Педагогическая работа по развитию духовно нравственного воспитания личности учеников средствами физической культуры, спорта, и военно-патриотического движения.

3.1 Методы работы по развитию духовно нравственного воспитания личности на занятиях физической культуры и военно-патриотического движения.

Исходя из стратегии воспитания, духовно-нравственное развитие заключается в воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.

Одной из задач учителя - сообщение знаний об окружающем мире. Готовя школьников к жизни, полной противоречий учитель должен стремиться дать им правильные ориентиры.

Например, в СОШ № 5 г. Белогорска ученики постигают через общение в проектной работе основу духовно-нравственного развития. Так проводя проект по физической культуре в пятых классах на тему «дворовые игры» я заметил как ученики участвующие в проекте стремились перенять опыт организации дворовых игр своих родителей, старших знакомых. Общение между старшим и младшим поколениями налаживались и укреплялись. Родители рассказывали детям о особо понравившихся играх их детства, о правилах проведения этих игр. По изученному материалу дети выбирали одну из наиболее понравившихся игр, готовили снаряжение изучали правила игры, проводили тренировки. В процессе игры у детей воспитывалось чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.

Другим примером духовно нравственного воспитания личности может служить кружок военно-патриотического воспитания проводимый в СОШ №5 г. Белогорска. Дети 7,8,9,10 классов на базе подшефной бригады связи занимаются в кружке «Воин». Под руководством учителя дети изучают: военное дело, участвуют в спортивно массовых мероприятиях, военно-патриотических, оказывают помощь и работают по просьбе совета ветеранов г. Белогорска. В сотрудничестве с педагогом дополнительного образования Терентьевой С.П кружок участвует:

- в возложение цветов к памятнику часовне (70 лет со дня окончания Второй Мировой войны).

- вахта Памяти. Уход за солдатскими захоронениями на Никольском кладбище. Захоронение Героя советского союза Ахмирова К.Ш., кавалера орденов Славы 3-х степеней Скорикова П.В., комбрига Дьяченко.

- тимуровская деятельность. Хозяйственная помощь ветерану ВОВ Зиненко И.М.

Основное направление кружка духовно-нравственное воспитание, развитие у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения. В рамках кружка проводится тематические лектории в соответствии с утвержденным положением Президента РФ «днях воинской славы».

Ежегодно кружок участвует в игре «зарница», и слете патриотов России. По итогам игры зарница кружок СОШ№5 в 2015 году занял 3 место среди команд города, а на слете 2 место. 17 декабря 2015 года кружок участвовал в военном троеборье. Перед участниками команды выступили казаки Уссурийского казачьего войска с докладом о установке поклонных крестов в память о походе атамана Пояркова по реке Зея. Выступили члены союза ветеранов с отчетом о проделанной работе. Каждая команда подготовила художественный номер и на основе этого провели концерт, на котором присутствовали Союз ветеранов ВОВ, Союз ветеранов Афганистана, представители уссурийского казачьего войска, представители 35 общевойсковой армии.

В первую очередь на занятиях физической культуры и спортивных мероприятиях педагог знакомит школьников с традициями русского народа, их праздниками, играми, ведь русская народная игра - это наша историческая память.

Формы организации обучения по развитию духовно нравственного воспитания личности на занятиях - это: традиционные занятия и его типы, нетрадиционные занятия, дополнительные занятия. Классно-урочная система наряду с уроком и его типов в классическом понимании включает так же различные нестандартные формы проведения уроков (уроки мужества, соревнование, смотры строевой выучки, вечера вопросов и ответов, лектории, тренировки т.д). Многие спортивные и особенно игровые моменты в нашей школе моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном коллективе. Сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, возможно, возникающими ощущениями боли, страха и т.д. воспитывают волю, уверенность в себе. В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем.

Целью таких уроков становится не только расширение кругозора, но и воспитание, духовно-нравственное развития. Кроме того, духовно-нравственное развитие осуществляется не только путем преподавания физической культуры в форме предмета, но и через спортивные секции и соревнования. Все это дает возможность взаимодействовать различным возрастным категориям в рамках образовательного процесса.

На других занятиях ученики знакомятся с многообразием игр других стран мира. Через это знакомство дети могут понять что, не обходимо учитывать мнение сверстников, искать общие способы решения возникших проблем возникшим в процессе занятия что при этом необходимо считаться с другим мнением и уметь отстаивать собственную позицию. Чем больше знаешь о человеке, о его жизни и интересах, тем больше проникаешься к нему уважением, испытываешь добрые и даже дружеские чувства. Работа над воспитанием дружелюбия, уважения к людям рассчитана в большей степени на отдаленные, а не сиюминутные результаты.

Воспитания, духовно-нравственное развитие заключается в воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.

3.2 Ожидаемые результаты духовно-нравственного
развития и воспитания детей

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей обеспечивается достижение учениками:

воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность, сформировал определеныи навыки).

эффекта - последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого ребенка.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности воспитанников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов - приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами (в воспитательном процессе и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребенка с представителями различных социальных субъектов за дома, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у них коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

На первом этапе ученики как правило получают знания от учителей начальных классов. На втором и третьем уровне работает весь педагогический коллектив. Одним из видов реализации программы духовно нравственного воспитания 5 СОШ города Белогорска является кружковая деятельность: «мир спорта», «ВОИН».

Цель кружков

  1. создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

  2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.

  3. Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

Задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

  • Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

  • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

  • создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

  • Развитие форм ученического самоуправления.

Работа кружков соответствует специфике среднего и старшего образования детей, и способствует:

  • духовному и личностному росту учащихся;

  • развитию творческого и логического мышления;

  • развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

  • обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека).

Планируемые результаты для учащегося.

  1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

  2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

  3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

  5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды.

  6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Ученики должны быть:

  • дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

  • обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

  • самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

  • способны к изменению самих себя.

4 Анализ духовно нравственного воспитания на примере военно-патриотического объединения СОШ №5 Белогорского МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

4.1 Организация и методы исследования

Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического, духовно нравственного воспитания. В своей работе педагог по физической культуре использует в основном групповой метод. Так как в групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал старшеклассников во время командных игр (волейбол, баскетбол, зарница, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии - это выработка у учащихся острого желания действовать, при чем действовать результативно.

Исследование проводилось в сборной команде 5 школы. В состав команды вошли шесть учеников десятого класса, три ученика девятого класса, из которых две были девочки. Для проведения опытной работы, была проведена беседа - интервью с учителями школы по изучению актуальности использования военно-патриотического воспитания в образовательном процессе школы, в спортивных мероприятиях, общественной жизни школы.

Цель беседы - интервью явилось выяснить, как учителя относятся к использованию военно-патриотического воспитания в образовательном процессе школы.

Приведем ответы, полученные в ходе проведения беседы. Педагогический стаж учителей составляет от 2 до 27 лет. На взгляд учителей военно-патриотическое воспитание в развитии личности занимают не самое основное место. Некоторые учителя используют опыт воспитания в учебном процессе часто. Это предметы: физическая культура, ОБЖ, педагоги блока дополнительного образования.

На вопрос заданный классным руководителям «Как вы относитесь к использованию знаний приобретенных в процесси занятий в кружке ВОИН в своей практике», большинство учителей ответило: «К использованию знаний и опыта ребят занимающихся в кружковой деятельности отношусь положительно, считаю, что необходимо проводить эти занятия, они способствуют активизации учащихся, они им более интересны». Знания и умения приобретенные в процессе занятий в объединении ВОИНН пригодились не раз. Так участники кружка, участвовали в подготовке конкурса строя и песни в школе посвященного «Дню защитника отечества». Основная нагрузка легла на классных руководителей и участников кружка. Парад школьников 9 мая, участие в шествии бессмертного полка, участие в акции «Знамя победы». В городских соревнованиях по пулевой стрельбе участники кружка заняли все первые места. Участники кружка активно занимаются спортом и отстаивают честь школы на всех без исключения соревнованиях.

К трудностям, которые учитель испытывают при проведении занятий военно-патриотического воспитания, отнесены: отсутствие должного финансирования, необходимой материальной базы, слабая заинтересованность подшефных воинских частей, малое количество групп и часов выделено на занятие.

Результат беседы показывает актуальность рассматриваемой темы.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап - констатирующий. Целью этого этапа было определение уровня заинтересованности в повешении занятий у старших, средних классов школы. Первый этап констатирующего эксперимента заключался в разработке анкеты, дающей понять уровень заинтересованности самих школьников в предлагаемых им занятиях. Анкета для определения уровня заинтересованности учеников содержала ряд вопросов: «достаточно занятий?», «необходимы дополнительные занятия?», «нет желания посещать этот кружок».


Опрос показал что в среднем звене обучающихся интерес к занятиям, повышающим уровень духовно-нравственного воспитания выше чем в старших классах. Старшие классы показали средний уровень заинтересованности в участии в патриотическом движении.

Следующим этапом был формирующий. Целью этого этапа было развивать интерес к патриотическому движению (8-10 класс СОШ №5 г. Белогорск) на уроках физической культуры, на военно-спортивных мероприятий и групповых игр, встреч с ветеранами (ВОВ, Афганистана), представителями Администрации по делам молодежи, представителями казачества, Членами комитета солдатских матерей. В течение учебного года проводилось множество бесед, посвященных различным аспектам патриотического движения, тематические лектории, семинары, а также спортивные мероприятия, слеты, отчеты о проделанной работе и т.д. Посещалась в дни открытых дверей подшефная часть, во время проведения воинских сборов изучался быт и повседневная жизнедеятельность военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации. Ученики принимали участие в слете участников патриотического движения города Белогорска где предоставили отчет о проделанной работе за год и получили новое задания на год.

По результатам формирующего этапа желание участия в кружке ВОИН у большинства учащихся значительно повысился, так желающих вступить в объединение увеличилось.

Третий этап работы - контрольный. Цель этого этапа была проверка знаний у учащихся полученных в объединении. Так шесть учеников пришедших в объединение в первый год и проходившие викторину на этапе игры Зарница через год прошли такую же викторину. Для этого был использован имеющийся в школе музей, который стал результатом многолетней поисковой работы учащихся, родителей, учителей. Кабинет полностью посвящён истории, здесь бережно хранятся боевые награды жителей города, особое место занимают предметы быта русской семьи: домашняя утварь, народные вышивки, другие изделия, выполненные в традициях национального кружевоплетения, лоскутного шитья и др. Школьный кабинет стал центром патриотического, духовно-нравственного воспитания. В его работе принимают участие дети, родители, учителя, общественность. В кабинете проводятся уроки, внеклассные мероприятия, встречи. Кабинет «Школьный музей» способствует возрождению национальных обычаев и традиций. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.

На конечном этапе исследования было проведено тестирование учащихся, согласно которому результаты по уровню знаний по сравнения с прошлым годом стали намного выше, что видно из следующей диаграммы.

Таким образом, можно утверждать, что интерес к патриотическому движению у учащихся вырос, так как были внедрены различные технологии в образовательный процесс школы и во внеурочной деятельности.

4.2 Анализ результатов исследования

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно-экспериментальной работы по изучению различных методов в образовательный процесс СОШ №5 в частности при работе в объединении в старших классах, позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования и оценить перспективы дальнейшей разработки темы.

Результаты исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении учениками 10 класса представлений об истории своего государства, традициях своего народа, его подвигах и достижениях. Заключительная диагностика показала, что знания учеников стали достаточно глубокие, систематизированные. У учеников усилился интерес к истории родного народа.

Цель педагогического процесса школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к истории, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Таким образом, можно считать, что в СОШ №5 г.Белогорска существует определенная система в работе по духовно нравственному воспитанию учащихся: имеются перспективные планы, систематически проводятся с учащимися спортивные мероприятия: соревнования, соревнования-игры, тематические занятия, беседы. В ходе данного исследования подтвердилось, что ознакомление старших школьников с историей родного народа, его традициями способствует патриотическому воспитанию личности.

Окончивший нашу школу, молодой человек унесет из школы те знания, которые помогут ему безболезненно вписаться в следующий этап его жизни вне зависимости от того, чем он займется и как он определит свою жизнь (трудовая деятельность или совершенствование своего образования).

Таким образом, задачи духовно-нравственного воспитания нельзя понимать узко, только как приобщение к национальной программе. Ее цель подготовить учеников к полноценной самостоятельной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Важнейшее условие успешного развития России - воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

К. Д. Ушинский писал Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания.

Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.


Список литературы


1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.

4. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.

5. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.

6. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. -№ 8- 2010.

7. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. - № 7- 2010. 8. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. - № 1-2010.

9.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011

10. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.

11.Полководцы Победы Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский: интеллектуальная игра для учащихся старшего школьного возраста / О. В. Путенко //Ж. Воспитание школьников. -№ 4-2010

12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.

14. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт . Махачкала: Дагучпедгиз, 1971. - 234с.

15. Александров С.Г. Народные казачьи виды спорта - резерв Олимпийского движения // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры: Материалы науч.-практ. конференции. - Майкоп: Адыг. респ. книжн. изд-во.- 1998.-С. 45-46.

16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. М., 1965.

17. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: ФИС, 1988.-281с.

18. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн. пособ. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 285с.

19. Концепции воспитания

docme.ru›doc/1083661/koncepcii-vospitaniya

20 Материал по теме: Концепция воспитательной работы...

nsportal.ru›Школа›Администрирование школы›…-vospitatelnoy-raboty

21 Сравнительный анализ основных концепций воспитания....

refdb.ru›look/2365877-p2.html


22....в Российской Федерации на период до 2025 года

council.gov.ru›media/files…

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года I. Общие положения Приоритетная задача РоссийскойФедерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями...

Посмотреть

23...развития воспитания в РФ на период до 2025 года»...

ivolin.ru›strategy…education…russia…2025…russian…

Приложения:

1. фото

а) фото проведения занятий кружка в подшефной части

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.




б) фото проведения занятий кружка в школе

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.

в) фото проведения соревнований зарница весной 2015

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.


Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.





Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.


г) фото проведения слета патриотов России осень 2015

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.



2. конспект

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения лектория по патриотическому воспитанию клуба «Воин»

ТЕМА: к 72- годавщине начала контрнаступления под Москвой

ВОПРОСЫ: 1. На подступах к столице.

2. Оборона Москвы.

3. Контрнаступление Красной Армии.

ВРЕМЯ: 2 часа.

МЕСТО: Школа № 5 класс ОБЖ

Перед началом выступления звучит песня «Вставай страна огромная» через проектор демонстрируются фото Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.



Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.

…..из съёмок 1941 года

По окончанию просмотра приступаю к изложению материла:

Весь замысел войны против СССР был привязан к Москве, поэтому центр тяжести усилия группировки германских войск был расположен на московском направлении, в полосе наступления группы армий "Центр". В этом оперативно-стратегическом объединении вермахта находились 36,4 % солдат и офицеров, 46,5 % орудий и минометов, 53,5 % танков, 43,3 % боевых самолетов от общего количества сил и средств противника, развернутых на советско-германском фронте к моменту вторжения в нашу страну. Концентрация таких сил на главном направлении и упреждение в сосредоточении и развертывании советских войск обеспечивал немцам благоприятные условия для нанесения максимально мощного первого удара и быстрого развития достигнутого успеха в глубину территории нашей страны. Танковые соединения группы армий "Центр" к 22 июня продвинулись на 255 км, а к 1 июля - до 400-450 км. В то же время глубина продвижения войск соседних групп армий противника (Север и Юг) составила 140-220 км.

Чтобы не допустить прорыва германских войск к Москве, советское командование было вынуждено коренным образом перестроить планы ведения военных действий. С этой целью Ставка Главнокомандования (ГК) 25 июня приняла решение о развертывании второго стратегического эшелона в составе 19-й, 20-й, 21-й и 22-й резервных армий на рубеже р. Хладная Двина, Днепр до Кременчуга. Но при такой ширине рубежа степень насыщения Западного направления войсками и военной техникой оказалась явно недостаточной. И поэтому уже 27 июня Ставка ГК не только сократила ширину этого рубежа на 450 км, но и усилила Западное направление тремя резервными армиями (16-й, 24-й и 28-й), обратив особое внимание на организацию обороны направлений вдоль Энской автострады и Варшавского шоссе, которые кратчайшим путем выводили к Москве. Эти решения Ставки ГК по существу явились первыми мероприятиями по срыву замыслов врага прорваться к Москве и сходу овладеть ею.

Был принят и ряд других неотложных мер. Все они направлялись на то, чтобы предпринять самое необходимое для безопасности столицы: восстановить прорванный фронт, создать новую линию обороны и задержать гитлеровскую лавину. С этой целью Ставка ГК к концу второй декады июля развернула на московском направлении 121-ю новую дивизию, занявшую оборону на глубину до 230 км.

В германском стане никто не мог такого ожидать. И хотя дивизии были слабо оснащены, не обладали боевым опытом, их развертывание имело неоценимое значение для всего хода борьбы за Москву. На Днепре, у Смоленска и на многих других участках Западного направления закипели кровопролитные бои, в которых советские войска настолько потрясли наиболее мощную группировку противника, что заставили германское командование впервые во второй мировой войне заняться пересмотром оперативных планов. Гитлер был вынужден 30 июля отдать распоряжение о прекращении наступления на Москву.

Почти одновременно Ставка ГК реорганизовала структуру обороны московского направления. С этой целью войска Западного фронта и части главкома Западного направления были объединены в единый Западный фронт и создан новый, Резервный фронт. В состав последнего передавались армии ликвидированных фронтов Можайской линии обороны и резервных армий, а также вновь сформированная 43-я армия. Командующим Резервным фронтом был назначен генерал армии Г.К.ЖУКОВ.

25 августа ЖУКОВ получил директиву Ставки ВГК с задачей: левофланговыми армиями Резервного фронта 30 августа перейти в наступление, покончить с ельнинской группировкой противника и овладеть Ельней, а остальными армиями развивать занимаемую оборону на Ржевско-Вяземском оборонительном рубеже.

Первая самостоятельная операция ЖУКОВА, проведенная им в войне с фашистской Германией, оказалась вполне успешной. Целенаправленно и всесторонне подготовив войска к наступлению, их усилиями и своей железной волей он заставил немцев отступить с Ельнинского выступа, откуда планировался рывок на Москву.

За счет резервов и войск с других участков фронта германское командование к концу сентября довело состав группы армий Центр до 1 800 тыс. человек, 14 тыс. орудий и минометов, 2,7 тыс. танков и 1390 самолетов, что обеспечивало им общее превосходство над войсками трех советских фронтов (Западного, Резервного и Брянского).

Битва под Москвой включает в себя два периода: оборонительный (30 сентября - 4 декабря 1941 г.) и наступательный (4 декабря 1941 г. - 20 апреля 1942 г.). В первом из них Красная армия провела Вяземско-Брянскую (30 сентября - 31 октября) и Московскую (15 ноября - 4 декабря) оборонительные операции.

Во втором - Московскую наступательную (контрнаступление под Москвой 4 декабря 1941 г. - 7 января 1942 г.) и Ржевско-Вяземскую наступательную (8 января - 20 апреля 1942 г.) операции.

На рассвете 2 октября 1941 г. главные силы группы армии Центр, заняв исходное положение, устремились на восток и расширили полосу наступления танковых дивизий Гудериана, которые начали операцию "Тайфун" двумя днями ранее. Противник прорвал оборону советских войск на трех участках, удаленных друг от друга на 150-200 км, и начал быстрый выход в тыл Западного, Резервного и Брянского фронтов. 7 октября немцы замкнули кольцо вокруг войск, сражавшихся западнее Вязьмы.

Ситуация для Москвы стала в высшей степени угрожающей, стратегический фронт на Западном направлении был прорван. Образовавшаяся в обороне брешь достигла ширины 500 км. Закрыть ее оказалось нечем. Стала реальной угроза внезапного появления в столице бронетанковых войск противника, ибо слабое прикрытие на Можайской линии обороны задержать их не могло.

Столь же мощные удары противник нанес и по войскам Резервного и Брянского фронтов. В результате две трети дивизий фронтов Западного направления оказались в окружении, но они продолжали героически сражаться с врагом.

За это время Ставка ВГК сумела не только подтянуть резервы, произвести перегруппировку войск и вместе с остатками 32 дивизий, вырвавшихся их окружения, закрыть брешь в обороне, но и восстановить Западный фронт, для руководства которым был отозван из Ленинграда ЖУКОВ. Одновременно был сформирован новый, Калининский фронт, командующим которого назначен генерал-полковник И.С.КОНЕВ.

К концу октября на рубеже 70-100 км западнее Москвы советские войска остановили наступление противника.

С 15 ноября немецкие войска начали второе наступление на Москву. За 20 дней они продвинулись на 80-110 км, но к 5 декабря их движение вперед прекратилось. Советские войска сумели остановить вражескую группировку буквально у стен столицы. В тот момент всего лишь 12 км отделяли врага от нынешней границы города в районе Лианозова и от того победного финала, которого с таким нетерпением ждали нацисты.

Идея контрнаступления возникла в Ставке ВГК сразу же после срыва вражеской операции "Тайфун". Для претворения ее в жизнь 1 ноября было принято решение о формировании в тылу страны 10 резервных армий и других частей родов войск со сроком ввода в строй 1 декабря. Однако возобновившееся 15 ноября наступление противника на Москву заставило на время отказаться от этой идеи. Для отражения танковых группировок неприятеля потребовалось привлечение резерва. И тем не менее вечером 29 ноября Ставка ВГК по предложению генерала ЖУКОВА принимает решение наступать на обладавшего численным перевесом противника, не ожидая подхода резервов. А 5 декабря в обстановке, когда на подступах к Москве полыхали ожесточенные сражения, приближаясь к ее воротам, когда с крыш домов подмосковных деревень немецкие солдаты рассматривали в бинокли Москву произошло совершенно неожиданное, непредвиденное и невероятное: Красная Армия перешла в контрнаступление. Несмотря на упорное сопротивление врага, сильные морозы и глубокий снег, оно успешно развивалось.

Северо-западнее Москвы армии Калининского и Западного фронтов нанесли значительный урон 3-й и 4-й танковым группам т 9-й армии противника. Были освобождены Калинин, Клин, Солнечногорск, Волоколамск и другие города. Выход советских войск к Ржеву создал угрозу группе армий Центр с севера. Юго-западнее Москвы армии левого крыла Западного фронта нанесли поражение 2-й танковой армии и части сил 4-й армии противника, сняли угрозу Туле, освободили Калугу и вышли западнее Сухиничей. Юго-западный фронт, охватив группу армий Центр с юга окружил и ликвидировал группировку войск 2-й немецкой армии в районе Ельца. В середине декабря в наступление перешли армии центра Западного фронта и освободили Наро-Фоминск, Малоярославец, Боровск. К 7 января враг был отброшен на 100-250 км. А 3 января Ставка ВГК приняла решение о переходе советских войск в общее наступление, в ходе которого они продвинулись на Гжатском и Юхновском направлении на 80-100 км, на Витебском - на 250 км, сняв непосредственную угрозу Москве.

Так завершилась самая крупная в военной истории по количеству войск, размаху и напряженности, динамичности и результативности битва. Ее пролог, казалось бы, не оставлял Москве никаких шансов устоять под натиском фашистских войск, а финал оказался неожиданным и потрясающим. Германская армия потерпела первое крупное поражение во второй мировой войне, был развеян миф о ее непобедимости. А ведь она, как говорил ЖУКОВ, действительно тогда сильнейшей армией в мире, лучше нашей подготовлена, обучена, хорошо вооружена, мастерски владела оружием.

3. конспект


© 2010-2022