Выступление к презентации личные достижения

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЫСТУПЛЕНИЕ.

1. Яшин Ю.М.-преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Возрожденская средняя школа».

Девиз, под которым я работаю «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

В.А. Сухомлинский.

2. Тема презентации: «Использование информационных технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках ОБЖ».

За годы работы учителем ОБЖ, я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях ОБЖ и во внеурочное время. С появлением в школе компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивной доски,, поставленные задачи стали реально выполнимы, т.к. современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин.

3. Условия формирования личного вклада в развитие образования включает: изучение работ философов ,психологов, педагогов.

При работе над выбранной темой, я знакомился с работами философов, психологов и педагогов.

«Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности школьников. Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам»- отмечает в своих работах С.Л. Рубинштейн. Т.И.Шамова, убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности.

Деятельно-ориентированный подход к пониманию активности пробуждает познавательную активность учащихся именно на уроках.

___________________________________________________________________

Рубинштейн «Основы общей психологии» Глава - начало активной мыслительной деятельности ребенка. Глава - Психика и деятельность.

Добрынин НФ « О теории и внимании внимания»

Щукина ГИ «Активизация познавательной деятельности»

Выгодский «Мышление и речь»

Якиманская «Технология личностно-ориентированного обучения»

____________________________________________________________________ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ -ведущий подход к выбору содержания, форм организации образования, способ обучения и воспитания.

Личностно-ориентированный подход, идея развивающего обучения как новая парадигма образования РФ.

Уже в самом выражении исследовательская деятельность в работе учителя, значение парагмального подхода.

4. Актуальность личного вклада в развитие образования. Цель преподавания предмета ОБЖ-формирование личности безопасного типа. Это является прямым социальным заказом общества. В процессе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

1) между отсутствием заинтересованности в изучении ОБЖ у большинства школьников и высокими требованиями программ по этому предмету;

2) между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими возможностями использования ИКТ, позволяющих повысить эффективность преподавания;

3) между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников, родителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.

Проблема заключается в разрешении этих противоречий и состоит в совершенствовании преподавания ОБЖ, повышение познавательной активности учащихся в обучении, повышение их потребности в знаниях через применение современных компьютерных технологий.

5) Теоретическое обоснование.

Сегодня мы имеем новую реальность, в которой информационные технологии приобрели всеобъемлющий характер .В основе ИКТ лежит социальный заказ, отражающий общественные и индивидуальные потребности .

В начале работы над избранной темой была сформулирована гипотеза: «Если использование новых компьютерных технологий является сегодня основой успеха и совершенствования в производстве и в экономике в целом, то и их применение на уроках ОБЖ должно обеспечить успешное обучение школьников.» В своей работе применяю методические приёмы, которые превращают ученика из пассивного слушателя в деятельностного участника урока. На уроках должно быть сотрудничество учителя и ученика, что и является наиболее ценным.

6. Цель и задачи педагогической деятельности.

Цель- создание условий для развития познавательной активности, направленной на улучшение качества знаний и уровня обученности учащихся, через использование ИКТ на уроках ОБЖ.

Целью активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, ее уплотнение, а создание дидактических и психологических условий учения. Задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся , но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Задача учителя применить такие методы и приемы обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к учебному предмету, будут способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей учеников. Современные информационно-компьютерные технологии при этом становятся мощным средством.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Внедрение ИКТ в процесс преподавания курса ОБЖ: создание уроков, презентаций, дидактических материалов, заданий.

2. Повышение качества знаний учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.

3.Изменение отношения к предмету ОБЖ.

7. Ведущая педагогическая идея: организация таких форм, способов и приемов учебной деятельности школьников на уроках ОБЖ, которые способствуют повышению и сохранению учебной мотивации, изменениям их познавательной активности и обеспечивают более качественный уровень их образованности и обученности.

Для решения поставленных задач применялись методы:

- по степени активности познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;

- по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

- по форме взаимодействия: индивидуальные, групповые, фронтальные;

- по приоритету средств: визуальные, компьютерные;

- по характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.

8. Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования.

Первый опыт применения ИКТ на уроках ОБЖ сводились в основном к проведению уроков изучения нового материала в форме лекции-визуализации. Это были первые шаги стимулирования познавательной активности учеников.
Внедрение ИКТ в процессе преподавания ОБЖ привело к изменению организации учебного процесса. Я выбрал темы, которые нуждаются в более широком изучении и разработал уроки с применением ИКТ. Например : «Основы комплексной безопасности, Основы здорового образа жизни, Основы обороны государства»

На различных этапах урока в форме лекции-визуализации применение ИКТ способствовало позитивным изменениям познавательной активности учащихся. Я расскажу, как формируется позитивное изменение познавательной активности на разных этапах урока с использованием ИКТ.

НАЧАЛО УРОКА: Применение ИКТ позволило повысить исходную мотивацию урока с помощью демонстрации на экране ярких плакатов, эпиграфа к уроку, цитаты, посвящения, фотографий с проблемными вопросами, короткого видеоролика, показывающего связь изучаемого с жизнью Более четким и незатянутым стал и организационный момент, поскольку при объявлении темы урока, формулировке учебных задач, нет необходимости писать все это на доске. Текст вставлен в слайды презентации

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: Так как уроки-лекции проводятся в начале изучения темы раздела, и новый материал логически не связан с предыдущим, то традиционная проверка домашнего задания не целесообразна. Для таких уроков 2-3 ученика получают опережающие задания. Они готовят короткие сообщения и иллюстрирующие их слайды презентации, которые затем включаются в урок. Мотивационный и познавательный эффект от такой формы домашнего задания намного выше.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: создание презентации к уроку позволяет вовлечь учеников в объяснение нового материала,(могут дать определение, опираясь на демонстрируемый тест) с использованием схем, таблиц (которых нет в учебнике) , создаются проблемные ситуации, учащиеся делают выводы, составляют опорные конспекты.

РАБОТАЯ С ТАБЛИЦАМИ Демонстрация таблиц и схем, которых нет в учебнике, и привлечение учеников на уроке к их анализу, формулировке выводов позволяют развивать навыки самостоятельного мышления.

Например, по таблице «Защитные свойства противогазов» надо проанализировать, как изменится время защитного действия ГП-5 с ДПГ-1 и как с ДПГ-3. От частных выводов ученики подводятся к общему: оно увеличивается. Тогда задается вопрос: что это за ДПГ, для чего они применяются? По тексту слайда ученики без затруднений дают ответы. На следующий проблемный вопрос: что у ДПГ внутри и как их использовать, - дает ответ учитель.

Более динамичным и насыщенным стал темп урока, появилась возможность полнее,понятнее и эмоциональнее (благодаря постоянной визуализации) освещать учебные вопросы, создавать проблемные ситуации., привлекаю учеников к их анализу, формулировки

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Ускорение, благодаря использованию ИКТ,

темпа урока, позволило организовать первичное закрепление каждого учебного вопроса быстрым фронтальным опросом. Вопросы для закрепления высвечиваются на экране, что снимает завесу их непредсказуемости для ученика, дает время подготовиться к ответу на следующий вопрос. Ситуацию успеха создает то, что при неправильном ответе, ученик может его исправить по слайду иллюстрацией, который возвращается на экран. Демонстрация на экране заданий и алгоритма их выполнения при закреплении изученного материала в форме самостоятельной или практической работы, позволяет избежать лишних объяснений и формировать умения школьников по переработке учебной информации. Например, чтобы закрепить знания о подгонке противогаза, предлагается составить таблицу, запомнив опорные позиции, затем измерить свой охват головы, по таблице определить требуемый размер,

результаты занести в конспект

ИТОГОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Практика показала, что наибольший эффект для поддержания познавательного интереса дает итоговое закрепление в форме тестирования Оптимальное решение - тест из 5 вопросов, акцентирующих внимание на главных моментах. Оценка результатов - по количеству верных ответов. Затрачиваемое время - 2-3 минуты. Задания выводятся на экран или все сразу, или поочередно каждое через 30-40 секунд. После их выполнения на экране демонстрируются правильные ответы. Проверка проводится в форме самоконтроля, нечестность при этом встречается очень редко.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА: краткое содержание урока(презентация в автоматическом режиме), домашнее задание и какое-то напутствие.

9.Степень новизны опыта.

Состоит в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда при использовании информационных технологий и повышении на этой основе эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности, повышение интереса к предмету, формирование осознанной потребности к усвоению знаний и умений.

10.Необходимыми условиями для реализации технологии являются:

  • наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;

  • владение учителем ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;

  • развитая информационная среда образовательного учреждения;

  • смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;

  • владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

11.Результативность.

  • повысился уровень использования наглядности на уроке;

  • появилась возможность организации проектной деятельности учащихся с результатом работы в виде презентаций по отдельным вопросам;

  • больше внимания уделяется логике подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;

  • повысился интерес к предмету;

  • результативность за последние 3 года составила: качество обученности - 79%; 80%; 81% при 100% успеваемости.

Завучем проводился мониторинг за 3 года «Отношение учащихся к предмету ОБЖ ».

Из таблицы видно, что положительное отношение к предмету ОБЖ растет.

Диаграмма качества обученности.(слаид)из диаграммы видно, что качество обученности растет.

12.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности.

1. Используемые на уроках методы и приёмы использования ИКТ демонстрировались на школьном и районном методическом объединении.

2. Разработки этих уроков были размещены на сайтах педагогических сообществ.



© 2010-2022