• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методическая разработка на тему: Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению

Методическая разработка на тему: Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению»

Учебные цели занятия:

  1. Изучить требования нормативных правовых документов по пожарной безопасности.

  2. Ознакомить с системой обеспечения пожарной безопасности, её задачами и составными частями.

  3. Ознакомить с задачами и обязанности должностных лиц и работников ГО и РСЧС по исполнению требований пожарной безопасности.

  4. Ознакомить с особенностями пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.

Метод проведения занятия: лекция

Нормативные правовые акты

Федеральные законы:

  1. № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности»

  2. №184-ФЗ от 27.12.2002г. «О техническом регулировании»

  3. № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

  4. № 100-ФЗ от 6.05.2011г. «О добровольной пожарной охране».

Постановления Правительства Российской Федерации:

  1. № 290 от 12.04.2012 г. «О федеральном государственном пожарном надзоре».

  2. № 1225 от 30.12.2011г. «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

  3. № 69 от 31.01.2012г. «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров

  4. № 390 от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме».

  5. № 1481 от 30.12.2012 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года».

Приказы МЧС Российской Федерации:

  1. № 323 от 20.06.2003 г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях».

  2. № 416 от 4.08.2011 г. «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных».

  3. № 91 от 24.02.2009 г. «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

  4. № 170 от 04.04.2012 «Об утверждении Порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров».

Законы Ульяновской области:

  1. № 05-ЗО от 30.01.2006 г. «О пожарной безопасности в Ульяновской области».

  2. №170-ЗО от 6.10.2011 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных в Ульяновской области». (Постановление Правительства Ульяновской области № 640-П от 23.12.2011)

  3. № 3-30 от 26.01.2012 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки работников противопожарной службы Ульяновской области, профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Ульяновской области и лиц из их числа»

  4. Постановление Правительства Ульяновской области № 640-П от 23.12.2011 «О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области «О мерах государственной поддержки общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных в Ульяновской области»

Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541 (с изм. от 27.07.2006) "О введении в действие Правил пожарной безопасности" (вместе с "ППБ-101-89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений")

Литература

  1. Пожарно-технический минимум. Методическое пособие для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в организациях и на предприятиях/Под общей редакцией Г.Н.Кириллова. - Москва. Институт риска и безопасности, 2012.

Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах - МЧС РФ

Организационно-методические указания

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия со всеми категориями должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Метод проведения занятия - лекция. При проведении занятия необходимо подробно рассмотреть основные положения и требования действующего законодательства и нормативных документов в области пожарной безопасности.

При проведении занятия с заведующими МДОУ, директорами общеобразовательных школ, учителями безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования рекомендуется время на изучение четвёртого учебного вопроса увеличить на 10 минут за счёт сокращения времени, отводимого на изучение третьего учебного вопроса.

При проведении занятия с остальными категориями должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС время на изучение третьего учебного вопроса увеличить на 10 минут за счёт сокращения времени, отводимого на изучение четвёртого учебного вопроса. В данном случае рекомендуется рассматривать только особенности пожарной безопасности при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.

В основу методической разработки положены требования действующего законодательства, нормативных правовых документов и организационно-методических указаний МЧС России в области пожарной безопасности, а также стандартов, норм и правил по организации противопожарного режима и обеспечению пожарной безопасности.

Особое внимание уделено рассмотрению основных требований федеральных законов «О пожарной безопасности», «О добровольной пожарной охране» и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, других нормативных правовых актов.

Материал лекции имеет направленный прикладной практический характер, содержание темы значительно превышает время, выделенное на проведение занятия и поэтому изложение материала должно носить проблемный характер с отражением основных блоковых вопросов, которые позволили бы на практике расширить теоретические и практические знания и навыки слушателей.



Учебные вопросы и расчёт учебного времени

п/п

Наименование учебных вопросов

Время

(мин)

I.

Вступительная часть

Проверить готовность слушателей к занятию.

Объявить тему и учебные цели.

5


II.

Основная часть

Первый учебный вопрос:

Законодательство РФ в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования.

80

20


Второй учебный вопрос:

Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения о пожаре. План (схема) эвакуации в случае пожара. Порядок учета пожаров и их последствий.

20


Третий учебный вопрос:

Задачи и обязанности должностных лиц и работников ГО и РСЧС по исполнению требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности.

20


Четвёртый учебный вопрос:

Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.

20

III.

Заключительная часть

Подвести итоги занятия. Поставить задачи на самостоятельную работу по изученному материалу.

5




Содержание занятия


  1. Вступительная часть

Проблема обеспечения пожарной безопасности в нашей стране очень актуальна. По данным официальной статистики, в Российской Федерации ежегодно регистрируется до 200 тыс. пожаров, число погибших людей при них значительно превышает средние показатели высокоразвитых стран и достигает 15-18 тыс. человек, материальный ущерб составляет десятки миллиардов рублей.

Около 30% всех пожаров в России возникает на предприятиях, в учреждениях и организациях, на них приходится 50% от общего ущерба. В течение длительного времени около 70% возникающих пожаров и около 85-90% погибших приходится на жилой сектор.

Основные причины возгораний - неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, несоблюдение правил проведения огневых работ и др. В организациях и на предприятиях часто отсутствует или не выполняется противопожарный режим, недооценивается реальная опасность возгораний, большая часть персонала не имеет необходимых знаний и навыков в области пожарной безопасности. Сказываются также недостатки в деятельности руководителей и должностных лиц объектов по профилактике пожаров.

Основой успеха в любой сфере деятельности, в том числе и пожарной безопасности, является ее организационная составляющая. И тут встает вопрос: как грамотно организовать работу на объекте по профилактике пожаров? Прежде всего, надо руководствоваться принципом: обеспечение пожарной безопасности - это забота всего коллектива, а не только отдельных должностных лиц организации. Дело должно быть поставлено так, чтобы необходимые обязанности и ответственность были рационально распределены между всем ее персоналом. Каждый работник должен знать свои функции и обязанности, за невыполнение которых он непосредственно будет отвечать в установленном порядке.

Опыт показывает, что ответственными за пожарную безопасность тех или иных объектов правильнее назначать руководителей коллективов, работающих на данных участках. Этим должностным лицам предоставляются и соответствующие властные полномочия, в их распоряжении и необходимые рычаги управления, они могут привлекать нерадивых работников к ответственности.

Анализ, причин возгораний показывает, что большинство из них происходит по вине людей. Поэтому одно из важнейших направлений в области пожарной безопасности - это обучение работников организаций и предприятий по соответствующим программам пожарно-технического минимума. Ответственность за организацию и своевременность обучения несут руководители и должностные лица структурных подразделений и объектов.

II. Основная часть

Первый учебный вопрос:

«Законодательство РФ в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования».

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов РФ не действует в части, устанавливающей более низкие, чем федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В федеральном законе «О пожарной безопасности» применяются следующие понятия (ст. 1):

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

Система обеспечения пожарной безопасности (ст. 3) - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

  • осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

  • производство пожарно-технической продукции;

  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

  • лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

  • учет пожаров и их последствий;

  • установление особого противопожарного режима.


Пожарная охрана, её виды и основные задачи

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды (ст. 4):

  • государственная противопожарная служба;

  • муниципальная пожарная охрана;

  • ведомственная пожарная охрана;

  • частная пожарная охрана;

  • добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;

  • спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральный закон «О техническом регулировании», федеральный закон «О пожарной безопасности» и федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

Определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности.

Устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Новые требования, установленные техническим регламентом:

Введена оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

Введено декларирование пожарной безопасности для объектов защиты.

Определены условия обеспечения пожарной безопасности для объектов защиты.

Определено время прибытия пожарных подразделений для городских (10 минут) и сельских населённых пунктов (20 минут).

Определены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению выполнения первичных мер пожарной безопасности.

Федеральный закон от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Основные понятия, используемые в данном федеральном законе (ст. 2):

  • добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

  • добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

  • добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

  • добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

  • работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом - общественным объединением пожарной охраны;

  • статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.

К основным принципам создания и деятельности добровольной пожарной охраны относятся (ст. 3):

  • равенство перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;

  • добровольность, равноправие и законность деятельности добровольной пожарной охраны;

  • свобода в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны;

  • гласность и общедоступность информации о деятельности добровольной пожарной охраны;

  • готовность подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;

  • приоритетность спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

  • обоснованность риска и обеспечение безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме»)

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок реализации положений федерального закона «О пожарной безопасности», являются Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. Правила содержат требования пожарной безопасности для различных объектов и видов работ, состоят из 19 разделов и 6 приложений.

Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Обзор документа

Правила противопожарного режима в РФ включают требования пожарной безопасности на производственных объектах, в местах массового пребывания людей (в больницах, детских садах, школах, лагерях и т. п.), жилых домах, на транспорте и др.

Для каждого объекта разрабатывается инструкция о мерах пожарной безопасности. Не реже 2 раз в год проверяется качество огнезащитной обработки строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад.

В организациях с ночным пребыванием людей (школах-интернатах, домах для престарелых, больницах, детских домах, летних лагерях) организуется круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. Такие объекты оснащаются СИЗОД и зрения человека от токсичных продуктов горения.

Звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре должна иметься во всех поселениях, городских округах, дачных и садоводческих кооперативах. Обеспечивается и наличие запасов воды для пожаротушения. Владельцы частных домов обязаны иметь на участках емкости (бочки) с водой или огнетушитель.

Транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах зданий, следует делать из негорючих или трудногорючих материалов.

Постояльцы гостиниц, мотелей, общежитий должны быть ознакомлены с правилами пожарной безопасности под роспись.

Рядом с домами и зданиями запрещено оставлять ёмкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами. Не допускается использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, хранения различных предметов.

Особое внимание уделено обеспечению пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий (дискотек, представлений, торжеств и т. п.). Определен перечень противопожарных мер на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды.

Ужесточены требования пожарной безопасности на торговых объектах. Тару из-под керосина и других горючих жидкостей можно хранить только на специальных огражденных площадках. Нельзя продавать в одном торговом зале оружие, патроны к нему и иные товары.

Второй учебный вопрос:

«Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения о пожаре. План (схема) эвакуации в случае пожара. Порядок учёта пожаров и их последствий».

Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Противопожарный режим организации и его установление

Как мы выяснили ранее, по статистическим данным, пожароопасность возрастает, так как в промышленности, строительстве и быту применяется множество легковоспламеняющихся веществ и материалов. Используются в огромных количествах нефть и нефтепродукты, природный газ. В производстве сохраняются и внедряются сложные и энергоемкие технологии, обладающие высокой потенциальной пожароопасностью. Все это требует повышенного внимания к противопожарной защите, осторожности, высокой технологической дисциплины.

Необходимо отметить, что многие предприятия и объекты имеют свои специфические требования по обеспечению пожарной безопасности.

Указанные факторы обязательно должны учитываться при разработке и осуществлении мероприятий по снижению риска возникновения пожароопасной (взрывоопасной) чрезвычайной ситуации.

Для того чтобы снизить риск возникновения пожароопасной (взрывоопасной) чрезвычайной ситуации, необходимо соблюдение мер пожарной безопасности, включающих в себя первичные меры пожарной безопасности и профилактические действия по предупреждению пожаров.

К первичным мерам пожарной безопасности относятся:

  • очистка всей территории от горючего мусора;

  • необходимость отказа от деревянных заборов, сараев, навесов;

  • применение при строительстве негорючих материалов;

  • создание огнестойких преград при помощи металлических дверей, капитальных стен.

  • оборудование щитов с противопожарным инвентарем, ящиков с песком, емкостей с водой; обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам;

  • установка автоматических средств извещения и тушения пожаров;

  • ворота и двери из помещений должны открываться наружу;

  • печи, плиты, дымоходы, электропроводку нужно содержать в полной исправности и периодически проверять.

В сельской местности территория должна быть тщательно очищена от сена и соломы. Фураж хранится в стогах, сараях или специально отведенных помещениях. В зимнее время ступени, пороги и настилы необходимо очищать от снега и льда.

На предприятиях, в организациях и учреждениях, как правило, имеются свои, специфические требования обеспечения пожарной безопасности в зависимости от их организационно-правовой деятельности, то есть являются они производителями, потребителями или содержателями огнеопасной продукции (материалов). В связи с этим основным профилактическим действием по предупреждению пожаров является соблюдение противопожарного режима.

Под противопожарным режимом понимаются правила поведения людей, порядок организации производства или содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Противопожарный режим заключается в том, что в организации должны быть:

  • определены и оборудованы места для курения;

  • определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

  • установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

  • определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

  • регламентированы порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ и порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

  • определены действия работников при обнаружении пожара.

Противопожарный режим вводится на территории (в помещениях) организации в соответствии с распорядительными документами данной организации.

Система оповещения работников о пожаре

Как известно из статистических данных, многие пожары приводят к травмированию (гибели) людей либо уничтожению (повреждению) материальных ценностей. Для уменьшения этих последствий необходимо вовремя оповестить людей о пожаре. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре осуществляется различными способами или их комбинацией.

Существуют следующие способы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:

  • подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

  • трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

  • трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

  • размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;

  • включением эвакуационных знаков безопасности;

  • включением эвакуационного освещения;

  • дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

  • связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

Кроме этих норм в каждой организации (учреждении) должны быть разработаны инструкция о мерах пожарной безопасности и план (схема) эвакуации в случае пожара


План эвакуации при пожаре (схема эвакуации)

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143-2009 определяет, что планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими). Этажный план эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации необходимо разрабатывать:

  • если площадь этажа более 1000 м2;

  • при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;

  • при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;

  • при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию школы, должны включаться в сводный (общий) план эвакуации для здания в целом. Их следует хранить на посту охраны и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации. Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (классов, учебных лабораторий и т.п.).

План эвакуации должен состоять из графической и текстовой частей.

Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания с указанием:

  • путей эвакуации;

  • эвакуационных выходов и (или) мест размещения спасательных средств;

  • аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.;

  • места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении, транспортном средстве, объекте;

  • мест размещения спасательных средств и средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками безопасности.

  • На этажных планах эвакуации в текстовой части должны быть указаны:

  • номер этажа;

  • способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;

  • порядок и последовательность эвакуации людей;

  • обязанности и действия обучающихся и персонала, в том числе порядок вызова пожарных, следования в пункт временного размещения и др.;

  • порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной автоматики.

Размеры планов эвакуации должны быть:

  • не менее 600 х 400 мм - для этажных (секционных) планов эвакуации;

  • не менее 400 х 300 мм-для локальных планов эвакуации.

Размер плана эвакуации выбирается в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов. Пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, указываются сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения. Запасные пути эвакуации обозначаются штриховой линией зеленого цвета также с указанием направления движения.

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143-2009 устанавливает, что планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов с желтовато-белым или белым фоном. Кроме того, он определяет, что разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, и вывешивания на видных местах.

Порядок учёта пожаров и их последствий

По статистическим данным, на территории Российской Федерации каждый год происходит в среднем около 300 тысяч пожаров. Материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей.

Для обеспечения пожарной безопасности кроме соблюдения требований «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» необходимо знать:

во-первых, где, когда, сколько и какие были пожары;

во-вторых, сколько человек погибло или получили увечья при этом пожаре;

в-третьих, какой материальный ущерб был нанесен этим пожаром.

Для этих целей в Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» учету подлежат все пожары независимо от места их возникновения и последствий за исключением:

  • случаев горения, обусловленных спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов;

  • случаев горения как результата обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глаженье, копченье, жаренье, плавление и др.);

  • взрывов, вспышек и разрядов статического электричества;

  • случаев короткого замыкания электросетей в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;

  • горения отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри и т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах, пожнивных остатков, стерни;

  • покушений на самоубийство и самоубийств путем самосожжения, не приведших к гибели или травмированию других людей;

  • пожаров, произошедших на объектах собственности международных организаций, иностранных юридических и физических лиц, независимо от наступивших для них последствий, кроме случаев, когда ими причинен материальный ущерб или наступили другие последствия для юридических и (или) физических лиц Российской Федерации.

Необходимо отметить, что перечисленные исключительные случаи подлежат учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство или самоубийства путем самосожжения) либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

Учёт пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляют:

Государственная противопожарная служба МЧС России - в населенных пунктах и на объектах, на которых она осуществляет государственный пожарный надзор, а также на транспортных средствах, если пожары на них возникли в пути следования или на временных стоянках (по месту их обнаружения);

Главное управление, управления внутренних дел на транспорте МВД России - на подвижном составе железнодорожного транспорта и объектах, на которых они осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности;

Федеральные органы исполнительной власти, юридические лица - на объектах, на которых они по соглашениям с Государственной противопожарной службой МЧС России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности.

Объединения, предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России (если иное не установлено соглашениями с Государственной противопожарной службой МЧС России) о всех случаях пожаров и представлять необходимые материалы в ходе их расследования.

Особенностью учёта пострадавших при пожаре лиц, является то, что осуществляется на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями. Причем медицинские учреждения независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности обязаны немедленно сообщать в органы, подразделения, ответственным работникам соответствующих федеральных органов исполнительной власти о пострадавших при пожарах лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных на пожаре.

Материальный ущерб, который был нанесен вследствие пожара, подлежит учету независимо от степени его возмещения.

Третий учебный вопрос:

«Задачи и обязанности должностных лиц и работников ГО и РСЧС по исполнению требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности».

В начале раскрытия этого вопроса необходимо отметить, что права и обязанности организаций в области пожарной безопасности регулирует Федеральный закон «О пожарной безопасности», а ответственность за нарушения в области пожарной безопасности регламентируют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный Кодекс Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» организации в лице своих руководителей имеют право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

  • вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

  • проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, произошедших на предприятиях;

  • устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

  • получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от органов управления и подразделений пожарной охраны.

В соответствии с частью 2 статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» организации в лице своих руководителей обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях;

  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

  • содействовать деятельности добровольных пожарных.

Ответственность руководителей организации за нарушения в области пожарной безопасности

Хотелось бы обратить внимание на то, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 219 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло за собой по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если же это нарушение привело к смерти по неосторожности, то наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, а если смерть двух или более лиц наступила по неосторожности, то оно наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обязанности организаций:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных.

Четвёртый учебный вопрос:

«Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей».

Вначале необходимо отметить, что в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации отображены особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.

В соответствии с Требованиями Правилами противопожарного режима в Российской Федерации здания детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений ежегодно должны быть проверены соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.

Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений.

В учебных классах (кабинетах), комнатах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного (образовательного) процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т.п., которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.

Число парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать количества, установленного нормами проектирования.

С детьми, учащимися (студентами) должны быть организованы занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопасности в быту.

По окончании занятий в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы должны быть убраны в специально оборудованные помещения.

Во-первых, во время летнего отдыха. Если данный отдых проходит в деревянных зданиях, то они должны иметь не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу, кроме этого, они должны быть одноэтажными. Каркасные и щитовые здания должны быть оштукатурены и иметь негорючую кровлю; утеплитель в них должен быть неорганическим. При этом здания для летнего детского отдыха должны быть обеспечены телефонной связью и сигналом тревоги на случай пожара, а в самих зданиях должно быть установлено круглосуточное дежурство обслуживающего персонала без права сна в ночное время.

Во-вторых, строго запрещается:

  • покрывать здания легковоспламеняющимися материалами (соломой, щепой, камышом и т.п.);

  • размещать детей в мансардных помещениях деревянных зданий, а также на этажах, в зданиях и помещениях, не обеспеченных двумя эвакуационными выходами;

  • устраивать кухни, прачечные в деревянных зданиях дач;

  • размещать более 50 детей в деревянных и других зданиях из горючих материалов;

  • топить печи, применять керосиновые и электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми в летний период.

Особенности пожарной безопасности культурно-просветительных и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.

При проведении гастролей, представлений и организации выставок с зарубежными фирмами необходимо руководствоваться требованиями пожарной безопасности, действующими в Российской Федерации.

В музеях и картинных галереях должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках - план эвакуации животных.

В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу.

Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

Деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.

В пределах сценической коробки театрально-зрелищных учреждений могут одновременно находиться декорации и сценическое оборудование не более чем для двух спектаклей.

Хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах под зрительными залами не разрешается.

При оформлении постановок вокруг планшета сцены должен быть обеспечен свободный круговой проход шириной не менее 1 м.

По окончании спектакля все декорации и бутафория должны быть разобраны и убраны со сцены в специальные склады (кладовые, сараи, сейфы и т.п.).

На сцене не разрешается курение, применение открытого огня (факелы, свечи, канделябры и т.п.), дуговых прожекторов, фейерверков и других видов огневых эффектов.

На планшете сцены должна быть нанесена красная линия, указывающая границу спуска противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию.

По окончании спектакля (репетиции) противопожарный занавес должен опускаться. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки). Подъемно-пропускной механизм следует отрегулировать так, чтобы скорость опускания была не менее 0,2 м/с.

Клапаны дымовых люков на зимний период должны утепляться и проверяться на безотказность в работе не реже одного раза в десять дней.

Хранение и использование пиротехнических изделий должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями специальных правил. Изготовление их кустарным способом, а также хранение в зрелищных учреждениях, в помещениях и на трибунах стадионов, в парках культуры и отдыха, других местах с массовым пребыванием людей не разрешается.

При необходимости проведения специальных огневых эффектов на открытых площадках ответственным постановщиком (главным режиссером, художественным руководителем) должны быть разработаны и осуществлены по согласованию с органами государственного пожарного надзора меры по предупреждению пожаров.

III. Заключительная часть

Решение проблемы обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и объектов экономики, расположенных вне нормативного радиуса выезда существующих пожарных частей, особенно в сельских и труднодоступных районах, также является важной задачей. Для ее решения можно использовать комплекс правовых, организационных и технических мероприятий, в частности создать институт добровольчества, разработать мероприятия по профилактике пожаров среди населения, а также по обучению населения мерам пожарной безопасности и др.

Актуальность направления по разработке и внедрению технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны, культуры пожаробезопасного поведения населения обусловлена необходимостью системного подхода к решению задач в области обеспечения пожарной безопасности, который позволяет упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов общества и его граждан. При этом элементами системы организационного управления являются взаимодействующие между собой органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, уполномоченные на решение задач в области обеспечения пожарной безопасности, органы управления в области образования и науки, учреждения, непосредственно осуществляющие обучение, организации и граждане.


© 2010-2022