Статья Об организации научно-образовательной площадки

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронина И.А., Дружкова О.Н.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, [email protected]

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ХИМИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интегрированное обучение - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и химия. Школьный предмет «Химия» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания из многих областей науки, а также реальной повседневной жизни. В процессе изучения первоначальных химических понятий, начиная с 8 класса, учащиеся имеют возможность соединить представления о химических явлениях со знаниями, полученными на уроках по предметам естественнонаучного цикла.

Актуальность интегрированных уроков объясняется рядом причин:

1) интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

2) форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков;

3) интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти;

4) за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности;

5) интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

Таким образом, перед современной школой встает задача проведения работы над созданием системы интегрированных уроков. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. На втором этапе необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И третий этап - разработка тематики и конспектов интегрированных уроков.

При подготовке интегрированного урока учитель стремится сконцентрировать учебные знания, умения и навыки учащихся в выбранной теме. Структура интегрированного урока зависит от формы организации учебно-познавательной деятельности. Для успешной межпредметной интеграции координируются цели, выявляется состав компонентов интеграции (общие и специфические понятия, события), последовательность изложения учебного материала, оптимальные методы и приемы обучения, наглядный и дидактический материал, критерии оценивания учащихся во время урока.

В ходе педагогического эксперимента были проведены интегрированные уроки по химии и ОБЖ. Вид интеграции - межпредметная интеграция на основе сопутствующих понятий. Понятия по химии: металлы и неметаллы; простые и сложные вещества; состав воздуха; свойства кислорода и озона; свойства оксидов и кислот; классификация оксидов. Понятия по ОБЖ: источники загрязнения окружающей среды; антропогенные изменения в природе; предельно допустимые концентрации веществ; экологические проблемы.

В рамках интегрированного урока мы решаем следующие задачи:

  1. образовательную: развиваем познавательную активность и творческие способности через познание законов природы, осознание сложных взаимосвязей человека и окружающей среды в единстве учебных предметов;

  2. развивающую: способствуем успешному формированию мыслительных форм деятельности на основе развития зрительного и слухового восприятия, внимания и воображения;

  3. воспитательную: воспитываем экологическую компетентность в решении нравственных проблем, а также бережливое отношение к природным богатствам родной Земли.

На других интегрированных уроках рассматриваем такие вопросы, как ожоги (кислотой и щелочью), отравления, активные химические отравляющие вещества (хлор, аммиак, фосген), их влияние на здоровье человека и изучение данных веществ на уроках химии, первая помощь.

Таким образом, интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

© 2010-2022