- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы
Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лысенко В.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Асбестовского городского округа
Согласовано: Утверждено: Заместитель директора по учебно- Приказ №______от 29августа 2015 г.
воспитательной работе МАОУ СОШ № 4 Директор МАОУ СОШ № 4
с УИОП АГО с УИОП АГО
___________Н.Г.Измалкова ________________З.П. Чурина
28 августа 2015 г.
Рабочая программа
среднего общего образования
по основам безопасности жизнедеятельности
Разработчик:
Лыснеко Виктор Васильевич,
учитель ОБЖ, высшая квалификационная
категория;
Асбест
2015
Содержание
Пояснительная записка
1.Общая характеристика учебного предмета
1.1. Место учебного предмета в учебном плане
1.2.Основные цели и содержательные линии учебного предмета
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.1. Требования к уровню подготовки обучающихся
3. Содержание учебного курса
3.1.Основное содержание
3.2.Тематическое планирование
4. Система оценивания
4.1. Контрольно-измерительные процедуры
4.2. Критерии оценивания планируемых результатов освоения учебного предмета
5.Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
5.1.Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.2.Материально-техническое оснащение
Приложения
1. Календарно-тематическое планирование
2. Контрольно-измерительные материалы
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена:
- в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,
- на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от31.08.2009 №320, от19.10.2009 № 427, от10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 01.2012 № 69), «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»,
- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год
- образовательной программы МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО, утвержденной приказом директора от 25.08.2013 года № 473,
- с учетом примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности базового уровня.
При организации учебной деятельности в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
-
организация самостоятельной работы;
-
организация учебно-исследовательской деятельности;
-
технология проектной деятельности;
-
технология критического мышления;
-
информационные технологии;
-
проблемно-диалогового обучения;
-
организация группового взаимодействия;
-
элементы игровых технологий;
-
технология само- и взаимоконтроля.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается:
-
В формах соревнований, творческих или проектных работ - творческая, проектная деятельность вводится в основные разделы программы: «ЧС природного и техногенного характера», «Образ жизни и здоровье».
-
Через проведение предметной олимпиады;
-
Через участие учащихся в мероприятиях фестивального, конкурсного движения на уровне школы и города.
-
Общая характеристика учебного предмета.
1.1 Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «ОБЖ» в соответствии с базисным учебным планом среднего общего образования изучается в 10-11 классах из расчета 1 час в неделю для каждой параллели (70 часов).
При разработке рабочей программы ориентиром для распределения часов по разделам и темам является программа «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год.
1.2 Основные цели и содержательные линии учебного предмета
Данная программа составлена для реализации курса основ безопасности жизнедеятельности, который на уровне среднего (полного) образования ставит своей целью:
-
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
-
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
-
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
-
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса ОБЖ , но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.
Разделы направления содержания образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяют реализовать следующие содержательные линии НРК.
Реализация социально-экономической и правовой содержательной линии обеспечивает овладение учащимися 10-11 классов культурой профессионального самоопределения, основами экономической культуры, системой делового общения, уровня коммуникативной компетентности, приобщение к профессиональной деятельности как одного из средств самореализации личности.
Реализация содержательной линии информационная культура обеспечивает формирование у учащихся 10-11 классов знание основных видов информации и средств ее приобретения, умение оценивать и отбирать информацию для решения задач в практической деятельности.
Содержательные линии экологическая культура, культура здоровья и охраны жизнедеятельности позволяет сформировать у учащихся 10-11 классов владение нормами экологического поведения в производственной деятельности, готовность занять активную экологически целесообразную позицию в конкретной ситуации; обеспечивает знания требований, предъявляемых профессиями к человеку, умение учитывать состояние здоровья при выборе профессиональной деятельности.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.1.Требования к уровню подготовки обучающихся.
знать/понимать:
· основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
· потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
· основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
· состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
· порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
· основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
· основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
· требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
· предназначение, структуру и задачи РСЧС;
· предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
· владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· владеть навыками в области гражданской обороны;
· пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
· оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ведения здорового образа жизни;
· оказания первой медицинской помощи;
· развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
· обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.
3. Содержание учебного курса
3.1. Основное содержание
Структурно программа состоит из трех разделов и семи тем.
Раздел 1 «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначена для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в РФ защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении ОБЖ в 5-9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны».
Раздел 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел 3 «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела обучаемые получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах РФ, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
3.2 Тематическое планирование
Раздел
Требования к уровню подготовки выпускника среднего (полного) образования
10
11
МСО
Требования к уровню подготовки
1. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях
13
Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности населения.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов).
знать/понимать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- соблюдать правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств)
-адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
-прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи. - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10
10
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены.
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; - репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ведения здорового образа жизни;
· оказания первой медицинской помощи;
· обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи. - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
3. Основы военной службы
12
35
25
35
Защита Отечества - долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооруженные силы Российской Федерации - основа обороны государства. История создания Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил. Рода войск.
Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба.
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных силах Российской Федерации
знать/понимать:
· основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
· состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
· порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
· основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
· основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
· требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
уметь:
· оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
· обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
4.Система.оценивания 4.1. Контрольно - измерительные процедуры.
Рабочей программой предусмотрены следующие тематические контрольные работы:
К.р.№1 Безопасность и защита населения в опасных и чрезвычайных ситуациях.;
К.р.№2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
К.р.№3 Основы военной службы;
4.2. Система оценивания.
-
Оценка предметных результатов освоения учебных программ в соответствии со школьным положением об аттестации учащихся
-диагностики (входная, промежуточная, итоговая)
-тематические и итоговые контрольные работы
оценка
отметка
уровень
критерии
отлично
«5»
высокий
-Знание, понимание, глубина усвоения обучающимся всего объёма программного материала на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
- -Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- -Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
хорошо
«4»
повышенный
-Знание, понимание, глубина усвоения обучающимся всего объёма программного материала на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
- -Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания.
-Допущенные незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
удовлетворительно
«3»
базовый
-Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, в рамках диапазона выделенных задач, достаточных для продолжения обучения на следующей ступени образования.
-Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
-Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
неудовлетворительно
«2»
пониженный
-Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы (менее половины планируемых результатов), отдельных представлений об изученном материале.
- Отсутствие умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
плохо
«1»
низкий
-Отсутствие ответа или работы по неуважительной причине
-Наличие отдельных фрагментарных знаний по предмету.
-
Учебно-методическое обеспечение
5.1 Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение
Для учащихся
Для педагогов
1.Основы безопасности жизнедеятельности 10класс, учебник для общеобразовательных учреждений, авторский коллектив во главе с В.Н.Латчук, издательство «Дрофа», 2005 год
2.Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс,учебник для общеобразовательных учреждений, авторский коллектив во главе с В.В.Марковым, издательство «Дрофа», 2013 год
1. Основы безопасности жизнедеятельности, программы общеобразовательных учреждений, под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство просвещение 2007 год.
2. Основы безопасности жизнедеятельности,
Методика преподавания предмета 5-11 классы, автор В.С.Кузнецов, издательство «ВАКО», Москва, 2011 год.
3.Особенности военной службы, учебное пособие, И.В.Кузнецов, издательство «Армпресс», 2001г.
4. Воинская обязанность. Военнослужащий -защитник своего Отечества, учебное пособие, М.Ю.Марков, издательство «Армпресс», 2001г.
5. Огневая подготовка, учебное пособие, И.С.Степанов, издательство «Армпресс», 2002 г.
6. Тематическое и поурочное планирование по Основам безопасности жизнедеятельности, к учебнику ОБЖ, под редакцией Ю.Л.Воробьева, «Издательство АСТ», 2007 год.
7. Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательной среде, учебно - методическое пособие для педагогов, М.В.Светлакова, Екатеринбург, 2008 год
5.2 Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
1.Дополнительная литература:
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, издательство «Феникс», 2007 год;
- Комментарий к ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», Е.А.Исачева, изд. «Экзамен», Москва, 2004 год;
- Уголовный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, изд. «Эксмо», Москва, 2007 год;
- Семейный кодекс Российской Федерации, изд. «ГроссМедиа», 2008 год;
2.Интернет- ресурсы
3.Наглядные пособия
5.Раздаточный материал
- ОБЖ, тесты, 10-11 классы, С.С.Соловьев, изд. «Экзамен», Москва, 2006 год;
- Тесты к любому из действующих учебников по ОБЖ для 10-11 классов, С.К.Миронов, В.К.Миронов, Т.А.Карташева, изд. «Экзамен», Москва, 2011 год;
- Учебный элемент «Твое здоровье и ВИЧ/СПИД, Екатеринбург, 2011 год
6.Технические средства
- компьютер;
- телевизор с подставкой;
- видеомагнитофон;
- DVD-плеер;
- диапроектор;
- экран;
- компьютер;
- принтер;
- мультимедиапроектор;
- ксерокс