Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов

Асбестовского городского округа


Согласовано: Утверждено: Заместитель директора по учебно- Приказ №______от 29августа 2015 г.

воспитательной работе МАОУ СОШ № 4 Директор МАОУ СОШ № 4

с УИОП АГО с УИОП АГО

___________Н.Г.Измалкова ________________З.П. Чурина

28 августа 2015 г.










Рабочая программа

среднего общего образования

по основам безопасности жизнедеятельности





Разработчик:

Лыснеко Виктор Васильевич,

учитель ОБЖ, высшая квалификационная

категория;













Асбест

2015

Содержание

Пояснительная записка

1.Общая характеристика учебного предмета

1.1. Место учебного предмета в учебном плане

1.2.Основные цели и содержательные линии учебного предмета

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.1. Требования к уровню подготовки обучающихся

3. Содержание учебного курса

3.1.Основное содержание

3.2.Тематическое планирование

4. Система оценивания

4.1. Контрольно-измерительные процедуры

4.2. Критерии оценивания планируемых результатов освоения учебного предмета

5.Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

5.1.Учебно-методическое и информационное обеспечение

5.2.Материально-техническое оснащение

Приложения

1. Календарно-тематическое планирование

2. Контрольно-измерительные материалы



Пояснительная записка


Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена:

- в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,

- на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от31.08.2009 №320, от19.10.2009 № 427, от10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 01.2012 № 69), «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»,

- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год

- образовательной программы МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО, утвержденной приказом директора от 25.08.2013 года № 473,

- с учетом примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности базового уровня.

При организации учебной деятельности в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

  • организация самостоятельной работы;

  • организация учебно-исследовательской деятельности;

  • технология проектной деятельности;

  • технология критического мышления;

  • информационные технологии;

  • проблемно-диалогового обучения;

  • организация группового взаимодействия;

  • элементы игровых технологий;

  • технология само- и взаимоконтроля.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается:

  • В формах соревнований, творческих или проектных работ - творческая, проектная деятельность вводится в основные разделы программы: «ЧС природного и техногенного характера», «Образ жизни и здоровье».

  • Через проведение предметной олимпиады;

  • Через участие учащихся в мероприятиях фестивального, конкурсного движения на уровне школы и города.




  1. Общая характеристика учебного предмета.

1.1 Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «ОБЖ» в соответствии с базисным учебным планом среднего общего образования изучается в 10-11 классах из расчета 1 час в неделю для каждой параллели (70 часов).

При разработке рабочей программы ориентиром для распределения часов по разделам и темам является программа «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год.

1.2 Основные цели и содержательные линии учебного предмета

Данная программа составлена для реализации курса основ безопасности жизнедеятельности, который на уровне среднего (полного) образования ставит своей целью:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса ОБЖ , но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.

Разделы направления содержания образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяют реализовать следующие содержательные линии НРК.

Реализация социально-экономической и правовой содержательной линии обеспечивает овладение учащимися 10-11 классов культурой профессионального самоопределения, основами экономической культуры, системой делового общения, уровня коммуникативной компетентности, приобщение к профессиональной деятельности как одного из средств самореализации личности.

Реализация содержательной линии информационная культура обеспечивает формирование у учащихся 10-11 классов знание основных видов информации и средств ее приобретения, умение оценивать и отбирать информацию для решения задач в практической деятельности.

Содержательные линии экологическая культура, культура здоровья и охраны жизнедеятельности позволяет сформировать у учащихся 10-11 классов владение нормами экологического поведения в производственной деятельности, готовность занять активную экологически целесообразную позицию в конкретной ситуации; обеспечивает знания требований, предъявляемых профессиями к человеку, умение учитывать состояние здоровья при выборе профессиональной деятельности.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.1.Требования к уровню подготовки обучающихся.

знать/понимать:

· основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

· потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

· основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

· состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;

· порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

· основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

· основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

· требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

· предназначение, структуру и задачи РСЧС;

· предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

· владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· владеть навыками в области гражданской обороны;

· пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

· оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· ведения здорового образа жизни;

· оказания первой медицинской помощи;

· развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

· обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.


3. Содержание учебного курса

3.1. Основное содержание

Структурно программа состоит из трех разделов и семи тем.

Раздел 1 «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначена для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в РФ защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении ОБЖ в 5-9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны».

Раздел 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел 3 «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела обучаемые получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах РФ, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.



3.2 Тематическое планирование

Раздел

Требования к уровню подготовки выпускника среднего (полного) образования

10

11

МСО

Требования к уровню подготовки

1. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях

13

Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности населения.

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов).

знать/понимать:

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- владеть навыками в области гражданской обороны;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- соблюдать правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств)

-адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;

-прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи. - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

10

Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.

Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены.

Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Знать/понимать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; - репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· ведения здорового образа жизни;

· оказания первой медицинской помощи;

· обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи. - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

3. Основы военной службы

12





35

25





35

Защита Отечества - долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.

Вооруженные силы Российской Федерации - основа обороны государства. История создания Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил. Рода войск.

Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.

Общие обязанности и права военнослужащих.

Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба.

Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации.

Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных силах Российской Федерации

знать/понимать:

· основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

· состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;

· порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

· основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

· основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

· требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

уметь:

· оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

· обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


4.Система.оценивания 4.1. Контрольно - измерительные процедуры.

Рабочей программой предусмотрены следующие тематические контрольные работы:

К.р.№1 Безопасность и защита населения в опасных и чрезвычайных ситуациях.;

К.р.№2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

К.р.№3 Основы военной службы;

4.2. Система оценивания.

  1. Оценка предметных результатов освоения учебных программ в соответствии со школьным положением об аттестации учащихся

-диагностики (входная, промежуточная, итоговая)

-тематические и итоговые контрольные работы

оценка

отметка

уровень

критерии

отлично

«5»

высокий

-Знание, понимание, глубина усвоения обучающимся всего объёма программного материала на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

- -Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

- -Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

хорошо

«4»

повышенный

-Знание, понимание, глубина усвоения обучающимся всего объёма программного материала на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

- -Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания.

-Допущенные незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

удовлетворительно

«3»

базовый

-Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, в рамках диапазона выделенных задач, достаточных для продолжения обучения на следующей ступени образования.

-Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

-Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

неудовлетворительно

«2»

пониженный

-Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы (менее половины планируемых результатов), отдельных представлений об изученном материале.

- Отсутствие умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

плохо

«1»

низкий

-Отсутствие ответа или работы по неуважительной причине

-Наличие отдельных фрагментарных знаний по предмету.



  1. Учебно-методическое обеспечение

5.1 Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение





Для учащихся

Для педагогов

1.Основы безопасности жизнедеятельности 10класс, учебник для общеобразовательных учреждений, авторский коллектив во главе с В.Н.Латчук, издательство «Дрофа», 2005 год

2.Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс,учебник для общеобразовательных учреждений, авторский коллектив во главе с В.В.Марковым, издательство «Дрофа», 2013 год

1. Основы безопасности жизнедеятельности, программы общеобразовательных учреждений, под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство просвещение 2007 год.

2. Основы безопасности жизнедеятельности,

Методика преподавания предмета 5-11 классы, автор В.С.Кузнецов, издательство «ВАКО», Москва, 2011 год.

3.Особенности военной службы, учебное пособие, И.В.Кузнецов, издательство «Армпресс», 2001г.

4. Воинская обязанность. Военнослужащий -защитник своего Отечества, учебное пособие, М.Ю.Марков, издательство «Армпресс», 2001г.

5. Огневая подготовка, учебное пособие, И.С.Степанов, издательство «Армпресс», 2002 г.

6. Тематическое и поурочное планирование по Основам безопасности жизнедеятельности, к учебнику ОБЖ, под редакцией Ю.Л.Воробьева, «Издательство АСТ», 2007 год.

7. Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательной среде, учебно - методическое пособие для педагогов, М.В.Светлакова, Екатеринбург, 2008 год



5.2 Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

1.Дополнительная литература:

- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, издательство «Феникс», 2007 год;

- Комментарий к ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», Е.А.Исачева, изд. «Экзамен», Москва, 2004 год;

- Уголовный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, изд. «Эксмо», Москва, 2007 год;

- Семейный кодекс Российской Федерации, изд. «ГроссМедиа», 2008 год;

2.Интернет- ресурсы

3.Наглядные пособия

5.Раздаточный материал

- ОБЖ, тесты, 10-11 классы, С.С.Соловьев, изд. «Экзамен», Москва, 2006 год;

- Тесты к любому из действующих учебников по ОБЖ для 10-11 классов, С.К.Миронов, В.К.Миронов, Т.А.Карташева, изд. «Экзамен», Москва, 2011 год;

- Учебный элемент «Твое здоровье и ВИЧ/СПИД, Екатеринбург, 2011 год

6.Технические средства

- компьютер;

- телевизор с подставкой;

- видеомагнитофон;

- DVD-плеер;

- диапроектор;

- экран;

- компьютер;

- принтер;

- мультимедиапроектор;

- ксерокс


© 2010-2022