Конспект урока ОБЖ на тему: Вынужденная автономия в природе 6 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ОБЖ - 6 класс

Тема: « Вынужденная автономия человека в природе».

Цели: - учить правильному поведению при экстремальных ситуациях;

- составить инструкцию « Что делать, если ты заблудился в лесу»

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки-задания, тесты

Ход урока.

1 Фронтальный опрос.

Что значит автономное существование в природе?

Какие виды автономии вы знаете?

На что направлена деятельность при добровольной автономии?

Как готовятся к добровольной автономии?

Какие цели ставятся при добровольной автономии, привести примеры?

2.Вводное слово учителя.

Тема нашего урока « Вынужденная автономия человека в природе».

Каждый из нас может оказаться в такой ситуации.

Все вы слышали или читали о Робинзоне Крузо. Прототипом этого героя стал английский моряк Селькирк, который 4 года прожил на необитаемом острове в океане. Остров находился в тропической зоне, там был теплый климат, плоды падали ему на голову с деревьев. У него уцелело много снаряжения. Он выжил.

Другой пример. Четыре российских моряка более шести лет прожили на одном из необитаемых островов Шпицбергена в Северном Ледовитом океане далеко за полярным кругом. На острове не было не то что плодовых деревьев - вообще никаких. Из снаряжения у них были только котелок, топор, ружье и 12 зарядов к нему, огниво и немного трута. У всех были охотничьи ножи. И люди выжили. Эти события описаны в книге К.С.Бадигина « Путь на Грумант».

3.Изучение новой темы.

Итак , даже на необитаемых островах люди выживают.

Если вы заблудились в лесу, то всегда можете попасть обратно домой. Как? Сами или с помощью нашедших вас людей.

Надо только соблюдать некоторые правила.

Первое правило мы уже давно знаем. Давайте вспомним, что такое НАЗ, что в него входит, для чего он нужен ( ответы учащихся).

Перечисляется содержимое НАЗ, в том числе наличие инструкции по поведению в ЧС.

Сейчас мы попробуем составить инструкцию « Что делать, если ты заблудился в лесу». Для этого разделимся на 2-3 группы, коллективно будем решать эту задачу.

(Дети делятся на группы, получают задание).

1 группа - Что делать, если вы заблудились, но люди знают о вашем маршруте.

2 группа - Что делать, если вы заблудились и никого не предупредили о своем маршруте.

Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте поразмышляем, проанализируем еще два примера.

Недалеко от Новороссийска на Черном море затонул пассажирский корабль. Вода была теплая. До берега было не очень далеко. Большинство людей умело плавать. На борту были спасательные надувные плоты. И все - таки большинство людей погибли. Погибли в первые минуты катастрофы. Почему?

Это было в Приморье. Семилетний Игорь Вахнов заблудился в лесу. За 12 суток он прошел около 30 км. Голод, холод, проливные дожди, тучи комаров - все это выдержал мальчишка. Потому что он вспомнил то, чему его учил отец-геолог, который брал сына с собой в тайгу с 4 лет.

Почему мальчик выжил и дошел до людей?

Правила поведения в ЧС ( заблудился в лесу). Выбери нужные действия и напиши их в правильной последовательности.

- сделай укрытие для ночлега

- остановись, если понял, что потерялся, подумай, не делай сразу необдуманных действий

- разведи костер, согрейся

- отправляясь на природу, предупреди родных о том, куда и на сколько уходишь

- подавай сигналы о помощи

- проанализируй свое положение, свои возможности, свои силы

- всегда в путешествие бери с собой НАЗ

- успокойся, спокойно поразмышляй, поговори с собой, чтобы обрести уверенность, спланируй свои действия

- найди возвышенность или высокое дерево, сориентируйся на местности

- найди источник воды, ищи пищу

- если ты отстал( или потерялся) от группы, наберись терпения, жди, тебя обязательно найдут

- думай, вспомни как ты шел, ориентиры, где было солнце, нарисуй на земле схему своего пути

- ищи ориентиры выхода к людям

- прими решение как ты будешь идти и следуй ему до конца



Тесты. Ориентирование.

1.По каким 4 местным приметам можно определить стороны света:

А) стволам и коре деревьев; Б) кустам и сухой траве;

В) лишайнику и мху; Г) направлению течения ручьев;

Д) склонам холмов и бугров; Е) наезженной колее;

Ж) муравейникам; З) таянию снега;

И) полыньям на водоемах; К) направлению ветра.

2.Выбери 4 приметы хоженой тропы:

А) высокая трава;

Б) примятая трава;

В) следы от транспорта;

Г) растущие на тропе грибы и ягоды;

Д) фантики от конфет, остатки пищи;

Е) наличие следов птиц и зверей;

Ж) сломанные ветки.

3.Укажи 5 способов определения сторон света:

А) направление течения реки; Б) компас;

В) звезды; Г) железная дорога;

Д) местные приметы; Е) часы;

Ж) направление ветра; З) собственная тень;

И) направление тропы в лесу; К) граница леса.

Чтобы выжить, надо преодолеть страх, надо справиться с ним.

Вот несколько практических советов.

1.Принимаем удобное положение, дышим глубоко, особенно выдох.

2.Спокойно осматриваем все, что нас окружает, мысленно сосредотачиваемся только на ближайших делах.

3.Говорим вслух, приободряя себя: « все будет хорошо!».

4.Борьбе со страхом способствует юмор, пошутите над своей ситуацией, найдите в ней смешной момент.

5.Есть старое хорошее правило: « надо побороть тревогу - работай!».

6.Есть и такой метод - если вам страшно и тяжело, найдите того, кому тоже страшно и помоги ему, приободри, успокой хотя бы словами.

Управлять своим страхом можно. Что помогает преодолеть страх и правильно действовать в опасной ситуации ( вспомните фильмы о выживании) - это знания и опыт( физические и волевые качества, знания и умения выживать).

Например, умение преодолеть такой неблагоприятный фактор, как холод.

Как можно бороться с холодом?

( одежда, физические упражнения, хорошее укрытие, костер)

Упражнения для согревания:

- активные взмахи руками и ногами, растирания, бег, прыжки

- любая физическая работа



4.Подведение итогов практической работы.

Анализ выполненной работы делает другая группа ( зачитывается инструкция, другая группа оценивает, задает вопросы).

Анализ работы по тестам ( объяснить выбор ответа).

5.Подведение итогов урока.

Если вы заблудились - это экстремальная ситуация.

Что надо делать - мы выяснили ( повторит …….)

Когда надо выходить самостоятельно? ( если заблудились сами, если есть хорошие ориентиры, если вы уверены в своих силах).

Один из таких примеров, когда необходимо было выходить самостоятельно, как это было сделано вы прочитаете в учебнике.

Домашнее задание.

Учебник 4.3 и Приложение 5, стр. 175

Д\б - написать инструкцию « Что делать, если заблудился в лесу».





© 2010-2022