Рабочая программа по ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кожинская средняя общеобразовательная школа»

д. Старо-Николаево




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Кожинская СОШ»

____________________М.Е.Захарова

«_____»________________2015 года









Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

для 5 класса

по ФГОС ООО













Составитель: Островский В.А.,

учитель ОБЖ








2015 - 2016 уч. год

Пояснительная записка


Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённая приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года

№ 1897.

А.Т. Смирнов «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе/[ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение», - 2-е изд. - М.; Просвещение, 2013год.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса ОБЖ в 5 классе в объёме 34 часа, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «Кожинская СОШ» на 2015 - 2016 учебный год.

Цели:

  • безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:

  • формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Для организации познавательной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:

  • Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, примеры из жизни, практические занятия.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником (анализ ситуации).

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов обучающихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе


Содержание программы, формы и методы работы позволяют достичь следующих результатов:

Личностные результаты


  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • умение оказывать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе

обучающиеся должны знать/понимать:

правила безопасного поведения на улицах и дорогах; правила пожарной безопасности и поведения при пожарах; правила безопасного поведения на воде; о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения; правила поведения в криминогенных ситуациях; правила поведения на природе; правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания; о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения; об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций; об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни; об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики; основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;

владеть навыками:

безопасного поведения на дорогах; действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявление бдительности при угрозе террористического акта; обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Содержание программы


Модульная система построения учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе

позволит более рационально распределить учебный материал.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Тема 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека.

  1. Город как среда обитания

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

  1. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

  1. Особенности природных условий в городе.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

  1. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

  1. Безопасность в повседневной жизни..

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера.

2.1.Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.

Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

2.2Пешеход. Безопасность пешехода.

Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

2.3.Пассажир. Безопасность пассажира.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

2.4.Водитель.

2.5.Пожарная безопасность.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

2.6.Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

Тема 3.Опасные ситуации природного характера.

3.1.Погодные явления и безопасность человека.

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

3.2.Безопасность на водоёмах.

Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

Раздел II.

Чрезвычайные ситуации.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

4.1.Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

4.3.Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера 7

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Раздел III.

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

5.1.Антиобщественное поведение и его опасность.

Антиобщественные ситуации - это явление направленное против норм и правил, установленных в обществе.

5.2.Обеспечение личной безопасности дома.Соблюдение правил безопасности дома позволяет ограничить возможности действий преступников. Правила поведения в опасных ситуациях, которые могут произойти в доме.

5.3.Обеспечение личной безопасности на улице.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

Тема 6. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.

6.1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

Экстремизм - это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые направлены против прав и свобод граждан.

6.2. Виды экстремистской и террористической деятельности.

Современный терроризм - это бесчеловечное, крайне жестокое, преступное, социальное явление.

6.3. Виды террористических актов и их последствия.

Виды: взрывы в местах массового скопления людей, захват воздушных и морских судов и заложников.

6.4. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Любое противоправное действие, противоправное поведение приводит к отрицательному отношению в обществе.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы здорового образа жизни.

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

7.1. О здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять своё время, как основная составляющая здорового образа жизни.

7.2.Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

7.3.Рациональное питание. Гигиена питания.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье.

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия).

Раздел V.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Тема 9. Первая помощь и правила её оказания.

9.1. Первая помощь при различных видах повреждений.

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома. 9.2.Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия)

Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой помощи:

  • при ушибах;

  • при ссадинах;

9.3.Первая помощь при отравлениях (практические занятия).

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой помощи при отравлениях.

По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой помощи при отравлении:

  • медикаментами;

  • препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.

8


© 2010-2022