РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ - 5 КЛАСС ФГОС

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Писаревская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании

школьного методического

объединения учителей естественно-математического цикла протокол №___

от «____»__________2014 г.

Руководитель ШМО:

________________ Е.Г. Рощихина

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

от «____» _________2014 г.

____________И.В. Ершова


Утверждено приказом:

директора

от «_____» ____________ 2014 г.

Приказ №____

____________директор школы

Е.П. Пермякова





Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса

на 2014-2015 учебный год

Срок освоения 5 лет



Составитель: Шелехова Вера Сергеевна

учитель ОБЖ





2014 г.

Пояснительная записка

к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности (5 класс)


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова с учётом нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;

3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013 г. стр.14-17.

Место предмета

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет с 5 по 9 класс, что предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • выработка у учащихся анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Результаты освоения учебного материала

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

1.В личностном направлении

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

2. В предметном направлении

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

3. В метапредметном направлении


  • Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Курс способствует для формирования у учащихся основных понятий об основных и чрезмерных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека. Курс вырабатывает у них сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, безопасности окружающих. Учащиеся приобретают способность сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей. Формируются у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы

Настоящая программа учитывает особенности класса. Рассчитана на ознакомление родителей с преподавателями курса ОБЖ в 5-9 классах в рамках ФГОС. Является рабочим материалом для перспективного и поурочного планирования учителем. Учитывается администрацией школы при проведении внутришкольного контроля.

Структура курса

Курс имеет следующую структуру:

Модуль 1 (M-1). Основы безопасности лично­сти, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безо­пасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи формирова­ния у учащихся индивидуальной системы здорового об­раза жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

После изучения каждого модуля выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситу­ации и т.д.

Содержание учебного предмета

Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода.

В предлагаемой курсе ОБЖ выделяют несколько разделов.

Модуль 1 (M-1). Основы безопасности лично­сти, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безо­пасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает в себя три раздела.

Раздел 1-2 (P-1-2). Основы комплексной безопасно­сти. Раздел рассчитан на 16 часов.

Глава 1. Человек, как среда его обитания, безопасность человека.

-Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни.

Глава2. Опасные ситуации техногенного характера.

-Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых условиях.

Глава 3. Опасные ситуации природного характера.

-Погодные явления и безопасность человека

-Безопасность на водоемах

Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

-Чрезвычайные ситуации природного характера

-Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Раздел 3 (Р-3). Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся. Рассчитан на 7 часов.

Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

-Антиобщественное поведение и его безопасность

-Обеспечение личной безопасности дома

-Обеспечение личной безопасности на улице

Глава 6. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

-Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи формирова­ния у учащихся индивидуальной системы здорового об­раза жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел 4 (Р-4). Основы здорового образа жи­зни. Составляет 6 часов.

Глава7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

-О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма-необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания.

Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

Раздел 5 (P-5). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Раздел рассчитан на 4 часа.

Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания.

-Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Первая помощь при отравлениях (практические занятия).



Тематический план на 5 класс

Наименование темы

Количество теоретических занятий

Количество практических занятий

Планируемые личностные, предметные, метапредметные результаты

1.

Человек, как среда его обитания, безопасность человека.

5

0

Личностные- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

Предметные - формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

Метапредметные- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии, умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2.

Опасные ситуации техногенного характера

6

0

Личностные - усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

Предметные- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

Метапредметные- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

3.

Опасные ситуации природного характера

2

0

Личностные- формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

Предметные- понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера;

Метапредметные- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2

0

Личностные - формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде; формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

Предметные- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Метапредметные освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

5.

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

3

0

Личностные- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам; усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Предметные - понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности

Метапредметные- формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.


6

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

4

0

Личностные- формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности. усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Предметные - формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

Метапредметные- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения; формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


7.

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.


3

0

Личностные -формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Предметные -понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные-умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


8.

Факторы, разрушающие здоровье

1

1

Личностные - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

Предметные- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью

Метапредметные- умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


9.

Первая помощь и правила ее оказания

1

2

Личностные формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;


Предметные- умение оказать первую помощь пострадавшим

Метапредметные- умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе


итого

31

3

Контрольно - оценочный блок


Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:

формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;

Методы обучения:

  1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

  2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);

  3. Эвристические - (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);

  4. Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Планируемые образовательные результаты обучающихся.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

1. Тестовые задания (7- 15 мин).

2. Устный опрос (7-15 мин)

4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)

Средства контроля и оценки результатов обучения:

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ - 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ - 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.

Средствами оснащения ОБЖ являются:

1. Учебно-методическая литература:

  • Конституция Российской Федерации

  • Правила дорожного движения Российской Федерации

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон «О гражданской обороне»

  • Закон «Об образовании»

  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»

  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Периодические издания

  • Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.

Учебная литература

  • Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы»

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы»

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-9 классы»

  • Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы»

  • Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности

  • Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»

  • Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе

  • Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»

  • Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов[1]

  • Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях

2. Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер

  • Цифровая фотокамера

  • Мультимедиапроектор

  • Экран настенный

3. Средства программного обучения и контроля знаний

  • Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»

  • Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»

  • Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

  • Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»

  • Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»

4. Макеты, муляжи, модели

  • Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе

  • Муляжи тела человека

5. Стенды, плакаты

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Криминогенные ситуации

  • Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи

  • Правила поведения при землетрясениях

  • Пожары, взрывы

  • Наводнения и затопления

  • Правила оказания первой помощи

  • Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

  • Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

  • Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)

  • Дорожные знаки

  • Пожарная безопасность

  • Безопасность в быту

  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

  • Активный отдых на природе

  • Опасные ситуации в природных условиях

  • Безопасность на воде

  • Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения

  • Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий

  • Правила безопасного поведения при землетрясении

  • Правила безопасного поведения при наводнении

  • Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте

  • Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте

  • Первая помощь при массовых поражениях

  • Правила транспортировки пострадавших

  • Безопасность дорожного движения

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

6. Средства индивидуальной защиты

  • Средства защиты дыхания

  • Ватно-марлевые повязки

  • Противопылевые тканевые маски

  • Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи

  • Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)

  • Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)

  • Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)

  • Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х х 14 см

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см

  • Шина фанерная длиной 1 м

  • Жгут кровоостанавливающий эластичный

7. Аудиовизуальные пособия

  • Учебные видеофильмы на цифровых носителях

  • Действия учащихся по сигналам ГО

  • Средства индивидуальной защиты

  • Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)

  • Гидродинамические аварии

  • Автономное существование человека в природных условиях

  • Оползни, сели, обвалы

  • Ураганы, бури, смерчи

  • Наводнения

  • Лесные и торфяные пожары

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Безопасность на воде

  • Безопасность на природе

  • Правила безопасного поведения в быту

  • Поведение при ситуации криминогенного характера

  • Правила безопасного поведения при землетрясениях

Правила поведения при угрозе возникновения






Календарно - тематическое планирование по ОБЖ 5 класс



№ модуля, раздела, темы


Наименование модулей, разделов

Количество часов

Календарные сроки

№ урока

Краткое содержание урока

Учебное пособие и ТСО

Характеристика основных видов деятельности ученика

Домашнее задание

Формы контроля

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 часа)



Разделы 1-2. Основы комплексной безопасности (16 часов)

Глава 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

5

1-я нед. сентября

1

Город как среда обитания.


Иллюстрации, дидактический материал

Изучение нового материала


§ 1.1

Рабочая тетрадь

№4-5


индивидуальная

2-я нед. сентября

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

Учебник

Комбинированный

§ 1.2


Рабочая тетрадь

№3-4


Индивидуальная, устный опрос по карточкам

3-я нед. сентября

3

Особенности природных условий в городе.

Учебник

Комбинированный

§ 1.3

Рабочая тетрадь

№3


Индивидуальный




4-я нед. сентября

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

Учебник

Комбинированный

§ 1.4

Рабочая тетрадь

№5-6


Индивидуальная. Устный опрос




1-я нед. октября

5

Безопасность в повседневной жизни.

Учебник

Комбинированный

§ 1.5

Рабочая тетрадь

№5


Индивидуальная . Тестирование

Глава 2

Опасные ситуации техногенного характера.

6

2-я нед. октября

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.


Иллюстрации, дидактический материал

Изучение нового материала

§ 2.1 Работа в дневниках безопасности

Индивидуальная. Устный опрос

3-я нед. октября

7

Пешеход. Безопасность пешехода.

Презентация. Видео-фильм

Комбинированный

§ 2.2 Индивидуальные задания

Фронтальная.

4-я нед. октября

8

Пассажир. Безопасность пассажира.

Презентация

Комбинированный

§ 2.3 Работа в дневниках безопасности, задания

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

1-я нед. ноября

9

Водитель.

Презентация

Комбинированный

§ 2.4

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

2-я нед. ноября

10

Пожарная безопасность.

Учебник, Иллюстрации

Комбинированный

§ 2.5 Работа в дневниках безопасности


3-я нед. ноября

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Презентация

Комбинированный

§ 2.6


Индивидуальная, устный опрос по карточкам

Глава 3

Опасные ситуации природного характера

2

4-я нед. ноября

12

Погодные явления и безопасность человека.

Презентация

Изучение нового материала

§ 3.1

Работа в дневниках безопасности

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

1-я нед. декабря

13

Безопасность на водоёмах.

Презентация

Комбинированный

§ 3.2

Работа в дневниках безопасности

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

Глава 4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

3

2-я нед. декабря

14

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Видеофильм

Изучение нового материала

§ 4.1

Работа в дневниках безопасности

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

3-я нед. декабря

15

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Презентация

Комбинированный

§ 4.2

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

4-я нед. декабря

16

Обобщение по разделам 1-2 «Основы комплексной безопасности».

Тесты

Обобщающий



повторение

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (8 часов)

Глава 5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

3

2-я нед. января

17

Антиобщественное поведение и его опасность.

Дидактический материал

Изучение нового материала

§ 5.1 Работа в дневниках безопасности

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

3-я нед. января

18

Обеспечение личной безопасности дома.

Учебник

Комбинированный

§ 5.2 Рабочая тетрадь

№4-5


Индивидуальная, устный опрос по карточкам

4-я нед. января

19

Обеспечение личной безопасности на улице.

Презентация, плакаты

Комбинированный

§ 5.3 Индивидуальные задания

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

Глава 6

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.

5

1-я нед. февраля

20

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

Презентация, видео-фильм

Изучение нового материала

§ 6.1 Индивидуальные задания

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

2-я нед. февраля

21

Виды экстремистской и террористической деятельности.

Презентация, видео-фильм

Комбинированный

§ 6.2 Рабочая тетрадь

№3

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

3-я нед. февраля

22

Виды террористических актов и их последствия.

Учебник

Комбинированный

§ 6.3

Рабочая тетрадь

№4


Индивидуальная, устный опрос по карточкам

4-я нед. февраля

23

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Учебник

Комбинированный

§ 6.4 Рабочая тетрадь

№3


Индивидуальная, устный опрос по карточкам

1-я нед. марта

24

Обобщение по разделу 3 «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации»

Тесты

Обобщающий

повторение

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 часов)

Глава 7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

3

2-я нед. марта

25

О здоровом образе жизни.

Учебник

Изучение нового материала

§ 7.1, тест

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

3-я нед. марта

26

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья.

Презентация

Комбинированный

§ 7.2 Индивидуальные задания

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

1-я нед. апреля

27

Рациональное питание. Гигиена питания.

Презентация

Комбинированный

§ 7.3


Индивидуальная, устный опрос по карточкам

Глава 8

Факторы, разрушающие здоровье.

3

2-я нед. апреля

28

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Учебник

Изучение нового материала

§ 8.1

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

3-я нед. апреля

29

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия).

Дидактический материал.

Комбинированный

§ 8.2

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

4-я нед. апреля

30

Обобщение по разделу 4 «Основы здорового образа жизни».

Индивидуальные карточки с заданиями

Обобщающий

повторение

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

Pаздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (4 часа)

Глава 9

Первая помощь и правила её оказания.

3

1-я нед. мая

31

Первая помощь при различных видах повреждений.

Презентация, видео - фильм

Изучение нового материала

§ 9.1

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

2-я нед. мая

32

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия)



Иллюстрации, дидактический материал

Комбинированный

§ 9.2 Индивидуальные задания

Индивидуальная, устный опрос по карточкам

3-я нед. мая

33

Первая помощь при отравлениях (практические занятия)




Презентация

Комбинированный

§ 9.3

Индивидуальная, устный опрос по карточкам


Итоговое занятие

1

4-я нед. мая

34

Защита рефератов, презентаций, видеоматериалов.

Презентации

Обобщающий


Индивидуальная, устный опрос по карточкам


Всего часов

34









© 2010-2022