- Преподавателю
- ОБЖ
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ - 5 КЛАСС ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ - 5 КЛАСС ФГОС
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шелехова В.С. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Писаревская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
школьного методического
объединения учителей естественно-математического цикла протокол №___
от «____»__________2014 г.
Руководитель ШМО:
________________ Е.Г. Рощихина
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
от «____» _________2014 г.
____________И.В. Ершова
Утверждено приказом:
директора
от «_____» ____________ 2014 г.
Приказ №____
____________директор школы
Е.П. Пермякова
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса
на 2014-2015 учебный год
Срок освоения 5 лет
Составитель: Шелехова Вера Сергеевна
учитель ОБЖ
2014 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова с учётом нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;
3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013 г. стр.14-17.
Место предмета
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет с 5 по 9 класс, что предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
-
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
-
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
-
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
-
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-
выработка у учащихся анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Результаты освоения учебного материала
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
1.В личностном направлении
-
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
2. В предметном направлении
-
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
-
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
-
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
-
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
-
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
-
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-
умение оказать первую помощь пострадавшим;
-
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
-
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
3. В метапредметном направлении
-
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
Познавательные УУД:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс способствует для формирования у учащихся основных понятий об основных и чрезмерных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека. Курс вырабатывает у них сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, безопасности окружающих. Учащиеся приобретают способность сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей. Формируются у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы
Настоящая программа учитывает особенности класса. Рассчитана на ознакомление родителей с преподавателями курса ОБЖ в 5-9 классах в рамках ФГОС. Является рабочим материалом для перспективного и поурочного планирования учителем. Учитывается администрацией школы при проведении внутришкольного контроля.
Структура курса
Курс имеет следующую структуру:
Модуль 1 (M-1). Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи формирования у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
После изучения каждого модуля выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
Содержание учебного предмета
Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода.
В предлагаемой курсе ОБЖ выделяют несколько разделов.
Модуль 1 (M-1). Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает в себя три раздела.
Раздел 1-2 (P-1-2). Основы комплексной безопасности. Раздел рассчитан на 16 часов.
Глава 1. Человек, как среда его обитания, безопасность человека.
-Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни.
Глава2. Опасные ситуации техногенного характера.
-Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых условиях.
Глава 3. Опасные ситуации природного характера.
-Погодные явления и безопасность человека
-Безопасность на водоемах
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
-Чрезвычайные ситуации природного характера
-Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Раздел 3 (Р-3). Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся. Рассчитан на 7 часов.
Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
-Антиобщественное поведение и его безопасность
-Обеспечение личной безопасности дома
-Обеспечение личной безопасности на улице
Глава 6. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства
-Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи формирования у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел 4 (Р-4). Основы здорового образа жизни. Составляет 6 часов.
Глава7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.
-О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма-необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания.
Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)
Раздел 5 (P-5). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Раздел рассчитан на 4 часа.
Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания.
-Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Первая помощь при отравлениях (практические занятия).
Тематический план на 5 класс
№
Наименование темы
Количество теоретических занятий
Количество практических занятий
Планируемые личностные, предметные, метапредметные результаты
1.
Человек, как среда его обитания, безопасность человека.
5
0
Личностные- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Предметные - формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
Метапредметные- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
2.
Опасные ситуации техногенного характера
6
0
Личностные - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Предметные- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Метапредметные- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
3.
Опасные ситуации природного характера
2
0
Личностные- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Предметные- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
Метапредметные- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
4.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
2
0
Личностные - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Предметные- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметные освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
5.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
3
0
Личностные- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Предметные - понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности
Метапредметные- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
6
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства
4
0
Личностные- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Предметные - формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
Метапредметные- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
7.
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.
3
0
Личностные -формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Предметные -понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Метапредметные-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8.
Факторы, разрушающие здоровье
1
1
Личностные - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Предметные- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью
Метапредметные- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9.
Первая помощь и правила ее оказания
1
2
Личностные формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Предметные- умение оказать первую помощь пострадавшим
Метапредметные- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
итого
31
3
Контрольно - оценочный блок
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
-
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
-
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
-
Эвристические - (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
-
Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ - 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ - 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1. Учебно-методическая литература:
-
Конституция Российской Федерации
-
Правила дорожного движения Российской Федерации
-
Семейный кодекс Российской Федерации
-
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации
-
Федеральный закон «О гражданской обороне»
-
Закон «Об образовании»
-
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
-
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
-
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
-
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
-
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Периодические издания
-
Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
-
Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы»
-
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы»
-
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-9 классы»
-
Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы»
-
Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
-
Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»
-
Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
-
Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
-
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов[1]
-
Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
2. Технические средства обучения
-
Мультимедийный компьютер
-
Цифровая фотокамера
-
Мультимедиапроектор
-
Экран настенный
3. Средства программного обучения и контроля знаний
-
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
-
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
-
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
-
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
-
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
4. Макеты, муляжи, модели
-
Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
-
Муляжи тела человека
5. Стенды, плакаты
-
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
-
Безопасность на улицах и дорогах
-
Криминогенные ситуации
-
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
-
Правила поведения при землетрясениях
-
Пожары, взрывы
-
Наводнения и затопления
-
Правила оказания первой помощи
-
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
-
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
-
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
-
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
-
Дорожные знаки
-
Пожарная безопасность
-
Безопасность в быту
-
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
-
Активный отдых на природе
-
Опасные ситуации в природных условиях
-
Безопасность на воде
-
Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
-
Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
-
Правила безопасного поведения при землетрясении
-
Правила безопасного поведения при наводнении
-
Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте
-
Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
-
Первая помощь при массовых поражениях
-
Правила транспортировки пострадавших
-
Безопасность дорожного движения
-
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
-
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
6. Средства индивидуальной защиты
-
Средства защиты дыхания
-
Ватно-марлевые повязки
-
Противопылевые тканевые маски
-
Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи
-
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
-
Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
-
Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
-
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
-
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х х 14 см
-
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см
-
Шина фанерная длиной 1 м
-
Жгут кровоостанавливающий эластичный
7. Аудиовизуальные пособия
-
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
-
Действия учащихся по сигналам ГО
-
Средства индивидуальной защиты
-
Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
-
Гидродинамические аварии
-
Автономное существование человека в природных условиях
-
Оползни, сели, обвалы
-
Ураганы, бури, смерчи
-
Наводнения
-
Лесные и торфяные пожары
-
Безопасность на улицах и дорогах
-
Безопасность на воде
-
Безопасность на природе
-
Правила безопасного поведения в быту
-
Поведение при ситуации криминогенного характера
-
Правила безопасного поведения при землетрясениях
Правила поведения при угрозе возникновения
Календарно - тематическое планирование по ОБЖ 5 класс
№ модуля, раздела, темы
Наименование модулей, разделов
Количество часов
Календарные сроки
№ урока
Краткое содержание урока
Учебное пособие и ТСО
Характеристика основных видов деятельности ученика
Домашнее задание
Формы контроля
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 часа)
Разделы 1-2. Основы комплексной безопасности (16 часов)
Глава 1
Человек, среда его обитания, безопасность человека.
5
1-я нед. сентября
1
Город как среда обитания.
Иллюстрации, дидактический материал
Изучение нового материала
§ 1.1
Рабочая тетрадь
№4-5
индивидуальная
2-я нед. сентября
2
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
Учебник
Комбинированный
§ 1.2
Рабочая тетрадь
№3-4
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
3-я нед. сентября
3
Особенности природных условий в городе.
Учебник
Комбинированный
§ 1.3
Рабочая тетрадь
№3
Индивидуальный
4-я нед. сентября
4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.
Учебник
Комбинированный
§ 1.4
Рабочая тетрадь
№5-6
Индивидуальная. Устный опрос
1-я нед. октября
5
Безопасность в повседневной жизни.
Учебник
Комбинированный
§ 1.5
Рабочая тетрадь
№5
Индивидуальная . Тестирование
Глава 2
Опасные ситуации техногенного характера.
6
2-я нед. октября
6
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
Иллюстрации, дидактический материал
Изучение нового материала
§ 2.1 Работа в дневниках безопасности
Индивидуальная. Устный опрос
3-я нед. октября
7
Пешеход. Безопасность пешехода.
Презентация. Видео-фильм
Комбинированный
§ 2.2 Индивидуальные задания
Фронтальная.
4-я нед. октября
8
Пассажир. Безопасность пассажира.
Презентация
Комбинированный
§ 2.3 Работа в дневниках безопасности, задания
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
1-я нед. ноября
9
Водитель.
Презентация
Комбинированный
§ 2.4
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
2-я нед. ноября
10
Пожарная безопасность.
Учебник, Иллюстрации
Комбинированный
§ 2.5 Работа в дневниках безопасности
3-я нед. ноября
11
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Презентация
Комбинированный
§ 2.6
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
Глава 3
Опасные ситуации природного характера
2
4-я нед. ноября
12
Погодные явления и безопасность человека.
Презентация
Изучение нового материала
§ 3.1
Работа в дневниках безопасности
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
1-я нед. декабря
13
Безопасность на водоёмах.
Презентация
Комбинированный
§ 3.2
Работа в дневниках безопасности
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
Глава 4
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
3
2-я нед. декабря
14
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Видеофильм
Изучение нового материала
§ 4.1
Работа в дневниках безопасности
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
3-я нед. декабря
15
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Презентация
Комбинированный
§ 4.2
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
4-я нед. декабря
16
Обобщение по разделам 1-2 «Основы комплексной безопасности».
Тесты
Обобщающий
повторение
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (8 часов)
Глава 5
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
3
2-я нед. января
17
Антиобщественное поведение и его опасность.
Дидактический материал
Изучение нового материала
§ 5.1 Работа в дневниках безопасности
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
3-я нед. января
18
Обеспечение личной безопасности дома.
Учебник
Комбинированный
§ 5.2 Рабочая тетрадь
№4-5
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
4-я нед. января
19
Обеспечение личной безопасности на улице.
Презентация, плакаты
Комбинированный
§ 5.3 Индивидуальные задания
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
Глава 6
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.
5
1-я нед. февраля
20
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.
Презентация, видео-фильм
Изучение нового материала
§ 6.1 Индивидуальные задания
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
2-я нед. февраля
21
Виды экстремистской и террористической деятельности.
Презентация, видео-фильм
Комбинированный
§ 6.2 Рабочая тетрадь
№3
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
3-я нед. февраля
22
Виды террористических актов и их последствия.
Учебник
Комбинированный
§ 6.3
Рабочая тетрадь
№4
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
4-я нед. февраля
23
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Учебник
Комбинированный
§ 6.4 Рабочая тетрадь
№3
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
1-я нед. марта
24
Обобщение по разделу 3 «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации»
Тесты
Обобщающий
повторение
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 часов)
Глава 7
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.
3
2-я нед. марта
25
О здоровом образе жизни.
Учебник
Изучение нового материала
§ 7.1, тест
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
3-я нед. марта
26
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья.
Презентация
Комбинированный
§ 7.2 Индивидуальные задания
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
1-я нед. апреля
27
Рациональное питание. Гигиена питания.
Презентация
Комбинированный
§ 7.3
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
Глава 8
Факторы, разрушающие здоровье.
3
2-я нед. апреля
28
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
Учебник
Изучение нового материала
§ 8.1
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
3-я нед. апреля
29
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия).
Дидактический материал.
Комбинированный
§ 8.2
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
4-я нед. апреля
30
Обобщение по разделу 4 «Основы здорового образа жизни».
Индивидуальные карточки с заданиями
Обобщающий
повторение
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
Pаздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (4 часа)
Глава 9
Первая помощь и правила её оказания.
3
1-я нед. мая
31
Первая помощь при различных видах повреждений.
Презентация, видео - фильм
Изучение нового материала
§ 9.1
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
2-я нед. мая
32
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия)
Иллюстрации, дидактический материал
Комбинированный
§ 9.2 Индивидуальные задания
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
3-я нед. мая
33
Первая помощь при отравлениях (практические занятия)
Презентация
Комбинированный
§ 9.3
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
Итоговое занятие
1
4-я нед. мая
34
Защита рефератов, презентаций, видеоматериалов.
Презентации
Обобщающий
Индивидуальная, устный опрос по карточкам
Всего часов
34